Рабочая программа внеурочной деятельности обучающихся начальной школы в условиях введения ФГОС НОО «Умное перышко»


Администрация города Дзержинска Нижегородской области
Управление образования Администрации города Дзержинска
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
“Средняя общеобразовательная школа №40”
(МБОУ “Средняя общеобразовательная школа №40”)
Принята УТВЕРЖДЕНА
Педагогическим советом приказом директора
МБОУ “Средняя МБОУ “Средняя
общеобразовательная школа №40” общеобразовательная школа №40”
протокол №1 от 03.09. 2012г. № 354п от 03.09.2012г.
Рабочая программа внеурочной деятельности обучающихся начальной школы
в условиях введения ФГОС НОО
«Умное перышко»

Авторы-разработчики:
Чичкина Елена Евгеньевна
учитель начальных классов,
Евдокимова Анастасия Алексеевна
учитель начальных классов,
Мальцева Татьяна Викторовна
учитель начальных классов,
Орлова Наталья Александровна,
учитель начальных классов,
Софронова Лариса Николаевна,
учитель начальных классов,
Клюквина Надежда Алексеевна,
учитель начальных классов,
Фирсова Татьяна Михайловна
Учитель начальных классов,
Крамшова Елена Юрьевна
Учитель начальных классов
г. Дзержинск, 2014г.
I. Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе программы для внеурочной деятельности младших школьников социального направления «Умное перышко» (программа клуба юных журналистов) Н. А. Страховой, учителя начальных классов МОУ «Новинская СОШ» Богородского района, в соответствии с требованиями ФГОС.
С поступлением в школу ребенок включается в социально значимую деятельность. Поэтому с первых дней его школьной жизни необходимо помогать младшему школьнику реализовать его общественную активность. Создание условий для активного включения детей в окружающую их социальную среду является главным предназначением и основой деятельности школьной газеты. Программа предусматривает развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, готовность слышать и слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь собственную, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Программа опирается на коллективные формы обучении, на передачу полученных знаний и взаимопомощь. Младшие школьники посредством ее учатся рассуждать, доказывать, взаимодействовать. Организация выполнения практических задании предполагает использование групповых видов работы.
Программа ориентирована на личностный подход, способствующий
становлению, самоопределению личности младшего школьника, выявлению и развитию его способностей. Содержательные аспекты личностно ориентированного подхода акцентируют внимание прежде всего на развитии личностно-смысловой сферы учащихся, которое происходит в сфере их интеллектуальных, нравственных, эстетических переживаний.
Программа не только позволяет познакомить младших школьников с процессом создания газеты, но направлена также и на развитие их речевых умений, необходимых для написания творческих работ. Именно творческая деятельность позволяет учащимся активно добывать знания и применять их.
Будучи направленной на развитие выразительной, воздействующей на ум и на чувства читателя и слушателя речи, такая работа призвана содействовать расширению лингвистического кругозора учащихся, воспитанию у них стилистического чутья, развитию и совершенствованию способностей создавать и оценивать тексты различной стилевой принадлежности.
В ходе работы решаются также межпредметные задачи, а именно — формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и воспитание гражданской позиции.
Курс разработан на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта и предназначен для использования во внеурочной деятельности учеников 1-4-х классов в объеме 2 академических часов в неделю (68 часов в год). В 1 классе в первом полугодии занятие длится 35 минут, со второго полугодия – 45 минут.
Школьная пресса в отечественном образовании всегда занимала достойное место. Школьные редакции выпускали тематические стенгазеты, газеты к праздникам, которые позволяли детям высказывать свои идеи, помогали лучше познать себя, окружающий мир. В процессе совместной деятельности по созданию газеты между представителями разных поколений учащихся устанавливались отношения сотрудничества и взаимопонимания, поскольку журналистика — это совместная деятельность ярких творческих личностей и коллективный труд. Компьютерные технологии открыли новые возможности для школьных СМИ.
Реализация программы способствует развитию интереса к этой профессиональной сфере у учащихся начальной школы. В процессе участия в ней ребенок должен продемонстрировать свои умения, свое дарование и воочию увидеть результат своей деятельности через активное участие в выпуске классных и школьных газет.
