Презентация Индивидуальные маршруты учащихся
На коллективных учебных занятияхИндивидуальные маршруты
Ян амос коменский доказывал, что можно обучать группу, словно одного ученика, обеспечив одноуровневый ее состав
Коллективные учебные занятия * Учащиеся изучают разные фрагменты учебного материала и в своем темпе, используя способы и средства, адекватные индивидуальным особенностям. Поэтому одновременное начало и окончание выполнения работы практически невозможно.
*общее содержание курса разные ученики осваивают по разным маршрутам
* на местах пересечения маршрутов учащихся создаются временные кооперации (непостоянные по составу группы или отдельные пары) для выполнения какой- либо учебной цели. Учащиеся реализуют свои маршруты благодаря разноплановым ситуациям сотрудничества.На занятиях могут действовать несколько таких коопераций, которые отличаются : темами, формами, методами, временем работы и численностью учащихся. Одни ученики работают индивидуально, другие- в парах с учителем или другими учениками, а третьи – в микрогруппах.
Для организации коллективных учебных занятий необходимо выявить возможные маршруты прохождения курса химии с учетом зависимостей между темами. Разновозможные последовательности изучения курса, не противоречащие системе научного знания, получают наглядное отражение в маршрутно-логических схемах, разворачивающих содержание программы нелинейным образом.
Вначале связь разделов курса представляют на схеме содержания и структуры учебного предмета.Так курс химии на ступени основного общего образования начинается с введения, далее разделы «Строение атома», «Строение и состав веществ» и «Сложные неорганические вещества». Далее в любом порядке можно изучать разделы «Классификация хим. Реакций», «Металлы», «Неметаллы», которые независимы друг от друга. Завершает курс раздел «Органические вещества».
Блок «Химия и жизнь»не зависит от других разделов, к нему учащиеся могут возвращаться неоднократно при подготовке рефератов, докладов, осуществлении проектных и исследовательских работ в области сельского хозяйства, медицны, быта.
Маршрутно-логическая схема по разделу «Металлы»1. Общая характеристика металлов по положению в ПСХЭ и строению атомов2. Химические свойства металлов, способы их получения3. Щелочные металлы и их соединения4. Щелочно - земельные металлы и их соединения 5. Алюминий и его соединения6. железо и его соединения7. Задачи на выход продукта, содержание примесей, избыток8. Коррозия. Сплавы
Возможные маршруты изучения радела «Металлы»: А – 1 2 3 4 5 6 7 8Б – 1 2 6 5 4 3 7 8В – 1 2 4 6 3 5 8 7Г – 1 2 5 6 3 4 8 7
Подобные схемы облегчают не только ориентировку в предмете, построение ИУМ (индивидуального учебного маршрута), но и формирование у ученика целостного представления о содержании учебного процесса, о главном и производном, что очень важно для осознанного усвоения и обобщения знаний
ИУМ – важная часть ИОП ученика – его представлений об образовательной деятельности , ее целях, содержании, результатах, времени, месте, средствах и ситуациях взаимодействия с учителями, одноклассниками и другими субъектами
Принципиальные особенности нашего подхода:Индивидуальная программа составляется в ходе комплекса взаимодействий участников учебно– воспитательного процесса. Доля самостоятельности зависит от умений планировать свою деятельность, реализовывать ее и рефлексировать
Использование коллективных учебных занятий позволяет формировать индивидуальные программы на базе содержания инварианта, а не просто складывается из вариативного и личностного компонентов курса;ИОП многослойна, включает как долгосрочные, так и конкретные, оперативные представления о предстоящей деятельности
Порядок разработки индивидуальной программыУчитель и учащиеся совместно составляют ориентировочные индивидуальные планы-заказы на разные периоды: полугодие или год (два года), четверть (или месяц) и неделю Содержание планов заносят в общую таблицу: по вертикали располагают список учащихся, а напротив фамилии указывают темы(либо блоки, если охватываемый период больше четверти)
Если ученик не обладает в достаточной мере умением планировать свою деятельность, то важно обеспечить процедуру согласования с ним плана – заказа, составленного учителемПлан – заказ становится его индивидуальной образовательной программой (ИОП)Программа на год содержит перечень блоков (разделов), которые необходимо изучить школьнику, в программе на четверть указаны конкретные темы, маршруты их прохождения, практические и контрольные работы, а недельной программе – способы освоения материала
Фрагмент индивидуального маршрута на четверть (раздел «Металлы»)Общая характеристика металлов по положению в ПСХЭ и строению их атомов. Химические свойства металлов, способы их получения. Железо и его соединения. Химические свойства железа. Решение экспериментальных задач на распознавание и получение соединений железа (практическая работа №3). Щелочные металлы и их соединения. Щелочно - земельные металлы и их соединения. Алюминий и его соединения. Коррозия. Сплавы. Задачи на выход продукта, содержание примесей, избыток. Получение и свойства соединений металлов (практическая работа №1). Осуществление цепочки химических превращений (практическая работа №2). Индивидуальные тренировочные задания по разделу «Металлы». Контрольная работа.
