Разработка библиотечного урока о художниках-иллюстраторах


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гагаринская основная общеобразовательная школа»
БИБЛИОТЕЧНЫЙ УРОК
«Школа радостного чтения»

Урок-проект для учащихся 3 - 4-х классов о
154940615315 художниках -
иллюстраторах-11176044450
Автор
работы:
Кононова Е.А.

Занятие «Они служат книге» (иллюстрации, художники-иллюстраторы) проходит в режиме «вопрос-ответ». Занятие сопровождается компьютерной презентацией и комментариями библиотекаря. Во время беседы библиотекарь задает вопросы ребятам и фиксирует каждый ответ на доске. В конце занятия библиотекарь анализирует ответы и делает совместно с ребятами выводы. Это занятие требует творческой работы: подготовки иллюстративного материала и компоновки его в выставку-инсталляцию (пространственную выставку). Ребятам заранее дается задание сделать иллюстрации к любимым книгам, правильно их оформить. Размер выставки зависит от количества иллюстративного материала. Выставку можно разместить на стенах, шкафах, досках и представить в разных форматах: печатном и электронном. Получается праздник литературных героев.
Цель: познакомить с книжными иллюстрациями, художниками-иллюстраторами;
Задачи:
показать особенности стиля различных художников путем сравнения их иллюстраций;
продемонстрировать на примерах, как иллюстрации помогают понять содержание книги;
развивать творческое воображение детей через создание иллюстраций, таким образом показать их роль в оформлении.
Акцентировать внимание на терминах:
иллюстрация
виды и жанры иллюстраций
художники-иллюстраторы
колонтитул
буквица
заставка
концовка.
Информационные материалы и оборудование
1.Разноуровневый видеоряд из иллюстраций:
первый уровень: иллюстрации Виктора Михайловича Васнецова, Владимира Васильевича Лебедева, Ивана Яковлевича Билибина, Владимира Михайловича Конашевича;
второй уровень: иллюстрации к художественным произведениям (литературные и народные сказки; произведения зарубежных и российских авторов; образы детей и животных, для самых маленьких и школьников, черно-белые и цветные, графика и краски и т.п.);
третий уровень: иллюстрации Татьяны Алексеевны Мавриной, Владимира Васильевича Лебедева, Ивана Яковлевича Билибина к произведениям Александра Сергеевича Пушкина;
четвертый уровень: детские рисунки.
Комплект книг с различными видами иллюстраций.
Буклет с биографиями художников-иллюстраторов и образцами их творчества.
Рабочий материал (текст с объяснением терминов, шаблоны для практической работы).
Компьютерная презентация (сопровождение текста библиотекаря).
Доска, магниты.
Листы с вопросами.
Фломастеры.
Ход занятия:
Библиотекарь:
Ребята, обратите внимание на книги, разложенные на столах. Давайте мы с вами их откроем и полистаем.
- Чем нас привлекает книга? (На доске библиотекарь записывает ответы). - Как вы думаете, зачем нужны иллюстрации? (Ответы записываются). Разнообразен и заманчив мир иллюстрации. Лучшие произведения искусства книжной графики хранятся в Третьяковской галерее, в Русском музее, в Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Мастера иллюстрации получают высокие награды. Художница Татьяна Алексеевна Маврина удостоена самой престижной премии мира в области детской книги - золотой медали имени Х.К. Андерсена «За международный вклад в дело иллюстрации».
Иллюстрация тесно связана с текстом. Текст - первооснова иллюстрации. Чтобы вникнуть в ее суть, надо знать текст, понимать замысел писателя. Недаром родилось это понятие от латинского слова и в переводе на русский язык означает «прояснять». Иллюстрация наглядно проясняет или поясняет то, что сказано словом. Художник, читая, мыслит образами, и в рисунках он делает написанное зримым. Но художник - читатель творческий. У каждого иллюстратора свои зрительные образы и свое прочтение текста.
Итак, мы можем теперь подробно ответить на вопрос: «Зачем нужны иллюстрации?» (Ответы записываются).
На доске представлены иллюстрации. Давайте их рассмотрим. Мы не случайно расположили их в таком порядке.
Первый уровень
На первом уровне представлены картины знаменитых российских художников (Виктора Михайловича Васнецова, Михаила Александровича Врубеля, Ивана Яковлевича Билибина), написанные по мотивам известных сказок. Попробуем угадать их названия. (Компьютерная презентация)
Второй уровень
Внимательно рассматривая иллюстрации, мы лучше поймем характеры героев книг, их поведение. Иногда рисунки одного художника так раскрывают содержание книги, что без них мы ее не можем представить. (Лев Алексеевич Токмаков, Владимир Михайлович Конашевич, Виктор Александрович Чижиков).
Художники-иллюстраторы бывают разными: в одних случаях сами писатели работают над рисунками и своим текстом (Владимир Григорьевич Сутеев, Евгений Иванович и Никита Евгеньевич Чарушины, Эрнест Сетон-Томпсон). В других случаях книгу иллюстрируют художники-профессионалы. Часто автор и художник бывают незнакомы друг с другом. Так, например, современные художники иллюстрируют писателей-классиков (Борис Александрович Дехтерев).
У некоторых художников лучше получаются заморские короли и принцессы
(Борис Александрович Дехтерев), а у других – животные (Май Петрович Метурйч).
Третий уровень
Нередко одну и ту же книгу иллюстрируют разные художники, и получаются непохожие рисунки. На третьем уровне представлены иллюстрации к сказкам А.С. Пушкина. Вот рисунки Владимира Михайловича Конашевича, Ивана Яковлевича Билибина, Татьяны Алексеевны Мавриной.
- Чем отличаются иллюстрации? Почему? (Ответы записываются.)
- Вспомните любимые отрывки из сказок к этим рисункам, прочитайте.
Четвертый уровень
Здесь мы видим ваши рисунки. Это иллюстрации к любимым книгам. Узнаёте героев? Как называется книга? Кто её написал?
Иллюстрация - это оформление книги. Оформление связано со структурой книги (обложкой, переплётом, форзацем, суперобложкой и т.д.). Над книгой работают не только художники - иллюстраторы, но и художники-оформители. Один и тот же человек может совмещать обе профессии. Например, Иван Яковлевич Билибин оформил книгу «Сказки».
Посмотрите, как удачно в одном стиле выполнены буквица, колонтитул, заставка, концовка (объяснить термины).
Но самое главное в иллюстрации и оформлении книги - это сопровождение текста, раскрытие его содержания.
Иллюстрация какого художника вам понравилась больше всего?Почему?
Конечно, искусство не стоит на месте. Приходят молодые художники со своими идеями, продолжают традиции и осмысляют их. Но надо помнить, что в искусстве есть тайна и каждый человек разгадывает её по-своему.
- Какими ответами мы можем дополнить лист «Как вы думаете, зачем нужны иллюстрации?» Библиотекарь перечисляет ответы, и ребята делают выводы:
Иллюстрация - это талантливое продолжение текста.
Художник-иллюстратор - мастер рисунка, цвета.
Многогранность иллюстраций зависит от индивидуальности художника-иллюстратора.

