Урок по журналистике на тему Интервью как жанр журналистики
Интервью как жанр журналистики
ОпределениеИнтервью особый информационный жанр журналистики, представляет собой диалог корреспондента и героя публикации. Иначе интервьюера и интервьюируемого. Интервью жанр оригинальный, в связи с этим оно и оформляется особым образом. Тогда как заметка, расширенная информация несколько схожи (вопросы, подробности). В интервью вы записываете свой вопрос и дословно ответ героя. Но структура интервью включает и другие компоненты.Виды интервью (классификация)
Информационное. Что? где? когда?
Аналитическое. Почему? с какой целью? что это значит?
Портретное. Кто? Что? Какой? Какая? С кем? О ком ? и проч.
Ответы информационного интервью не всегда могут быть лаконичными, тем не менее они преследуют одну цель: проинформировать читателя о предмете авторского интереса, а не проанализировать его. Это своего рода анкета.Структура интервьюВведение (шапка): обычно оформляется курсивом либо полужирным шрифтом. Здесь указывается: информационный повод, тема интервью, обосновывается выбор темы; сообщается фамилия, имя, отчество героя, должность, социальное положение.Собственно интервью ваши вопросы, ответы героя.Вывод, завершение: формулировка основной мысли материала, идеи, ваши комментарии встречи. Этот элемент факультативен. Могут присутствовать и такие элементы интервью: биографическая справка, сообщение о достижениях героя, возможно выделены его мнения по каким-либо актуальным, интересным вопросам. (показать на примерах) Как готовиться к интервью?1. Договориться о встрече в удобное для вас и вашего героя время. Лучше на нейтральной территории. Героя обязательно предупредить о видеосъемке.2. Заранее просмотреть информацию о вашем герое, чтобы не попасть впросак с вопросами и расположить его к себе (очень сложно завоевать симпатию человека).3. Вопросы составляются заранее. Выстраиваются в определенном, логическом порядке. Возможно, во время интервью порядок нарушится, появятся новые вопросы, отпадут уже заготовленные. Здесь главное держать нить беседы: вы должны вести героя, а не он вас. Помните, что у любого интервью должна быть тема. И вопросы этой теме должны соответствовать.Возможно также не встречаться лично, а, аккуратно оформив вопросы, передать герою. Затем забрать ответы на них.4. Завизировать текст у героя, собеседника.5. Во время интервью ваш собеседник возможно захочет кое-что скрыть. Настаивайте на его ответе. Не нужно переубеждать собеседника, если вы не принимаете его точки зрения.6. Гете заметил: «Каждый слышит то, что понимает». Чтобы не было ошибок, переспрашивайте, уточняйте. (Помните ли те фразы, которые мы записывали, говоря о достоверности и доверии читателей: «Верно ли я понял...», «Вы сказали, что...»? Какие еще фразы можно использовать? «Согласны ли вы с тем, что...», «Прав ли я, считая...»)8. Готовясь к интервью, помните еще, что сказал Лорд Морли. «В речи имеют значение только три вещи кто говорит, как говорит, что говорит. И из этих трех вещей наименьшее значение имеет третье». Это к тому, что в интервью вам надо стараться передать особенность речи, мышления собеседника, раскрыть его перед читателями как специалиста и человека.
Психология проведения интервью
Самый первый этап любого интервью – это, конечно, подготовка к нему.
Позицию интервьюера можно выразить примерно следующей формулой: я знаю, что
ты знаешь, чего не знаю я. Интервьюер не имеет права начинать разговор без
предварительной подготовки к нему. Конечно, он в праве не знать каких-то
тонкостей, но предварительное выяснение общих обстоятельств – вежливость
журналиста по отношению к интервьюируемому. Однако тут существует
определенная степень риска впасть в притворство, то есть знать все
настолько хорошо, что интервью будет носить условный характер. Но с другой
стороны, глубокое знание предмета позволяет журналисту вести более
содержательный разговор, направлять его в нужное русло, находить детали,
известные лишь самому собеседнику.
