Генеративные органы растения. Цветок
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА. Биология. 6 класс
Крутякова Татьяна Васильевна
учитель биологии МБОУ «ИСОШ № 1 им.Н.П.Наумова»
г. Ивангород, Кингисеппский р-н, Ленинградская обл.
e-mail: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Тема урока: Генеративные органы растений. Цветок.
Цели урока:
Деятельная: Формирование практических навыков и умений работать с натуральными объектами, инструктивными карточками, развивать способность к работе с различными источниками информации.
Предметно-дидактическая: Формирование представления о строении цветка как видоизмененном генеративном органе растения.
Планируемые образовательные результаты урока:
Предметные: Учащиеся научатся
– определять основные органы растений (цветок);
- выделять существенные признаки биологических объектов (части цветка);
– объяснять особенности строения цветка и функции его частей;
– объяснять смысл биологических терминов: пестик, тычинка, простой околоцветник, двойной околоцветник; однодомные и двудомные растения
Метапредметные:
Регулятивные УУД
1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
2. Умение, сверять свои действия с эталоном и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
Познавательные УУД
Сравнивать биологические объекты (строение цветков разных видов), делать выводы и умозаключения на основе сравнения (работа с учебником – анализ схем и иллюстраций и натуральными объектами, подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий).
Устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями цветка и его частей.
Коммуникативные УУД
Умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре и группе.
Личностные:
Знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
2. Убеждаются в зависимости строения и функций частей цветка.
Тип урока:
по ведущей дидактической цели: изучение нового материала
по способу организации: синтетический
по ведущему методу обучения: проблемно - исследовательский
Методы обучения:
основной: проблемно - исследовательский
дополнительные: беседа - диалог, объяснение, лабораторная работа
Основные вопросы урока:
Особенности строения и выполняемых функций органов цветка (пестик, тычинка, околоцветник).
Средства обучения:
компьютер, мультимедийный проектор, лабораторное оборудование (чашки Петри, лупы, препаровальные иглы, пинцеты), натуральные объекты (цветки фиалки узумбарской), гербарные экземпляры (цветки шиповника, ландыша, лютика, тюльпана), инструктивные карточки, дидактические карточки (тест на закрепление знаний, рефлексивный тест),
таблица «Цветок и его строение», схемы цветков.
Ход урока
Этапы урока
Методы обучения
Учебно-познавательные задачи урока
Формируемые
УУД
Методы оценки/самооценки
Деятельность учителя
Деятельность учеников
1
2
3
4
5
6
1. Организационный
беседа по технике безопасности
2. Формирование новых знаний, умений и навыков
Постановка и решение учебной проблемы
2.1. Актуализация опорных знаний, умений и навыков
Беседа – диалог
Организует работу по вопросам:
Вспомните, что Вам известно о различных органах растения и их размножении.
Какие органы называют вегетативными?
Какие цветковые растения Вы знаете?
Почему их так называют?
В чём отличие цветковых растений от голосеменных?
Расскажите, что вы уже знаете о цветках и что нам пригодится из имеющихся знаний для дальнейшего изучения.
Комментирует связь сведений, названных ребятами с темой урока.
Отвечают на вопросы, дополняют, уточняют ответы друг друга
2.2. Создание проблемной ситуации
Рассказывает об увлечении ботаникой великого немецкого поэта Гете, который говорил о цветке как о видоизмененном листостебельном побеге, приспособленном для полового размножения.
А какие части цветка Вы считаете самыми главными?
Высказывают доказательство или опровержение этого утверждения, пытаются сформулировать цель и задачи предстоящей работы.
Регулятивные УУД
1. Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока)
2.3. Постановка учебной проблемы
– Какой вопрос (проблему) будем обсуждать на уроке?
(Как описать строение цветков?)
Фиксирует проблемный вопрос на доске.
Предлагают версии. Выбирают лучшую формулировку.
2.4. Решение учебной проблемы
а) выдвижение гипотезы
б) проверка гипотезы
Работа с учебником и гербариями. Фронтальный диалог.
Лабораторная работа
Рассмотрите рисунки в учебнике и гербарные экземпляры и опишите цветки тюльпана и шиповника, ландыша и лютика.
1) Из каких частей состоят цветки?
2) Чем различаются цветки разных растений?
3) Что общего в строении разных цветков?
Подводит итог совместного обсуждения.
А теперь мы с вами изучим строение цветка и узнаем, какие части цветка являются самыми важными
Организует работу групп учащихся по инструктивной карточке.
Цель работы: изучить строение цветка.
Оборудование и материалы: цветки фиалки узумбарской, чашки Петри, лупы, препаровальные иглы, пинцеты.
Инструкция:
Рассмотрите цветок под лупой.
Группа № 1, 3.
Прочитайте в учебнике и определите симметричность цветка, отметьте – однополые цветки или обоеполые, простой околоцветник или двойной, имеются ли сросшиеся части цветка, найдите цветоножку и цветоложе, части цветка (чашелистики, лепестки) и подсчитайте их количество.
