Организация досуга в ГПД как фактор гармоничного развития личности в рамках ФГОС НОО
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»
городского округа город Салават
Республики Башкортостан
РЕФЕРАТ
на тему: «Организация досуга в ГПД как фактор гармоничного развития личности в рамках ФГОС НОО»
Выполнила воспитатель ГПД
МБОУ «СОШ №4»:
Романова Татьяна Леонидовна
г. Салават, 2014
Введение
«Воспитание есть воздействие
на сердце тех, кого мы воспитываем»
Лев Толстой
Сложнейшая и актуальнейшая проблема в настоящее время – это воспитание подрастающего поколения. Проблема раскрытия индивидуальности каждого ребенка не может быть решена вне той деятельности, которая организуется в свободное от учебной работы время.
От того, как организована жизнь и деятельность ребенка в группе продленного дня, насколько правильно произведен отбор содержания, видов деятельности, ее форм и их сочетания в единой системе воспитательного воздействия, зависит успех воспитательной работы в целом.
В настоящее время необходимо, прежде всего, учитывать естественные потребности младших школьников. Именно удовлетворение этих потребностей (с позиции педагогической целесообразности) должно стать основой для их всестороннего развития.
Реализация образовательных стандартов второго поколения предполагает новую роль учителя и воспитателя, а также использование «других», адекватных новым требованиям технологий, форм и методов обучения. Педагог теперь не просто транслятор знаний, а организатор развития ученика, его помощник в раскрытии своего личностного потенциала.
Для максимально-эффективной работы группы продлённого дня (ГПД) необходимо чёткое, продуманное планирование всех направлений работы, а также комплексный, системный подход к организации обучения, воспитания, развития и здоровьесбережения обучающихся.
Главная цель ГПД - создание условий для полноценного развития личности младших школьников: развитие эмоций, творческих способностей, речевых навыков, волевых качеств, эстетического отношения к окружающему миру, познавательных способностей, способностей к самовыражению. Задачи ГПД
1.Создать максимально комфортные и здоровые условия для пребывания детей в группе.
2.Способствовать развитию навыков самообразования и повышать интерес школьников к обучению.
3.Развивать нравственные качества личности.
4.Создать условия для раскрытия творческого потенциала детей.
Основные формы воспитания в ГПД, которые мы используем в нашей школе:
Познавательные: чтение, применение правил и способов поведения в реальных жизненных ситуациях, изучение графических материалов, экскурсии.
Творческие: тематические и на свободную тему: рисование, лепка, аппликация, оригами.
Досуговые: прогулки, развивающие игры, ролевые игры, деловые игры, в том числе и электронные, динамические паузы.
Данные формы воспитания направлены на формирование универсальных учебных действий.
1. Выбор организованной системы младших школьников в группе продленного дня
Долгое время досуговой деятельности в процессе образования уделяли незначительное внимание. Но с внедрением новых стандартов ситуация изменилась и досугу уделяется большое внимание.
Задача воспитателя – сделать досуг ребят, посещающих ГПД, насыщенным, интересным, разнообразным. Цель досуговой деятельности ГПД - раскрыть потенциал детей, создать благоприятную психологическую атмосферу, научиться переключаться с одного вида деятельности на другой. И, разумеется, максимально эффективно использовать мощный педагогический потенциал игры.
Внеучебное время учащихся можно разделить на два периода: после учебных занятий до приготовления домашних заданий и после приготовления домашних заданий до ухода домой.
Поскольку первый период следует непосредственно за учебными занятиями и предшествует приготовлению домашних заданий, он наиболее ответственен в отношении выбора видов деятельности, способствующих быстрому и полному восстановлению работоспособности учащихся. В это время противопоказаны все виды деятельности, представляющие дополнительную нагрузку на нервную систему учащихся: лекции, беседы, занятия в кружке. Поэтому, в это время дети собираются в группе продленного дня и мы играем в спокойные игры, не требующие умственного напряжения, в игрушки.
Обязательна ежедневная прогулка. Она способствует укреплению здоровья детей, повышает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям. Движение, бег, игра благоприятно влияют на рост и развитие детей, способствуют совершенствованию дыхательных навыков и умений.
Существуют разные виды прогулок. На игровой прогулке детям предлагается несколько подвижных игр средней интенсивности. На прогулке-экскурсии дети знакомятся с отдельными предметами или явлениями природы. На прогулке-поиске – поиск заранее спрятанного пакета. Во время спортивной прогулки проводятся соревнования. Виды прогулок постоянно чередуются.