Индивидуальная программа деятельности по химии на неделю1. Ориентировка в разделе «Металлы» (работа с презентацией)2. Химические свойства металлов. Работа в сводной группе по методике взаимообмена заданиями (6 карточек)3. Железо и его соединения. Изучение опорного конспекта в малой группе4. Химические свойства железа. Работа в сводной группе по методике взаимообмена заданиями (6 карточек)
В плане деятельности ученика на занятии его ИОП получает предельную конкретизацию: какой учебно-дидактический материал использовать, на каком уровне изучать, сколько времени затратить, с кем именно работать (в паре с учителем или учеником, в малой группе или самостоятельно)
Формирование регулятивных умений(самоопределения, проектирования, прогнозирования, контроля и др.)Каждое занятие заканчивается рефлексией деятельности: что получилось?Что или кто этому способствовал?Что не получилось?Что препятствовало?Удачно ли было подобраны способы работы?Что нужно учесть при планировании следующего занятия?Что изменить, а что оставить?
Освоение учащимися курса учитель отслеживает с помощью табло учетаВ нем указаны предполагаемые темы, задания, виды работ Можно использовать разные символы:«.» приступил к выполнению задания« L» изучил тему, требуется проверка«+» изучил тему, прошел проверку«&» передал, проверил(Можно ставить оценки в баллах)
Методика взаимообмена заданиямиПредназначена для первичного изучения типовых задач в ходе работы учащихся в парах сменного составаУчитель готовит дидактический материал- карточки, содержащие по три однотипных упражненияНапример, по теме «Химические свойства металлов» можно составить 6 карточек, разных по тематике, но одинаковых по структуре
Вначале необходимо осуществить «запуск»Учитель распределяет задания между 6 уч-ся и обучает каждого индивидуально1) объясняет выполнение задания А, записывает решение в тетрадь, просит восстановить объяснение2) задание Б ученик выполняет под наблюдением учителя, комментируя свои действия3) задание В уч-ся выполняет вне наблюдения со стороны учителяПосле проверки учитель проводит минирефлексию и дает рекомендации как учить напарника
Командир руководит группой, ведет табло учета карточекВ паре уч-ся обучают друг друга решению своих задач Научившись у одного партнера выполнять задания какого-либо типа, уч-ся в следующей паре передает это умение другому члену группыСмена напарников происходит до тех пор, пока каждый не получит и не передаст все типы задач
Порядок работы в паре по методике взаимообмена заданиями1. Прочитай напарнику задание из своей карточки2. Выполни в тетради напарника задание А из своей карточки, объясняя его решение3. Проследи, как твой напарник выполняет задание Б из твоей карточки4. Поменяйся ролями с напарником: пусть он объяснит задание А своей карточки по пунктам 1-35. Поменяйся карточками с напарником. Выполни задание В, работая самостоятельно6. Проверьте друг у друга задание В, обменявшись тетрадями7. Поблагодари напарника за работу. Возьми себе его карточку. Смени партнера
Методика работы в малой группеТехника взаимодействия уч-ся такова, что один ученик читает первый фрагмент текста вслух (остальные - про себя)Затем сидящий от него слева повторяет, что понял, объясняет ключевые терминыТретий по кругу формулирует и задает вопросы на понимание прочитанного фрагментаЧетвертый предлагает заголовок этой частиПосле обсуждения записывают заголовок в тетрадь
Методика взаимопередачи темПредназначена для организации изучения теоретического материала при работе в парах сменного составаРазные темы изучаемого раздела распределяют между учащимисяОдну или несколько тем ученик изучает индивидуально, остальным его обучают другиеТемы, которые он освоил самостоятельно, он передает своим товарищамКомандир из числа уч-ся ведет табло учета и координирует деятельность сводной группы
Статья опубликована в журнале «Химия в школе» 2012 год, №5 Авторы:В.Б. Лебединцев ИПК и ППРО, КрасноярскТ.Г. Рассохина Гляденская ОШ №11, Красноярский край