Программа дополнительного образования Основы журналистики
Департамент образования администрации города Новый Уренгой
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Дом творчества и туризма юных «Дружба»
Принята на заседании
Методического (педагогического) совета
От «____» ________________20___г.
Протокол № _______________
Утверждаю
Директор МБУ ДО «ДТТЮ «Дружба»
_______________________ Капитонова Е.В.
«___» _______20___г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
культурологической направленности
«Основы журналистики»
Возраст обучающихся: 10-17 лет
Срок реализации: 3 года
Автор-составитель:
Сухляк Ольга Ростиславовна,
педагог дополнительного образования
г. Новый Уренгой, 2016.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
О светлом будущем заботятся политики,
о светлом прошлом – историки,
о светлом настоящем – журналисты.
Жарко Петан.
В воспитании и образовании молодого поколения особую, ни с чем несравнимую роль играют средства массовой информации. Они серьёзно воздействуют на их жизненные идеалы и ценности; как источник социальной информации они определяют, формируют не только видение мира и восприятие других людей, но и отношение к обществу. Поэтому сосуществование образовательной системы и детского СМИ должно быть плодотворным, а их взаимодействие является мощным фактором социального развития подрастающего поколения.
Базовым материалом при создании дополнительной общеразвивающей программы «Основы журналистики» в определении педагогической концепции, стало пособие для педагогов дополнительного образования, учителям общеобразовательных организаций и др., преподающим основы журналистики «Журналистика в школе» Н.А. Спириной и «Пресс-клуб и школьная газета» Н.В. Кашелевой, утверждённые Управлением воспитания дополнительного образования детей и молодёжи Министерства образования Российской Федерации и рекомендованные для использования в системе дополнительного образования детей.
Актуальность дополнительной общеразвивающей программы культурологической направленности «Основы журналистики» по обучению теории и практике журналистского дела связана с решением такого блока задач общеобразовательной организации, как социально-творческое развитие личности, профессиональная ориентация, социализация и личностное становление детей и подростков. Введение данной программы обусловлено тем, что определённый круг обучающихся стремится развить в себе умения, способности необходимые для настоящего журналиста. Занятия по программе «Основы журналистики» предполагают личностно ориентированный подход, который учитывает личностные особенности обучающихся и учит их свободно и творчески мыслить.
Программа разработана с учётом следующих законодательных нормативно-правовых документов: Конвенцией ООН о правах ребёнка; Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской федерации» от 24.07.98 г. № 124-ФЗ; Законом № 273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации»; Приказом Минобрнауки РФ от 29.08.2014г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Концепцией развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014г. №1726-р); Законом РФ О СМИ.
Новизной и отличительной особенностью программы является интеграция современных технологий и углубление в культурологическую сферу деятельности, что обогащает и разнообразит сам процесс обучения и воспитания. Содержание учебного материала программы соответствует целям предпрофильного образования, создаёт условия для активного включения обучающихся в окружающую их социальную среду. Форма и методы работы выбраны с учётом осуществления дифференциации и индивидуализации образовательной деятельности. Сопутствующий проект «Пресс-клуб: Юный журналист», который реализуется параллельно с основной дополнительной образовательной программой, так же является новым специфическим элементом.
Программа «Основы журналистики» предусматривает ознакомление обучающихся с понятием журналистики как вида творческой деятельности, её задачами и функциями, спецификой различных средств массовой информации, терминами СМИ. Она включает сведения по истории создания и развития периодической печати, радио и телевидения, информационных агентств и Интернета, а также изучение особенностей развития СМИ в настоящее время. Обучающиеся знакомятся и углубляют свои знания об особенностях и структуре различных литературных и публицистических жанров. Особый упор делается на изучение наиболее распространённых жанров - интервью, репортаж, статья, заметка, корреспонденция. На занятиях подростки получают сведения об основах мастерства журналиста, связанных с умением находить, обрабатывать и распространять информацию, работать с документами и учатся работать, обращая внимание на язык, стиль, выбор слова, исправление ошибок, т.е. занимаются подготовкой материала к печати. В ходе обучения большое внимание уделяется вопросам правовой и этической культуры журналиста, его сотрудничеству с аудиторией. Предусмотрено знакомство с риторикой как составной частью подготовки обучающихся к профессиональному обучению, которая учит искусству композиции текста, овладению техникой речи, речевой культурой.
Основной целью программы является создание условий для оптимальной социальной и творческой самореализации, интеллектуального совершенствования личности обучающихся через формирование медиакультуры в профильной ориентации обучающихся и стимулирование их активности в поисках профессии при изучении основ журналистского мастерства. Перспективная цель – подготовка обучающихся к сотрудничеству с городскими, областными и федеральными периодическими изданиями и возможному выбору журналистики как будущей профессии.
В ходе достижения целей программы решаются следующие задачи:
1) образовательные:
формирование навыков журналистского мастерства, коммуникативной компетентности и приобретение первичной профессиональной ориентации;
изучение истории журналистики, этапов её развития;
вооружение обучающихся совокупностью знаний о принципах журналистской деятельности, об особенностях журналистской профессии, а также о профессиях, имеющих прямое или косвенное отношение к медиасфере;
расширение общего кругозора;
2) развивающие:
всестороннее развитие творческих способностей обучающихся, их творческой индивидуальности;
развитие индивидуального мышления, интересов, склонностей обучающегося и на этой основе формирование профессиональной направленности;
развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
3) познавательные:
вовлечение обучающихся в активную познавательную деятельность с применением приобретённых знаний на практике;
развитие интереса к изучению русского языка, литературы, истории.
Воспитательная компонента направлена на:
формирование навыков совместной деятельности и диалогового общения, совместного мировоззрения, активной жизненной позиции;
формирование представления о журналистике как о профессии, играющей специфическую роль в жизни общества;
формирование толерантности, культуры межнационального общения в многонациональном социуме;
пробуждение интереса к прессе, привитие культуры общения с миром средств массовой информации;
формирование потребности в постоянном повышении информированности;
воспитание культуры поведения и речи;
воспитание потребности в самообразовании, самовоспитании.
Занятия в детском объединении, несмотря на свою специфику, проводятся на основе общих педагогических принципов:
технологии проектного обучения. Используемые методы: объяснительно-иллюстративный, тренинговый, проблемный, поисковый и др. (принцип предполагает последовательное усложнение практических заданий);
принцип систематичности обучения – предполагает такое построение учебного процесса, в ходе которого происходит связывание ранее усвоенного с новым изучаемым материалом, для образования развития, углубления и закрепления связи между отдельными разделами программы;
принцип увлекательности (интересности) – успешное осуществление обучения; этот приём делает сам процесс овладения искусством журналистики интересным, приносящим чувство радости и удовлетворения;
креативность обучения, свободное творчество – один из основных принципов организации деятельности, предполагающий возможность для каждого обучающегося предлагать свои необычные пути решения простых задач;
наглядность обучения (этот метод находит своё выражение на всём протяжении учёбы вплоть до демонстрации своих личных достижений в области журналистики);
коллективный характер обучения и учёта индивидуальных особенностей обучающихся (с одной стороны, обучать, опираясь на коллективные формы деятельности, с другой – учитывать способности и возможности каждого отдельного обучающегося).
В ходе реализации дополнительной образовательной программы «Основы журналистики» применяются различные формы, методы и приёмы работы:
тематические занятия и мероприятия;
эвристические и тематические беседы;
практическая работа по технологическим картам, шаблонам и др.;
поиск материала, разработка и обработка коллективных и индивидуальных сообщений;
составление таблиц – характеристик;
эксперименты, творческие проекты и исследования;
игровые и познавательные приёмы;
дидактические игры и др.
В процессе реализации данной программы наряду с традиционными типовыми занятиями внедряются такие формы организации образовательного процесса, как:
брифинг;
дискуссия;
соревнования в мастерстве;
работа с аудиторией;
работа с прессой и литературой;
конкурсы-зачёты;
фотосъёмка;
интервью;
встречи со специалистами;
презентации;
экскурсии;
лекции;
наблюдения;
тренинги и др.
К концу обучения будут сформированы следующие универсальные учебные действия.
Личностные универсальные учебные действия:
В рамках когнитивного компонента будут сформированы:
знание основных исторических событий развития журналистики и общества, достижений и культурных традиций;
знание положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина, ориентация в правовом пространстве государственно-общественных отношений;
основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями;
знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях.
В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:
уважение к истории, культурным и историческим памятникам, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;
уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании.
