Конспект урока по русскому языку на тему Сочинение. В чём красота русской зимы (4 класс)
Урок русского языка в 4 классе выполненного в технологии развития критического мышления.
Тема: Сочинение. «В чём красота русской зимы»
Планируемые результаты:
Предметные: Анализировать строение текста, используемые языковые средства (в ходе коллективного обсуждения). Письменно пересказывать текст, осознанно сохраняя особенности оригинала; пользоваться красной строкой как графическим средством.. Пользоваться приёмом письма с «окошками» для «ухода» от орфографических ошибок.
Личностные: Элементы способности оценивать свои трудности, готовность совместно с учителем искать пути их преодоления.
Регулятивные: Понимать и сохранять учебную задачу. Планировать свои действия для решения конкретных задач; понимать план, представленный в виде памятки, алгоритма; выполнять намеченный план и каждую операцию.
Познавательные: Анализировать, сравнивать, делать умозаключения, выводы.
Коммуникативные: Участвовать в совместном поиске и решении задач, осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь.
Оборудование: компьютер, карточки для оценивания
Этап урока
Содержание
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
Организационный этап
Стадия вызова
Стадия осмысления
Составление плана.
Подготовка к сочинению.
Работа по картине К. Ф. Юона.
Работа с текстом на доске.
Стадия рефлексии.
Описание русской зимы
Приветствие, проверка подготовленности
Презентация (Слайды 1 – 2)
Работа с эпиграфом:
Здравствуй, в белом сарафане
Из серебряной парчи!
На тебе горят алмазы
Словно яркие лучи.
П. Вяземский.
Русская зима воспета в народных песнях, в музыке русских композиторов, на полотнах художников. (Слайды о зиме 3 – 8)
Зиме посвящается много рассказов и стихотворений. Мы любим зиму. Нигде в мире нет такой зимы, как у нас в России.
На уроках мы с вами проводили подготовительную работу к сочинению: находили стихи русских поэтов о зиме, выписывали образные выражения, наблюдали за зимней погодой, рассматривали и описывали узоры на окнах, падение снежинок, учились описывать зимние деревья.
(Слайд 9)
Мы сначала должны представить зиму так, как мы её видим, Описание зимы. чувствуем, понимаем.
(Слайд10)
Многие писатели и поэты любили русскую зиму и называли ее различными ласковыми именами.
(Слайд11)
Обилие снега придаёт величие русской природе. Все кругом становится необыкновенным и сказочным.
(Слайд12)
(Слайд13)
В стихотворении Некрасова Мороз назван Воеводой. Он охраняет свои владения. Он говорит: (Слайд14)
Богат я, казны не считаю,
А все не скудеет добро;
Я царство мое убираю
В алмазы, жемчуг, серебро.
(Слайды15 - 18)
Алмазы - посмотрите, как они переливаются, сияют.
Жемчуг – драгоценный камень белого цвета, добывают на дне моря из раковин.
(Слайды 19 - 26)
(Слайд27)
На картине мы видим, что пришла зима. В русской природе зима особенно нравилась художнику, а в этой картине он показал ее чародейкой и волшебницей.
Великий русский композитор П. И. Чайковский тоже увидел красоту русской зимы и написал музыку.
Эту музыку сама
Написала нам зима.
Прослушивание грамзаписи. Времена года. Январь.
Текст на экране (Слайд28)
Пришла зима. Летят снежинки. Снег покрыл землю. Деревья стоят в снегу.
Приём «Корзина идей»
Каждой паре дается одно предложение:
1-й – Пришла зима.
2-й – Летят снежинки.
3-й - Снег покрыл землю.
4-й – Деревья стоят в снегу.
.
Практическое творческое задание на основе осмысления изученной информации
Зачитывание 1-2 сочинений вслух.
Организация внимания учащихся
Приём «Согласен - не согласен»
- Это стихотворение о весне.
-Зима изображена в образе старухи.
- Одета она в дорогую одежду.
- На ней дорогие украшения.
- Посмотрите на доску и прочитайте тему нашего урока.
- Какая задача стоит перед нами?
