Доклад на тему: Индивидуальные образовательные маршруты

Муниципальное общеобразовательное учреждение
Ясенецкая средняя школа





Доклад на РМО
учителей начальных классов



Тема: «Индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально- ориентированные образовательные программы
с учетом личностных и возрастных особенностей
учащихся»








Подготовила:
учитель начальных классов
МБОУ Ясенецкая СШ
Шкарина Анна Михайловна



2016

Основная идея обновления образования состоит в том, что оно должно стать индивидуализированным, функциональным и эффективным.
Учебный труд должен приносить радость, желание вновь и вновь  познавать новое. Современная школа осуществляет работу с уч-ся на основе:
уважения личного достоинства каждого воспитанника, его индивидуальных жизненных целей, запросов и интересов;
ориентируется не только на подготовку к будущей жизни, но и на обеспечение полноценного проживания каждого возрастного этапа в соответствии с его психофизиологическими особенностями.
Индивидуальный подход рассматривается как организация педагогического воздействия с учетом индивидуальных особенностей личности ребенка.
Одним из вариантов, способствующим реализации индивидуальных образовательных потребностей и прав уч-ся на выбор своего пути развития, является индивидуально-образовательная программа или маршрут.
Индивидуальный маршрут это учет психологических и индивидуальных особенностей ребёнка, его интересов, жизненной позиции, уровня обучаемости. Индивидуальный маршрут выстраивается во взаимодействии педагога и психолога.
Для кого, прежде всего, нужен индивидуальный маршрут? Для слабоуспевающих детей, которые не успевают за темпом работы класса. Для одаренных детей, которым работа класса может наскучить, и им будет не хватать темпа и открытия нового. Конечный результат должен показать, что ребенок чувствует себя в учебном процессе комфортно и учится с радостью.
Термин «индивидуальный образовательный маршрут» (ИОМ) одновременно и определенное, и чрезвычайно широкое понятие. Возникнув как результат практической деятельности образовательных учреждений, ориентированных на принципы обеспечения индивидуальных запросов обучающихся в образовательном процессе, он приобрел и зону неопределенности, связанную с наличием различных смежных понятий: «индивидуальный учебный план», «индивидуальная образовательная траектория», «индивидуальная образовательная программа».
Варианты интерпретации понятия индивидуального образовательного маршрута графически представлены на схеме.