Цель программы — развитие социальных умений младших школьников в процессе освоения ими основами журналистскойдеятельности, воспитание ответственности за реализацию гражданской позиции, имеющей общественную значимость.
Задачи программы:
сформировать информационную компетентность учащихся, научить их использовать различные способы работы с источниками информации;
познакомить учащихся с ролью журналиста в современном мире;
создать условия для развития успешной личности, самореализации каждого учащегося, развития его творческих способностей с учетом индивидуальных особенностей;
формировать умение соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
развивать коммуникативную культуру личности, умения общаться, вести диалог, аргументировать свою точку зрения;
научить создавать публицистические тексты разных типов и жанров, адекватные замыслу, сфере и ситуации общения.
Основные идеи, принципы, подходы, реализуемые в программе
Принцип сотрудничества. Предполагает готовность к сотрудничеству и конструктивному решению возникающих проблем, способность работать в группах, парах.
Принцип индивидуализации. Предполагает учет индивидуальных особенностей обучающихся и в частности создании ситуации при организации занятии, в которых ученик может выполнять как индивидуальную творческую работу, так и рабочим и группе.
Коммуникативно-деятельностный подход. Предполагает речевую активность учащихся и их самостоятельность в выборе речевого поведения.
Личностно ориентированный подход. Способствует становлению, самоопределению, самоутверждению ребенка, выявлению и развитию его способностей и возможностей.
Методы и приемы деятельности
Реализация программы способствует развитию интереса к такой увлекательной профессиональной сфере, как журналистика, у учащихся школы. Занимаясь в соответствии с нею, ребенок должен продемонстрировать свои умения, свое дарование и, наконец, наглядный результат своей работы.
Необходимо учитывать, что для журналистской деятельности важное значение имеет умение подчинять свои высказывания четкой идее, облекать их в письменную форму, собирать и систематизировать материал на заданную тему, пользоваться черновиком, редактировать написанное.
Достижению поставленных целей может способствовать составление рабочих материалов, использование записных книжек, блокнотов корреспондента. В рабочих материалах, помимо накопления необходимых фактов, следует фиксировать слова, фразеологические словосочетания, которые понадобятся для раскрытия темы. Целесообразно предложить школьникам сделать синтаксические заголовки — словосочетания, помогающие наиболее точно и ярко выразить мысль автора; выделить предложения, с помощью которых может быть сделан зачин, выражена основная мысль или подведены итоги высказывания. Особое внимание учащихся следует обратить на взаимосвязь жанра и стиля.
Учащиеся должны помнить о том, что существуют газетные жанры, с которыми необходимо познакомиться, непосредственно изучая программу. Это жанры информационной группы: хроника,
краткая расширенная информация, интервью, отчет, зарисовка, путевые заметки, репортаж. В методическом аспекте очень важно показать юным журналистам возможность представления одного и того же материала в разных жанрах.
В школьной стенной печати периодически должны помещаться рецензии на художественные произведения, спектакли и телепередачи. Опыт написания рецензий учащиеся приобретают на занятиях. Особенностью проведения занятий по программе является объединение практической и теоретической работы посредством метода проектов, ролевых игр, решения проблемных ситуаций.
Организация выполнения практических заданий предполагает использование коллективных и индивидуальных форм работы.
Большое значение для формирования самостоятельности школьников имеет приобщение их к работе со справочной литературой. Необходимо выработать привычку обращаться к словарям и справочникам в трудных или сомнительных случаях написания слов, их произношения, выбора ударения, образования формы, раскрытия значения.
Формы организации занятий по программе
В основе работы клуба юных журналистов лежит педагогика сотрудничества. Работа по программе организуется с учетом познавательной инициативы ребенка и включает диспуты, поисковые и научные исследования, сбор информации, ее обработку, обсуждение, анализ, интерпретацию и т. д.
На практических занятиях происходит закрепление полученных знаний, выполняются упражнения, проводятся дидактические игры, помогающие группам в приготовлении их творческих работ.
