Конспект урока познания мира на тему Глобус — модель Земли 4 класс
План-конспект урока по познанию мира в 4 «В» классе Учитель: Подгорнова С.Н.
Тема урока: Глобус – модель Земли.
Цель урока: формирование представления о глобусе как модели Земли.
Задачи урока: Познакомить с понятиями: «глобус-модель», «океан», «материк», «экватор», «параллели», «меридианы». Формировать у детей мотивации к обучению, к саморазвитию. Формировать интеллектуальные учебные действия, умение мыслить и работать с информацией. Развивать навыки исследовательской деятельности учащихся. Учить коммуникативным навыкам взаимодействия в группе. Развивать творческое, критическое мышление, расширять кругозор учащихся. Воспитывать целеустремленность, самостоятельность, инициативность, чувство любви к планете Земля.
Ожидаемый результат:
Расскажут об истории появления глобуса.
Перечислят основные понятия, разделяющие Землю на Южное и Северное, Западное и Восточное полушария.
Знают расположение на глобусе морей, океанов, материков.
Смогут ориентироваться и находить на глобусе заданные объекты.Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: урок - исследование.
Дидактическое оснащение урока: Учебник «Познание мира» 4 класс, К. Жунусова, А. Бирмагамбетова
Раздаточный материал. Презентация по теме урока. Оборудование: Мультимедийный проектов; Глобусы; Карта полушарий; Карточки-задания для работы в группах. Презентация к уроку по теме.
Структура урока: 1. Организационный этап. 2. Проверка домашнего задания. 3. Определение темы и цели урока. 4. Изучение новой темы. Самостоятельная работа в группах. 5. Физкультминутка. 6. Презентация групп по теме исследования. 7. Физкультминутка. 8. Этап промежуточных результатов и выводов. 9. Закрепление пройденного материала. Работа в группах 10. Этап обобщения информации. 11. Итог урока. Рефлексия. Домашнее задание.
Ход урока. I. Организационный этап. Эмоциональный настрой учащихся на урок. Начинается урок, И пойдет он всем нам впрок, Постарайся все понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давать, Чтоб за работу получать Только лишь оценку «пять»!
Минутка Календаря
Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели
На деревню налетели.
По ночам мороз силен,
Днём капели слышен звон.
День прибавился заметно,
Ну, так что за месяц это?
(Февраль)
Наступила пора сильных снегопадов и метелей. По календарю – 16 февраля. И все же во второй его половине бывают дни, когда снег на солнечном пригреве начинает таять, обтаивают южные стороны крыш, наряжаясь первыми сосульками. Длиннее и светлее становятся дни, близится время, когда еще холодное солнце расцветит заснеженную землю ослепительным сиянием. На улице нет-нет, да и пахнет весной.
-Ребята, давайте определим погоду на сегодняшний день (Температура, облачность, осадки)
- Ребята, мы продолжаем изучение раздела «Земля – космическое тело». II. Проверка домашнего задания. Тест – опрос по пройденному материалу1. Галактика, в которой мы живём, называется (Млечный путь) 2. Звезда – это (раскалённый газовый шар)3. Созвездия – это (группы звёзд, имеющие свои очертания)4. Полярная звезда всегда находится на (севере) 5. Вокруг Солнца вращаются планеты. Их (8) 6. Земля – это ( 3 планета солнечной системы).
7. Что такое линия горизонта или просто горизонт? Можно ли до него дойти? ( воображаемая линия, граница между небом и землей; место, где как бы небо сходится с земной поверхностью)
8. Какую форму имеет Земля? (Земля имеет форму шара)
9. Кто совершил первое кругосветное путешествие в космосе?
(12 апреля 1961 летчик – космонавт Юрий Гагарин осуществил первый в истории человечества космический полёт, за 108 минут совершив один виток вокруг Земли на корабле «Восток-1)
10. Назовите спутник Земли. (Луна – спутник земли, она вращается вокруг Земли)
11.Назовите первого казахстанского космонавта (Тохтар Аубакиров в 1991г.