Творческие задания:
«Графический диктант»
Прочитывается рассказ «Утёнок и цыплёнок» Владимира Григорьевича Сутеева. Библиотекарь предлагает ребятам нарисовать действие, о котором идет речь. Например, «вылупился из яйца Утёнок. «Я вылупился!»- сказал он». Дети иллюстрируют этот фрагмент, В конце диктанта дается 10 минут для доработки рисунков. На доске вывешиваются все работы.
- Для читателей какого возраста вы сделали иллюстрации?
«Портрет любимого героя» Для задания оформляется выставка книг «Знакомьтесь – герой книги!»
В задании два варианта:
Нарисовать по памяти портрет любимого литературного героя.
Нарисовать портрет по описанию:
«Уж очень потешный оказался человечек. В красной рубахе с поясом, на ногах - лапти, нос курносый, а рот до ушей, особенно когда смеётся».
Домовенок Кузька («Кузька» Т. Александрова).
«Из-за сцены высунулся человек, такой страшный с виду, что можно было окоченеть от ужаса при одном взгляде на него. Густая нечёсаная борода его волочилась по полу, выпученные глаза вращались, огромный рот лязгал зубами, будто это был не человек, а крокодил».
Карабас-Барабас («Золотой ключик, илиПриключения Буратино» А. Толстой«Это маленький толстенький самоуверенный человечек, и к тому же он умеет летать. Стоит ему только нажать кнопку на животе, как у него за спиной тут же начинает работать хитроумный моторчик».
Карлсон («Три повести о малыше и Карлсоне» А. Линдгрен).
- Трудно ли отобразить характер героя в иллюстрации? Почему? Всегда ли совпадает словесный портрет героя с его изображением на иллюстрации?