В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:
готовность и способность к участию в общественной жизни учреждения в пределах возрастных компетенций (участие в детских и молодёжных общественных организациях, конкурсах различных уровней и др.);
готовность и способность к выполнению норм и требований жизни, прав и обязанностей юного журналиста;
умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия, умение конструктивно разрешать конфликты;
устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;
готовность к выбору профильного образования.
Выпускник получит возможность для формирования:
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
готовности к самообразованию и самовоспитанию;
адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную и планированию путей достижения цели;
принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы как в конце действия, так и по ходу его реализации.
Выпускник получит возможность научиться:
основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
построению жизненных планов во временной перспективе;
осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть устной и письменной речью, строить монологическое контекстное высказывание;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
работать в группе устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Выпускник получит возможность научиться:
брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл, интерпретировать текст, осуществлять редактирование и структурирование текста в соответствии с его смыслом средствами текстового редактора;
работать с метафорами понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов;
использовать различные приёмы поиска информации в сети Интернет, поисковые сервисы, формировать собственное информационное пространство для информационного обмена;
осуществлять аудиозапись, фото- и видеосъёмку;
использовать различные компьютерные программы в своей творческой работе;
соблюдать требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ, в частности учитывающие специфику работы с различными экранами;
избирательно относиться к информации в окружающем информационном пространстве, отказываться от потребления ненужной информации; соблюдать нормы информационной культуры, этики и права, с уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей;
понимать и использовать функциональные понятия и язык журналистики (термины, символические обозначения).
Выпускник получит возможность научиться:
использовать возможности ИКТ в творческой деятельности;
осознавать и использовать в практической деятельности основные психологические особенности восприятия информации человеком;
взаимодействовать в социальных сетях, работать над сообщением (вики); использовать различные приёмы поиска информации в Интернете в ходе учебной деятельности; целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства;
использовать различные методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск и др.;
осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта, находить способы проверки противоречивой информации;
приобрести опыт выполнения исследовательских проектов.
Курс «Основы журналистики» рассчитан на дополнительное образование обучающихся 4-11 классов. Объём учебного времени – 512 часов (96 рабочих недель: первый год обучения - 2 раза в неделю по 2 часа, второй и третий год обучения - 3 раза в неделю по 2 часа). Рекомендуемый минимальный состав группы первого года обучения – 10 человек, второго – не менее 8 человек, третьего – не менее 6 человек.
Способы проверки ожидаемых результатов осуществляются с помощью диагностических материалов, дающих представления о степени усвоения учащимися программного содержания: наблюдений, индивидуальных опросов, анкетирования, тестов, проверочных работ, учёта публикаций журналистских материалов, проектной деятельности.
Основные критерии оценки практических работ: умение находить и собирать необходимую информацию, пользоваться различными источниками информации, глубина самостоятельного мышления автора, аналитика, логичность, грамотность и острота подачи материала.
Формы подведения итогов реализации программы проходят в виде итоговых занятий, фотовыставок работ учащихся, слётов юных журналистов, мониторинга участия в журналистских конкурсах и фестивалях, научно-практических конференциях.
Программа дополнительного образования «Основы журналистики» составлена в практико-ориентированной форме подачи материала. По форме организации образовательного процесса программа является модульной. Структурно она делится на пять самостоятельных основных частей (или на пять целостных, устойчивых блока), включающие в себя все направления журналистики, знание законов и жанров, умение работать над выпуском газеты, радио- и телепередачи:
«Введение».
«Журналистика как профессия».
«Мастерство журналиста: работа со словом».
«Публицистический стиль – основа журналистики».
«Мир журналистики».
Каждый раздел делится на два блока – теоретический и блок творческих заданий. Теоретический курс включает в себя все вопросы, касающиеся теории журналистики. Все разделы в совокупности представляют собой единую методическую концепцию.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п
Наименование раздела, темы
1 год обучения
2 год обучения
3 год обучения
Всего
Т
П
Всего
Т
П
Всего
Т
П
I
Введение
8
4
4
10
3
7
6
2
4
II
Журналистика как профессия
14
6
8
28
10
18
40
10
30
III
Мастерство журналиста: работа со словом
20
8
12
30
9
21
32
8
24
IV
Публицистический стиль – основа журналистики
58
25
33
78
15
63
74
21
53
V
Мир журналистики
28
8
20
46
15
31
40
12
28
Итого
128
51
77
192
52
140
192
53
139
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 год обучения
№ п/п
Наименование раздела, темы
Количество часов
Формы
аттестации/
контроля
Всего
Т
П
I
Введение
8
4
4
1.
Ознакомление с программой первого года обучения. Вводный инструктаж. Правила по технике безопасности. Решение организационных вопросов
2
1
1
Экскурсия, эвристическая беседа
2.
Виды средств массовой информации. Свобода, социальные функции СМИ
2
1
1
Первичное тестирование
3.
Виды деятельности журналиста (специализации). Принципы творческой деятельности журналиста. Кодекс чести журналиста
2
1
1
Работа с энци-клопедиями, со справочной литературой
4.
Психология журналистского труда и творчества. Основные понятия и термины журналистики
2
1
1
Творческая работа, эвристическая беседа
II
Журналистика как профессия
14
6
8
1.
Зарождение информационной службы
2
1
1
Ролевая игра
2.
Из истории детской прессы
2
1
1
Презентация детской печатной продукции
3.
Журналистика: призвание, ремесло, профессия
2
1
1
Эвристическая беседа
4.
Слагаемые журналистской профессии. Правовая и этическая культура журналиста
2
1
1
Дискуссия
5.
Образ журналиста
2
1
1
Творческая работа
6.
Основные понятия и термины журналистики
2
2
Работа с энциклопедиями, справочной литературой, работа со словом
7.
Итоговое занятие
2
2
Посвящение в юнкоры
III
Мастерство журналиста: работа со словом
20
8
12
1.
Жанровое разнообразие – залог читаемой, интересной газеты
2
2
Экскурсия, эвристическая беседа
2.
Создание текста – процесс творческий
2
1
1
Работа с периодической печатью
3.
Основные методы сбора, обработки и формы подачи информации: изучение документов, наблюдение, работа с людьми
2
1
1
Собирание материала о последних школьных новостях
4.
Этические нормы в работе с источниками информации
2
1
1
Практическая работа
5.
Особенности написания материала для средств массовой информации
2
1
1
Сопоставительный анализ текстов
6.
Основные приёмы редактирования. Совершенствование рукописи
2
1
1
Самостоятельная работа
7.
Заголовок в современных газетных и журнальных текстах
2
1
1
Подготовка материала к публикации
8.
Написание материала на данную тему
4
1
3
Творческая работа
9.
Итоговое занятие
2
1
1
Брифинг
IV
Публицистический стиль – основа журналистики
58
25
33
1.
Индивидуальный стиль журналиста. Оперативность, точность, правдивость, проверка фактов, привязка к месту и времени
2
1
1
Эвристическая беседа
2.
Виды журналистских текстов и принципы их построения
2
1
1
Кроссворд
3.
Жанровая классификация публицистических текстов: сфера применения и характеристика
2
1
1
Практическая работа
4.
Общая характеристика информационных публицистических жанров
2
1
1
Кроссворд
5.
Информационные новости в газете, на телевидении
2
1
1
Работа с перио-дикой, энцикло-педиями, спра-вочной литера-турой
6.
Заметка и её основные черты, виды заметок
2
1
1
Самостоятельная работа
7.
Информационный отчёт и его основные черты
2
1
1
Таблица – характеристика
8.
Информационная корреспонденция
2
1
1
Самостоятельная работа
9.
Вопрос-ответ, блиц-опрос. Искусство задавать вопросы
2
1
1
Самостоятельная работа
10.
Этапы работы над информационным интервью. Классификация вопросов
2
1
1
Эвристическая беседа
11.
Творческие и технические аспекты деятельности фотожурналиста
2
1
1
Круглый стол
12.
Фоторепортаж
2
1
1
Самостоятельная работа
13.
Общая характеристика аналитических жанров
2
1
1
Кроссворд
14.
Колонка. Аналитический отчёт
2
1
1
Самостоятельная работа
15.
Рецензия
2
1
1
Самостоятельная работа
16.
Социология как составная часть журналистских знаний. Правила составления анкеты. Опрос и его виды
2
1
1
Самостоятельная работа
17.
Беседа. Комментарий. Аналитическое интервью
2
1
1
Самостоятельная работа
18.
Социологическое резюме
2
1
1
Самостоятельная работа
19.
