Конспект урока по теме Соцветие
Поурочный план открытого урока по биологии на тему «Соцветия» 6 классЦели: сформировать у учащихся представление о соцветиях, их значении в природе, ознакомить с разновидностями соцветий, значением цветов в природе и жизни человека.Понятия: соцветие, разновидности соцветий (кисть, зонтик, початок, головка, колос, завиток, метелка, сложный зонтик, корзинка, сложный колос, щиток).Материалы и оборудования: мультимедийное оборудование (компьютер), презентация, карточки для учащихся (строение цветка, опорные схемы «Соцветия»).Ход урока:I. ^ Организационный момент (2-3 мин)II. Проверка домашнего задания (10-12 мин)а) карточки «Строение цветка»
б)выбери предложения, в которых допущены ошибки
1.Пестик состоит из завязи, столбика, рыльца.
2.Главная часть цветка – яркий околоцветник.
3.Околоцветник всегда ярко окрашен.
4.Обоеполыми, называются цветки состоящие из пестиков и тычинок.
5.Простой околоцветник состоит из лепестков венчика или чашелистиков.
6. Раздельнополые цветы у ивы. Они имеют или тычинки или пестики.
III. Новый материал (15-17 мин)- ^ Дети. Посмотрите на эти два экземпляра растений, и скажите, чем они отличаются (один цветок одиночный, другой сложен в соцветие)- Большинство растений имеют именно не одиночные цветки, а соцветия. Давайте посмотрим на определение в вашем учебнике, что же такое соцветие(определение записывается в тетрадь)Соцветие – это группа цветков, расположенных близко один к другому в определенном порядке.- ^ Но у каждого растения соцветие имеет свою форму. Ученые долго сравнивали все соцветия и выделили несколько групп. Давайте их рассмотрим.Далее, учитель рассматривает вместе с учащимися несколько видов соцветий, растения у которых есть такие соцветия. Учащиеся зарисовывают схемы соцветий в тетрадь:а) кисть (отдельные цветки расположены один за другим на хорошо заметных цветоножках, отходящих от длинной общей оси) – черемуха, ландыш, капустаб) метелка, или сложная кисть (несколько кистей отходит общего стебелька) – сирень, виноградв) простой колос (цветки друг за другом на общей оси, без цветоножек, сидячие) – подорожникг) сложный колос (на общей оси несколько колосков) – рожь, пшеницад) початок (колос с толстой, мясистой осью) – кукурузае) простой зонтик (цветоножки выходят из вершины оси) – вишняж) сложный зонтик (несколько зонтиков на одной вершине оси) – морковь, петрушказ) корзинка (мелкие сидячие цветки расположены на расширенном, уплощенном ложе соцветия, имеют общую обертку) – одуванчик, астраи) головка (мелкие, сидячие цветки на круглой оси соцветия) – клеверк) завиток (каждый следующий цветок расположен на цветоножке предыдущего, с одной стороны) – зверобойл) щиток (цветки расположены поочередно один за другим на общей оси, но на одном горизонтальном уровне) – боярышник
IV. Проверка первичного усвоения знаний. ФизкультминуткаРебята, давайте проведем небольшую разминку: «Простое – сложное». Если я называю простое соцветие, вы приседаете , если сложное – стоите: простой колос, сложная кисть, головка, простой зонтик, корзинка.V. Самостоятельная работа
1. Работа с карточкой.
Выберите в каких предложениях допущены ошибки.
1. Соцветия- это группа цветков.
2. Простые соцветия состоят из цветков расположенных на главной оси.
3. Цветки в соцветиях более крупные чем одиночные цветки.
4. Корзинка – это простое соцветие.
5. У ромашки соцветие метелка.
6. У пшеницы соцветие сложный колос.
2. Проверка выполнения самостоятельной работы.
VI. Проверка усвоения знаний
Сопоставить соцветия.
Сложный колос-пшеница
Сложный зонтик-укроп
Метелка – виноград
Головка- клевер
Корзинка - подсолнух
Тестовые задания 1. Соцветие – это:а) группы цветков, расположенных близко один к другому в определенной последовательностиб) видоизмененный побегв) видоизмененный цветок2. Простым называется соцветие, у которого:а) цветки располагаются непосредственно на главной осиб) цветки располагаются на боковых побегахв) цветки располагаются на верхушках побегов3. Сложный колос у:а) ромашкиб) вишнив) пшеницы4. Соцветие корзинка у:а) вишниб) астрыв) сирени5. Соцветие сложная кисть или метелка у:а) сирени и вишниб) ландыша и черемухив) сирени и винограда. «5»-5правильных
«4»-3,4 правильных VI I Домашнее задание. Составить схему. Ответить на вопросы в конце парагрофа.
ТЮЛЬПАН
Ландыш