Отдых на улице очень важен, так как он благотворно сказывается на функциональном состоянии центральной нервной системы детей и помогает лучше подготовиться к последующим занятиям, требующим большого умственного напряжения
От организации второго периода внеучебного времени, который наступает в конце дня после приготовления домашних заданий, во многом зависит степень восстановления работоспособности детского организма. Одной из важных задач в работе с детьми является забота о том, чтобы часы, свободные от выполнения домашних заданий, заполнялись разумно, интересно. Для этого воспитатель должен увлечь детей интересным делом, дать выход энергии, предоставить возможность наиболее полно проявить себя, реализовать свои способности. С этой целью в работе с детьми используются различные формы организации досуга и разработаны разнообразные игровые программы.
Игры используются разные и чередуются: подвижные, подражательные, музыкальные, дидактические, познавательные, интеллектуальные, творческие. Они способствуют развитию мышления, воображения, воспитывают активность, сноровку, сообразительность, инициативу, умения постоять за себя. В ходе игры интересно и организованно проверяются, углубляются знания у детей, общая осведомленность и образованность. Игра для детей - важное средство самовыражения, проба сил. Она помогает сплотить детский коллектив, включает в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых. В них воспитывается сознательная дисциплинированность, дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других.
Ежедневно проводим тематические занятия. На них организуем беседы о вредных привычках, правильном питании, режиме дня. ( «Овощи и фрукты на нашем столе», «Во саду ли в огороде», «Уроки Мойдодыра», «Уроки Айболита»). На занятиях уточняются и обобщаются знания о народных приметах, животных и растениях (Беседы: «День защиты птиц», «Береги родную природу»…). Обычно, перед каникулами проводятся беседы о правилах дорожного движения, о правилах поведения на улице и дома, о мерах предосторожности («Капель. Сосульки» «Я и речка»).На занятиях «Этикет и культура поведения» дети учатся общению друг с другом, взрослыми. Дети вспоминают словесные формы выражения вежливости и учатся пользоваться ими уместно - в зависимости от ситуации. Обучение словесной вежливости связано с воспитанием общей культуры поведения, формированием доброго, уважительного отношения людей друг к другу («О поведении в школе», «Уважай старших!», «Ежели вы вежливы»…). Большое внимание на занятиях отводится правилам поведения дома, на улице и в общественных местах. («Ты и твоя семья», «Меня пригласили в гости», «О поведении с членами семьи», «О поведении с друзьями»).
Большую роль в патриотическом воспитании детей играют музеи. Мы несколько раз посетили музей в Салавате, съездили в Уфу, где познакомились с историей села, биографиями наших земляков. На этих занятиях я стараюсь воспитывать любовь к нашему селу, нашей Родине
В практике моей работы – занятия «Оч.умелые ручки», где ребята делают различные поделки своими руками. Для того, чтобы занятие было наиболее интересным я провожу беседу. Предлагаемые мной беседы связаны с темой занятия и содержат информацию, которая позволяет углубить интерес ребят к работе. На занятиях «очумелые ручки» проводится работа с различными материалами: бумагой, природным материалом, пластилином. Эти занятия имеют большие педагогические возможности. Они развивают фантазию и творчество, конструктивное мышление и сообразительность, расширяют игровой опыт, дают знания об окружающем мире, обогащают словарь детей, формируют умение общаться друг с другом.
Кроме того, в процессе труда руки ребенка становятся более ловкими, что также положительно сказывается на его развитии.
На занятиях «В мире сказок» мы с ребятами читаем и анализируем различные произведения и инсценируем их. Эти занятия способствуют расширению кругозора, обогащению словаря, уточнению и обобщению знаний, развитию речи. Дети учатся умению грамматически правильно строить фразы.
В группе продленного дня вся учебная и внеклассная работа протекает при рациональном режиме под руководством воспитателя, а также под постоянным воздействием детского коллектива. Все эти факторы, вместе взятые, положительно влияют на учащихся. В группе более эффективно решаются образовательные и воспитательные задачи: повышение качества знаний, развитие интересов и способностей школьников, подготовка учащихся к общественно полезному труду, воспитание коллективизма и взаимопомощи.
