Применение образовательных технологий: Проблемное, разноуровневое обучение и другие методы
Образовательные технологии
Образовательные технологии есть совокупность способов (методов, приемов, операций) педагогического взаимодействия, создающих условия развития участников педагогического процесса и предполагающих определенный результат этого развития.
Образовательные технологии являются одним из ведущих средств педагогического процесса, т.е. средств развития человека. Причем, стоит подчеркнуть особую функцию образовательных технологий как средства использования, применения в педагогическом процессе других средств: деятельности, педагогического общения, содержания, методов и приемов, организационных форм и т.д.
В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения.
Технология — это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.[1]
Педагогическая технология — совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев).
Педагогическая технология — это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько).[2]
Педагогическая технология — это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков).
Технология — это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М.Шепель).
Технология обучения — это составная процессуальная часть дидактической системы (М.Чошанов).
Педагогическая технология — это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов).
Педагогическая технология — это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).
Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В.Кларин).
Педагогическая технология — это алгоритм (последовательность) действий ученика и учителя, обеспечивающий достижение намеченного образовательного результата.
При множестве определений понятий "педагогическая технология" большинство специалистов объединяют их четырьмя принципиально важными положениями:
планирование обучения и воспитания на основе точно определённого желаемого эталона;
програмирование учебно-воспитательного процесса в виде строгой последовательности действий учителя и ученика;
сопоставление результатов обучения и воспитания с первоначально намеченным эталоном как в ходе учебно-воспитательного процесса (мониторинг), так и при подведении итогов;
коррекция результатов на любом этапе учебно-воспитательного процесса.[3].
Образовательные технологии, являясь компонентом педагогического процесса, отражают все его ведущие, сущностные характеристики – совокупность последовательных взаимодействий в целях развития.
Для более полного представления об образовательной технологии рассмотрим ее возможные функции в педагогическом процессе.
Организационно-деятельностная функция предполагает:
- организацию деятельности педагога;
- организацию педагогом деятельности ребенка (создание условий);
- взаимоорганизацию педагогом и ребенком совместной деятельности;
- организацию ребенком своей деятельности.
Проектировочная (прогностическая) функция отражает:
- предвидение участниками педагогического процесса его возможных результатов;
- моделирование педагогического взаимодействия;
- прогноз уровня развития ребенка и педагога в процессе реализации педагогической технологии.
Коммуникативная функция предполагает:
- коммуникативную деятельность педагогов и родителей – участников педагогического процесса;
- обмен информацией между учителем и учеником;
- создание условий взаимопонимания педагога и воспитанника.
Рефлексивная функция обеспечивает:
- осознание педагогом и ребенком себя в сложившейся педагогической ситуации;
- оценку объективности результата педагогического взаимодействия;
- осмысление и освоение опыта взаимодействия;
- фиксирование состояния и причин развития.
Развивающая функция заключается:
- в создании условий развития ребенка и педагога;
- в обеспечении средствами саморазвития учителя и учащихся.
Требования, предъявляемые к образовательным технологиям:
- соответствие половозрастным особенностям участников педагогического процесса;
- соответствие специфике педагогической ситуации;
- сообразность индивидуальности педагога;
- соответствие индивидуальным интересам и потребностям учащихся;
- деятельностный подход (образовательные технологии, используемые в педагогическом процессе, направлены, прежде всего, на организацию деятельности ребенка);
- соответствие поставленным целям и задачам развития участников педагогического процесса;
- культуросообразность (соответствие образовательных технологий сложившейся социокультурной ситуации, времени);
- высокий развивающий потенциал;
- гармония с другими педагогическими средствами (содержанием, методами и приемами, общением, деятельностью и др.);
- возможности творческого преобразования;
- соответствие содержанию педагогического процесса (обучения и воспитания);
- соответствие принципам организации и осуществления педагогического процесса;
- соответствие уровню развития обучающихся.
