Конспект урока познания мира на тему Глобус — модель Земли 4 класс

План-конспект урока по познанию мира в 4 «В» классе  Учитель: Подгорнова С.Н.
Тема урока: Глобус – модель Земли. 
Цель урока: формирование представления о глобусе как модели Земли. 
Задачи урока:  Познакомить с понятиями: «глобус-модель», «океан», «материк», «экватор», «параллели», «меридианы».  Формировать у детей мотивации к обучению, к саморазвитию.  Формировать интеллектуальные учебные действия, умение мыслить и работать с информацией.  Развивать навыки исследовательской деятельности учащихся.  Учить коммуникативным навыкам взаимодействия в группе.  Развивать творческое, критическое мышление, расширять кругозор учащихся.  Воспитывать целеустремленность, самостоятельность, инициативность, чувство любви к планете Земля. 

Ожидаемый результат:
Расскажут об истории появления глобуса.
Перечислят основные понятия, разделяющие Землю на Южное и Северное, Западное и Восточное полушария.
Знают расположение на глобусе морей, океанов, материков.
Смогут ориентироваться и находить на глобусе заданные объекты. Тип урока: изучение нового материала. 
Форма урока: урок - исследование. 
Дидактическое оснащение урока:  Учебник «Познание мира» 4 класс, К. Жунусова, А. Бирмагамбетова
Раздаточный материал.  Презентация по теме урока.  Оборудование:  Мультимедийный проектов;  Глобусы;  Карта полушарий;  Карточки-задания для работы в группах.  Презентация к уроку по теме. 
Структура урока:  1. Организационный этап.  2. Проверка домашнего задания.  3. Определение темы и цели урока.  4. Изучение новой темы.  Самостоятельная работа в группах.  5. Физкультминутка.  6. Презентация групп по теме исследования.  7. Физкультминутка.  8. Этап промежуточных результатов и выводов.  9. Закрепление пройденного материала. Работа в группах  10. Этап обобщения информации.  11. Итог урока. Рефлексия. Домашнее задание. 
Ход урока.  I. Организационный этап. Эмоциональный настрой учащихся на урок.  Начинается урок,  И пойдет он всем нам впрок,  Постарайся все понять,  Учитесь тайны открывать,  Ответы полные давать,  Чтоб за работу получать  Только лишь оценку «пять»! 

Минутка Календаря
Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели 
На деревню налетели.
По ночам мороз силен,
Днём капели слышен звон.
День прибавился заметно,
Ну, так что за месяц это?
(Февраль)
Наступила пора сильных снегопадов и метелей. По календарю – 16 февраля. И все же во второй его половине бывают дни, когда снег на солнечном пригреве начинает таять, обтаивают южные стороны крыш, наряжаясь первыми сосульками. Длиннее и светлее становятся дни, близится время, когда еще холодное солнце расцветит заснеженную землю ослепительным сиянием. На улице нет-нет, да и пахнет весной.
-Ребята, давайте определим погоду на сегодняшний день (Температура, облачность, осадки)
- Ребята, мы продолжаем изучение раздела «Земля – космическое тело».  II. Проверка домашнего задания.  Тест – опрос по пройденному материалу 1. Галактика, в которой мы живём, называется  (Млечный путь)  2. Звезда – это  (раскалённый газовый шар) 3. Созвездия – это   (группы звёзд, имеющие свои очертания) 4. Полярная звезда всегда находится на  (севере) 5. Вокруг Солнца вращаются планеты. Их  (8)  6. Земля – это ( 3 планета солнечной системы). 
7. Что такое линия горизонта или просто  горизонт? Можно ли до него дойти?   ( воображаемая линия, граница между небом и землей; место, где как бы небо сходится с земной поверхностью)
8. Какую форму имеет Земля? (Земля имеет форму шара)
9. Кто совершил первое кругосветное путешествие в космосе?
 (12 апреля 1961   летчик – космонавт  Юрий Гагарин осуществил первый в истории человечества космический полёт, за 108 минут совершив один виток вокруг Земли  на корабле «Восток-1)
10. Назовите спутник Земли. (Луна – спутник земли, она вращается вокруг Земли)
11.Назовите первого казахстанского космонавта (Тохтар Аубакиров в 1991г.