В рекомендуемую структуру занятий могут быть включены следующие компоненты: эмоционально-творческая разминка; со здание проблемной ситуации; работа с источниками информации, их анализ и интерпретация; создание речевых высказываний, соответствующих различным публицистическим жанрам; презентации работ, рефлексия.
Ожидаемые результаты:
Обучающиеся должны овладеть:
социальными умениями, умениями общаться, вести диалог; знаниями правил вежливого общения со сверстниками и со взрослыми, аргументирования своей точки зрения, умениями выступать перед аудиторией;
знаниями основ истории журналистики;
умениями отбирать, систематизировать, сравнивать информацию из различных источников и работать с ней, выявлять интересные события и явления в повседневной жизни;
знаниями и умениями различать основные газетные жанры, грамотно излагать информацию, знанием основных правил редактирования текстов, публикации работ в школьных и районных газетах, на школьном сайте;
опытом взаимодействия и сотрудничества со сверстниками в группах, парах на принципах уважения, доверия, взаимопомощи.
Способы контроля результатов: наблюдение, защита творческих работ в различных формах, написание работ различных газетных жанров, публикация созданных материалов в школьной прессе.
II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 класс
№ Тема занятия Кол-во часов Из них
теория практика
1. Средства массовой информации 10 5 5
2. Печатные средства массовой информации 12 4 8
3. Современные детские журналы и газеты 39 15 24
4. Выпуск газеты 2 1 1
5. Репортаж 5 1 4
Итого: 68 26 42
2 класс
№ Тема занятия Кол-во часов Из них
теория практика
1. Средства массовой информации 9 6 3
2. Печатные средства массовой информации 8 5 3
3. Современные детские журналы и газеты 7 3 4
4. Выпуск газеты 2 1 1
5. Основные жанры газеты 27 9 18
6. Репортаж 3 1 2
7. Интервью 4 2 2
8. Редактирование текстов 8 4 4
Итого: 68 31 37
3 класс
№ Тема занятия Кол-во часов Из них
теория практика
1. Средства массовой информации 4 2 2
2. Печатные средства массовой информации 6 2 4
3. Его величество – Газета! 6 2 4
4. Золотые правила юного журналиста 13 6 7
5. Что поможет интересно написать? 10 5 5
6. Жанры журналистики 23 10 13
7. Редактирование текстов 6 2 4
Итого: 68 29 39
4 класс
№ Тема занятия Кол-во часов Из них
теория практика
1. Все о средствах массовой информации 6 3 3
2. Макет номера газеты 5 2 3
3. Жанры журналистики 12 6 6
4. Какая важная информация 2 1 1
5. Мы авторы репортажа 3 1 2
6 Интервью 10 3 7
7. Литературно-художественные жанры 8 3 5
8. Основные публицистические жанры 10 4 6
9. Редактирование текста 8 3 5
10. Выпуск итоговой газеты по курсу 4 1 3
Итого: 68 27 41
III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
класс
Средства массовой информации (10ч.). Какие трудные слова «средства массовой информации!». Радио- и телепередачи для детей.
Печатные средства массовой информации (12ч.).Мы идём в газетный киоск. Моя любимая газета.
Современные детские журналы и газеты (39ч.). Давайте познакомимся! Я – «Мурзилка»! Мой любимый журнал.
Выпуск газеты (2ч.). Коллективная итоговая работа по созданию первой стенной классной газеты.
Репортаж(5ч.).
класс
Средства массовой информации (9ч.)
Вспомним, что такое СМИ. Послушай эту передачу! Посмотри эту передачу!
Печатные средства массовой информации (8ч.)Мир газет и журналов. Мир газет и журналов. Знакомьтесь – моя любимая газета! Викторина «Газеты для детей».
Современные детские журналы и газеты. (7ч.) Знакомьтесь – мой любимый журнал! Викторина «А вы знаете журналы для детей?». Конкурс «СМИ — это не трудно!»
Выпуск газеты. (2ч).
Напишем заметку «Самый настоящий друг».
Основные жанры газеты. (27ч.)
Напишем заметку «Люблю я это время года!» Мы – художники- иллюстраторы на тему «Времена года». Напишем заметку «Я люблю мою школу!» Мы – художники- иллюстраторы на тему «Моя школа». Секреты умного лида.
