Урок по русскому языку в 5 классе «Приставка как значимая морфема»

Тема: Приставка как значимая морфема

Цели как деятельность учеников:

Личностные: осознавать ценности русского языка и богатства его возможностей

М/п: анализировать, сравнивать, делать обобщения, строить рассуждения.

Предметные: обеспечить применение обучающимися знаний и способов действий при выделении приставок в словах, определять значение приставок на основе лексического анализа слова, разграничивать антонимические приставки; писать буквы гласных и согласных в приставках(традиционные приставки).

Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями.


Ход урока


Оргмомент.(Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.)
- Сегодня вы оцениваете себя самостоятельно, у каждого лежит на столе лист успеваемости, который вы будете заполнять, проделав то или иное задание. Инструкция прилагается.
Языковая разминка на основе домашнего задания

Цель: развить творческие способности при выполнении домашнего задания, отработать навык составлять рассказ, развивать речевые способности.
Чтение рассказа о том, как «добрый суффикс» может сделать слово ласковым и даже волшебным.

Введение в тему урока. Формулирование вопросов по теме урока.
Учитель диктует предложение:
Потом кот перевернулся на спину, поймал свой хвост, пожевал его, выплюнул, растянулся у печки и мирно захрапел. (К. Паустовский)
– Найдите глаголы и определите, что они называют.
– Что общего в их строении?
– Выделите приставки в глаголах.
– Выскажите предположения, какая может быть тема урока.
– Какие вопросы могут быть рассмотрены на уроке?
– Какую орфографическую задачу мы будем решать на уроке? (Как пишутся приставки.)

Актуализация знаний УУД в начале урока
1. Ромашка
- Сейчас мы с вами поиграем.
- Каждому ряду я даю ромашку(по 8 лепестков), внутри ромашки написан глагол(нести, давать, шить)
- Все понимают значение каждого глагола?
- Теперь ваша задача: надо вписать на лепестках приставки, которые могут сочетаться с данными глаголами и образовывать новые слова.
- Эта работа в группах. Начинаем с конца ряда. Сидящие за первой партой сдают листы, даже если кто-то не записал, пропустил, свой лепесток, должны заполнить всю ромашку. Побеждает тот ряд, который справился с задачей быстрее и правильно.
Проверка.
- Добавляя приставки к одному и тому же глаголу, что вы замечали?(Образовывались новые слова)
- Какой же вывод вы можете сделать? Что такое приставка? Для чего нам нужны приставки? Какую функцию они выполняют(словообразующие)
(Приставка – значимая морфема, которая служит для образования новых слов)
- Подбирая, те или иные приставки, слово приобретает новое значение.
- Оцените себя в листе успеваемости.

2.Антонимичные приставки
- На доске записаны слова, посмотрите внимательно и скажите, какие значения слову придают данные приставки?(значение противоположности)

открыть – закрыть
расплести – заплести
втолкнуть – вытолкнуть

- Приставки, которые придают слову противоположные значения, называются антонимичными.

Задание: от данных слов образуйте с помощью антонимичных приставок глаголы с противоположным значением, выделите приставки.
Цель: развивать умения выделять антонимичные приставки

ввести – увести
задвигать – выдвигать
приехать – уехать
разложить – уложить
подъехать - отъехать
- Оцените себя в листе успеваемости.

V. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений

1. Корректоры
Цель: совершенствовать навык разграничения на письме слитного написания приставок и раздельного написания предлогов.
- Посмотрите на экран. Прочитайте и подумайте, какое задание нужно выполнить? (раскрыть скобки и исправить ошибки)
- Работа в парах. У вас на столах лежат желтые листочки, на них написан данный текст. Сейчас мы поработаем корректорами. По окончанию работы группы выступают. Каждая группа расскажет, какие ошибки были найдены.(проверка по эталону)

Вдрук лес (за)гудел, все в нем (за)шыпело. (По)лесу (по)бижала поземка. (На)лител ветер, (с)диревьев посыпалисьсугробики. Началась пурга. Она весь лес (за)липила снегом.

- С какими орфограммами вы встретились? Какое правило нужно применять при данных орфограммах?

- Оцените себя в листе успеваемости.