12. 18 июня 2006 года с космодрома Байконыр был осуществлен запуск первого казахстанского спутника. Как он назывался? ( КаzSat)
III. Определение темы и цели урока.
- Ребята, сегодня мы продолжим учиться вести самостоятельные исследования. И тема нашего исследования «Глобус». Дома вы собирали информацию по данной теме. Работа на уроке будет проходить в группах. - Вы знаете, что существует много разных способов получения необходимой информации. Давайте вспомним. А что надо сделать в первую очередь перед тем, как начать собирать нужную информацию. (Подумать, какая информация необходима для исследования.) (Учитель открывает на слайде слово ДУМАТЬ) - А какие еще методы сбора информации вы использовали в своих исследованиях? Давайте выстроим алгоритм нашего исследования. (У детей на партах лежат карточки со словами: ПРОНАБЛЮДАТЬ, СПРОСИТЬ, ПОСМОТРЕТЬ, ПРОВЕСТИ ОПЫТ, ПРОЧИТАТЬ, НАЙТИ В ИНТЕРНЕТЕ). (Дети выбирают нужные слова, идет коллективное рассуждение). Составление плана исследования. - Вспомните вопросы, по которым вы искали информацию и давайте обсудим их последовательность. (Учащиеся логически выстраивают вопросы.) В результате обсуждения на слайде появляется план исследования темы урока. 1. Что такое глобус? 2. Какие глобусы самые древние? 3. Какие бывают глобусы? 4. Как устроен глобус? 5. О чем может рассказать глобус? - Вы согласны с такой логикой изложения материала, если мы будем придерживаться данного плана по составленным вопросам? - Спасибо, ребята. Мы постараемся найти ответы на все эти вопросы. IV. Изучение новой темы. Этап поиска. Самостоятельная исследовательская работа в группах. VI. Презентация групп по теме исследования. - Итак, наш первый вопрос исследования: «Что такое глобус?» Формирование понятий «модель», «глобус». - Что такое глобус? Давайте поразмышляем. - Как назвать предметы, лежащие на столе? ( лежат игрушки: самолет, вертолет, машинка ) - На что похожа игрушка: самолет? вертолет? машинка? - Чем они похожи на настоящие предметы? (Похожи - формой) - Чем они отличаются от настоящих предметов? (Отличаются - размером) ( Дети пробуют сформулировать понятие «модель») - Как вы понимаете значение слова «модель»? ( Модель – это уменьшенное изображение предмета). - Как называется предмет, который стоит у меня на столе? (Глобус) - Давайте выясним, что такое глобус? - Информацию по этому вопросу собрали ребята первой группы? Давайте их послушаем. ( Дети первой группы делятся с ребятами своей информацией)
1 группа - Иногда, чтобы изучить какой либо предмет, учёные делают его уменьшенное или увеличенное изображение – модель. - Глобус – это модель Земли. Глобус – латинское слово, оно означает шарообразный, шар круглый. ( Ученикам информация дается из энциклопедии) - Глобус – это шар, на который нанесены очертания суши и вод Земли. Шар нанесен на ось и наклонен по отношению к подставке. Есть другое определение глобуса. Глобус – это модель Земли в миллион раз меньше самой планеты Земля. - А теперь учащихся второй группы поделятся с нами своей информацией по второму вопросу нашего исследования: « Какие глобусы самые древние?» ( Дети второй группы делятся своей информацией). 2 группа - Посмотрите на слайд. Это древний глобус. Один из первых глобусов был создан греческим ученым Кратесом во II в. до н.э. - Сам глобус не сохранился, но рисунок остался. На нем даже не все материки изображены. Мир, знакомый человеку древности, был очень мал. ( На слайде - первый глобус) - Самый древний глобус, появился более 500 лет назад в Германии. Его создал немецкий географ Мартин Бехайм в 1492 году. Свою модель он назвал “земное яблоко”. Сделал он из телячьей кожи, туго натянутой на металлические ребра. На нем отсутствует полмира. - Этот глобус сохранился до наших дней и находится в одном из музеев Германии. - Продолжаем наше исследование. Давайте послушаем, какую информацию по вопросу: «Какие бывают глобусы?» нашли ребята третьей группы. ( Учащиеся третьей группы делятся своей информацией)