Репортаж. (3ч.)
Я смогу сделать фоторепортаж?
Интервью. (4ч.)
Идем в библиотеку.
Редактирование текстов. (8ч.)
Деловая игра «Мы выпускаем стенную газету». Презентация газеты «Да здравствует газета! »
3 класс
Средства массовой информации (4 часа)
Мои любимые передачи телевидения, радио для детей.
Печатные средства массовой информации (6 часов).
Мои любимые периодические издания. Детские газеты и журналы.
Маленькая история большой газеты.
Его величество - Газета! (6 часов)
Газеты и журналы в школьной библиотеке.
«Золотые правила юного журналиста» (13 часов)
Правильно собери информацию!
Что поможет интересно написать? (10 часов)
Заголовок. Это важно?
Жанры журналистики (23часа)
Что такое жанры журналистики? Давайте вместе подумаем!
Заметка маленькая, да удаленькая.
Раз-вопросик, два - вопросик!
Очерк об интересном человеке.
Зарисовка «Любимый уголок малой родины».
Презентации зарисовок
Редактирование текстов (6 часов)
Деловая игра «Мы выпускаем стенную газету!»
Презентация газеты.
4 класс
Всё о средствах массовой информации (6 часа)
Какие они - древние газеты?
Путешествие в глубь веков.
Тайна крылатых сандалий Гермеса.
Какие они - древние газеты?
Макет номера газеты (5 часов)
Макет. Столбцы. Разворот.
Что такое вёрстка газеты?
Вёрстка. Правила вёрстки. Выворотка. Отбивка. Стиль.
Жанры журналистики (12 часов)
Жанр. Статья. Заметка. Очерк. Интервью. Эссе. Репортаж.
Информация. Заметка. Отчёт. Репортаж. Интервью.
Где взять тему?
Какая важная информация!(2 часа)
Источники информации : интервью, документы, записи личные наблюдения, справочная литература.
Мы авторы репортажа! (3 часа)
Репортаж «Пришел, увидел- написал!»
Интервью (10 часов)
Формы интервью. Интервью « Раз-вопрос, два-вопрос!»
Интервью не просто беседа.
«Правила речевого этикета или что мы можем себе позволить?
Конкурс на лучшее интервью.
Литературно-художественные жанры (8 часов)
Зарисовка. Пейзажная зарисовка. Литературный портрет. Очерк
Портретный очерк.
Очерк. Портрет. Характеристика главного героя.
Путевой очерк
Очерк. Путешествие.
Основные публицистические жанры (10 часов)
Заметка
Заметка. Тема заметки.
Статья. - Всем обо всём!
Статья. Тема статьи.
Эссе.
Такой интересный лид!
Редактирование текста (8 часов)
Редактор. Правила редактора.
Защита и презентация творческой работы
Выпуск итоговой газеты по курсу (4 часа)
Презентация газеты.
Основные методы сбора информации: печатные источники, Интернет, изучение документов, записи, личные наблюдения, справочная литература.
IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
1 класс
№ п/п Раздел, тема Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса Методический и дидактический материал Техничес-кое оснащение занятий Форма занятий Форма подведения итогов
Средства массовой информа-цииСловесные,
объяснительно-иллюстративные, творческие Тематические стенды, картины, печатные источники, Интернет книги. Мульти-медиапроектор, слайды Беседа. Перекрестная дискуссия Беседа, наблю-дениеПечатные средства массовой информа-цииСловесные,
объяснительно-иллюстративные, творческие Тематические стенды, картины, печатные источники, Интернет книги. Мульти-медиапроектор, слайды Беседа. Выступления детей. Викторина. Работа в группах.
Практическое занятие Беседа, рисунки детей.
