Выборочное изложение на основе метода прогнозирования текста 
Урок русского языка в 4 классе 
Выборочное изложение на основе метода прогнозирования текста
Цель урока:
Развитие  умения    последовательно  излагать  содержание повествовательного текста.
Задачи:
Образовательные:
Отрабатывать умение воспринимать и  воспроизводить текст повествовательного характера, т.е. 
- понимать тему текста, его основную мысль, составлять план 
- воспроизводить текст без нарушения  последовательности, 
- записывать текст без ошибок, проверять написанное
Развивающие:
Создавать коммуникативные ситуации 
- для мотивации учащихся к учебной деятельности,
- для развития их воображения, 
-для пробуждения эмоционального отклика, 
-для активизации  и развития словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, 
- для развития связной речи. 
Воспитательные:
- Воспитывать уважение к трудолюбивым людям, вызвать осуждение злости и жадности.
- Воспитывать культуру устного и письменного высказывания.
Волшебные ягоды
    В некотором царстве   стоял у  деревни тёмный лес.  Ягод и грибов было там видимо-невидимо.   И жила в чаще того леса злобная Яга.  Людям в лес ступить не давала.  Кого в трясину заведёт, кого  вовсе изведёт. 
     Как-то летом пришла в лес за ягодами маленькая девочка.  Набрала полную корзину,  хотела   домой идти. Тут повстречалась ей баба Яга  и отняла корзинку.  Девочка горько заплакала. А баба Яга идёт к себе в избушку, корзинкой размахивает. Вот  ягодки оттуда повыпрыгивали. На полянку вернулись и к девочке в платочек закатились. Обрадовалась девочка и побежала домой.
   Пришла баба Яга  в избушку,  а  ягод  нет! Ругалась она, ругалась  да от злобы лопнула. Тут рассыпалась и её избушка. Появилось в этом месте болото. А по краям  его много ягод.  Всем на радость.  Вот и сказке конец. (120 слов)
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Предметные и УУД
Организацион-ный момент.
Знакомство с детьми.
- Здравствуйте, ребята.
Сегодня урок русского языка у вас проведу я.
Зовут меня Елена Владимировна.
Дети психологически настраиваются на совместную деятельность.
Личностные:
-воспринимать речь учителя.
Актуализация знаний.
Постановка целей урока.
-Ребята,  чему вы учитесь на уроках русского языка? Где пригодится умение правильно говорить?
Как порой жалко человека, который не может рассказать историю, которая с ним произошла. Предлагаю вам поработать над умением последовательно излагать события. Для этого я познакомлю вас с текстом, а вы его изложите.
- Кстати, что такое текст?
           - Верно, текст – это несколько предложений,
            связанных по смыслу. 
-Какие типы текста вам знакомы? 
- Вспомните, о чем рассказывается в повествовательном тексте?
(Это текст, в котором рассказывается о последовательных событиях)
- Назовите тему нашего урока (на доске – карточка).
- А что нам для этого надо сделать?
(Познакомиться с текстом, понять его, написать и проверить)
- Начинаем работать
Дети формулируют тему урока, планируют работу.
Предметные:
-знания о тексте, типах речи
Личностные
-Смыслообразование (формирование положительной мотивации к обучению) .
Коммуникативные:
- умение слушать и слышать.
Регулятивные: 
- Постановка учебной задачи,
- умение планировать свою работу по достижению цели.
Обсуждение заголовка текста, возможного его жанра.
Предположения по заголовку.
-Текст, по которому мы будем писать изложение,  называется «Волшебные ягоды» (на доске - карточка)
            - О чём может быть этот текст?
-   - Предположите, какие события будут разворачиваться в данном            тексте.
           - Какой это литературный жанр?
           - Если сказка, то какая? Почему?
          - Посмотрите на экран. 
           -Как называется в сказке то, что вы сейчас видели?
-  Приведите примеры зачинов? Да, зачинов много.
Отвечают на вопросы, прогнозируя дальнейшие события сказки по заголовку.
Личностные
-Смыслообразование (интерес к новому).
Чтение текста изложения учителем по фрагментам.