- Молодцы ребята! Мы с вами проделали уже много работы, повторили, что такое приставка, какие по значению существуют приставки, правописание приставок со словами, но, как вы думаете, что у нас осталось без внимания? (правописание традиционных приставок)

2.Транскрипция
Цель: повторить правописание гласных и согласных в приставках
- Посмотрите на экран. Что вы видите? Дайте к этим словам в транскрипции задания.(Восстановите буквенный облик слова, соблюдая правила орфографии)

[збр’ит’], [здан’иjэ], [паш’итат’], [патсматр’эт’], [зд’эс’], [потп’ис’], [прасмотр].

В полученных словах выделите приставки.
Какой вывод вы можете сделать?(Произносятся приставки по-разному, а пишутся одинаково)
- Оцените себя в листе успеваемости.

3. Масленица
Цель: отработать навык видеть слова с неизменяемыми приставками
Задание:
– Перед вами конверт. В данном конверте вы найдете листочки с предложениями. Ваша задача составить текст из данных предложений, работая в парах. Проверка текста с помощью картинки (если текст составлен верно, то на обороте- картинка блинов ).
Проверка текста
Главная участница Масленицы большая соломенная кукла по имени Масленица.  Ее наряжали в платье, на голову повязывали платок, а ноги обували в лапти. Куклу усаживали на сани и везли в гору с песнями В сани садился молодой парень, на него навешивали разные погремушки, колокольчики. Перед ним ставили сундук с пирогами, рыбой, яйцами, блинами.  Сани  под смех и шутки односельчан проезжали по всей деревне, а потом отправлялись в соседнее село. Веселье продолжалось до вечера, а в конце праздника  сжигали чучело–Масленицу.

– Наша с вами задача: научиться видеть слова с неизменяемыми приставками. Все приставки, которые вы увидите в тексте, – неизменяемые. Вам необходимо найти слова с неизменяемыми приставками и выписать только приставки. - По одному предложению читают, находят слова с приставками, выписывают приставки. По-, у-, на-, про-, от-, с- - А теперь работа по рядам: c данными приставками составьте слова(по одному примеру)


I II III
существительные глагол прилагательное
от,с у,по про,на

- Оцените себя в листе успеваемости.

Итог урока
- Какова роль приставки в слове? А роль слов с приставками в речи?
- Какое упражнение было самым интересным?
- Сформулируйте вывод по уроку.
- Оцените свою работу на уроке, воспользовавшись, алгоритмом самооценки(листы успеваемости). Подведите итоги, затем листы сдаете мне.





Подведение итога урока.
Лист успеваемости
Фамилия, Имя
Д/з
Ромашка
Антонимичные приставки
Корректоры
Транскрипция
Масленица


с/о
о/г
с/о
с/о
с/о
о/г









с/о – Самооценка;
о/г – оценка группы.

Инструкция: Эта таблица заполняется учеником после каждого задания, жирным шрифтом и подчеркиванием обозначается оценка за работу
+ верно выполнено задание;
+- большая часть задания выполнено верно;
-+ меньшая часть задания выполнено верно;
- задание не выполнено;

6 верно выполненных – оценка 5.
5-4 верно выполненных – оценка 4.


VI. Рефлексия

У каждого на парте лежит смайлик, но без носа и рта:

Теперь дорисуем нос:

! – если вы хорошо поняли тему

? – если вы не совсем хорошо поняли тему и у вас есть вопросы

Теперь дорисуем рот:

) урок понравился и вы довольны своей работой

- урок не понравился, я не очень доволен своей работой


Приложение 1

Подведение итога урока.
Лист успеваемости
Фамилия, Имя
Д/з
Ромашка
Антонимичные приставки
Корректоры
Транскрипция
Масленица


с/о
о/г
с/о
с/о
с/о
о/г









с/о – Самооценка;
о/г – оценка группы.

Инструкция: Эта таблица заполняется учеником после каждого задания, жирным шрифтом и подчеркиванием обозначается оценка за работу
+ верно выполнено задание;
+- большая часть задания выполнено верно;
-+ меньшая часть задания выполнено верно;
- задание не выполнено;

6 верно выполненных – оценка 5.
5-4 верно выполненных – оценка 4.
3 верно выполненных- оценка 3.



















15