Современные детские журналы и газеты! Словесные,
объяснительно-иллюстративные, репродуктивные Тематические стенды, картины, печатные источники, Интернет книги. Мульти-медиапроектор, слайды Выступления детей. Беседа. Практическое занятие Викторина Беседа, наблю-дение,
рисунки детей
Выпуск газеты Словесные,
объяснительно-иллюстративные, творческие Тематические стенды, картины, книги. Мульти-медиапроектор, слайды Презентация
радиопередач Наблю-дение, защита творческих работ
Репортаж Словесные,
объяснительно-иллюстративные, творческие Тематические стенды, картины, печатные источники, Интернет книги. Мульти-медиапроектор, слайды Практическое занятие Беседа, наблю-дение2 класс
№ п/п Раздел, тема Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса Методический и дидактический материал Техничес-кое оснащение занятий Форма занятий Форма подведения итогов
1. Средства массовой информа-цииСловесные,
объяснительно-иллюстративные, творческие Тематические стенды, картины, печатные источники, Интернет книги. Мульти-медиапроектор, слайды Беседа. Перекрестная дискуссия Беседа, наблю-дение2. Печатные средства массовой информации Словесные,
объяснительно-иллюстративные, творческие Тематические стенды, картины, печатные источники, Интернет книги. Мульти-медиапроектор, слайды Беседа. Выступления детей. Викторина. Работа в группах Практическое занятие Беседа, рисунки детей.
3. Современные детские журналы и газеты! Словесные,
объяснительно-иллюстративные, репродуктивные Тематические стенды, картины, печатные источники, Интернет книги. Мульти-медиапроектор, слайды Выступления детей. Беседа. Практическое занятие Викторина Беседа, наблю-дение,
рисунки детей
4. Выпуск газеты Словесные,
объяснительно-иллюстративные, творческие Тематические стенды, картины, книги. Мульти-медиапроектор, слайды Презентация
радиопередач Наблю-дение, защита творческих работ
5. Основ-ные жанры газеты Словесные,
объяснительно-иллюстративные, творческие Тематические стенды, картины, печатные источники, Интернет книги. Мульти-медиапроектор, слайды Практическое занятие.
Творческая
работа Беседа, наблю-дение, защита творческих работ
Репортаж Словесные,
объяснительно-иллюстративные, творческие Тематические стенды, картины, печатные источники, Интернет книги. Мульти-медиапроектор, слайды Практическое занятие Беседа, наблю-дениеИнтер-вьюСловесные,
объяснительно-иллюстративные, творческие Тематические стенды, картины, книги. Мульти-медиапроектор, слайды Практичес-кое занятие. Игра «Вопросы-крючочки» Беседа, наблю-дениеРедактирование текстов Словесные,
объяснительно-иллюстративные, творческие Тематические стенды, картины, печатные источники, Интернет книги. Мульти-медиапроектор, слайды Практическая работа со справочниками, со словарями. Практическое занятие по выпуску стенной газеты. Работа в группах Беседа, рисунки детей. Презентация, защита творческих работ наблюдение
3 класс
№ п/п Раздел, тема Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса Методический и дидактический материал Техничес-кое оснащение занятий Форма занятий Форма подведения итогов
1 Средства массовой информа-цииСловесные,
объяснительно-иллюстративные, творческие Тематические стенды, картины, печатные источники, Интернет книги. Мульти-медиапроектор, слайды Беседа. Перекрестная дискуссия Беседа, наблю-дение2 Печатные средства массовой информа-цииСловесные,
объяснительно-иллюстративные, творческие Тематические стенды, картины, печатные источники, Интернет книги. Мульти-медиапроектор, слайды Беседа. Выступления детей. Викторина. Работа в группах.
Практическое занятие Беседа, рисунки детей.
3 Его величест-во – Газета! Словесные,
объяснительно-иллюстративные, репродуктивные Тематические стенды, картины, печатные источники, Интернет книги. Мульти-медиапроектор, слайды Выступления детей. Беседа. Практическое занятие Викторина Беседа, наблю-дение,
рисунки детей
4 Золотые правила юного журналис-таСловесные,
объяснительно-иллюстративные, творческие Тематические стенды, картины, книги. Мульти-медиапроектор, слайды Презентация
радиопередач Наблю-дение, защита творческих работ
5 Что поможет интересно написать? Словесные,
объяснительно-иллюстративные, творческие Тематические стенды, картины, печатные источники, Интернет книги. Мульти-медиапроектор, слайды Практическое занятие Беседа, наблю-дение,
защита творчес-ких работ
6 Жанры журналис-тикиСловесные,
объяснительно-иллюстративные, творческие Тематические стенды, картины, печатные источники, Интернет книги. Мульти-медиапроектор, слайды Беседа. Перекрестная дискуссия Беседа, наблю-дение7 Редактиро-вание текстов Словесные,
объяснительно-иллюстративные, творческие Тематические стенды, картины, печатные источники, Интернет книги. Мульти-медиапроектор, слайды Беседа. Выступления детей. Викторина. Работа в группах.