3 группа Глобусы – “моряки”. - Когда – то, мореплаватели брали с собой глобусы в далекие и опасные путешествия. Глобусы – “моряки” за свою долгую службу на кораблях не мало поведали. Их трепали штормы, обдували свирепые ветры, они были все в пятнах от морской соленой воды. - Кроме таких тружеников были “глобусы - щеголи”. Весь свой век проводили они в роскошных королевских дворцах. Эти глобусы были украшены золотом, серебром, драгоценными камнями. На некоторые глобусы ставили часовой механизм с пружиной, и глобус кружился, подобно нашей планете. - Есть “глобус-космонавт”. Он установлен на космических кораблях. Небольшой глобус – космонавт во время всего полета кружится без остановки с такой же скоростью, как и Земля. Только взглянет на него командир космического корабля, сразу узнает, над каким океаном или какой страной проносится в эту минуту его космический корабль. - Много разных глобусов есть и теперь. Есть глобусы, на которых изображены все страны мира. Это политические глобусы. - Бывают глобусы с неровной поверхностью: все горы все возвышенности на них выпуклые. Это рельефные глобусы. Есть лунный глобус и глобус Марса. Есть даже глобус звездного неба. Вот он. На нем изображены созвездия, млечный путь. - Молодцы, очень интересную информацию собрали. Наше исследование продолжается, впереди нас ждет еще один вопрос: «Как устроен глобус?» - Что интересного вы заметили, когда работали с глобусом? Введение понятий «экватор», «параллели», «меридианы». - Своими наблюдениями по этому вопросу с нами поделятся ребята четвертой группы. ( С опорой на демонстрацию глобуса, учащиеся четвертой группы рассказывают о своих наблюдениях) 4 группа - На глобусе нанесено множество линий. Каждая линия имеет свое название. Экватор – «главный пояс Земли». Это линия, которая делит наш земной шар на два полушария – Северное и Южное. Зачем нужен экватор? Экватор – это линия, Кривая, ярко – синяя. Делит глобус пополам – Чтобы нам не спутать вдруг, где там Север, а где Юг. - Еще есть Северный полюс и Южный полюс. - На глобусе есть еще и горизонтальные и вертикальные линии. - Линии, которые идут с севера на юг, называются меридианы. - Линии, которые идут с запада на восток, называются параллели. - Поэтому иногда глобус называют «мяч в сетке». - Есть еще не видимая нам Земная ось, вокруг которой вращается Земля. Она наклонена. Земля вращается вокруг воображаемой оси. Она так же наклонна. Ведь глобус - уменьшенная копия Земли. - Повращайте глобус вокруг Земной оси. Кто помнит, что происходит в результате вращения Земли вокруг своей оси. ( Происходит смена дня и ночи.) - Пришло время и нам сменить наш вид деятельности, немного отдохнуть. VII. Физкультминутка. На ноге стоит одной, Крутит-вертит головой. Нам показывает страны, Реки, горы, океаны. Ты как глобус покрутись, А теперь остановись! VIII. Этап промежуточных результатов и выводов. - Наше исследование подходит к концу, но нам осталось еще ответить на последний вопрос: «О чем может рассказать глобус?» - Искать информацию на этот вопрос мы будем вместе, и главными нашими помощниками станут глобусы. - Давайте посмотрим, как выглядит наша планета из космоса. (Показ видео фильма)- Космонавты с любовью называют Землю - «Голубая планета». - Какими цветами окрашена поверхность глобуса? ( Голубой, зелёный и коричневый.)
Работа по учебнику с. 114-115 чтение с пометами (ЗХУ)- Какого цвета на глобусе больше? (1/3 – суша, 2/3 - вода) - Что обозначают цвета на глобусе? (Голубой, синий цвета – обозначают воду. Жёлтый, коричневый, зеленый – обозначают сушу. Белый – снег или лёд.) - Посмотрите на глобус. На нём действительно больше всего синего цвета. Это моря и океаны. - Большие участки суши, которые со всех сторон окружены водой, называют материками. На глобусе материки раскрашены в зелёный и коричневый цвета.
