Презентация по педагогике на тему Трудовое воспитание в ДОУ


Тема: «Трудовое воспитания дошкольников» Труд - это могучий воспитатель, в педагогической системе воспитания . А.С. Макаренко. Деятельность – это внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознаваемой целью. Трудовое воспитание дошкольников – это совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних обще трудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии. Цель трудового воспитания формирование ценностного отношения к труду, то есть умение ценить свой труд и труд взрослых, ценить результат труда, осознавать значимость труда, как первостепенной значимости для общества. Труд детей тесно связан с игрой: - игра отражает труд взрослых- элементы трудовых действий отражаются в игре;- трудовая деятельность осуществляется ради будущей игры- игровые действия включаются в процесс труда Образовательные области Компоненты трудовой деятельности дошкольников. Дети старшего дошкольного возраста ставят цель сами. Осознанно выполняют трудовые действия. Отличия детского труда от труда взрослого Отличия детского труда от труда взрослого:Сознаваемая цель- основной признак деятельности первое отличие в том, что ребенок не создает в своем труде общественно значимых материальных ценностей, в понимании взрослых, труд современного ребенка носит воспитательный характер, удовлетворяя потребность ребенка в самоутверждении и познании собственных возможностей, сближении со взрослыми (С.А. Козлова, Т. А. Куликова)Отсутствие значимого результата, представляющего материальную ценность для общества: продукт детского труда имеют ценность лишь для самого ребенка или группы детей. Выполняя трудовое задание, дети часто переключаются на игру, именно близость труда к игре и является еще одной особенностью детской трудовой деятельности. Труд дошкольников не имеет постоянного материального вознаграждения. Носит ситуативный, необязательный характер.В процессе труда дети приобретают не профессиональные навыки, а навыки, помогающие им становиться самостоятельными.Еще одна характеристика особенностью трудовой деятельности детей является и то , что, несмотря на наличие в нем всех структурных компонентов деятельности, они еще пока находятся в стадии развития и обязательно предполагают участие и помощь взрослого. Задачи трудового воспитания в ДОУОзнакомление с трудом взрослых, воспитание уважения к труженику и результатам его труда, стремление оказывать посильную помощьОбучение трудовым умениям и навыкам, их дальнейшее совершенствование Воспитание интереса к труду, трудолюбия, ответственности, самостоятельностиФормирование взаимоотношений и приобретение социального опыта взаимодействия (воспитание общественно- направленных мотивов труда, умений труиться в коллективе и для коллектива) Тема: Содержание трудового воспитания и виды труда Содержание трудового воспитания и виды труда Самообслуживание – это труд, направленный на обслуживание самого себя (умывание, одевание, раздевание и т.д.) Общественная значимость: - освобождает других от обслуживания себя; - ребёнок овладевает всеми компонентами трудовой деятельности и самостоятельностью. Содержание трудового воспитания и виды труда Хозяйственно-бытовой труд – это труд по уборке помещений, участие в организации бытовых процессов и общественной деятельности и т.д. Особенность хозяйственно-бытового труда- его общественная направленность, т.е. удовлетворение потребностей других детей и взрослых. Содержание трудового воспитания и виды труда Труд в природе Уход за растениями и животными, выращивание овощей, озеленение участка и т.д. Значение: благотворно влияет не только на развитие трудовых навыков, но и на воспитание нравственных чувств, закладывает основы экологического образования. Особенности: - результатом этого вида труда может быть материальный продукт (урожай). Это сближает детский труд с трудом взрослых; - чаще всего этот вид труда имеет отсроченный результат; - труд в природе всегда связан с живыми объектами, поэтому формирует бережное, ответственное, осторожное отношение к окружающему; - даёт возможность одновременно развивать познавательные интересы. Содержание трудового воспитания и виды труда Ручной и художественный труд Направлен на удовлетворение эстетических потребностей человека. Содержание - изготовление поделок из природного материала, бумаги, картона, ткани, дерева. Художественный труд в дошкольном учреждении представлен в двух направлениях: изготовление поделок, украшение своими изделиями помещения группы к праздникам, оформление выставок и т.д. Содержание трудовой деятельности в разных возрастных группах.Самообслуживание Младший дошкольный возраст • Дети учатся самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности: надевать и снимать одежду, складывать, вешать, расстегивать, застегивать пуговицы и прочие застежки.   • Учатся замечать непорядок в своем внешнем виде (мыть руки и лицо, вовремя пользоваться носовым платком и пр.). Самообслуживание Средний дошкольный возрастДети достаточно самостоятельны в самообслуживании этот вид труда становиться постоянной обязанностью детей. Усложнение воспитательных задач выражается в повышении требований к качеству действий, к организованному поведению в процессе ухода за собой. • Продолжают учиться самостоятельно одеваться и раздеваться. • Не забывают просушивать варежки, одежду, обувь (по необходимости). • Учатся умываться, чистить зубы. • Учатся подготавливать и убирать рабочее место. Самообслуживание Старший дошкольный возраст Приобретаются новы навыки самообслуживания: уборка постели, уход за волосами, обувью. Данные процессы решают воспитательные задачи: формирование у детей привычки к опрятности, чистоте, навыков поведения в окружении сверстников.   • Любят быть опрятными. Помогают другим замечать и устранять непорядок во внешнем виде. Берегут личные вещи.   • Стирают свои мелкие вещи (носовой платок, носки, трусики).   • Умеют умываться, правильно чистить зубы, мыть ноги и тело. Убирают свою постель.   • Умеют самостоятельно подготавливать и аккуратно убирать рабочее место. Хозяйственно-бытовой Младший дошкольный возраст Воспитатель формирует у детей элементарные хозяйственно-бытовые навыки: помогать накрывать на стол, приводить в порядок игрушки, собирать листья на участке, сметать снег со скамеек. Хозяйственно-бытовой Средний дошкольный возрастСодержание хозяйственно-бытового труда значительно расширяется: дети полностью сервируют стол, готовят все необходимое для занятий, стирают кукольное белье, протирают стеллажи от пыли, подметают дорожки на участке и т. д. Используя их возросшие возможности и учитывая сформированные навыки, педагог приучает детей к тому, что в труде необходимо приложить усилие, развивает самостоятельность, активностей инициативу в выполнении порученных Хозяйственно-бытовой В старших группах детского сада хозяйственно-бытовой труд еще более обогащается по содержанию, становится систематическим, во многом переходя в постоянные обязанности дежурных. Дети поддерживают чистоту в комнате и на участке, ремонтируют игрушки, книги, оказывают помощь малышам. Особенность хозяйственно-бытового труда старших дошкольников состоит в умении самостоятельно организовать его: подобрать необходимый инвентарь, удобно его разместить, привести всё в порядок после работы Труд в природе В младших группах дети с помощью взрослых кормят рыбок, поливают и моют комнатные растения, сажают луковицы, сеют крупные семена, принимают участие в сборе урожая со своего огорода, подкармливают зимующих птиц. Руководя трудом малышей, воспитатель называет растения, их части, производимые в труде действия; это расширяет детский словарь, активизирует Труд в природе В средней группе труд усложняется. Дети сами поливают растения, учатся определять потребность во влаге, выращивают овощи (сеют семена, поливают грядки, собирают урожай), с помощью воспитателя готовят корм для животных (белки, хомяка, кроликов, кур). Педагог разъясняет, какой корм нужен тому или иному животному, как он называется и как его хранить. Труд в природе Для старшей группы в уголке природы помещаются растения и животные, требующие более сложных приемов ухода, в огороде высаживаются различные виды овощей с разным сроком вегетации, что позволяет сделать труд более систематическим. Увеличивается и объем детского труда. Дошкольники опрыскивают растения из пульверизатора, сметают щеточкой пыль с ворсистых листьев, рыхлят землю. С помощью воспитателя дети подкармливают растения, перезаряжают аквариум, вскапывают землю на огороде и в цветнике, высаживают рассаду, собирают семена дикорастущих растений (для подкормки зимующих птиц). Ручной трудМладший дошкольный возраст   • Помогают воспитателю подклеивать книги, коробки (намазывать клейстером, придерживать для лучшего склеивания).   • Любят рассматривать природный материал (листья, шишки, камушки и пр.); сортировать его по виду, цвету, величине, форме. Ручной трудСредний дошкольный возраст   • Вместе с воспитателем занимаются ремонтом книг, коробок, атрибутов, игрушек.   • Сортируют природный материал, раскладывают по коробкам. Учатся тонировать бумагу для рисунков, аппликаций. Ручной трудСтарший дошкольный возраст   • Самостоятельно выполняют простой ремонт игрушек (книг, коробок, атрибутов).   • Пришивают петли к новым полотенцам, халатам, одежде кукол и своей одежде.   • Сортируют природный материал, подготавливают его к работе.   • Под руководством воспитателя изготавливают мелкий счетный материал, пособия для занятий.   • Делают заготовки для дальнейшей художественной деятельности (приготовление папье-маше, обклеивание коробок, вырезание элементов из пластиковых бутылок и пр.)  «Дошкольная педагогика», Козлова С.А. с.181 - 186 Заполнить таблицу: дать сравнительную характеристику содержанию детского труда в разных возрастных группах. {284E427A-3D55-4303-BF80-6455036E1DE7}Возраст детейВиды и содержание трудаСамообслуживание Хозяйственно-бытовой трудТруд в природе Ручной труд Младший дошкольный    Средний дошкольный    Старший дошкольный      Формы организации трудаПо форме организации: - индивидуальные - подгрупповые – общие.Поручениеобращённая к ребёнку просьба - взрослого выполнить какое-либо трудовое действие.По продолжительности: - кратковременные – длительные По содержанию (соответствуют видам труда): - по самообслуживанию - хозяйственно-бытовой -труд в природе - ручной труд Формы организации трудаВиды дежурства:- по столовой (с конца 2-й мл. гр.), - по занятию (с середины средней группы), - в уголке природы (в старшей группе). Дежурствопредполагает труд одного или нескольких детей в интересах всей группы Формы организации трудаОбщий труд Такая форма организации труда, когда дети работают одновременно, выполняя каждый отдельное задание, входящее в общее дело. 1ЦЕЛЬ 2 РЕЗУЛЬТАТ 3 Формы организации труда Формы организации трудаСовместный труд Такая форма организации труда, когда один ребёнок качественно выполняет свой один этап работы, многократно повторяя какую- либо операцию, и передаёт результат своего труда следующему ребёнку, который продолжает работу дальше. Цель 1 2 3 Результат Формы организации трудаКоллективный трудТакая форма организации труда, при которой дети наряду с трудовыми решают и нравственные задачи: договариваются о разделении труда, помогают друг другу в случае необходимости, «болеют» за качество общей, совместной работы. Условия организации труда- эмоционально-положительная атмосфера;- материальная среда и трудовое оборудование;- дозированная нагрузка;- учет индивидуальных интересов и склонностей к тому или иному виду труда.  Средства трудового воспитания С.А. Козлова, А.Ш. ШахмановаСобственная трудовая деятельность. Ознакомление с трудом взрослых. Художественные средства (произведения художественной литературы, музыки, изобразительного искусства). В.И. Логинова, М.В. КрулехтФормирование системных знаний о труде взрослых. Обучение целостным трудовым процессам. Самостоятельная трудовая деятельность детей.