Продуктивное использование образовательных технологий
Образовательные технологии обобщают образовательный процесс за счет внедрения активных, аналитических, коммуникативных способов обучения; обеспечивают связь теории и фундаментального подхода в науке с практикой и прикладными исследованиями; обеспечивают становление аналитических, организационных, проектных, коммуникативных навыков, универсальных учебных действий, способности принять решения в неопределенных ситуациях. Образовательные технологии используются: на основных учебных предметах, а также в дополнительном образовании, во внеурочном процессе, в проектной деятельности.
Во всех используемых технологиях присутствуют:
- включение обучающегося в деятельность за счет специальных заданий аналитического или проектного характера;
- групповые, дискуссионные формы работы;
- возможность выбора задания или способа, режима его выполнения, формата представления;
- возможность (и необходимость) формировать свою позицию, формировать мнение;
- презентация продукта образовательной деятельности (проекта, исследования, эссе, модели и т.д.)
- рефлексия результата и процесса.
Применение образовательных технологий способствует:
- формированию мотивов обучения, развитию устойчивых познавательных потребностей и интересов обучающихся;
- развитию продуктивных приёмов и навыков учебной работы;
- развитию навыков самоконтроля, самореализации и саморегуляции;
- становлению адекватной самооценки, развитию критичности по отношению к себе и окружению;
- усвоению социальных норм, нравственного развития;
- развитию навыков общения.
Педагогические технологии Достигаемые результаты в образовательном процессе
Проблемное обучение Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности обучающихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.
Разноуровневое обучение У педагога появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные обучающиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации обучения .Проектные методы обучения Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности обучающихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.
Исследовательские методы в обучении Дает возможность обучающимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого обучающегося.
Лекционно-семинарско-зачетная система
Данная система используется в основном в старшей школе, т.к. это помогает учащимся подготовиться к обучению в ВУЗах. Дает возможность сконцентрировать материал в блоки и преподносить его как единое целое, а контроль проводить по предварительной подготовке обучающихся.
Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых, и других видов обучающих игр Расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков.
Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа) Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, применять психолого-педагогические диагностики личности.
Информационно-коммуникационные технологии Изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, доступ в Интернет.
Здоровьесберегающие технологии Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.
Систему инновационной оценки «портфолио» Формирование персонифицированного учета достижений ученика как инструмента педагогической поддержки социального самоопределения, определения траектории индивидуального развития личности.
Технология Цель Результативность использования технологии Прогнозируемый результат
Технология уровневой дифференциации Создание оптимальных условий для выявления интересов и способностей Отработка образовательных стандартов, предупреждение неуспеваемости Повышение качества обученности
Проектные методы обучения Развитие исследовательских умений и системного мышления Развитие у обучающихся умений в создании социальных проектов
(Интеллектуальная игра.Социальное проектирование).Погружение в будущую профессиональную деятельность
Модульное обучение Приспособление к индивидуальным потребностям личности, уровню его базовой подготовки Индивидуальный темп обучения Развитие самостоятельности обучающихсяОбучение в сотрудничестве Организация активности обучающихся, отработка навыков группового анализа проблем и принятия решений Разработка новых подходов к объяснению темы,
организация активности обучающихсяРазвитие взаимоответственности, моделирование содержания учебной деятельности
Кейс-метод Обучение анализу предложенной практической ситуации и нахождению путей ее решения Ориентир на формулировку проблемы и поиск вариантов ее решения Выработка программных действий по преодолению проблемы
Технология коммуникативного обучения Обучение пониманию и продуктивному взаимодействию между людьми Целостное осмысление и обобщение полученной информации Развитие языковых коммуникативных навыков, чувства взаимоуважения партнеров
Концентрированное обучение Создание максимально близкой к естественным психологическим особенностям человеческого восприятия структуры учебного процесса Глубокое изучение предметов за счет объединения занятий в блоки Динамика работоспособности обучающихся