12. 18 июня 2006 года с космодрома Байконыр был осуществлен запуск первого казахстанского спутника. Как он назывался? ( КаzSat)
III. Определение темы и цели урока.
- Ребята, сегодня мы продолжим учиться вести самостоятельные исследования. И тема нашего исследования «Глобус». Дома вы собирали информацию по данной теме. Работа на уроке будет проходить в группах.  - Вы знаете, что существует много разных способов получения необходимой информации. Давайте вспомним. А что надо сделать в первую очередь перед тем, как начать собирать нужную информацию. (Подумать, какая информация необходима для исследования.)  (Учитель открывает на слайде слово ДУМАТЬ)   - А какие еще методы сбора информации вы использовали в своих исследованиях? Давайте выстроим алгоритм нашего исследования.  (У детей на партах лежат карточки со словами:  ПРОНАБЛЮДАТЬ, СПРОСИТЬ, ПОСМОТРЕТЬ, ПРОВЕСТИ ОПЫТ, ПРОЧИТАТЬ, НАЙТИ В ИНТЕРНЕТЕ).  (Дети выбирают нужные слова, идет коллективное рассуждение).  Составление плана исследования. - Вспомните вопросы, по которым вы искали информацию и давайте обсудим их последовательность.  (Учащиеся логически выстраивают вопросы.)  В результате обсуждения на слайде появляется план исследования темы урока.  1. Что такое глобус?  2. Какие глобусы самые древние?  3. Какие бывают глобусы?  4. Как устроен глобус?  5. О чем может рассказать глобус?  - Вы согласны с такой логикой изложения материала, если мы будем придерживаться данного плана по составленным вопросам?  - Спасибо, ребята. Мы постараемся найти ответы на все эти вопросы.  IV. Изучение новой темы. Этап поиска.  Самостоятельная исследовательская работа в группах.  VI. Презентация групп по теме исследования.  - Итак, наш первый вопрос исследования: «Что такое глобус?»  Формирование понятий «модель», «глобус».   - Что такое глобус? Давайте поразмышляем.  - Как назвать предметы, лежащие на столе? ( лежат игрушки: самолет, вертолет, машинка )  - На что похожа игрушка: самолет? вертолет? машинка?  - Чем они похожи на настоящие предметы? (Похожи - формой)  - Чем они отличаются от настоящих предметов? (Отличаются - размером)  ( Дети пробуют сформулировать понятие «модель»)  - Как вы понимаете значение слова «модель»?  ( Модель – это уменьшенное изображение предмета).  - Как называется предмет, который стоит у меня на столе? (Глобус)  - Давайте выясним, что такое глобус?  - Информацию по этому вопросу собрали ребята первой группы?  Давайте их послушаем.  ( Дети первой группы делятся с ребятами своей информацией)
1 группа  - Иногда, чтобы изучить какой либо предмет, учёные делают его уменьшенное или увеличенное изображение – модель.  - Глобус – это модель Земли.  Глобус – латинское слово, оно означает шарообразный, шар круглый.  ( Ученикам информация дается из энциклопедии)  - Глобус – это шар, на который нанесены очертания суши и вод Земли. Шар нанесен на ось и наклонен по отношению к подставке. Есть другое определение глобуса. Глобус – это модель Земли в миллион раз меньше самой планеты Земля.  - А теперь учащихся второй группы поделятся с нами своей информацией по второму вопросу нашего исследования: « Какие глобусы самые древние?»  ( Дети второй группы делятся своей информацией).   2 группа  - Посмотрите на слайд. Это древний глобус. Один из первых глобусов был создан греческим ученым Кратесом во II в. до н.э.  - Сам глобус не сохранился, но рисунок остался. На нем даже не все материки изображены. Мир, знакомый человеку древности, был очень мал.  ( На слайде - первый глобус)   - Самый древний глобус, появился более 500 лет назад в Германии. Его создал немецкий географ Мартин Бехайм в 1492 году. Свою модель он назвал “земное яблоко”. Сделал он из телячьей кожи, туго натянутой на металлические ребра. На нем отсутствует полмира.  - Этот глобус сохранился до наших дней и находится в одном из музеев Германии.  - Продолжаем наше исследование. Давайте послушаем, какую информацию по вопросу: «Какие бывают глобусы?» нашли ребята третьей группы.  ( Учащиеся третьей группы делятся своей информацией)