Практическое занятие Беседа, рисунки детей,
защита творчес-ких работ
класс
№ п/п Раздел, тема Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса Методический и дидактический материал Техничес-кое оснащение занятий Форма занятий Форма подведения итогов
1 Все о средствах массовой информации Словесные,
объяснительно-иллюстративные, творческие Тематические стенды, картины, печатные источники, Интернет книги. Мульти-медиапроектор, слайды Беседа. Перекрестная дискуссия Беседа, наблю-дение2 Макет номера газеты Словесные,
объяснительно-иллюстративные, творческие Тематические стенды, картины, печатные источники, Интернет книги. Мульти-медиапроектор, слайды Беседа. Выступления детей. Викторина. Работа в группах.
Практическое занятие Беседа, рисунки детей.
3 Жанры журналисти-киСловесные,
объяснительно-иллюстративные, репродуктивные Тематические стенды, картины, печатные источники, Интернет книги. Мульти-медиапроектор, слайды Выступления детей. Беседа. Практическое занятие Викторина Беседа, наблю-дение,
рисунки детей
4 Какая важная информация Словесные,
объяснительно-иллюстративные, творческие Тематические стенды, картины, книги. Мульти-медиапроектор, слайды Презентация
Радиопере-дачНаблю-дение, защита творческих работ
5 Мы авторы репортажа Словесные,
объяснительно-иллюстративные, творческие Тематические стенды, картины, печатные источники, Интернет книги. Мульти-медиапроектор, слайды Практическое занятие Беседа, наблю-дение,
защита творческих работ
6 Интервью Словесные,
объяснительно-иллюстративные, творческие Тематические стенды, картины, печатные источники, Интернет книги. Мульти-медиапроектор, слайды Беседа. Перекрестная дискуссия Беседа, наблю-дение защита творчес-ких работ,
7 Литературно-художественные жанры Словесные,
объяснительно-иллюстративные, творческие Тематические стенды, картины, печатные источники, Интернет книги. Мульти-медиапроектор, слайды Беседа. Выступления детей. Викторина. Работа в группах.
Практическое занятие Беседа, рисунки детей,
защита творчес-ких работ
8 Основные публицистические жанры Словесные,
объяснительно-иллюстративные, репродуктивные Тематические стенды, картины, печатные источники, Интернет книги. Мульти-медиапроектор, слайды Выступления детей. Беседа. Практическое занятие Викторина Беседа, наблю-дение,
рисунки детей,
защита творчес-ких работ
9 Редактирова-ние текста Словесные,
объяснительно-иллюстративные, творческие Тематические стенды, картины, книги. Мульти-медиапроектор, слайды Презентация
радиопередач Наблю-дение, защита творчес-ких работ
10 Выпуск итоговой газеты по курсу Словесные,
объяснительно-иллюстративные, творческие Тематические стенды, картины, печатные источники, Интернет книги. Мульти-медиапроектор, слайды Практическое занятие Защита творчес-ких работ
Vi. Список литературы
Агафонова А.Ю. Методы профильной подготовки будущих журналистов. –М., 2001
Олешко В.Ф. Журналистика как творчество. – М., 2003
Ворошилов В.В. Журналистика. – М., 2000
Кашлева Н.В. Пресс-клуб и школьная газета. – М., 2009
Спирина Н.А. Журналистика в школе. – М., 2010
Якимович Ю.К. Мир печати. – М., 2000
Детская и юношеская самодеятельная пресса (теория и практика). Сборник
Гринёва Л.Н. Как организовать в школе выпуск газеты. – М., 2004
Гуревич П. Газета: вчера, сегодня, завтра. – М., 2004