Ряд авторов (Е. С. Заир-Бек, Е. И. Казакова, А. П. Тряпицына) связывают понятие индивидуального образовательного маршрута с понятием «образовательная программа», позволяющим овладеть определенным уровнем образованности. Если траектория «след», то маршрут план этого «следа», заданные координаты начального и конечного значения характеристик. Индивидуальная образовательная траектория предполагает обязательное наличие индивидуальной образовательной программы. В общем случае маршрут предполагает рассмотрение образовательного процесса как средства достижения личностных целей саморазвития и самосовершенствования, самооткрытие школьником новых возможностей в формах, приемах деятельности.
В зависимости от выбранного подхода реализации индивидуального образовательного маршрута могут быть достигнуты различные цели: компенсация учебных трудностей; расширение сферы знаний применительно к определенной учебной дисциплине.
Наряду с понятием «индивидуальный образовательный маршрут» существует понятие «индивидуальная образовательная траектория» (Г.А. Бордовский, С.А. Вдовина, Е.А. Климов, B.C. Мерлин, Н.Н. Суртаева, И.С. Якиманская и др.), обладающее более широким значением и предполагающее несколько направлений реализации: содержательный (вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие индивидуальный образовательный маршрут); деятельностный (специальные педагогические технологии); процессуальный (организационный аспект).
Индивидуальная образовательная траектория предусматривает наличие индивидуального образовательного маршрута, а также разработанный способ его реализации.
Индивидуальный учебный план выполняет функцию прогнозирования для старшеклассника – «Я выбираю предметы для изучения»; индивидуальная образовательная программа выполняет функцию проектирования для старшеклассника – «Я составляю программу образовательной деятельности» и, наконец, индивидуальный образовательный маршрут конструирует образовательную деятельность – «Я определяю, в какой последовательности, в какие сроки, какими средствами будет реализована образовательная программа».
Принципы проектирования ИОМ (Т.Н. Князева):
Принцип систематической диагностики
дифференцированного (индивидуального) подбора педагогических технологий
контроля и корректировки
систематичности наблюдений
Принцип пошаговой фиксации
Обязанности учителя, обеспечивающего индивидуальный образовательный маршрут:
Оценка готовности ребёнка к переходу на обучение по индивидуальному образовательному маршруту.
Выбор совместно с учеником индивидуального образовательного маршрута.
Корректировка образовательного маршрута.
Контакты с родителями ученика.
Подведение результатов.
Алгоритм создания индивидуального образовательного маршрута
Исследования обучающихся, анализ состояния:
диагностика базового (стартового) уровня и выявление индивидуальных особенностей обучающегося;
дифференциация обучающихся;
Постановка, совместно с обучающимся, цели и определение образовательных задач. Определение срока действия маршрута.
Отбор содержания образовательного маршрута
Определение модели образовательного процесса
Планирование и созданием индивидуальной образовательной программы и определение результатов ее реализации.
Образовательная деятельность в рамках индивидуального образовательного маршрута.
Диагностика текущих результатов и возможная коррекция индивидуального образовательного маршрута.
Подведение итогов работы
Таким образом, технология создания индивидуального образовательного маршрута – это более или менее алгоритмизированный процесс взаимодействия педагога и обучающихся, гарантирующий достижение поставленной цели.
Я остановлюсь на системе работы по формированию учебно-познавательной компетенции при использовании индивидуальных - образовательных маршрутов или траекторий.
Индивидуальный образовательный маршрут (траектория) - это структурированная программа действий ученика на некотором фиксированном этапе его обучения.
Разрабатывается:
для слабого ученика,
для сильного ученика. Сильный ученик может в виду болезни или других причин пропускать много учебных дней, его знания нужно привести в норму и ликвидировать пробелы. У слабого ребенка нужно постоянно поддерживать интерес, мотивацию, ситуацию успеха. Индивидуальный образовательный маршрут может быть
коротким
длинным

·У слабого ученика маршрут может быть рассчитан на весь учебный год, а сильному ученику бывает достаточно нескольких недель или месяцев.
Индивидуальный образовательный маршрут реализуется через различные формы организации деятельности учащихся:
- занятие в классе. При закреплении или повторении изученного, через индивидуальные задания - тренажеры, карточки. Дети работают самостоятельно, работа проверяется и оценивается.
-групповые занятия. У детей обучающихся по индивидуальному маршруту одна проблема. Учитель объединяет их в одну группу и проводит для них групповое занятие.
-самостоятельное изучение материала. Для сильного ученика. Например . Ученица переходит с обучением УМК "Школы России" на УМК"Начальная школа 21 века". Учитель дает задание для самостоятельного изучения: "Выучи и научись применять правило "Непроизносимые согласные в корне слова".Затем педагог проверяет правило и умение применить его в упражнениях.
-домашняя самостоятельная работа. Повторив правило с учителем, ребенок получает д/з на несколько дней. В назначенное время учитель проверяет его и обязательно оценивает. Все занятия и оценки фиксируются в журнале индивидуального - маршрута, который составляет и заполняет учитель.
4 вариативных образовательных маршрута:
1 для учащихся с опережающими темпами развития;
2 для учащихся с ослабленным здоровьем;
3 для учащихся с низким уровнем учебной мотивации и трудностями в обучении;
4 для одаренных учащихся с различными специальными способностями.
Алгоритм составления плана работы по индивидуальному образовательному маршруту:
1) Диагностика общеучебных умений и навыков.
2) Выяснение причин низкой успеваемости.
Причинами могут быть:
переход на другой УМК
несформированность самоконтроля
отсутствие устойчивых мотивов учения
проблемы в знаниях, умениях, навыках ученика, вследствие нерегулярности работы на уроке.
нарушение фонематического слуха
бедность словарного запаса
общее недоразвитие речи
несформированность познавательной деятельности
3) Исходя из выявленных причин, определяем направления коррекционной работы. Например:
ликвидация общего отставания по программе
обогащение словаря и развития речи
формирование мотивов учебной деятельности. Обратить внимание на создание ситуации успеха, перед ребенком ставить доступные по трудности задачи и небольшие по объему.
4) Определив направление коррекционной работы, планируем маршрут и проводим работу по реализации плана.
Примерная схема составления тематического планирования индивидуального маршрута:

