Урок по русскому языку Заглавная буква в собственных именах существительных (2 класс)
Тема урока: Заглавная буква в собственных именах существительных.
Класс: 2
Оборудование.
1. Карточки со словарными словами:
Москва, город, Россия, народ, Нижний Новгород, столица.
2. Маршрутный лист, на котором учитель по ходу урока будет выставлять карточки со словами:
реки, озера, моря, страны, города.
3. Карточки с буквами: в,о,л,г,а.
4. Географическая карта.
5. Карточки с названиями рек на голубом фоне:
Ока, Обь, Енисей, Иртыш.
6. Веер с гласными буквами для каждого ученика.
7. Карточки с названиями городов на розовом фоне:
Волгоград, Саратов, Самара, Казань, Кострома, Астрахань.
8. Карточки с названием страны Панама на желтом фоне и с названием озера на фиолетовом фоне.
9. Карточка с названием морей синим цветом:
Черное море, Красное море, Желтое море, Белое море.
10. Учебник: Т. Г. Рамзаева «Русский язык для 2 класса» (1-4).
11. Карточки с заданиями для детей среднего и высокого уровня.
12. Большая цветная фотография с изображением Нижне - Волжской набережной.
Ход урока.
Содержание урока.
Теоретическое обоснование.
1. Оргмомент.
2. Постановка цели и задач урока.
У. Сегодня на уроке мы продолжаем знакомства с заглавной буквой и выясним, какие еще собственные имена существительные пишутся с заглавной буквы и познакомимся с новыми географическими названиями. И начнем мы со словарной работы.
Словарная работа.
На полотне карточки со словарными словами:
Москва, город, Россия, народ, Нижний Новгород, столица.
У. Назовите одним словом все эти слова.
Д. Словарные.
У. По какому принципу можно распределить эти слова на две группы?
Д. Слова с заглавной буквы в начале слова: Москва, Россия, Нижний Новгород.
Слова с маленькой буквы в начале слова: столица, город, народ.
(По ходу ответов детей карточки учителем распределяются на две группы.)
У. Что обозначают слова Москва, Нижний Новгород?
Д. Это названия городов.
У. Что обозначает слово Россия?
Д. Это название страны.
У. Названия городов и стран относятся к географическим названиям, поэтому я не случайно принесла на урок географическую карту, т.к. мы сегодня отправляемся в путешествие по этой карте, а все свои наблюдения мы будем фиксировать на маршрутном листе.
Маршрутный лист
ВСЕ С ЗАГЛАВНОЙ БУКВЫ
ПИШУТСЯ ВСЕГДА
( По ходу урока учитель выставляет карточки со словами реки, моря, озера, страны, города в кармашки маршрутного листа.).
3. Объяснение нового материала.
У. Какое из словарных слов является названием нашей страны?
Д. Россия.
(Учитель прикрепляет карточку со словом Россия на географическую карту.)
У. С какой буквы написано это слово?
Какие еще названия стран вы знаете?
Какой вывод можно сделать?
Д. Названия всех стран пишутся с заглавной буквы.
У. Пометим это на нашем маршрутном листе.
(Учитель вставляет карточку со словом страны на маршрутный лист.)
У. Ребята, Россия вот такая большая страна. (Учитель показывает ее на географической карте.) А начнем мы свое путешествие по самой широкой реке в нашей стране. А догадаться как ее название, нам поможет минутка чистописания.
Минутка чистописания.
(На наборном полотне)
огВал
У. Какая буква лишняя и почему?
Продолжите строчку до конца.
(Дети открывают тетради и хором готовятся к письму.)
Д. Я тетрадочку открою
И как надо положу
Я, друзья, от Вас не скрою
Ручку вот как я держу,
Сяду прямо, не согнусь.
За работу я берусь.
Воа Вгл Воа ...
У. какое слово рассыпалось?
Д. Волга
У. Напишите целую строчку.
У. Прочитайте пословицу на доске:
Волга – матушка р...ка шир...ка и д...лга.
У. Красота, открывающаяся с высокого берега Волги, вдохновляла многих фотохудожников и поэтов.
(Учитель обращает внимание детей на большую цветную фотографию с изображением Нижнее - Волжской набережной и видом Волги, висящую в классе.)
Вот как писал А. Константинов в одном из своих стихотворений:
«Как волжские просторы хороши!
Какие дивные чарующие дали!»
Спишите пословицу в тетрадь, вставляя пропущенные буквы.
