Конспект по русскому языку Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова.
Комплект «Школа XXI века»
Русский язык.
2 класс.
Пономарева Н.Ю. – учитель начальных классов
Тема: Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова.
Цели: Повторение написания парных согласных на конце слова, безударных гласных в корне слова, однокоренные слова; эстетическое воспитание учащихся средствами произведений изобразительного искусства, музыки.
Оборудование: Печатная тетрадь «Пишем грамотно», 2 класс, №1;
Мультимедийная презентация;
Запись «Вальса снежинок из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского;
Репродукция картины К.Ф. Юона «Волшебная зима».
Ход урока:
I. Организационный момент.
Придет неслышными шагами,
Незримой стужею дохнет.
И все вокруг покрыв снегами,
Всем нам уши надерет:
Зачем, мол, вы в такой мороз
Из дома высунули нос?
О каком времени года говорится в тексте?
II. Основная часть.
Тема урока – (1 слайд презентации)
Задачи урока – повторение изученных орфограмм. А каких, вы определите сами. На уроке будем слушать друг друга и учителя, слушать стихи о зиме и музыку.
1. Работа по теме.
- Назовите основные приметы зимы. (Снегопад, холод, мороз).
Определите на слух орфограмму в этих словах. (Глухой согласный в конце слова).
Вспомните правила. Подберите проверочное слово.
Запишите слово снег.
Загадка: Что за звездочки сквозные на пальто и на платке,
Все сквозные, вырезные, а возьмешь – вода в руке. (Снежинки)
Определите орфограммы в этом слове.
Учащиеся вспоминают правило проверки безударной гласной в корне, подбирают проверочное слово, говорят правило написания сочетания ЖИ.
Запишите это слово.
Кто из Вас наблюдал, как идет снег? Снег может идти по-разному. Если нет ветра, снег медленно падает на землю.
Звучит «Вальс снежинок» из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик.
- Что Вы представили, слушая эту музыку?
Как называется явление, когда идет сильный снег, падают хлопья снега? (Снегопад)
Какие два слова «спрятались» в этом слове? (Снег, падает).
Буква О является соединительной. Назовите орфограммы. Запишите эти слова.
Учащиеся записывают в тетради: снег, снежинка, снегопад. (2 слайд)
- Выделите корень в этих словах. Как можно назвать записанные слова и почему? (Однокоренные слова).
Обратите внимание на картины на экране. Что изображено на них? (Зимний лес).
Как выглядит зимний лес после снегопада? (Тихо, спокойно, загадочно).
Многие поэты воспевали зимний лес в стихах.
Подготовленные учащиеся читают стихи.
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
Ф.Тютчев
Заколдованною льдинкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой,
Подвязалася сосна.
С.Есенин
Темный лес, что шапкой,
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно.
И.Суриков
- Как названа зима в стихах? (Волшебница, красавица, чародейка).
Как называется снегопад при сильном ветре? (Метель).
Слайд со словом метель.
- Как называется явление, когда снег с сильным ветром несется по воздуху, по земле и бьет в лицо? (Вьюга). Добавляется на экране.
- Объясните орфограммы в словах метель, вьюга. Запишите эти слова в тетрадь.
Кто из Вас наблюдал такое явление: ветер подхватывает снег и переносит его с одного места на другое, метет по земле. Кто знает, как называется это явление? (Это поземка). Добавляется на экране. Учащиеся записывают в тетрадь.
- Выделите корень в записанных словах. Будут ли эти слова однокоренными? (Нет).
В такое время, когда на улице метель и вьюга, лучше находиться дома, читать сказки, играть.
Учитель читает отрывок из стихотворения И.Сурикова «Детство». Со слов «И начну у бабки сказки я просить». Звучит магнитофонная запись ветра.
- Какие Вы знаете сказки о зиме? Какие еще приметы зимы мы не назвали? (Мороз, холод).
Объясните написание этих слов.
- Запишите эти слова в тетрадь.
На какой вопрос отвечают эти слова? К какой части речи они относятся? Образуйте от существительных холод, мороз слова, которые отвечают на вопрос какой?
Образуйте от существительных холод, мороз слова, которые отвечают на вопрос что сделает? (Заморозит, похолодает).
Выделите корень. Есть ли среди этих слов однокоренные слова. (Мороз, морозный, заморозит. Холод, холодный, похолодает).
Кто из Вас наблюдал красивое зимнее явление изморозь?
Учащиеся рассматривают иллюстрацию на экране, объясняют орфограммы в слове изморозь, записывают в тетрадь.
2. Работа по картине К.Ф. Юона «Волшебница – зима».
Беседа:
- Что изобразил художник на картине «Волшебница – зима»? Как выглядят деревья? Какое настроение у людей вызывает картина К.Ф. Юона? (Картина вызывает чувство восторга от зимней природы, русской зимы).
3. Работа в парах. Слайд.
Составьте предложения:
Деревьях, на, снежные, лежат, шубы
Узоры, зима, по кустам, и веткам, развесила
Составьте и запишите предложение о занятиях детей зимой.
Проверка работ.
Учащиеся выходят к доске и читают составленные предложения.
- Вы правильно составили предложения. Что у Вас получилось? (Текст о зиме. Его можно назвать «Хорошо зимой!».)
4. Работа в печатной тетради, с.46-47:
1. Упражнение 2 – выбери из данных в скобках слов подходящее по смыслу и запиши получившееся сочетание. Подчеркни буквы согласных звуков, требующие проверки.
Задание по выбору. Записать 3 сочетания.
2. с.47, упражнение 4. Запиши проверочные слова. Вставь пропущенные буквы.
III. Итог урока.
Какие орфограммы вы вспомнили сегодня на уроке? Какие слова называются однокоренными?
IV. Рефлексия.
Вы молодцы. У Вас на парте лежат снежинки, изготовленные нами на уроке технологии. Давайте оценим свою работу на уроке.
(На доске рисунок горки).
Я предлагаю достроить горку.
Свои снежинки вы прилепляете на верхнюю часть горки, если вы активно работали, запомнили, как нужно проверять изученные орфограммы.
На среднюю часть горки, если у вас что-то не получилось, были затруднения.
На нижнюю – если вам было скучно на уроке.
15