Общая характеристика художественно-публицистических жанров
2
1
1
Кроссворд
20.
Способы написания зарисовок
2
1
1
Самостоятельная работа
21.
Очерк. Типы очерковых публикаций
2
1
1
Таблица – характеристика
22.
Житейская история
2
1
1
Самостоятельная работа
23.
Легенда. Пародия. Сатирический комментарий. Шутка и игра
2
1
1
Самостоятельная работа
24.
Написание материала на данную тему
6
1
5
Творческая лаборатория
25.
Оформление письменной речи в любом выбранном жанре
2
2
Творческая лаборатория
26.
Портфель творческих достижений
2
1
1
Презентация
27.
Итоговое занятие
2
2
Счастливый случай
V
Мир журналистики
28
8
20
1.
Печатные средства массовой информации
2
1
1
Кроссворд «Древо профессий»
2.
Редакционный коллектив и нормы служебной этики
2
1
1
Экскурсия, эвристическая беседа
3.
Процесс создания печатного издания
2
1
1
Экскурсия, эвристическая беседа
4.
Газета, стенгазета и журнал: типология, структура; виды формата и постоянные элементы издания
2
1
1
Таблица – характеристика
5.
Композиционно-графическое моделирование
2
2
Практическая работа
6.
Приёмы выделения, шрифтовое оформление текста. Дизайн и художественное оформление издания
2
2
Практическая работа
7.
Фотонаполнение номера
2
2
Практическая работа
8.
Врезка и её роль в полосе
2
1
1
Практическая работа
9.
Реклама в издательской деятельности
2
1
1
Работа с текс-том, самостоя-тельная работа
10.
Типы и виды школьных газет
2
1
1
Эвристическая беседа, творче-ская работа
11.
Основные понятия и термины журналистики
2
2
Деловая игра «Редакция»
12.
Мой номер школьного издания
4
1
3
Проект
13.
Итоговое занятие
2
2
Бал юнкоров «Золотая клякса»
Итого
128
51
77
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1. Введение.
Задачи: Знакомство с целями и задачами обучения в объединении, направлением деятельности, режимом работы и правилами внутреннего распорядка для учащихся. Ознакомление с планом работы курса «Основы журналистики», с целями, задачами, функциями объединения на текущий учебный год. Формирование представлений о профессии журналиста.
Теория: Ознакомление с программой первого года обучения. Вводный инструктаж. Экскурсия. Правила работы и поведения. Правила по технике безопасности. Решение организационных вопросов. Виды средств массовой информации. Свобода, социальные функции СМИ. Виды деятельности журналиста (специализации). Принципы творческой деятельности журналиста. Кодекс чести журналиста. Психология журналистского труда и творчества. Основные понятия и термины журналистики.
Практика: Игра-знакомство. Экскурсия по образовательному учреждению. Первичное тестирование. Первичный инструктаж по ТБ. Виртуальная экскурсия «Средства массовой информации». Ролевая игра «На занятии». Работа с энциклопедиями, со справочной литературой. Упражнения.
Раздел 2. Журналистика как профессия.
Задачи: Знакомство с историей возникновения и становления журналистики, основными направлениями и понятиями. Формирование индивидуально-психологических качеств, изучение приёмов развития внимания и наблюдательности - важных профессиональных качеств журналиста.
Теория: Зарождение информационной службы. Из истории детской прессы. Журналистика: призвание, ремесло, профессия. Слагаемые журналистской профессии. Правовая и этическая культура журналиста. Образ журналиста. Основные понятия и термины журналистики. Итоговое занятие: «Посвящение в юнкоры».
Практика: Виртуальная экскурсия «Из истории возникновения журналистики». Игра-викторина «Мой компьютер». Работа с энциклопедиями, справочной литературой, работа со словом. Ролевая игра. Экскурсия в городскую юношескую библиотеку «Смена». Презентация детской печатной продукции «Разнообразный мир детских и подростковых СМИ». Работа с текстом «Кодекс профессиональной этики российского журналиста». Игра-викторина.
Раздел 3. Мастерство журналиста: работа со словом.
Задачи: Знакомство с основами редактирования, выработка у обучающихся навыков редакторского анализа.
Теория: Жанровое разнообразие – залог читаемой, интересной газеты. Создание текста – процесс творческий. Основные методы сбора, обработки и формы подачи информации: изучение документов, наблюдение, работа с людьми. Этические нормы в работе с источниками информации. Особенности написания материала для средств массовой информации. Основные приёмы редактирования. Заголовок в современных газетных и журнальных текстах. Творческая лаборатория: написание материала на данную тему. Совершенствование рукописи. Основные понятия и термины журналистики. Итоговое занятие.
Практика: Работа с периодической печатью. Работа с текстом «Пакт о жанрах и журналистских стандартах». Сопоставительный анализ текстов. Собирание материала о последних школьных новостях. Подготовка материала к публикации. Кроссворд. Упражнения. Упражнения в редактировании текста.
Раздел 4. Публицистический стиль – основа журналистики.
Задачи: Знакомство с публицистическими жанрами журналистики, формами и методами получения информации. Развитие умения правильно "конструировать" тексты, придумывать заголовки и работать со словом.
Теория: Виды журналистских текстов и принципы их построения. Индивидуальный стиль журналиста. Оперативность, точность, правдивость, проверка фактов, привязка к месту и времени. Жанровая классификация публицистических текстов: сфера применения и характеристика. Общая характеристика информационных публицистических жанров. Информационные новости в газете, на телевидении. Заметка и её основные черты, типы заметок. Виды заметок: информационная, хроникальная, дискуссионная, заметка с выводами и предложениями. Информационный отчёт и его основные черты. Информационная корреспонденция. Вопрос-ответ, блиц-опрос. Классификация вопросов. Искусство задавать вопросы. Этапы работы над информационным интервью. Творческие и технические аспекты деятельности фотожурналиста. Фоторепортаж. Общая характеристика аналитических жанров. Колонка. Аналитический отчёт. Рецензия. Социология как составная часть журналистских знаний. Правила составления анкеты. Опрос и его виды. Беседа. Комментарий. Аналитическое интервью. Социологическое резюме. Общая характеристика художественно-публицистических жанров. Способы написания зарисовок. Очерк. Типы очерковых публикаций. Житейская история. Легенда. Пародия. Сатирический комментарий. Шутка и игра. Написание материала на данную тему. Оформление письменной речи в любом выбранном жанре. Основные понятия и термины журналистики. Портфель творческих достижений. Итоговое занятие.
Практика: Упражнение в самостоятельном написании информационной заметки, информационного отчёта, информационной корреспонденции, информационного интервью, аналитического отчёта, аналитической корреспонденции, аналитического интервью, зарисовки, очерка, легенды. Игра «Счастливый случай».
Раздел 5. Мир журналистики.
Задачи: Знакомство с направлениями журналистики (печатный мир). Применение полученных на предыдущих занятиях навыков и общение со специалистами на интересующие темы.
Теория: Мир журналистики: печатные СМИ. Редакционный коллектив и нормы служебной этики. Процесс создания печатного издания. Газета, стенгазета и журнал: типология, структура; виды формата и постоянные элементы издания. Композиционно-графическое моделирование. Приёмы выделения, шрифтовое оформление текста. Дизайн и художественное оформление издания. Фотонаполнение номера. Врезка и её роль в полосе. Реклама в издательской деятельности. Типы и виды школьных газет. Основные понятия и термины журналистики. Проект «Мой номер школьного издания». Итоговое занятие.
Практика: Кроссворд «Древо профессий». Мастер-класс «Печатные издания». Экскурсия в редакцию городской общественной газеты «Правда Севера», «Сигма». Упражнения в подборе иллюстраций и обработке изображений. Анализ печатных изданий. Экскурсия на Муниципальное унитарное предприятие «Новоуренгойская типография». Упражнения в определении задач и способов оформления материала в издании. Упражнения в подборе заголовков к текстам. Упражнения в создании рекламы. Работа с текстом «Европейский кодекс профессионального поведения в области PR», «Российский рекламный кодекс». Собирание материала о последних школьных новостях. Упражнения в подготовке текстов к публикациям. Деловая игра «Редакция». Создание и презентация своего номера школьной печатной продукции. Защита проекта. Беседа на тему «Роль журналистики в жизни человека». Подготовка к работе. Правила подготовки эскиза – проекта будущей стенгазеты. Оформление, украшение дополнительными материалами. Изготовление шаблонов из плотного картона (дублирование). Пробная раскладка материала на листе ватмана. Практические упражнения: «Подбери по цвету, качеству, длине», «Аккуратный плакат». Применение дополнительных материалов для оформления и украшения плаката. Использование как средство создания объёма. Упражнения и практические задания по раскладке и сборке деталей.
