Урок по русскому языку для 6 класса «Изложение текста с описанием помещения»
Изложение. Описание помещения. 6 класс
Цели:
- обучение изложению текста описательного характера;
- развитие творческого мышления, орфографической зоркости, внимания, наблюдательности, умения оформлять предложение на письме;
- воспитание интереса к русскому языку и литературе.
План урока
1.Толкование слов, записанных предварительно на доске: лицей, флигель, инспектор, гувернер, конференц-зала, рекреационная зала, арка, конторка.
- О чем пойдет речь на уроке?
- Что вы знаете о лицейских годах жизни А.С.Пушкина?
- Кто такой И.И.Пущин?
- Какое стихотворение посвятил ему поэт?
2.Переход к теме урока:
- Что такое интерьер? (Интерье
·р внутреннее пространство помещения)
- Для чего используется описание интерьера в тексте?
3. Чтение текста:
И. И. ПУЩИН .ЗАПИСКИ О ПУШКИНЕ
Несознательно для нас самих мы начали в жизнь совершенно новую, иную от всех других учебных заведений.
Для Лицея отведен был огромный, четырехэтажный флигель дворца, со всеми принадлежащими к нему строениями.
В нижнем этаже помещалось хозяйственное управление и квартиры инспектора, гувернеров и некоторых других чиновников, служащих при Лицее; во втором столовая, больница с аптекой и конференц-зала; в третьем рекреационная зала, классы, физический кабинет, комната для газет и журналов и библиотека в арке. В верхнем - коридор с лестницами на двух концах, в котором с обеих сторон перегородками отделены были комнаты: всего пятьдесят нумеров.
В каждой комнате железная кровать, комод, конторка, зеркало, стул, стол для умывания, вместе и ночной. На конторке чернильница и подсвечник со щипцами.
Во всех этажах и на лестницах было освещение ламповое; в двух средних этажах паркетные полы. В зале зеркала во всю стену, мебель штофная. Таково было новоселье наше!
При всех этих удобствах нам нетрудно было привыкнуть к новой жизни. Вслед за открытием начались правильные занятия. Прогулка три раза в день, во всякую погоду. Вечером в зале мячик и беготня. В коридоре на ночь ставили ночники во всех арках. Дежурный дядька мерными шагами ходил по коридору.
Таким образом мы скоро сжились, свыклись. Образовалась товарищеская семья, в этой семье свои кружки; в этих кружках начали обозначаться, больше или меньше, личности каждого; близко узнали мы друг друга, никогда не разлучаясь; тут образовались связи на всю жизнь.
4.Первичное восприятие текста
- О чем текст?
- Что узнали о жизни лицеистов?
- Какие предметы интерьера наполняли лицей?
- Чем стал лицей для Пушкина и его товарищей?
- Какова основная мысль текста?
5.Чтение учителем текста по микротемам. Составление плана
(самостоятельно). Проверка.
6.Пересказ текста учащимися.
7. Работа учащихся над изложением.
8.Подведение итогов урока.
15