У. Поменялись тетрадями, поставили на полях количество ошибок.
У. Покажите, при помощи вееров, какую пропущенную букву вы вставили в словах пословицы. (Учитель на доске вписывает буквы по ходу ответов детей.)
У.Какие еще орфограммы встретились?
Д. Жи-ши, название реки пишется с большой буквы.
У. Какие крупные реки нашей страны вы знаете?
(Учитель прикрепляет карточки с названием рек Лена, Ока, Обь, Енисей, Иртыш на голубом фоне на географическую карту после ответов детей.)
У. Делая вывод, что отметим на нашем маршрутном листе?
Д. Название реки тоже пишется с большой буквы. (Учитель вставляет карточку со словом реки на маршрутном листе.)
У. Волга – рекам родины царица.
Не одна не может с ней сравниться.
Высятся над Волгой города,
Га волнах качаются суда.
Какой город вы знаете, который расположен на слиянии рек Волги и Оки?
Д. Нижний Новгород.
(Карточку с этим словом учитель прикрепляет на карту.)
У. Кроме Нижнего Новгорода есть и другие города, которые располагаются на берегу Волги. С некоторыми из них мы сейчас познакомимся.
Задание. Напишите названия городов, в которых живут эти жители (с орфографическим проговариванием).
(По ходу письма учитель прикрепляет карточки на карту.)
Учитель диктует: волгоградцы, саратовцы, самарцы, костромичи, астраханцы.
Дети пишут: Волгоград, Саратов, Самара, Кострома, Астрахань.
У. С какой буквы написали названия городов?
Делаем вывод!
(Учитель на маршрутном листе вставляет карточку со словом города.)
5. Физкультминутка.
У. Встаньте. Если я назову слово, которое пишется с заглавной буквы – руки вверх, потянулись; если услышите слово, которое надо писать с маленькой буквы – наклон вперед: Булька, кашка, Андрей, Кутузов, улица, село, Аня, река, Киров, Иванов, страна.
6. Закрепление нового материала.
(На доске слова: орел, панама.)
У. А слово орел когда пишется с заглавной буквы, или так не бывает?
Д. Орел – город.
У. А панама?
Д. Панама – страна.
Задание. ( Работа в парах. Учащимся предлагается на выбор одно из слов.)
Составьте и запишите предложения с одним из этих слов так, чтобы в одном предложении оно было нарицательным существительным, а в другом – собственным существительным.
(2-3 предложения заслушиваются в классе.)
Задание. Соедините слова правого столбика со словами из левого столбика по смыслу. Пары слов запишите в тетрадь.
На доске:
Лена город
Байкал море
Орел озеро
Россия страна
Каспийское река
У. Прочитайте получившиеся пары слов.
О написании каких географических названий мы не говорили раньше?
Д. Большая буква в названиях озер и морей.
(Учитель вставляет карточку со словами озера и моря на маршрутный лист.)
Задание: (устно) определите по цвету название моря.
(Учитель показывает цветные светофоры.)
красный Красное море
черный Черное море
белый Белое море
желтый Желтое море
(Учитель прикрепляет название морей на карту.)
7. Индивидуально-дифференцированная работа.
Задание.
1. Слабые работают с учебником на стр. 128, упр. № 248.
2. Средний уровень - получают карточки с заданием: списать текст, раскрывая скобки.
Спокойно текут реки (К,к)ама и (О,О)кА. На реке (Н,н)еве стоит (Г,г)ород (С,с)анкт- (П,п)етербург. Город (К,к)иев раскинулся по берегам (Д,д)непра. Одесса и (С,с)евастополь стоят на берегу (Ч,ч)ерного (М,м)оря.
3. Сильным ученикам составить рассказ о своем городе, опираясь на опорные слова.
(Детям раздаются карточки со словами: Нижний Новгород, площадь Минина, Волга, Ока, улица Большая Покровская, памятник Чкалову.)
Проверка производится:
1. Слабый уровень.
У. Прочитайте, какие названия городов и рек вы выписали из упражнения № 248.
2. Средний уровень.
У. Прочитайте слова из текста, которые нужно всегда писать с заглавной буквы, объясните выбор.
8. Подведение итогов, выводы.
У.Ребята, какое длинное у нас получилось путешествие, но мы опять вернулись в свой любимый город Нижний Новгород. И мы сейчас узнаем, что особенного и красивого о нашем городе ребята написали в своих мини-сочинениях.