В конце первого года обучения:
обучающиеся знают: специализацию и основные слагаемые профессии журналиста, историю возникновения и становления журналистики, методы и формы поиска и обработки журналистского материала, понятия «журналистика», «журналистская деятельность», «редакция печатного издания», «редактирование» и др.; жанровую классификацию публицистических текстов; творческие и технические аспекты деятельности фотожурналиста; правила подготовки материала к публикации; организационную структуру работы в редакции печатного издания; процесс создания печатного издания; роль СМИ в формировании общественного мнения;
обучающиеся умеют: ориентироваться в потоке социальной информации, выделять важное; самостоятельно находить тему для своего будущего материала; собирать и обрабатывать полученную информацию; грамотно вести диалог, находить аргументы в спорных ситуациях; самостоятельно создавать простейшие текстовые материалы по жанрам журналистики «заметка», «отчёт», «корреспонденция», «вопрос-ответ», «блиц-опрос», «интервью», «беседа», «комментарий», «резюме», «зарисовка», «очерк», «житейская история», «легенда», «пародия», «шутка», «игра»; осуществлять компьютерный набор, вёрстку и моделирование печатного издания; организовывать работу в редакции печатного издания.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2 год обучения
№ п/п
Наименование разделов, тем
Количество часов
Формы
аттестации/
контроля
Всего
Т
П
I
Введение
10
3
7
1.
Ознакомление с программой второго года обучения. Вводный инструктаж
2
1
1
Экскурсия, эвристическая беседа
2.
Функции журналистики
2
2
Тест «Карта интересов»
3.
Профессиональная готовность журналиста к работе
2
1
1
Творческая работа
4.
Формы деловой коммуникации
2
1
1
Работа с энци-клопедиями, со справочной литературой
5.
Основные понятия и термины журналистики
2
2
Самостоятельная работа
II
Журналистика как профессия
28
10
18
1.
Первые русские журналисты – государственные деятели, дипломаты, писатели
2
1
1
Эвристическая беседа
2.
Развитие отечественной журналистики в XVIII – XIX вв.
2
1
1
Доклад
3.
Влияние прессы на общественную мысль в России
2
1
1
Ролевая игра
4.
Право знать. Границы гласности. Ориентация в информационной среде
2
1
1
Ролевая игра
5.
Закон РФ о СМИ. Этические кодексы и нормы журналистского поведения
2
1
1
Работа с энци-клопедиями, справочной литературой, периодикой, самостоятельная работа
6.
Психологические и коммуникативные особенности профессии «журналист»
2
1
1
Эвристическая беседа, тест
7.
Мнемотехника – искусство запоминания
4
1
3
Самостоятельная работа
8.
Приёмы развития и тренировки памяти
4
1
3
Круглый стол, самостоятельная работа
9.
Речь как инструмент деятельности журналиста: языковые средства, стили
2
1
1
Кроссворд
10.
Аудитория как объект и субъект общения журналиста
2
1
1
Эвристическая беседа
11.
Основные понятия и термины журналистики
2
2
Самостоятельная работа, тест
12.
Итоговое занятие
2
2
Дискуссия «Слагаемые профессии журналиста»
III
Мастерство журналиста: работа со словом
30
9
21
1.
Публицистический стиль – основа журналистики. Лексические и синтаксические особенности публицистического стиля речи
2
1
1
Эвристическая беседа
2.
Классификация стилистических ошибок, работа по исправлению стилистических ошибок
2
1
1
Упражнения в редактировании текста
3.
Специфика использования средств эмоциональной выразительности в публицистическом стиле
2
2
Творческая работа
4.
Журналистский текст. Структура журналистского текста
2
2
Сопоставительный анализ текстов
5.
Тема, замысел и идея материала
2
1
1
Практическая работа
6.
Заголовок, подзаголовок, хедлайн
2
1
1
Эвристическая беседа, самосто-ятельная работа
7.
Преамбула – вводная часть текста. Виды лидов
2
1
1
Практическая работа
8.
Основная часть и подпись
2
1
1
Упражнения в подготовке текстов к публикациям
9.
Этапы работы над журналистским текстом, редакторская правка
2
1
1
Практическая работа
10.
Культура письменной речи
2
1
1
Работа с периодической и справочной литературой
11.
Специфика газетных, радио- и телетекстов
2
1
1
Самостоятельная работа
12.
Редактирование и производство издания. Критерии оценки журналистского текста
2
2
Экскурсия, эвристическая беседа
13.
Систематизация материала и совершенствование написанного материала
2
2
Самостоятельная работа
14.
Основные понятия и термины журналистики
2
2
Круглый стол
15.
Итоговое занятие
2
2
Интеллектуальный блицтурнир
IV
Публицистический стиль – основа журналистики
78
15
63
1.
Разнообразие жанров журналистики. Оперативность, точность, правдивость, проверка фактов, привязка к месту и времени
2
2
Кроссворд
2.
Индивидуальный стиль журналиста
2
2
Самостоятельная работа, эвристическая беседа
3.
Ответственность журналиста
2
2
Брифинг
4.
Аналитические жанры журналистики: корреспонденция, статья
2
1
1
Тест
5.
Информационные жанры журналистики: заметка, репортаж, отчёт, интервью
2
1
1
Самостоятельная работа
6.
Художественно-публицистические жанры журналистики: эссе, фельетон, очерк
2
1
1
Тест
7.
Отчёт как информационный жанр
2
1
1
Самостоятельная работа
8.
Аннотация
2
1
1
Самостоятельная работа
9.
Репортаж. Виды репортажа: событийный, тематический, постановочный
2
1
1
Тест
10.
Некролог. Реплика. Исповедь
2
1
1
Самостоятельная работа
11.
Мониторинг. Рейтинг. Прогноз
2
1
1
Таблица – характеристика
12.
Анкета. Письмо
2
2
Практические упражнения
13.
Обзор печати – особый жанр. Обзор: тематический, общий информационный рецензирующий прессу
2
1
1
Анализ печатных изданий
14.
Эксперимент. Рекомендация (совет)
2
1
1
Практическая работа
15.
Журналистское расследование. Спецрепортаж
2
2
Ролевая игра
16.
Острая, злободневная критика, особые приёмы изложения
2
1
1
Работа с текстом
17.
Фельетон и памфлет
2
2
Эвристическая беседа, творческая работа
18.
Анекдот
2
1
1
Практическая работа
19.
Жанровое своеобразие – использование элементов всех информационных жанров
2
1
1
Кроссворд
20.
Комплексный анализ журналистского текста. Совершенствование рукописи
4
1
3
Самостоятельная работа
21.
Подготовка рукописи к изданию
4
1
3
Практическая работа
22.
Особенности газетных текстов, телетекстов
2
2
Тест
23.
Узнай жанр!
2
2
Лабораторная работа
24.
Написание материала на данную тему
16
16
Творческая лаборатория
25.
Оформление письменной речи в любом выбранном жанре
6
6
Творческая лаборатория
26.
Основные понятия и термины журналистики
2
2
Самостоятельная работа
27.
Портфель творческих достижений
2
2
Презентация
28.
Итоговое занятие
2
2
Деловая игра
V
Мир журналистики
46
15
31
1.
Социальные функции СМИ. Виды деятельности журналиста (специализации)
2
1
1
Эвристическая беседа
2.
Спортивная журналистика
2
1
1
Проверочная работа
3.
Журналист и корреспондент: сходства, различия, основные понятия
2
1
1
Эвристическая беседа
4.
Требования к речи тележурналиста. Речевой этикет
2
1
1
Практическая работа
5.
Перед выступлением. Культура устной речи. Подготовка к устному выступлению. Приёмы привлечения и удержания внимания
4
1
3
Работа с аудиторией
6.
Требования к выступающему. Совершенствование дикции
2
1
1
Индивидуальная работа
7.
Дискуссия, её виды и построение
2
1
1
Таблица – характеристика
8.
Специфика языка в современных СМИ
2
1
1
Эвристическая беседа
9.
Режиссура интервью. Правила и нормы
2
1
1
Тест
10.
Интервью в хронике, в публицистике, в художественной программе
2
1
1
Практическая работа
11.
Особенности построения вещательной сети. Особенности работы на телевидении
2
2
Экскурсия, эвристическая беседа
12.