3 группа  Глобусы – “моряки”.  - Когда – то, мореплаватели брали с собой глобусы в далекие и опасные путешествия. Глобусы – “моряки” за свою долгую службу на кораблях не мало поведали. Их трепали штормы, обдували свирепые ветры, они были все в пятнах от морской соленой воды.  - Кроме таких тружеников были “глобусы - щеголи”. Весь свой век проводили они в роскошных королевских дворцах. Эти глобусы были украшены золотом, серебром, драгоценными камнями. На некоторые  глобусы ставили часовой механизм с пружиной, и глобус кружился, подобно нашей планете.  - Есть “глобус-космонавт”. Он установлен на космических кораблях. Небольшой глобус – космонавт во время всего полета кружится без остановки с такой же скоростью, как и Земля. Только взглянет на него командир космического корабля, сразу узнает, над каким океаном или какой страной проносится в эту минуту его космический корабль.  - Много разных глобусов есть и теперь. Есть глобусы, на которых изображены все страны мира. Это политические глобусы. - Бывают глобусы с неровной поверхностью: все горы все возвышенности на них выпуклые. Это рельефные глобусы. Есть лунный глобус и глобус Марса. Есть даже глобус звездного неба. Вот он. На нем изображены созвездия, млечный путь. - Молодцы, очень интересную информацию собрали. Наше исследование продолжается, впереди нас ждет еще один вопрос: «Как устроен глобус?»  - Что интересного вы заметили, когда работали с глобусом?  Введение понятий «экватор», «параллели», «меридианы».  - Своими наблюдениями по этому вопросу с нами поделятся ребята четвертой группы. ( С опорой на демонстрацию глобуса, учащиеся четвертой группы рассказывают о своих наблюдениях)  4 группа  - На глобусе нанесено множество линий. Каждая линия имеет свое название. Экватор – «главный пояс Земли». Это линия, которая делит наш земной шар на два полушария – Северное и Южное.  Зачем нужен экватор?  Экватор – это линия,  Кривая, ярко – синяя.  Делит глобус пополам –  Чтобы нам не спутать вдруг,  где там Север, а где Юг.  - Еще есть Северный полюс и Южный полюс.  - На глобусе есть еще и горизонтальные и вертикальные линии. - Линии, которые идут с севера на юг, называются меридианы.  - Линии, которые идут с запада на восток, называются параллели.  - Поэтому иногда глобус называют «мяч в сетке».  - Есть еще не видимая нам Земная ось, вокруг которой вращается Земля. Она наклонена. Земля вращается вокруг воображаемой оси. Она так же наклонна. Ведь глобус - уменьшенная копия Земли.  - Повращайте глобус вокруг Земной оси. Кто помнит, что происходит в результате вращения Земли вокруг своей оси. ( Происходит смена дня и ночи.)  - Пришло время и нам сменить наш вид деятельности, немного отдохнуть.  VII. Физкультминутка.   На ноге стоит одной,  Крутит-вертит головой.  Нам показывает страны,  Реки, горы, океаны.  Ты как глобус покрутись,  А теперь остановись!  VIII. Этап промежуточных результатов и выводов.  - Наше исследование подходит к концу, но нам осталось еще ответить на последний вопрос: «О чем может рассказать глобус?»  - Искать информацию на этот вопрос мы будем вместе, и главными нашими помощниками станут глобусы.  - Давайте посмотрим, как выглядит наша планета из космоса.  (Показ видео фильма) - Космонавты с любовью называют Землю - «Голубая планета».  - Какими цветами окрашена поверхность глобуса? ( Голубой, зелёный и коричневый.) 
Работа по учебнику с. 114-115 чтение с пометами (ЗХУ) - Какого цвета на глобусе больше? (1/3 – суша, 2/3 - вода)  - Что обозначают цвета на глобусе? (Голубой, синий цвета – обозначают воду. Жёлтый, коричневый, зеленый – обозначают сушу. Белый – снег или лёд.)  - Посмотрите на глобус. На нём действительно больше всего синего цвета. Это моря и океаны.  - Большие участки суши, которые со всех сторон окружены водой, называют материками. На глобусе материки раскрашены в зелёный и коричневый цвета. 