ГПД много даёт детям. Всестороннее развитие творческих способностей, приобретение навыков самостоятельного обучения, гармонично спланированный досуг, здоровьесберегающий режим, активная социализация и общение со сверстниками. То, чего лишены многие современные дети. К тому же ГПД ограждает учеников начальных классов от вредного, а главное, неконтролируемого влияния улицы.
2. Организация досуга детей
Досуг – часть нерабочего времени, оставшаяся после выполнения непреложных обязанностей.
Самая распространенная классификация форм воспитательной работы, предложенная В.С. Безруковой и Е. В. Титовой – это мероприятие, дело, игра.
Такие ученые как И.П. Иванов, И Подласов, Н.Е. Щуркова выделяют следующие формы: воспитательное мероприятие, коллективное творческое дело, праздник, игра.
Я в своей работе опираюсь на следующую классификацию:
- воспитательное мероприятие;
- коллективное творческое дело;
- праздник;
- игра;
- клубный час.
Целесообразность такой квалификации подтверждена опытно-экспериментальной моделью «Ориентир» под руководством М.П. Осиповой.
Развивающая среда ГПД
1. Прогулка – активный отдых, организованный на воздухе и заключающийся в играх малой и средней подвижности.
Прогулка оказывает благоприятное влияние на функциональное состояние центральной нервной системы учащихся.
К мероприятиям относятся события, занятия, встречи с интересными людьми, экскурсии.
Каковы же цель и задачи каждого воспитательного мероприятия?
Цель – всегда отношение. Но с помощью одного мероприятия отношение (потребности, мотивы, действия, поступки) не сформируешь.
Задачи воспитательного мероприятия - это то реальное, что достижимо на нем (эмоции, реакции, поведенческие действия). Воспитательное мероприятие – часть цели, в результате всей воспитательной работы.
Мероприятие «День матери»
Конкурс – это соревнование двух или более участников в каком-либо виде деятельности. За победу в конкурсе полагается вознаграждение. Я считаю целесообразным награждать ребят интересными карточками. Так, успехом пользуются карточки удачи. Даже через несколько лет ребенок помнит какой-то приз.
ТВОРЧЕСКИЙ КОНКУРС – значит оригинальный, нестандартный. Здесь участники соревнуются в той деятельности, которая отличается творчеством.
Конкурс «Театральная весна»
Спектакль «Кошкин дом»
Праздник – особая форма воспитательной работы, включающая различные виды деятельности детей. Поэтому праздник считается стержневой формой работы, вокруг которой и в тесной взаимосвязи с ней организуется КТД, мероприятия, игры и т.п.
Мои воспитанники с большим желанием готовятся к празднику: придумывают костюмы, любят сюрпризы, неожиданности, своеобразные призы.
Очень важно, чтобы каждый ребенок смог проявить свои таланты, способности, увлечения. Необходимо, чтобы ребенок смог почувствовать свою значимость.
Праздник «Прощание с первым классом»
Заключение
На протяжении всей жизни человеку следует предоставлять выбор действий в определенных жизненных ситуациях, помогать формировать нравственный опыт.
Воспитателю группы продленного дня необходимо умело направлять деятельность детей, активно заполнять «свободное пространство».
Считаю, что создать и закрепить позитивные образцы поведения сумеют те, кто придерживается следующих принципов в работе:
Диагностики и регулирования поведения младших школьников.
Нравственно- гуманистической направленности в работе.
Понимание и сочувствие. Это особенно важно в работе с детьми из неполных семей.
Своевременность психолого-педагогической помощи и поддержки.
Вовлечение в коллективные виды деятельности.
Создание ситуаций, в которых ребенок может достичь успеха, использование всех мер поощрения.
Литература
Агапова И.А., Давыдова М.А. Современные праздники: Сценарии воспитательных дел в начальной школе. – М. ТЦ Сфера, 2012
Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2011
Минскин Е.М. Игры и развлечения в группе продленного дня: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2012
Осипова М.П., Бутрим Г.А., Мельничук И.А. Работа с родителями: Пособие для учителей начальных классов общеобразовательных учреждений. – Мн.: Экоперспектива, 2013
Осипова М.П., Козлович С.И., Панасевич З.М. Воспитание: Пособие. – Мн.: Книжный Дом; Экоперспектива, 2012
Попова И.Н., Исаева С.А., Ромашкова Е.И. Организация и содержание работы в группе продленного дня: Начальная школа. – М.: Айрис-пресс, 2011