Наблюдение и его виды
2
1
1
Практическая работа
13.
Рубрика. Цикл. Серия. Штампы
2
1
1
Практическая работа
14.
Качество журналистской информации в теленовостях
2
2
Эвристическая беседа
15.
Рекламные ролики и пропаганда здорового образа жизни
2
1
1
Практическая работа
16.
Место и роль описания, повествования и рассуждения в газетных, радио- и телетекстах
2
1
1
Эвристическая беседа
17.
Написание материала на данную тему
4
1
3
Творческая лаборатория
18.
Основные понятия и термины журналистики
2
2
Круглый стол
19.
Мой номер радио- или телепродукции
2
2
Проект
20.
Портфель творческих достижений
2
2
Презентация
21.
Итоговое занятие
2
2
Конкурс проектов
Итого
192
52
140
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1. Введение.
Задачи: Ознакомление с планом работы курса «Основы журналистики» на второй учебный год, с целями, задачами, функциями объединения. Введение в профессию.
Теория: Ознакомление с программой второго года обучения. Вводный инструктаж. Экскурсия. Функции журналистики. Профессиональная готовность журналиста к работе. Формы деловой коммуникации. Основные понятия и термины журналистики.
Практика: Беседа. Экскурсия по образовательной организации. Тренинг. Упражнения. Ролевая игра. Индивидуальная работа. Тестирование. Работа с энциклопедиями, справочной литературой. Творческая лаборатория.
Раздел 2. Журналистика как профессия.
Задачи: Знакомство с историей развития журналистики до XX века, известными представителями профессии. Формирование индивидуально-психологических качеств, изучение приёмов развития внимания и наблюдательности - важных профессиональных качеств журналиста Права журналиста. Аккредитация. Обязанности журналиста. Специальный статус.
Теория: Первые русские журналисты – государственные деятели, дипломаты, писатели. Развитие отечественной журналистики в XVIII – XIX вв. Влияние прессы на общественную мысль в России. Ориентация в информационной среде. Право знать. Границы гласности. Закон РФ о СМИ. Психологические и коммуникативные особенности профессии «журналист». Мнемотехника – искусство запоминания. Приёмы развития и тренировки памяти. Речь как инструмент деятельности журналиста: языковые средства, стили. Аудитория как объект и субъект общения журналиста. Основные понятия и термины журналистики. Итоговое занятие «Слагаемые профессии журналиста».
Практика: Виртуальная экскурсия. Работа со справочной литературой. Тренинг. Упражнения. Исследование фактов и событий. Творческая лаборатория. Дискуссии на темы «Мораль и этика», «Нормы журналистской этики» и т. п. Работа над памяткой «Правила этики». Работа над текстом «Антитеррористическая конвенция». Совершенствование навыков работы с научной литературой (умение выделять тезисы). Редактирование текста. Анализ структуры и ошибок. Работа с периодической печатью. Тестирование. Анализ ситуации. Составление памятки «Журналист и аудитория». Дискуссия «Журналистика: призвание, ремесло, профессия», «Слагаемые профессии журналиста».
Раздел 3. Мастерство журналиста: работа со словом.
Задачи: Специфика использования средств эмоциональной выразительности в публицистическом стиле, формировать умения находить выразительные средства и классифицировать их, пополнение активного словарного запаса учащихся.
Теория: Публицистический стиль – основа журналистики. Лексические и синтаксические особенности публицистического стиля речи. Классификация стилистических ошибок, работа по исправлению стилистических ошибок. Специфика использования средств эмоциональной выразительности в публицистическом стиле. Журналистский текст. Структура журналистского текста. Тема, замысел и идея материала. Заголовок, подзаголовок, хедлайн. Преамбула (лид) – вводная часть текста. Виды лидов. Основная часть и подпись. Роль первого предложения (зачина) в тексте. Заключительная часть (концовка) текста. Этапы работы над журналистским текстом, редакторская правка. Культура письменной речи. Специфика газетных, радио- и телетекстов. Редактирование и производство издания. Критерии оценки журналистского текста. Систематизация материала. Совершенствование написанного материала. Творческая лаборатория. Основные понятия и термины журналистики. Итоговое занятие.
Практика: Тренинг. Упражнения в коррекции ошибок. Индивидуальная работа. Работа с газетным материалом. Тестирование. Упражнения в придумывании заголовков к написанному материалу в очередные номера школьной газеты. Подготовка материала к публикации.
Раздел 4. Публицистический стиль – основа журналистики.
Задачи: Знакомство с публицистическими жанрами журналистики. Развитие умения правильно "конструировать" тексты, придумывать заголовки и работать со словом.
Теория: Разнообразие жанров журналистики. Оперативность, точность, правдивость, проверка фактов, привязка к месту и времени. Индивидуальный стиль журналиста. Ответственность журналиста. Аналитические жанры журналистики: корреспонденция, колонка, рецензия, статья. Информационные жанры журналистики: заметка, репортаж, отчёт, интервью. Художественно-публицистические жанры журналистики: эссе, фельетон, очерк. Отчёт как информационный жанр. Информационные новости в печати, на телевидении. Аннотация. Репортаж. Виды репортажа: событийный, тематический, постановочный. Жанровое своеобразие – использование элементов всех информационных жанров: картинное описание какого-либо эпизода, характеристика персонажей, прямая речь. Некролог. Реплика. Исповедь. Мониторинг. Рейтинг. Прогноз. Обзор СМИ. Обзор печати – особый жанр. Обзор: тематический, общий информационный рецензирующий прессу. Эксперимент. Рекомендация (совет). Журналистское расследование. Спецрепортаж. Острая, злободневная критика, особые приёмы изложения. Фельетон и памфлет. Юмор и сатира. Эпиграф. Анекдот. Жанровое своеобразие – использование элементов всех информационных жанров. Комплексный анализ журналистского текста. Совершенствование рукописи. Оформление письменной речи в любом выбранном жанре. Подготовка рукописи к изданию. Особенности газетных текстов, телетекстов. Лабораторная работа «Узнай жанр!». Написание материала на данную тему. Основные понятия и термины журналистики. Презентация «Портфель творческих достижений». Итоговое занятие.
Практика: Творческая лаборатория. Обзор заметок ребят. Самостоятельное написание информационной заметки. Подготовка репортажей о проводимых в образовательной организации мероприятиях для очередных номеров детской общественной газеты и других изданий. Упражнения в использовании элементов всех информационных жанров: картинное описание какого-либо эпизода, характеристика персонажей, прямая речь, составление тезисов статьи. Творческая лаборатория. Обзор печати. Знакомство с программным обеспечением работы журналиста. Изготовление информационного листка, буклета, газеты, альманаха и др. «Печатные издания». Упражнения в подготовке рукописи к изданию. Упражнения в оформлении письменной речи в любом выбранном жанре, анализе структуры и ошибок, комплексного анализа журналистского текста. Написание материала на данную тему в жанре фельетона, памфлета, эпиграфа, анекдота, эссе, рекомендации, обзора, некролога. Эссе «Самая большая ценность народа». Лабораторная работа «Узнай жанр!». Анкетирование «Мои успехи в журналистике». Тренинг.
Раздел 5. Мир журналистики.
Задачи: Знакомство с направлениями журналистики (радио- и тележурналистика). Применение полученных на предыдущих занятиях навыков и общение со специалистами на интересующие темы.
Теория: Социальные функции СМИ. Виды деятельности журналиста (специализации). Спортивная журналистика. Журналист и корреспондент: сходства, различия, основные понятия. Требования к речи тележурналиста. Речевой этикет. Перед выступлением. Культура устной речи. Подготовка к устному выступлению. Приёмы привлечения и удержания внимания. Требования к выступающему. Совершенствование дикции. Дискуссия, её виды и построение. Специфика языка в современных СМИ. Режиссура интервью. Правила и нормы. Интервью в хронике, в публицистике, в художественной программе. Особенности построения вещательной сети. Особенности работы на телевидении. Наблюдение и его виды. Рубрика. Цикл. Серия. Штампы. Качество журналистской информации в теленовостях. Рекламные ролики и пропаганда здорового образа жизни. Место и роль описания, повествования и рассуждения в газетных, радио- и телетекстах. Написание материала на данную тему. Основные понятия и термины журналистики. Проект «Мир радио- и тележурналистики». Презентация «Портфель творческих достижений». Итоговое занятие.