IX. Закрепление изученного. Работа в группах.  - Сейчас вам предстоит изучать глобус, как когда-то ученые исследовали нашу Землю.  - Найдите и покажите на глобусе материки и океаны.  (Самостоятельная работа в группах.)  Задание для первой группы.  Найдите на глобусе материки, назовите их .  1. _______________  2. _______________  3. _______________  4. _______________  5. _______________  6. _______________  Задание для второй группы.  1) Определите самый большой и самый маленький материки.  Самый большой материк - ________________________________________________  Самый маленький материк - ______________________________________________  2) Как называется материк, на котором мы живем?  ( - материк самый большой? / Евразия/- самый маленький? / Австралия /)  Задание для третьей группы.  Найдите на глобусе океаны и назовите их.  1. _______________  2. _______________  3. _______________  4. _______________  ( Всего на земле 4 океана: Северный Ледовитый, Тихий, Индийский, Атлантический.)  Задание для четвертой группы.  Определите самый большой и самый маленький океаны.  Самый большой океан - ________________________________________________  Самый маленький океан - ______________________________________________  (самый большой океан- Тихий, самый маленький- Северный Ледовитый ).  - Молодцы, ребята. Сколько интересного мы узнали о глобусе. 
А сейчас выполним задание в Дневнике наблюдений на стр. 71 №4
Задание: С помощью глобуса и карты определи, в каких полушариях Земли находятся материки и океаны. Для этого в колонках таблицы поставь знак «+»

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 X. Этап обобщения информации.  - Ну и теперь нам осталось подвести итог нашего исследования. И мне никак не обойтись без вашей помощи.  - Помогите восстановить рассказ, в котором много « белых пятен», вы же исследователи и должны все знать. Итак, вы готовы?  Игра « Гонка за лидером» начинается! Модель Земли - _______________ . Это слово в переводе с латинского означает____________.  На глобусе синим цветом обозначена ____________, коричневым, жёлтым, зелёным обозначена ___________, белым _____________. На  земном шаре _____ океана и _______ материков. «Главный пояс Земли» - ___________________. На глобусе есть горизонтальные и вертикальные линии, которые называются __________________и __________________.  Планета Земля наш общий дом и её надо __________! 
(Учитель в быстром темпе читает предложения, дети каждой группы подбирают подходящие по смыслу слова: ГЛОБУС, ШАР, ВОДА, СУША, СНЕГ и ЛЕД, ЧЕТЫРЕ, ШЕСТЬ, ПАРАЛЛЕЛИ, МЕРИДИАНЫ,БЕРЕЧЬ)  - Молодцы! Победила дружба.  XI. Итог урока. Рефлексия. Домашнее задание.  - Много очень важную информацию вы унесли с этого урока.  - Я очень рада, что вы так едины были в своих чувствах к нашей необъятной планете ЗЕМЛЯ. Планета Земля наш общий дом и её надо беречь! 
Чтение учителем стихотворения Е. Шкловского «Ты береги нас»
Смотрю на глобус – шар земной.
И вдруг вздохнул он, как живой.
И шепчут мне материки:
«Ты береги нас, береги!»
В тревоге рощи и леса.
Роса на травах, как слеза.
И тихо просят родники:
«Ты береги нас, береги!»
Остановил олень свой бег:
«Будь Человеком, человек.
В тебя мы верим – не солги,
Ты береги нас, береги».
Грустит глубокая река,
Свои теряя берега.
И слышу голос я реки:
«Ты береги нас, береги!»
Смотрю на глобус – шар земной,
Такой прекрасный и родной.
И шепчут губы: «Не солгу,
Я сберегу вас, сберегу!»

-У: Почему глобус просит беречь Землю?
Оценка работы на уроке. - Продолжи предложение.  Я узнал.  Я смог.  Мне удалось.  Мне хотелось бы..  – А за что вы можете похвалить себя?  - Что не понравилось, осталось непонятным, вызвало скуку?  - О чем захотелось узнать поподробнее?  - Где могут пригодиться умения сбора информации?  Домашнее задание по выбору. уметь показывать на глобусе материки и океаны.  выполнить задания в рабочей тетради стр.4-5  подготовить интересный вопрос, загадку по теме нашего урока.