Конспект урока по русскому языку 3 класс Что такое приставка?
Русский язык
3класс
Тема. Что такое приставка. Как найти в слове приставку.
Тип урока: урок получения новых знаний.
Цель урока: познакомить с приставкой как значимой частью слова; формировать умения выделять приставки в словах, образовывать с приставками новые слова. Организовать совместную деятельность учащихся с целью знакомства с приставкой.
Задачи
Предметные: - сформировать представление детей о приставке как значимой части слова;
- находить приставку среди других частей слова;
- образовывать новые слова с помощью приставки;
- Познавательные: - развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
- строить речевое высказывание в устной форме;
- проводить сравнение и классификацию слов;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию;
- Коммуникативные: - формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- Регулятивные: - учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем;
- осуществлять контроль по результату и способу действия;
- Личностные: - формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе;
- учебно-познавательные мотивы;
- учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой языковой задачи;
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности..
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, коллективная деятельность, групповая, парная, индивидуальная.
Средства обучения: Русский язык: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч 1/ Под ред. В. П. Канакина, В. Г. Горецкого, издательство «Просвещение», 2013 год.
- электронное приложение к учебнику; интерактивная доска.
Планируемые результаты:
Предметные: - на уроке ученик получит знания о приставке как значимой части слова;
- научится находить приставку среди других частей слова;
- образовывать новые слова с помощью приставки;
Метапредметные - познавательные: - ученик получит возможность учиться добывать информацию;
- осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии;
- строить логическое рассуждение, включающие причинно - следственные связи;
- коммуникативные: - ученик получит возможность учиться выслушивать разные точки зрения;
- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
- аргументировать свою позицию;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь в сотрудничестве;
- регулятивные: - ученик получит возможность учиться принимать и сохранять учебную задачу;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- составлять простейший план действий;
- осуществлять итоговый контроль по результату;
Личностные: ученик получит возможность учиться оценивать свою деятельность на уроке и ответы своих одноклассников
Ход урока
Организационный момент.
Приветствует учащихся.
Ужасно интересно всё то,
что неизвестно.
А то, что неизвестно,
нам хочется узнать.
Но чтоб добыть нам знания,
проявим мы старание,
Тогда с тобою многое удастся
нам понять.
– Тихо сели. Открыли тетради. Приготовились к работе.
|||. Актуализация знаний.
Прочитай стихотворение. Выпишите однокоренные слова, выделите в них корень
КАК РАСТУТ СЛОВА.
Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым -
Был он только словом.
Это слово было корень,
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло -
Стало много новых слов.
Вот из садика рассада,
Вот ещё посадки рядом.
А вот садовод,
С ним садовник идёт.
Очень интересно
Гулять в саду словесно
-Что заметили?
а) Игра «Да – нет - как». Отвечаем на вопросы словами «Да» или «Нет».
- Слово состоит из предложений? – Нет
- Окончание – это изменяемая часть слова? – Да
- Корень – это главная часть слова? - Да
- Бывает ли у слова нулевое окончание? – Да
- Может ли слово быть без корня? – Нет
- Окончание служит для образования новых слов? – Нет
- У родственных слов одинаковый корень? – Да
- Мы выучили все части слова? – Нет
б) Назовите, все изученные части слова.
в) Слайд . Птицы в полёте.
Посмотрите на экран
- Что делают птицы
– Запишите это слово. (летят).
– Определите корень.
– Образуйте глаголы с корнем
–лет, используя данные части
Слайд Приставки
– Что нужно сделать, чтобы новое слово читалось? (приставить часть, присоединить)
– Приставляемая часть пишется слитно со словом.
– Запишем новые слова и объясним их смысл (сразу после записи)
прилетят – появятся
улетят – исчезнут
налетят – соберутся вместе
отлетят – отсоединятся ото всех
подлетят – приблизятся
перелетят – переместятся с одной ветки на другую
слетят – переместятся, пропадут
· Как образовывали новые слова? (приставляли части, присоединяли)
Как вы думаете, с какой частью слова мы сегодня будем работать
- Давайте же назовем новую часть.
- Кто сформулирует тему нашего урока?
- Какие цели (задачи) мы поставим перед собой?
Тема урока: Приставка – часть слова.
Цели урока узнать, все о приставке,
где она находиться, для чего служит,
как обозначается;
научиться находить приставку в словах;
образовывать слова с помощью приставок.
Учиться сотрудничать во время работы.
IV. Построение проекта выхода из затруднений.
1) Работа в группах.
- А теперь я предлагаю вам стать исследователями. Мы будем изучать приставки.