Практика: Беседа. Подготовка к интервью. Тренинг. Упражнения. Творческая лаборатория. Экскурсия на радио, на телевидение. Особенности работы в теле- и радио- СМИ. Особенности труда на радио. Круглый стол – встреча с практикующим журналистом. Особенности работы для информационных агентств. Творческая лаборатория: «Вредные привычки», «Спорт – это здорово!», «Хартия телерадиовещателей». Упражнения в подготовке к устному выступлению. Приёмы привлечения и удержания внимания. Упражнения в совершенствовании дикции. Создание памятки «Требования к речи журналиста», «Языковые средства, стили». Подготовка и защита проектов «Мой мир радио- и тележурналистики». Защита портфолио «Портфель творческих достижений». Публичное выступление - защита проекта.
В конце года второго года обучения:
обучающиеся знают: развитие отечественной журналистики до XIX в.; сходства и различия между журналистом и корреспондентом; имена известных российских журналистов; структуру журналистского текста; организационную структуру работы в редакции телевидения и на радио; этические и правовые требования к профессии журналиста; особенности работы рекламиста и фотожурналиста; особенности современной рекламы и РR; аналитические, информационные и художественно-публицистические жанры журналистики; формы вовлечения общественности в журналистский процесс; историю развития журналистики;
обучающиеся умеют: самостоятельно создавать простейшие текстовые материалы по жанрам журналистики «корреспонденция», «колонка», «рецензия», «статья», «заметка», «репортаж», «отчёт», «интервью», «эссе», «фельетон», «очерк», «отчёт», «аннотация», «репортаж», «некролог», «реплика», «исповедь», «мониторинг», «рейтинг», «прогноз», «обзор», «эксперимент», «рекомендация», «журналистское расследование», «спецрепортаж», «фельетон», «памфлет», «эпиграф», «анекдот», «реклама»; самостоятельно осуществлять правку и коррекцию материалов; организовывать формы обратной связи с читателями; создавать текстовые аналитические материалы; организовывать работу в редакции на телевидении и на радио;
обучающиеся владеют: газетным языком, основными жанрами журналистики, навыками работы в детском СМИ (печать, радио, телевидение).
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
3 год обучения
№ п/п
Наименование разделов, тем
Количество часов
Формы
аттестации/
контроля
Всего
Т
П
I
Введение
6
2
4
1.
Ознакомление с программой третьего года обучения. Вводный инструктаж
2
1
1
Тест
2.
Журналистика, СМИ, публицистика: разграничение понятий
2
1
1
Практическая работа
3.
Основные понятия и термины журналистики
2
2
Круглый стол
II
Журналистика как профессия
40
10
30
1.
История современной отечественной и зарубежной журналистики
2
2
Доклад
2.
Известные современные журналисты
2
1
1
Доклад, эвристическая беседа
3.
История становления интернет-СМИ
2
2
Практическая работа
4.
Особенности работы в печатных СМИ
2
2
Эвристическая беседа
5.
Особенности работы на радио
2
2
Эвристическая беседа
6.
Особенности работы на телевидении
2
2
Эвристическая беседа
7.
Особенности работы для информационных агентств
2
1
1
Таблица – характеристика
8.
Особенности работы в компьютерных сетях и базах данных
2
1
1
Практическая работа
9.
Психология журналистского труда и творчества
2
2
Проверочная работа, тест
10.
Интервью: люди и обстоятельства
2
1
1
Брифинг
11.
Практика судебных разбирательств по делам СМИ
2
1
1
Эвристическая беседа
12.
Профессиональная этика журналиста
2
1
1
Анкетирование
13.
Общественный интерес и личная жизнь
2
1
1
Практическая работа
14.
Этико-правовые основы журналистики
2
1
1
Тест
15.
Закон РФ о СМИ
2
2
Практическая работа
16.
Положения кодекса профессиональной этики журналиста
2
1
1
Самостоятельная работа
17.
Обучение журналистике. Высшие учебные заведения России
4
1
3
Практическая работа
18.
Основные понятия и термины журналистики
2
2
Жанрворд
19.
Итоговое занятие
2
2
Поле чудес
III
Мастерство журналиста: работа со словом
32
8
24
1.
Виды журналистских текстов и принципы их построения.
2
1
1
Эвристическая беседа
2.
Виды вычитки текста и редакторской правки
2
1
1
Самостоятельная работа
3.
Комплексный анализ журналистского текста
2
1
1
Практическая работа
4.
Речевые, грамматические и стилистические ошибки. Фактические ошибки
4
1
3
Таблица – характеристика
5.
Индивидуальный стиль журналиста
2
2
Практическая работа
6.
Как писать для Интернета?
2
1
1
Практическая работа
7.
Подготовка и передача срочных новостей
4
1
3
Практическая работа
8.
Адаптация текстов для поисковых систем, SEO-копирайтинг
4
1
3
Самостоятельная работа
9.
Оформление письменной речи в любом выбранном жанре
6
1
5
Творческая лаборатория
10.
Портфель творческих достижений
2
2
Презентация
11.
Итоговое занятие
2
2
Что? Где? Когда?
IV
Публицистический стиль – основа журналистики
74
21
53
1.
Общая характеристика жанров журналистики
2
2
Проверочная работа, кроссворд
2.
Репортаж как разновидность публицистических жанров
2
1
1
Самостоятельная работа
3.
Рецензия. Приёмы рецензирования
2
1
1
Практическая работа
4.
Статьи проблемные, аналитические, обличительные
4
1
3
Таблица – характеристика
5.
Комментарий,
2
1
1
Самостоятельная работа
6.
Обозрение
2
1
1
Практическая работа
7.
Версия
2
1
1
Самостоятельная работа
8.
Эссе
4
1
3
Самостоятельная работа
9.
Аналитический пресс-релиз
2
1
1
Практическая работа
10.
Эпиграф, эпитафия
2
1
1
Практическая работа
11.
Реклама в журналистике
2
1
1
Практическая работа
12.
Узнай жанр!
4
1
3
Лабораторная работа
13.
Особенности жанров Интернет-журналистики
2
1
1
Эвристическая беседа
14.
Форматы новостей Интернет-журналистики
4
2
2
Соревнование в мастерстве
15.
Молния, срочная новость (экспресс)
2
1
1
Самостоятельная работа
16.
Расширение и обобщение
2
1
1
Самостоятельная работа
17.
Обзор, рыночный комментарий
2
1
1
Самостоятельная работа
18.
Текст и документ, анонс
2
1
1
Практическая работа
19.
Поправка, аннулирование
2
1
1
Самостоятельная работа
20.
Криминальная хроника
2
1
1
Эвристическая беседа
21.
Написание материала на данную тему
8
8
Творческая лаборатория
22.
Совершенствование написанного
6
6
Самостоятельная работа
23.
Написание публикаций выбранного жанра
6
6
Творческая лаборатория
24.
Основные понятия и термины журналистики
2
2
Самостоятельная работа
25.
Портфель творческих достижений
2
2
Презентация
26.
Итоговое занятие
2
2
Своя игра
V
Мир журналистики
40
12
28
1.
«Старые» СМИ и новая медийная среда. Методы получения и формы подачи информации
4
1
3
Творческая лаборатория, тест
2.
Интервью для печати, эфира и сети Интернет
2
1
1
Самостоятельная работа
3.
Интернет-технологии для журналиста
2
1
1
Самостоятельная работа
4.
Правовое регулирование массовой информации в сети Интернет. Конвенция о киберпреступлениях
2
1
1
Тест
5.
Работа конвергентной редакции
2
1
1
Практическая работа
6.
Организация бизнеса. Что такое бизнес-план?
4
1
3
Самостоятельная работа
7.
Гражданские медиа. Тактика распространения и стратегия продаж
2
1
1
Самостоятельная работа
8.
Работа журналиста для обеспечения потребностей общества в новой информации
2
1
1
Ролевая игра
9.
Технологии освещения выборов
2
1
1
Самостоятельная работа
10.
Новости компаний, рынков. Инсайд и манипулирование рынком: техника безопасности
2
1
1
Практическая работа
11.
Будущее Интернет-журналистики
2
1
1
Брифинг
12.
Универсальный журналист: новые реалии и требования
2
2
Круглый стол «Диалог-шоу»
13.
Основные понятия и термины журналистики
2
2
Кроссворд, работа с аудиторией
14.
Проект «Я и журналистика»
6
1
5
Защита проекта
15.
Портфель творческих достижений
2
2
Презентация
16.
Итоговое занятие
2
2
Круглый стол
Итого
192
53
139
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1. Введение.
Задачи: Ознакомление с планом работы курса «Основы журналистики» на третий учебный год, с целями, задачами, функциями объединения.