Важную роль в процессе интервью играют вопросы. Здесь важно помнить
следующее:
1. вопросы должны быть ясными. Если собеседник не понял вопроса, то
виноват журналист, а не собеседник. Чтобы вопрос был ясен собеседнику,
его должен понимать, прежде всего, сам интервьюер.
2. не следует допускать односложных ответов. Вопросы, предполагающие
односложные ответы могут быть использованы в редких случаях в радио и
телепередачах, но только тогда, когда это позволяет ведущему избежать
подробного представления гостя, или если журналист хочет, чтобы
собеседник вынес решающее суждение, подытожил мысль.
3. задавая вопросы, необходимо помнить о корректности и уважении к
собеседнику. Этическое чувство должно подсказывать журналисту не
прозвучит ли его вопрос слишком щекотливо. Необходимость предвидеть
реакцию интервьюируемого есть проявление профессионального уважения к
партнеру.
4. вопрос должен быть интересен.
Кухня интервью: структура, вопросы, приемы
Типы вопросов в интервью (открытее, закрытые, теоретические, наводящие и др.); принципы классификации вопросов.
Стили проведения интервью: слушать или говорить?
Слои личности интервьюируемого и блоки интервью «под них»: оценка ценностей и убеждений, способностей и квалификации, поведения и потенциала его трансформации, мотивации и мотиваторов и др.
Структура коммуникативного информационного обмена; фильтры восприятия (карта и территория).
Конгруэнтность, трехуровневая модель восприятия и передачи обратной связи, управление собственными эмоциями в процессе коммуникации.
Динамика интервью; этапы построения контакта.
Детектор лжи («электрический стул»).
Практикум 1:
1.Анализ видеофрагментов, текстов готовых интервью с целью определения целей интервью;
2. Моделировании основных тематических блоков интервью: ценности, убеждения, способности, квалификация, поведение, мотивация и др.
ГРУППОВОЕ ИНТЕРВЬЮ
О различиях между групповым и индивидуальным интервью известно недостаточно. Рассмотрение относительных преимуществ и недостатков группового интервью
7.1. Условия проведения группового интервью
7.1.1. Размер группы
Размер группы определяется двумя соображениями: 1)группа не должна быть настолько большой, чтобы стать неуправляемой, что помешает участию в интервью большинства ее членов; 2) не должна быть настолько маленькой, чтобы быть не в состоянии обеспечить существенно больший охват, чем интервью с одним человеком. Оптимальный размер группы составляет примерно 10-12 человек.
7.1.2. Состав группы
Социальная и интеллектуальная гомогенность обеспечивает эффективное участие всех членов группы. Возможно, наиболее важной является гомогенность по образовательному признаку.
7.1.3. Подготовка места
Наиболее благоприятной для получения полных и спонтанных сообщений является модель "круглого стола", где интервьюер располагается как один из членов группы. Следует избегать модели "классной комнаты", где интервьюер занимает место "учителя", а респонденты - "студентов".
7.2. Преимущества группового интервью
7.2.1. Ослабление напряженности
По мере того как каждый член группы делает сообщения личного характера, происходит установление группового стандарта свободного общения. Выражение интереса со стороны интервьюера способствует ослаблению напряженности.
7.2.2. Расширение полноты ответа
Групповое интервью очевидно обеспечивает больший охват, чем индивидуальное.
7.2.3. Активизация забытых деталей
Общение в группе служит для восстановления в памяти каждого участника подробностей, которые в противном случае не были бы припомнены.
7.3. Недостатки группового интервью
7.3.1. Реакции на ситуацию интервью
Общение в группе может породить противоречия или дискуссию, не связанные со стимульной ситуацией. Интервьюер вновь направляет внимание на обсуждаемую ситуацию. "Эффект лидера". Разговорчивые члены группы могут занять роль "лидера" в групповом интервью. В результате: 1) остальные члены группы ориентируются на "лидера" и сообщают о реакциях, сходных с его; 2) некоторые лидеры могут монополизировать дискуссию; 3) лидер может структурировать стимульную ситуацию для остальных.
7.3.2. Прерывания
Групповая дискуссия может иногда прерываться кем-то из членов
Заголовок 315