Разработка занятия на тему: Жанр интервью


Тема занятия: «Жанр интервью».
Цель: Изучение жанра журналистики - интервью.
Задачи:
- Дать понятие об интервью как о жанре публицистики;
- Познакомить с видами интервью;
- Создать ситуацию для использования учащимися теоретических знаний на практике;
- Развить умение грамотно составлять вопросы для интервью;
- Развить умение вести диалог с разными людьми;
- Воспитать терпимое отношение к мнению собеседника;
- Воспитать культуру общения в подростковой среде;
- Сформировать образ культурной, всесторонне развитой личности;
Оборудование и материалы: мультимедийный проектор, компьютер.
Дидактическое оснащение: презентация «Жанр интервью».
Методы и приемы: словесные, наглядные, практические.
Урок рассчитан на два академических часа.
План занятия:
Организационная часть. (3 мин.)
Знакомство с новым материалом. (30 мин.)
Практическая работа. (40 мин.)
Подведение итогов занятия. (7 мин.)
Ход занятия:
Организационная часть.
1 слайд.
- Здравствуйте ребята! Тема нашего урока: «Жанр интервью», наверняка многие из вас знакомы с этим жанром публицистики. Просматривая новостные телепередачи, мы можем почти в каждом сюжете увидеть, как корреспонденты опрашивают очевидцев происшествий, деятелей науки, ученных. Сегодня вы узнаете, какие бывают виды интервью, как к нему лучше подготовиться и какие вопросы лучше не задавать.
2. Знакомство с новым материалом.
 2 слайд.
Интервью – это информационный жанр журналистики.
Интервью - метод получения сведений путем общения с людьми.
Интервью - это разговор журналиста с собеседником, предназначенный для средств массовой информации; журналист задает вопросы, а собеседник на них отвечает.
Журналист - интервьюер, собеседник - интервьюируемый. Интервьюировать - взять интервью у кого-либо.
На языке телевизионщиков интервью называю синхронном.

3 слайд.
Виды интервью.
Информационное интервью - наиболее ходовой вид, нацеленный на сбор материала для новостей.
Аналитическое интервью. Если информационное интервью несет в себе лишь сообщение о факте, отвечая на вопросы: кто? Что? Где? Когда? то аналитическое интервью, кроме того, содержит и анализ факта, отвечая при этом на вопросы: почему? Каким образом? Что это значит? и т.д. Роль автора аналитического интервью заключается, прежде всего, в том, что своими вопросами он задает направление анализа, который обычно осуществляет само интервьюируемое лицо.
Оперативное интервью - разновидность информационного, только в еще более сжатом варианте. К примеру, в сюжет о пожаре включается высказывание начальника пожарной службы о статистике и причинах городских пожаров. Такие оперативные высказывания экспертов, специалистов в какой-либо области по весьма конкретным поводам являются обязательной составляющей новостных материалов печати, информационных сюжетов радио или телевидения.
Интервью-расследование проводится с целью глубинного изучения какого-либо события или проблемы.
Портретное интервью (еще на манер художников говорят: «профиль»), напротив, сфокусировано на одном герое, однако предварительно для подготовки желательно провести не одну встречу с людьми заинтересованными, близкими или, наоборот, со сторонними наблюдателями. Героем такого интервью может стать человек, который проявил себя в какой-либо сфере общественной жизни и привлекает интерес широкой публики.
4 слайд.
Определение целей интервью.  От того, насколько ясны цели интервью, зависит успех всех последующих шагов. Задуманное и предложенное вами или запланированное редакцией интервью надо «проверить на прочность», поставив перед собой несколько вопросов, ответы на которые во многом прояснят ваши целевые установки.
 