Теория: Ознакомление с программой третьего года обучения. Вводный инструктаж. Экскурсия. Журналистика, СМИ, публицистика: разграничение понятий. Основные понятия и термины журналистики.
Практика: беседа, экскурсия по образовательной организации, работа с энциклопедиями, справочной литературой, упражнения, анкета «Как относишься к журналистике».
Раздел 2. Журналистика как профессия.
Задачи: Знакомство с историей развития журналистики в XX - XXI вв., известными представителями профессии. Формирование индивидуально-психологических качеств, изучение приёмов развития внимания и наблюдательности - важных профессиональных качеств журналиста.
Теория: История современной отечественной и зарубежной журналистики. Известные современные журналисты. История становления интернет-СМИ. Особенности работы в печатных СМИ, на радио, на телевидении, для информационных агентств, в компьютерных сетях и базах данных. Психология журналистского труда и творчества. Интервью: люди и обстоятельства. Практика судебных разбирательств по делам СМИ. Профессиональная этика журналиста. Общественный интерес и личная жизнь. Этико-правовые основы журналистики. Закон РФ о СМИ. Положения кодекса профессиональной этики журналиста. Обучение журналистике. Высшие учебные заведения России. Основные понятия и термины журналистики. Итоговое занятие.
Практика: Виртуальная экскурсия в программу обучения в высших учебных заведениях. Презентация-представление журналиста по выбору обучающегося. Работа с энциклопедиями и справочной литературой. Экскурсия в СМИ, на радио, на телевидении и др. Упражнения. Работа с энциклопедиями и справочной литературой. Обзор прессы. Исследование фактов. Работа над «Декларацией гильдии судебных репортёров». Тренинг. Кроссворд. Работа над материалами «Этические нормы газеты «Вашингтон пост» и «Этика журнала «Бизнес уик», «Профессиограмма журналиста». Занятие-событие «Рождение Сказки».
Раздел 3. Мастерство журналиста: работа со словом.
Задачи: Знакомство учащихся с основами редактирования, выработка у них навыков редакторского анализа. Выпуск альманаха творческих работ учащихся.
Теория: Виды журналистских текстов и принципы их построения. Виды вычитки текста и редакторской правки. Комплексный анализ журналистского текста. Приёмы и техника правки написанного. Речевые, грамматические и стилистические ошибки. Фактические ошибки. Индивидуальный стиль журналиста. Как писать для Интернета? Подготовка и передача срочных новостей. Адаптация текстов для поисковых систем, SEO-копирайтинг. Оформление письменной речи в любом выбранном жанре. Презентация «Портфель творческих достижений». Итоговое занятие.
Практика: Экскурсия в редакцию. Творческая лаборатория. Сопоставительный анализ текстов записных книжек писателей и журналистов. Собирание материала о последних школьных новостях. Взаимное редактирование рукописей для очередного номера газеты. Редактирование газетных материалов. Выпуск периодических изданий: газеты «Истоки», сборника творческих работ обучающихся «Литературный вестник». Подведение итогов. Анкетирование «Моё отношение к журналистике».
Раздел 4. Публицистический стиль – основа журналистики.
Задачи: Знакомство с публицистическими жанрами журналистики. Развитие умения правильно "конструировать" тексты, придумывать заголовки и работать со словом.
Теория: Общая характеристика жанров журналистики. Репортаж как разновидность публицистических жанров. Рецензия. Приёмы рецензирования. Статьи проблемные, аналитические, обличительные. Предназначения газетного жанра общественно значимых процессов. Особенности публицистического стиля. Рассуждение. Обозрение. Версия. Эссе. Аналитический пресс-релиз. Эпиграф, эпитафия. Реклама в журналистике. Творческая лаборатория. Написание материала на тему. Совершенствование написанного. Написание публикаций выбранного жанра. Жанры Интернет-журналистики. Особенности жанров. Форматы новостей Интернет-журналистики. Молния, срочная новость (экспресс). Расширение и обобщение. Обзор, рыночный комментарий. Текст и документ, анонс. Поправка, аннулирование. Криминальная хроника. Лабораторная работа «Узнай жанр!». Распознавание в изданиях примеров публикаций разных жанров, выявление признаков принадлежности к данному жанру. Написание материала на данную тему. Написание публикаций выбранного жанра. Совершенствование написанного. Презентация «Портфель творческих достижений». Основные понятия и термины журналистики. Итоговое занятие.
Практика: Анализ публицистических текстов и выполнение заданий по определению жанров журналистики. Упражнение в определении стиля журналиста (на выбор обучающегося). Лабораторная работа: распознавание в изданиях примеров публикаций разных жанров, выявление признаков принадлежности к данному жанру. Подготовка репортажей о проводимых мероприятиях для очередных номеров газетных изданий, работа с текстами. рецензия на публицистический текст. Подготовка статьи на актуальные темы для очередного номера газеты. Индивидуальная работа. Написание статьи на тему «Я люблю тебя, Родина». Составление тезисов статьи. Написание эссе. Работа с текстом. Составление таблицы «Виды рекламы в журналистике». Тестирование. Совершенствование написанного для очередных номеров газет и альманаха. Анкетирование «Мои успехи в журналистике».
Раздел 5. Мир журналистики.
Задачи: Знакомство с направлениями журналистики (Интернетжурналистика). Применение полученных на предыдущих занятиях навыков и общение со специалистами на интересующие темы.
Теория: «Старые» СМИ и новая медийная среда. Методы получения и формы подачи информации. Интервью для печати, эфира и Интернета. Интернет-СМИ: многомерный портрет. Интернет-технологии для журналиста. Правовое регулирование массовой информации в Интернете. Конвенция о киберпреступлениях. Работа конвергентной редакции. Организация бизнеса. Что такое бизнес-план? Гражданские медиа. Тактика распространения и стратегия продаж. Работа журналиста для обеспечения потребностей общества в новой информации. Технологии освещения выборов. Новости компаний, рынков. Инсайд и манипулирование рынком: техника безопасности. Будущее Интернет-журналистики. Универсальный журналист: новые реалии и требования. Основные понятия и термины журналистики. Проект «Я и журналистика». Презентация «Портфель творческих достижений». Итоговое занятие.
Практика: Встреча с главными редакторами газеты городского значения. Брифинг «Вопрос – ответ» с гостем. Рассказ о работе редакции над выпуском газеты. метод маски, фичер, клиповый заголовок. Составление бизнес-плана для школьного издания индивидуальная работа. Круглый стол «Журналист будущего». Подготовка и защита проекта. Публичное выступление Обобщение изученного. Контрольная работа. Оценка знаний, умений, навыков.
В конце третьего года обучения:
обучающиеся знают: историю развития журналистики в XX - XXI вв., известных представителей профессии; журналистские специализации; особенности работы в различных СМИ; приёмы и средства речевой выразительности; жанры журналистики; содержание правовой культуры журналиста и журналистскую этику; методы и приёмы управления активностью аудитории; организацию работы в редакции печатного издания, на радио, телевидении, информационных агентствах сети Интернет и т.п.;
обучающиеся умеют: производить литературную обработку текста; создавать журналистские материалы различных жанров; самостоятельно готовить материалы к публикации в прессе; создавать рекламные тексты и иллюстрации, фоторепортаж; владеть методикой применения правовых и этических норм журналиста; решать различной степени сложности творческие задачи; владеть навыками общения с разными людьми и аудиторией;
обучающиеся владеют: навыками написания основных (распространённых) журналистских материалов; навыками создания редакции «семейства СМИ»: пресса, радио, телевидение, агентство; приёмами журналистского взаимодействия в рамках правового поля.
Курс «Основы журналистики» поможет приобрести необходимый объём допрофессиональных знаний, опыт общения в коллективе единомышленников, развить в себе особые профессиональные качества – настойчивость, коммуникабельность, выдержку и изобретательность, познавательный интерес к проблемам современной действительности, творческие и коммуникативные способности учащихся; подробно изучить работу со всеми жанрами журналистики: от лёгкой заметки до глубокой аналитики, узнать, как и где искать информацию, научит добывать сенсационные сведения и писать тексты в СМИ, узнать, что представляет собой мир редакции, и каких подводных камней должен остерегаться в своей работе журналист. Большое внимание в курсе журналистики уделяется журналистской этике, правовым и организационным вопросам, мотивировации обучающихся к самосовершенствованию, саморазвитию, адаптации в обществе.