А сегодня наша задача – передать красоту русской зимы, использовав наши наблюдения, образные выражения и другие выразительные средства (сравнения)
- Что вы должны показать в этом сочинении?
- Из каких частей состоит сочинение?
Какие превращения совершила зима? Как озаглавим эту часть?
-Меняется ли природа зимой?
Опишите чудо, которое вы наблюдали.
- Как влияет зима на ваше настроение? Замечаете ли красоту зимы?
- Как можно назвать это время года? С кем или с чем сравнить?
Приём «Кластер»
Зима - это прежде всего снег.
- Какой бывает снег?
- Какие образные выражения подберём для снега?
- Из чего получается снег? (из снежинок)
Раздать снежинки
- Что такое алмазы, жемчуг, се ребро?
Рассмотрите украшения (Слайд)
- Вот примерно с такими украшениями сравнивается зима.
Показ слайдов
В ясный солнечный день мы можем видеть такие украшения в природе?
Пришла, взмахнула одним рукавом – все укутала теплой периной из мягкого снега.
Взмахнула другим – украсила, принарядила деревья, развесила свои узоры по веткам, по кустам.
- Что вы представили, слушая музыку?
- Найдите и зачитайте отрывки из стихотворений, которые на ваш взгляд соответствуют этой картине и музыке
Прочитайте текст, рассказ.
- Удачен ли этот рассказ? Почему?
- Сейчас мы с вами распространим эти предложения.
Учитель записывает ответы детей в «корзине» идей( без комментариев).
Каждый по-своему видит зиму. Поэтому ваши сочинения будут разными, каждый будет писать то, что ему самому нравится в зимних пейзажах.
В сочинении надо стараться не повторять одних и тех же слов. надо выбирать самое подходящее, самое точное слово. Но не следует брать и первое попавшееся.
Итак: чтобы сочинение получилось хорошим, необходимо добиваться связности в изложении мыслей, красочности в описании, правильного построения предложений, грамотного написания.
Проверяют готовность к уроку
Дети дают ответы (согласен – не согласен)
Тема сочинения: В чем красота русской зимы.
Показать, описать красоту русской зимы
Учащиеся высказывают своё мнение
вступление, основная часть, заключение
План.
1. Волшебница зима
2.Чудо, которое я наблюдал зимой
3. Чувства, настроения
Формулируют свои наблюдения
Зима: красавица, гостья, рукодельница, кудесница, чародейка, волшебница.
Снег: мягкий, колючий, пушистый, липкий, блестит разноцветным огнем, падает хлопьями, валит, сыплется, лежит великолепными коврами.
Снежинки: пушинки, легкие как лебяжий пух, причудливые, кружатся в танце, горят как звездочки, сверкают, блестят серебром, светятся жемчугом, сияют алмазами.
Дорогие камни, металлы
Рассматривают украшения из алмазов и жемчуга
Смотрят слайды
Слушают музыку Чайковского
Дети зачитывают отрывки из стихотворений
Текст связный, но не образный
Работа с текстом
Каждая пара высказывает свои предположения
Слушают пояснения учителя
Самостоятельная работа учащихся
Участвовать в коллективном обсуждении вопросов, в совместной деятельности. Высказывать своё мнение, слушать мнения других. (К.)
Планировать и выполнять необходимые учебные действия, осуществлять самоконтроль. (Р.)
Участвовать в коллективном обсуждении вопросов, в совместной деятельности. Высказывать своё мнение, слушать мнения других. (К.)
Выполнять анализ, сравнение, обобщение и систематизацию. (П)
Анализировать, сравнивать, высказывать догадки, устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключения. (П)
Создавать письменный текст определённого содержания (К)
Снег
мягкий
колючий
пушистый
липкий
блестит
Разноцветным
огнем,
падает
хлопьями
Зима
красавица
гостья
рукодельница
волшебница
кудесница
чародейка
валит
сыплется,
лежит
Великолепными
коврами
Блестят серебром
Горят как звёздочки
Кружатся как в
танце
Сияют алмазами
Лёгкие как
лебяжий пух
Светятся жемчугом
Снежинки