«Нарисуй четверостишие»
Ребятам раздаётся по четверостишию из предлагаемого ниже стихотворения. Они делают иллюстрацию, затем иллюстрации располагаются друг за другом на доске и зачитывается всё стихотворение. Лучшие иллюстраторы поощряются. Составляется книга (сшиваются иллюстрации, четверостишия, стихотворение, оформляется титульный лист).
Крокодиловая роща
Ветерок листву полощет,
Словно пёстрые флажки.
Крокодиловая роща
Притаилась у реки.
По её цветам и травам
Капли мелкие блестят.
Меж корнями, по канавам
Крокодилы шелестят.
В мокрых сумерках заметно,
Как они хвостами бьют,
И сверкают разноцветно,
И меж листьями снуют.
Я сижу о них мечтаю
И стихи пишу про них,
Книжки я о них читаю,
И рисую только их.
Из окна своей квартиры
Вижу стены и траву,
Нет ни рек, ни крокодилов
В тех местах, где я живу.
Есть асфальт и зной звенящий,
Есть кузнечики в траве,
Только рощи нет шумящей
С крокодилами в листве.
Дарья Герасимова
Дополнительный материал к занятию:

«Из какого сора делаются рисунки... Вышел как-то за околицу - мы жили в подмосковном селе Благовещенское, - а там летняя эстрадная раковина, скамейки, две девчонки изображают певиц. Одна приспособила скакалку вместо микрофона... Они у меня с этой скакалкой-микрофоном прямо в иллюстрацию и попали».
Лев Токмаков, художник-иллюстратор
«Тихое, медленное рисование Билибина - своеобразная перекличка с реальным миром через цветы, облака, ветки, превращенные в узор».
Т. Маврина, художник
«Каждый ваш зверь, каждый цветок, любая живность, вплоть до какой-нибудь хрюшки, - это идеальные существа, святая тварь. Может быть, сказка и есть мечта народа жить среди таких существ и с ними общаться?»
Ю. Лошиц, писатель о творчестве Ю. А. Васнецова
« Я ежедневно и ежечасно думал о Вас: делал картинки для «Мухи-Цокотухи»... все думал и гадал, понравятся ли Вам мои рисунки? Я вообразил какую-то страну или какой-то городишко, где насекомые живут и действуют по-человечьи и сами немножко очеловечились (это ведь ничуть не противоречит Вашему тексту, не правда ли?). Окружение у них немножко мещанское, потому уютное и красивое той красотой, которая граничит с пошлостью, отнюдь в неё не переходя...»
Из письма В. Конашевича К. Чуковскому
«Я написал про путешествие настоящей машины по лесу, а он нарисовал игрушечную. Мне показалось, что его машина не для леса, а для игры в комнате, она не соизмерима с лесом. Но он меня вот чём убедил. На соседней странице нарисовал разных бабочек, букашек на стебельках цветов, какая-то там идет своя игра-парашютики, зонтики... Этого большая машина разглядеть бы не смогла-только маленькая, игрушечная».
В. Берестов, поэт, о работе с художником-иллюстратором Л. Токмаковым530860-24765483235687133524739603804285