Дата
Тема занятия
Форма организации деятельности ученика
Домашнее задание
Примечание

Определяем день, когда будут проходить занятия (не реже 1 раза в неделю). За консультацией ребёнок может обратиться к учителю в любой день.
5) Подведение итогов. Это диагностические работы.
Если проблемы ликвидированы - маршрут закрывается, если нет - работа продолжается.
В результате такой работы по индивидуальному образовательному маршруту у детей сформировались основы учебно-познавательной компетенции:
они научились самостоятельно самоорганизовываться на занятие.
умеют планировать свою работу
могут оценить и проанализировать свою работу.
Из 4 человек работающих по индивидуальному образовательному маршруту
1 - отличник,
1 - учится на 4 и 5,
2 - занимаются с удовлетворительными оценками.
В настоящее время по индивидуальному маршруту занимается 2 человека.
У одного ребенка уже есть продвижение вперед. Другому не все еще удается, но динамика положительная. Есть надежда, что дети будут успешными в учении.
Перспективы, открывающиеся перед учащимися:
-уменьшается ежедневная нагрузка в разрезе домашних заданий;
-даётся возможность каждому ребёнку попробовать свои силы в ситуации, где нет давящего авторитета учителя и внимания всего класса;
-формируется умение применять знания в нестандартных ситуациях,  самостоятельно делать правильный выбор;
-формируется правильная самооценка.
Перспективы, открывающиеся перед родителем:
-принимает активное участие в образовательном процессе;                     
-даёт возможность определить границу между знаниями и незнаниями своего ребёнка (карта движения по предмету);
-повышается уровень  контроля  над учебными достижениями своего ребёнка.
Перспективы, открывающиеся перед педагогом:
-освобождается время для других форм уроков;
-осваиваются новые формы уроков: презентации, мастерские, консультации;
- появляется возможность оказать индивидуальную помощь учащимся.
Реализация  технологии  дает   положительные результаты, о чем свидетельствует личностный рост каждого учащегося, индивидуальное продвижение в сфере обучения и воспитания, увеличение числа учащихся, принимающих участие в исследовательской и творческой деятельности. По результатам анкетирования, комплексной диагностики, неформальные показатели – сочинения,   творческие работы, участие в конкурсах, турнирах, олимпиадах учащихся показывают существенное продвижение в уровне развития.
Я считаю, что внедрение в практику технологии  индивидуальных образовательных маршрутов эффективно сказывается  на  учебном процессе и развитии личности учащегося. Поэтому образовательные программы направлены на формирование личности образованной, нравственной, активно-творческой,  инициативной, ответственной, ориентированной на понимание и уважение самой себя и другого человека, способной самостоятельно добывать и применять знания, умеющей жить и правильно действовать в изменяющихся жизненных ситуациях, готовой к дальнейшему образованию [5].
 
Литература:
1. Богданова, Е.В. Иваненко// Школьные технологии. - 2009. - №1. - С.116-120.
2. Журавлева, К. Обучение по индивидуальным учебным планам: повышение мотивации и возможность учащегося выбирать желаемую нагрузку/ К. Журавлева, Е.Зубарева, И. Нистратова, Е. Секачева // Директор школы. – 2008











Приложение 1.
                 Лист   индивидуального маршрута обучения
ФИО_________________________________________________________________________
Ученика (цы) ______ класса МБОУ Ясенецкой СШ
на _______/_______ учебный год
 

Тема направления  занятий
ФИО учителя
Кол-во
часов
Результаты
Подпись преподавателей


 
 
 


 
 
 
 



 
 
 
 






 
 
 
 
 













Кл. рук-ль                    ______________/___________ /
Ученик (ца)                ________________/____________/
Родитель                 _________________/______