(Проверка группы сильных ребят. Заслушивается один из рассказов, составленный ребятами.)
У. Ребята, а теперь давайте прочитаем запись на маршрутном листе, сделанную нами во время путешествия.
Д. (читают хором)
Реки, моря и озера,
Страны, города,
Все с заглавной буквы
Пишутся всегда!
У. Это нужно запомнить раз и навсегда!
Самые активные ребята получают оценки.
9. Домашнее задание и инструктаж.
У. Найдите упражнение № 246. Прочитайте задание. Какое основное правило нужно выполнять при списывании текста?
Д. Быть внимательным.
Взаимное приветствие.
Настроить детей на УД, привлечь внимание, проверить посадку.
Первый этап УД. Мотивационный компонент.
Развитие познавательного интереса, заинтересованности в учебном предмете. Развитие восприятия.
Дидактический принцип: сознательность, усвоение учебного материала.
Подведение учащихся к изучению нового материала. Развитие восприятия и внимания.
Орфографическое проговаривание по методу Тоцкого.
Развитие внимания, памяти.
Пошаговый самоконтроль (посмотрел - проговорил-проверил) – регулирующий компонент УД.
Ситуация самостоятельного поиска. Операционный компонент УД.
Развитие опережающего обобщения на основе анализа.
Операционный компонент УД.
Развитие операции логического мышления – классификация.
Выделение свойств в процессе сравнения.
Развитие теоретического мышления, речи. Операционный компонент УД. Мотивационный компонент УД – развитие познавательного интереса. Работа детей в зоне актуального развития.
Развитие познавательной мотивации на основе эмоциональной мотивации, связанной с новизной деятельности – мотивационный компонент УД. Дидактический принцип преемственности и перспективности, способ приобретения знаний – эвристический (наблюдение, индуктивный метод познания).
Развитие познавательного интереса, заинтересованности в учебном предмете.
Познавательная мотивация.
Работа в зоне актуального развития.
Операционный компонент УД.
Развитие аналитико-синтетической операции мышления, операции обобщения.
Тренировка мелкой мускулатуры руки. Воспитание терпеливого отношения к работе. Развитие воли, внимания, памяти. Регулирующий компонент УД – пошаговый самоконтроль (посмотрел-написал-проверил). Развитие орфографической зоркости.
Воспитание любви к родному краю, к устному народному творчеству. Эмоциональная мотивация.
Развитие конвергентного мышления. Регулирующий компонент УД. (Пошаговый самоконтроль.) Метод обучения – практический. Дидактический принцип – сознательность и прочность усвоения ЗУН.
Регулирующий компонент УД. Взаимопроверка, предполагающая развитие внимания, наблюдения, орфографической зоркости.
Итоговый контроль, взаимообратная связь.
Развитие познавательной мотивации – мотивационный компонент УД. Дидактический принцип наглядности и доступности.
Развитие теоретического мышления.
Мотивационный компонент – эмоциональная мотивация.
Межпредметная связь с предметом «Гражданское образование».
Операционный компонент УД.
Работа детей в актуального развития и ближайшего развития (поиск словообразования с помощью учителя). Взаимообратная связь.
Регулирующий компонент УД – итоговый контроль. Развитие теоретического мышления.
Снятие эмоционального и умственного напряжения посредством смены деятельности.
Развитие внимания.
Повторение изученного материала с предыдущего урока.
Частично поисковый метод обучения через постановку проблемной ситуации, выдвижение гипотез и их анализ.
Работа в парах предполагает развитие коммуникативных навыков.
Развитие речи, лексико-семантические стороны речи.
Регулирующий компонент УД – планирующий и итоговый контроль.
Развитие анализа и синтеза.
Развитие теоретического мышления, Операционный компонент УД.
Мотивационный компонент УД – познавательная мотивация.
Развитие ассоциативного мышления. Создание ситуации самостоятельного поиска.
Регулирующий компонент УД – планирующий контроль, прогностический самоанализ.
Дифференцирующая работа по степени сложности и степени обученности.
Решение УЗ – принял-удержал.
Дидактический принцип самостоятельности, последовательности.
Метод обучения – практический.
Регулирующий компонент УД – ретроспективная самооценка.
Итоговый контроль.
Рефлексия. Обобщение на основе анализа и синтеза.
Осмысление и систематизация полученных знаний.
Объективная оценка знаний, поощрения в процессе всей деятельности урока.
Вызвать у детей чувство удовлетворения работой.
15