Зачем вы хотите взять интервью?
Каких результатов хотите достичь?
Почему для решения этих задач вы выбрали именно этого собеседника?
Интересен ли он лично вам?
Есть ли к нему интерес у широкой публики?
5 слайд.
Работа над интервью делится на три этапа: подготовка, беседа, написание материала.
Первый этап - подготовка к интервью:
• выбор темы;
• выбор собеседника, соответствующего теме интервью;
• составление примерного списка вопросов;
• определение способа записи ответов.
И, конечно же, необходимо узнать о том, согласны ли вам дать интервью.
6 слайд.
Вопросы, которые задает журналист своему собеседнику, условно можно разделить на несколько типов: общие, конкретные, альтернативные, закрытые, уточняющие, фильтрующие.
• Общие - вопросы на очень широкую тему, не направленные на какой-либо определенный ответ. Расскажите о ваших планах на будущее. Поделитесь своими впечатлениями о спектакле.
• Конкретные - вопросы на узкую тему, они противопоставлены общим. В какое кино ты ходил вчера вечером? Что ты будешь делать сегодня днем?
• Альтернативные - вопросы, предполагающие выбор между двумя готовыми ответами. Вы сегодня пойдете в кино или на дискотеку?
• Закрытые - требуют одного из двух возможных ответов: да или нет. Есть ли у тебя попугай?
• Уточняющие - задаются после конкретных, альтернативных или закрытых вопросов, если информация, содержащаяся в предыдущих ответах была недостаточно полной.
- Правда ли говорят, что Вы большой знаток русской поэзии «Серебряного века»?
• Фильтрующие. Эти вопросы задаются для того, чтобы проверить правду ли говорит собеседник.
Советы начинающим интервьюерам.
• вопросы, задаваемые собеседнику, должны быть понятны и конкретны;
• никогда не спрашивайте о том, что и так известно;
• спрашивайте только о том, что вам самому, как читателю, интересно узнать;
• не задавайте неэтичных вопросов;
• старайтесь избегать стандартных вопросов;
• собеседник, которого вы выбрали, должен представлять интерес для читателя.
7 слайд.
Второй этап - беседа:
• беседа начинается со знакомства, если вы видите собеседника впервые, вначале вы должны представиться сами;
• первый вопрос, который вы зададите собеседнику, пусть будет общим, вы сможете установить насколько собеседник общителен, какое у него настроение;
• в конце беседы поблагодарите собеседника и договоритесь с ним о встрече для согласования интервью;
• необходимо продумать последовательность задаваемых вопросов.
Практические рекомендации
• существует информация, которая требует тщательной перепроверки, например: биографические данные, всевозможные даты, наименования учреждений и др.; это можно сделать прямо во время беседы, поэтому не бойтесь переспрашивать, уточнять;
• старайтесь не перебивать собеседника во время разговора;
• обязательно задавайте уточняющие вопросы, если в этом есть необходимость;
• постарайтесь расположить к себе собеседника.
8 слайд.
Третий этап - написание материала:
• расшифровка интервью, запись на чистовиках всех вопросов и ответов;
• редактирование; необходимо решить, все ли вопросы и ответы интересны, актуальны, выстроить текст логически, исправить стилистические ошибки;
• написать вступление; оно может быть разным, в зависимости от цели, которую поставил себе журналист.
План текста интервью
• Вступление. Журналист представляет собеседника, знакомит читателя с ним. Необходимо указать имя, отчество, фамилию, полное наименование должности собеседника.
• Основная часть. Вопросы и ответы, оформляющиеся в форме диалога.
• Заключение. Существует два вида: авторское (журналист сам подводит итоги беседы), собеседника (заключением является последний ответ, ставящий логическую точку в разговоре).
Перемена 10 мин.
3 этап. Практическая работа.
Упражнение «Расскажи о себе» (15 мин.)
Цель: развитие умения вести диалог.
Задание: А сейчас, предлагаю разделиться на пары. За 5 минут вам предстоит спросить собеседника о его хобби, мечтах, семье, домашних питомцах и т.д. Затем вам нужно будет рассказать о своем собеседнике как можно больше информации.
Упражнение «Личные качества» (15 мин.)
Цель: выявить личные качества которые могут помешать или помочь будущему корреспонденту.
Задание: От того, как вы пообщаетесь, наладите контакт, сможете войти в доверие к человеку зависит качество полученной информации. Давайте в течении нескольких минут заглянем в себя и проанализируем свои личностные качества. Запишите на листе 10 качеств, которые помогают брать интервью и 10 которое мешают.
Упражнение «Пресс-конференция» (15 мин.)
Цель: развитие умения составить и грамотно сформулировать вопросы.
Задание: Из группы выбирается один учащийся, который компетентен в одной, конкретной теме. Например: футбол, рыбалка, физика. Он становится экспертом, а остальные учащиеся группой журналистов. Задача «журналистов» – задавать вопросы по теме, задача «эксперта» - отвечать на них. Эксперты меняются через 5 минут.
4 этап. Подведение итогов.
Наше занятие подходит к завершению. Поэтому, предлагаю закрепить пройденный материал.
- Какие виды интервью существуют?
- Из каких этапов состоит подготовка к интервью?
- Какие типы вопросов вы можете назвать?
- Вам понравилось брать интервью?