Журналистика содержит богатые возможности для формирования учебных навыков учащихся, что создаёт основу для целостного развития личности. Показателем этого являются раскрытые метапредметные связи, которые влияют на успешное прохождение этого курса и усвоение других учебных дисциплин. Настоящий курс опирается на некоторые понятия и навыки, которые учащиеся получают на других уроках в общеобразовательной школе. Он является яркой иллюстрацией применения тех или иных знаний на практике.
Педагогическая целесообразность разработки дополнительной общеразвивающей программы «Основы журналистики» заключается в создании оптимальной развивающей и обучающей среды, в формировании целостного психофизического, духовного и умственного совершенствования личности, в процессе которого происходит накопление практического и теоретического опыта, знания основных приёмов и технологических процессов в изготовлении газет и др. Для успешной и результативной работы при реализации образовательной программы необходимо создание и применение следующих аспектов деятельности:
информационно-методическое сопровождение (пакет учебно-методических материалов): подборка бесед и сообщений, технологические карты, эскизы, чертежи, шаблоны, тематический иллюстративный материал, образцы-эталоны предлагаемых изделий;
дидактический материал по темам программы;
систематическое использование новых эффективных форм работы;
внедрение в практику современных педагогических технологий (игрового обучения Аникеевой Н.П., индивидуального обучения Макаровой Ю.А., личностно-ориентированного обучения Якиманской И.С., развивающего обучения Иванова И.П., проектного обучения Шацкого С.Т., саморазвития Селевко Г.К.);
творческое отношение к образовательному процессу;
наличие конспектов занятий по темам разделов образовательной программы;
наличие комплекта тестовых и контрольных заданий для проверки ЗУН обучающихся;
наличие материально-технической базы.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ
Техническое оснащение кабинета:
Мультимедиа
Персональный компьютер
Магнитофон
Видеокамера
Фотоаппарат
Оборудование кабинета:
Магнитная доска (школьная)
Рабочие места для педагога и обучающихся (столы и стулья)
Шкафы для учебных принадлежностей
Инструменты (из расчёта на одну учебную группу):
Линейки – 10 шт.
Карандаши простые – 10 шт.
Карандаши цветные (в наборах) – 10 шт.
Фломастеры, гелиевые ручки (в наборах) – 10 шт.
Ножницы – 10 шт.
Циркуль – 5 шт.
Канцелярский нож – 5 шт.
Материалы:
Клей: «ПВА», канцелярский, клей-карандаш.
Калька, копировальная бумага.
Наборы цветного и белого картона и бумаги.
Природные и бросовые материалы.
ЛИТЕРАТУРА
Список литературы для педагога:
Аргановский А.А. Своего дела мастер: заметки писателя. М., 1980 г.
Аграновский А. Призвание. [Текст] / А.Аграновский. – М.: Пресс-центр, 2010 – 136 с.
Барщевская И.И., Кучумова И.В., Живая О.А. [Текст] / «Дополнительные образовательные программы» (приложение к журналу Внешкольник») - М., ООО «Новое образование», 2014. - 88с.
Барашев П. Свидетельствует репортёр. М., 1985 г.
Беневольская Т.А. О языке и стиле очерка. [Текст] / Т.А. Беневольская. – М.: Наука, 2009
Ворошилов В.В. Журналистика [Текст] / В.В. Ворошилов. СПб., 2009. – 226 с.
Ворошилов В.В. История журналистики России [Текст]: конспекты лекций /В.В. Ворошилов. СПб., 2009. – 620 с.
Гоне Ж. Пресса в школе: формирование активной гражданской позиции [Текст] / Ж. Гоне: сб.: Детская и юношеская самодеятельная пресса: теория и практика. – М.: ЮНПРЕСС, 2009. – 212 с.
Горохов В.М. Проблемы журналистского мастерства. [Текст] / В.М. Горохов. - М.: Вентана-граф, 2012
Десяева Н.Д. и др. Культура речи педагога [Текст]: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Н.Ц. Десяева, Т.А. Васильева, Л.А. Делаем новости! Теория журналистики. [Текст]: учебное пособие. / Л.А. Васильева – М.: Аспект Пресс, 2010. - 190 с.
Журбина Е.И. Теория и практика художественно-публицистических жанров. [Текст] / – М.: Айс, 2008.
Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» 1991 (с последующими редакциями) [Текст].
Закон Российской Федерации «О рекламе» 1991 (с последующими редакциями) [Текст].
Зелинская Г.Е. Отделение журналистики на УПК // Школа и производство, 2000, №1.
Игры: обучения тренинга, досуг/ под ред. В.В. Петрусинского. К. 6,7. – М., 1995 г.
Кеворков В.В. Рекламный текст. [Текст] / В.В. Кеворков.– СПб.: Нева, 2009.
Кемарская И. Н. Телевизионный редактор. [Текст] / И.Н. Кемарская, - М.: Аспект Пресс, 2010. - 112 с.
Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения. [Текст] / - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001. -128 с.
Кин Д. Средства массовой информации и демократия. [Текст] /Д. Кин. - СПб.: Открытая книга, 2010.
Крутова О.Н. Человек и мораль. [Текст] / О.Н. Крутова – М.: Умная книга, 2009.
Козлова С.В. Как работать над заметкой в газету // Начальная школа, 1999, №3.
Корконосенко С.Г. Основы творческой деятельности журналиста, СПб., 2000 г.
Кузнецов Г.В. Так работают журналисты ТВ. [Текст] / Г.В. Кузнецов. – М.: МГУ, 2010.
Маленкова Л.И. Человековедение. [Текст] / Л.И. Маленкова - М.: Статус, 2009.
Минеева С.А. Полемика, диспут, дискуссия. М., 1990 г.
Правовое поле журналиста. [Текст] / - М: Столица, 2011.
Тодорова Т.П. Дом детской прессы: итоги и перспективы // Бюллетень программно – методических материалов для УДОД, 2001, №4.
Ропель К. Как научить детей сотрудничать.
Рухленко Н.П. Организация работы кружка юных корреспондентов //Практика административной работы в школе. [Текст] / №6.2010
Спирина Н.А. Журналистика в школе. 8-11 классы: программы, материалы к занятиям [Текст] /авт.-сост. Н.А. Спирина. Волгоград: Учитель, 2010.
Тарасенко Т.Е., Тарасенко С.Н. Школьные СМИ как фактор развития и воспитания школьников («Неугомонному перу 15 лет») [Текст]: Из опыта работы руководителей школьного медиацентра. Т.Е. Тарасенко, С.Н. Тарасенко. – Барнаул: «САМИ», 2013. - 56с.
Н.Н. Субботина "Детская газета в образовательном учреждении (из опыта работы) " – Ярославль, 1996
Список литературы для обучающихся:
Вагапова Д. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах. М., 2001 г.
Вельц Д.Я., Дорожкина Т.Н. Основы риторики. Уфа 1997 г.
Засорина Т., Федосова Н. Профессия журналист. Ростов н/Д., 1999 г.
Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» 1991 (с последующими редакциями) [Текст].
Закон Российской Федерации «О рекламе» 1991 (с последующими редакциями) [Текст].
Земцова З.Г. Искать себя // Внешкольник, 2001, №7.
Мирошниченко М. Азбука журналистики. [Текст] /М. Мирошниченко. – М. Журфак, 2009.
Варустин Л. Тайна газетной строки. [Текст] / Л. Варустин. – М.: Юность, 2010
Работа современного репортёра, Под ред. проф. Я.Н. Засурского. [Текст] - М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, / 2010.
Система средств массовой информации России/под ред. проф. Я.Н. Засурского. [Текст] - М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2008.
Ким М.Н. Новостная журналистика. Базовый курс. [Текст]: учеб. пособие для студентов. / М.Н. Ким / - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2005. – 340 с.
Кожина М.Н. Стилистика русского языка. - М., 1983
Литературная энциклопедия терминов и понятий/Гл.ред. и сост. А.Н. Николюкин.- М., 2001
Пичугов Ю.С. Родное слово. Учебное пособие для 8 – 9 классов общеобразовательных учебных заведений. М., 1995 г.
Поль Л. Сапер. Основы искусства речи. М., 1992 г.
Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М., 1988
Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Занимательная стилистика. – М., 1988
Сопер П.Л. Основы искусства речи. – М., 1992
Толчёнов О. Активизация творческой фантазии // Репертуарно – методическая библиотечка, я вхожу в мир искусств. 2002, №1.
Интернет-ресурсы:
http://its-journalist.ru/
http://youngjournal.v-teme.com/
http://ru
·wikipedia.org.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 415