Заполните таблицу «Строение цветка».
Зарисуйте схему цветка и подпишите его части.
Какие части называют главными? Почему?
Группа № 2, 4.
Прочитайте в учебнике и рассмотрите под лупой части цветка (тычинки, пестики) и подсчитайте их количество.
Из каких частей состоят тычинка и пестик? Что образуется в пыльниках? Какова их функция? Что образуется из семяпочек?
Заполните таблицу «Строение андроцея и гинецея».
Зарисуйте схему цветка и подпишите его части.
Какие части называют главными? Почему?
Описывают строение цветков, дополняют ответы друг друга, обсуждают и анализируют их.
В итоге формулируют гипотезу: Если в строении разных цветков есть общее, то его можно описать с помощью схемы (формулы).
Изучают текст учебника и
работают в группах с натуральными объектами по инструктивной карточке:
1. Самостоятельно формулируют цель работы.
2. Выполняют работу по инструкции.
3. Заносят данные в таблицы:
Строение цветка
Части цветка
Число частей
Цветоножка
Цветоложе
Чашелистики
Лепестки венчика
Пестик
Тычинки
Строение андроцея и гинецея
Андроцей
Гинецей
Тычинка состоит из:
1.
2.______
Пестик состоит из:
1. _____
2. _____
3. _____
Зарисовывают схему цветка.
Обсуждают вопросы и записывают вывод.
Познавательные УУД
1. Умение анализировать, сравнивать и обобщать факты; выявлять причины и следствия простых явлений (работа с учебником – анализ
схем и иллюстраций, подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий, работа с натуральными объектами).
Коммуникативные УУД
1.Умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре и группе.
Личностные УУД
1.Убеждаются в зависимости строения и функций частей цветка.
2. Знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Оценивание результатов подготовки и результатов лабораторной работы учащимися
в) формулировка окончательного решения
Презентация результатов работы
Организует выступления групп с результатами работы.
Описывает строение цветка с помощью условных обозначений (формула цветка)
Группы отчитываются о содержании и результатах работы, рассказывают об особенностях строения цветка и функциях его частей.
Делают вывод о возможности описания строения цветка с помощью схемы.
2.5. Доказательство и применение найденного решения.
Диагностика учебных достижений.
Самостоятельная работа
Организует деятельность учащихся по описанию строения цветка
Написать тест.
Составьте соответствие букв - цифрам:
1.Цветок-
2. Околоцветник-
3. Двудомные-
4. Пестик-
5. Тычинка-
6. Однодомный-
7. Двуполый-
а) на разных растениях пестичные и тычиночные цветы
б) мужская часть цветка
в) женская часть цветка
г) орган семенного размножения
д) в одном цветке и пестики и тычинки
е) на одном растении и пестичные и тычиночные цветы
ж) состоит из лепестков венчика и чашелистиков.
Регулятивные УУД
1.Умение сверять свои действия с эталоном и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно
2. Личностные УУД
Формирование склонности к оценке и самооценке.
Самооценка:
проверяют по слайду на доске, самостояте-льно исправляют ошибки и выставляют себе отметку.
Нормы: нет ошибок – «5»
1-2 ошибки - «4»
3-4 ошибки - «3»
3. Рефлексия
Домашнее задание.
По желанию составить синквейн или кроссворд по теме урока.
Подумать над вопросом: Можно ли собирать цветущие растения на букеты? Пояснить свою точку зрения
Организует деятельность по анализу работы на уроке.
Напоминает высказывание Гете, учащиеся формулируют вывод о строении и функциях цветка
Делают вывод по уроку (формулируют главную мысль урока).
Выполняют рефлексивный тест.
При согласии с утверждением поставить знак «+».
Я узнал что-то новое.
Мне это пригодится в жизни.
Мне было интересно.
Я чувствовал доброжелательность одноклассников.
Я слушал других учеников с интересом.
На уроке было над чем подумать.
Хочется узнать больше по этой теме.
Самооценка по алгоритму.
Литература и другие источники информации:
Анциферов А.В. Комнатные растения в школе: наблюдения и эксперименты. – М.: Дрофа, 2010.
Воронина Г.А., Иванова Т.В., Калинова Г.С. Биология. Планируемые результаты. Система заданий 5 – 9 классы; под ред. Ковалевой Г.С., Логиновой О.Б. – М.: Просвещение, 2013.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] План-конспект по теме «Строение цветка». http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/plan-konspekt-uroka-po-teme-stroenie-cvetka
Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е.; под ред. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования.– М.: Издательский центр «Академия», 2002.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. – М.: Просвещение, 2011.
Рудницкая Н.А. План-конспект урока по биологии 6 класс. Строение цветка. http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/plan-konspekt-uroka-biologii-6-klass-tema-stroenie-tsvetka
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115
../Курсы биологов/Проектное задание/Никитина И.А.15