- Работать мы будем по группам. Проанализируйте слова, записанные на ваших листах, и ответьте на вопросы, которые у вас есть, а затем сделайте вывод, что такое приставка.
- Вспомним правила работы в группе.
На карточках слова:
1 группа: ушёл, зашёл, вышел
2 группа: завернул, вывернул, свернул
3 группа: зашить, перешить, дошить
Вопросы:
- Что такое приставка? Приставка – это ____________________
- Где находится? Находится _______________________________
- Для чего служит? Служит _________________________________
- Как обозначается? Обозначается ______
2) Защита работы
3) Чтение правила в учебнике. С.84
ФИЗМИНУТКА НА ВЫРАБОТКУ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ.
С при – приставкою присесть,
С по – приставкою попрыгать,
С под – подпрыгнуть, подмигнуть,
С по –приставкой посмеяться,
С вы – вытягиваем руки,
С о – опустим их опять.
Вот и всё настало время
С за – зарядку завершить.
2. Знакомство с некоторыми приставками с единообразным написанием
В русском языке много приставок.
– Познакомьтесь с приставками русского языка, которые пишутся одинаково (упр. 154).
-Почему их разделили на группы
– Образуйте от данных слов новые с помощью приставок. (Первые три слова – комментированное письмо, остальные – самостоятельная работа.)
VI. Первичное закрепление с выходом во внешнюю речь.
Мы познакомились с новой частью слова – приставкой. Давайте попробуем составить алгоритм нахождения приставки в слове.
Возьмем слово снег
- Что будем делать сначала? (Подбирать однокоренные слова)
- снежок, подснежник,
- Далее? (Выделим корень: снег, снеж)
- А теперь? (То что перед корнем это приставка)
- Выделим её и назовем ( под-.).
У нас получился алгоритм «Как найти приставку»
Подбери однокоренные слова
Укажи (выдели) корень
Отметь часть слова перед корнем – приставку
Назови приставку.
Вывод стр. 86
- Работа по учебнику
-Упр. №153. Рассмотрите рисунки, прочитайте слова, сравните их. Чем они похожи? (корнем).
-Упр. №154. Прочитать, как пишутся приставки? (всегда одинаково)
ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ «ПОСМОТРИ НА УДАЛЯЮЩИЙСЯ И ПРИБЛИЖАЮЩИЙСЯ ПРДМЕТ ПЕРЕД ГЛАЗАМИ»
VII. Упражнения в выделении приставок.
Я буду читать слова, а вы называть приставки.
Безоблачный, выписать, водить, побелить, заморозки, приезд, переход, проветрить, промёрз, загораживать. Нагрузка, отцепить, расцвёл.
Самостоятельная работа с проверкой
Выделите приставку в словах.
высадить зарисовать заехать
пересадить срисовать выехать
насадить вырисовать въехать
отсадить нарисовать уехать
усадить подрисовать приехать
Проверка. 1 ряд называет приставки 1 ст., 2 ряд – 2 ст., 3 ряд – 3 ст.
(На интерактивной доске)
- Оцените свою работу.
- Почему допущены ошибки. Достаточно ли вам одного упражнения для усвоения новой темы?
VIII. Систематизация новых знаний.
Работа в парах. Отгадай загадку. Запишите отгадку, выделите в слове приставку.
Не спорю – не белый,
Я, братцы, попроще.
Расту я обычно
В берёзовой роще. (Подберёзовик.)
1. Образуйте от слов однокоренные слова при помощи приставок: на-, за-, пере-, по-, от-, при-.
, выделите в словах приставки.
рисовал, вертел, пел, лил, говорил,
2. Составьте предложение с одним из слов.
IX. Рефлексия.
– Что такое приставка?
– Как найти в слове приставку?
– Закончите предложения:
Урок помог мне
Для меня было сложным
Мне понравилось
Игра с приставками.
- Я буду называть только приставки, а вы догадайтесь, что нужно сделать. Представьте, что вы стоите перед домом. Я вам говорю: в - ! Что вы делаете? (Входим в дом.)
- А, если я скажу: у -! (Уходи от дома.) Об - ! (Обходи дом.)
- Какой вывод можно сделать по игре в приставку? (У каждой приставки своё значение.)
X. Итог урока.
-Что такое приставка?
Как найти приставку в слове?
Для чего служит приставка?
- Над какой темой мы работали? Достигли ли мы поставленных целей? Что было трудно? Все ли мы узнали о приставках? Проанализируйте и оцените свою работу.
XI. Домашнее задание.
-Упр. №155, стр. 85, правило стр. 84.
15