IX. Закрепление изученного. Работа в группах. - Сейчас вам предстоит изучать глобус, как когда-то ученые исследовали нашу Землю. - Найдите и покажите на глобусе материки и океаны. (Самостоятельная работа в группах.) Задание для первой группы. Найдите на глобусе материки, назовите их . 1. _______________ 2. _______________ 3. _______________ 4. _______________ 5. _______________ 6. _______________ Задание для второй группы. 1) Определите самый большой и самый маленький материки. Самый большой материк - ________________________________________________ Самый маленький материк - ______________________________________________ 2) Как называется материк, на котором мы живем? ( - материк самый большой? / Евразия/- самый маленький? / Австралия /) Задание для третьей группы. Найдите на глобусе океаны и назовите их. 1. _______________ 2. _______________ 3. _______________ 4. _______________ ( Всего на земле 4 океана: Северный Ледовитый, Тихий, Индийский, Атлантический.) Задание для четвертой группы. Определите самый большой и самый маленький океаны. Самый большой океан - ________________________________________________ Самый маленький океан - ______________________________________________ (самый большой океан- Тихий, самый маленький- Северный Ледовитый ). - Молодцы, ребята. Сколько интересного мы узнали о глобусе.
А сейчас выполним задание в Дневнике наблюдений на стр. 71 №4
Задание: С помощью глобуса и карты определи, в каких полушариях Земли находятся материки и океаны. Для этого в колонках таблицы поставь знак «+»
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415X. Этап обобщения информации. - Ну и теперь нам осталось подвести итог нашего исследования. И мне никак не обойтись без вашей помощи. - Помогите восстановить рассказ, в котором много « белых пятен», вы же исследователи и должны все знать. Итак, вы готовы? Игра « Гонка за лидером» начинается! Модель Земли - _______________ . Это слово в переводе с латинского означает____________. На глобусе синим цветом обозначена ____________, коричневым, жёлтым, зелёным обозначена ___________, белым _____________. На земном шаре _____ океана и _______ материков. «Главный пояс Земли» - ___________________. На глобусе есть горизонтальные и вертикальные линии, которые называются __________________и __________________. Планета Земля наш общий дом и её надо __________!
(Учитель в быстром темпе читает предложения, дети каждой группы подбирают подходящие по смыслу слова: ГЛОБУС, ШАР, ВОДА, СУША, СНЕГ и ЛЕД, ЧЕТЫРЕ, ШЕСТЬ, ПАРАЛЛЕЛИ, МЕРИДИАНЫ,БЕРЕЧЬ) - Молодцы! Победила дружба. XI. Итог урока. Рефлексия. Домашнее задание. - Много очень важную информацию вы унесли с этого урока. - Я очень рада, что вы так едины были в своих чувствах к нашей необъятной планете ЗЕМЛЯ. Планета Земля наш общий дом и её надо беречь!
Чтение учителем стихотворения Е. Шкловского «Ты береги нас»
Смотрю на глобус – шар земной.
И вдруг вздохнул он, как живой.
И шепчут мне материки:
«Ты береги нас, береги!»
В тревоге рощи и леса.
Роса на травах, как слеза.
И тихо просят родники:
«Ты береги нас, береги!»
Остановил олень свой бег:
«Будь Человеком, человек.
В тебя мы верим – не солги,
Ты береги нас, береги».
Грустит глубокая река,
Свои теряя берега.
И слышу голос я реки:
«Ты береги нас, береги!»
Смотрю на глобус – шар земной,
Такой прекрасный и родной.
И шепчут губы: «Не солгу,
Я сберегу вас, сберегу!»
-У: Почему глобус просит беречь Землю?
Оценка работы на уроке.- Продолжи предложение. Я узнал. Я смог. Мне удалось. Мне хотелось бы.. – А за что вы можете похвалить себя? - Что не понравилось, осталось непонятным, вызвало скуку? - О чем захотелось узнать поподробнее? - Где могут пригодиться умения сбора информации? Домашнее задание по выбору. уметь показывать на глобусе материки и океаны. выполнить задания в рабочей тетради стр.4-5 подготовить интересный вопрос, загадку по теме нашего урока.