- Сейчас я буду читать текст изложения. Мы посмотрим, насколько правильными были наши догадки, которые мы сделали только на основе заголовка и узнаем, почему текст так называется. Иногда я буду останавливаться, а вы будете мне подсказывать, что же могло произойти дальше. Начинайте свои ответы с данных слов: 
Мне кажется 
Возможно
Может быть
В некотором царстве   стоял у  деревни тёмный лес.  Ягод и грибов было там видимо-невидимо.   И жила в чаще того леса злобная Яга.  Людям в лес ступить не давала.  Кого в трясину заведёт, кого  вовсе изведёт.
- Оправдались ли наши предположения, которые мы 
сделали на основе заголовка?
-О чём не смогли догадаться? Как думаете, что будет дальше?
Как-то летом пришла в лес за ягодами маленькая девочка.  Набрала полную корзину,  хотела   домой идти.
- Как думаете, что будет дальше?
Тут повстречалась ей баба Яга  и отняла корзинку.  Девочка горько заплакала от обиды. А баба Яга идёт к себе в избушку, корзинкой размахивает. 
- Предположите, как будут развиваться события дальше? 
Вот  ягодки оттуда повыпрыгивали. На полянку вернулись и к девочке в платочек закатились. Обрадовалась девочка и побежала домой.
Пришла баба Яга  в избушку,  а  ягод  нет!
- Как, по-вашему, закончится сказка?
Ругалась она, ругалась  да от злобы лопнула. Тут рассыпалась и её избушка.  Появилось в этом месте болото. А по краям  его много ягод.  Всем на радость. Тут и сказке конец.
- Посмотрите на экран.
- Как называется конец в сказке?
- А в нашей сказке какая концовка?
- Почему же текст называется «Волшебные ягоды»?
- О чём говорится в тексте?
- Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.
- Чему учит сказка? Какова её основная мысль? Почему ягодки вернулись к девочке? (Наказаны жадность, зло, а трудолюбие вознаграждено)
- Итак, мы познакомились с текстом. Давайте поработаем с ним.
Отвечают на вопросы, прогнозируя дальнейшие события сказки
Познавательные:
-высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы.
Коммуникативные: 
-Умение слушать и слышать
-Вступать в диалог.
-Участие в коллективном обсуждении проблем.
-Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
-Понимание возможности различных точек зрения на предмет.
-Уважение к другой точке зрения.
-Учёт разных мнений и умение выразить своё.
 -Адекватно реагировать на высказывания сверстников.
Чтение текста по частям, выяснение значения слов.
- Сколько частей в тексте?
- Прочитайте первую часть.
- Как начинается первая часть?
(На доске - В некотором царстве)
- О чём мы узнали из первой части?
- Что значит «видимо-невидимо»?
- Как понимаете «ступить не давала»?
- Объясните значение «в трясину заведёт» «вовсе изведёт».
- Прочитайте вторую часть.
- О чём в ней говорится?
- Как понимаете ягодки «повыпрыгивали»? Не «выпрыгнули», а именно «повыпрыгивали»?
- Как начинается 2 часть? 
(На доске - Как-то летом пришла в лес)
- Посмотрите: слова «как-то летом» готовят нас к развитию дальнейших событий.
- Прочитайте третью часть.
- О чём в ней говорится?
- Почему слово «ругалась» повторяется?
- Какими словами начинается 3 часть? 
(на доске - Пришла баба Яга  в избушку,  а )
- За что поплатилась баба Яга?
-Как об этом сказано в тексте?
- Изложение лучше писать, если есть план.
Анализируют
 текст
Познавательные: 
-Смысловое чтение.
Коммуникативные:
- Умение вступать в диалог.
-Учёт разных мнений и умение выразить своё.
Составление картинного плана
- Мы составим картинный план. Перед вами картинки к сказке, расставьте их в нужном порядке. 
-  Расскажи, как об этом сказано в сказке.
- Вот мы и составили картинный план.
- Мы использовали много картинок. На них – последовательные события  сказки. Значит,  тип  этого текста какой?
Это доказывает, что текст повествовательный.
Расставляют картинки в нужном порядке на доске.
Познавательные:
- установление причинно-следственных связей и зависимостей между объектами.
Физминутка
- Сказку сказывают,  а давайте мы её станцуем. Повторяйте за мной.
Дети под музыку «проигрывают» сказку в джвижениях.
Составление опоры
- Продолжим готовиться к изложению. Составим пирамиду. Она поможет нам не перепутать последовательность событий.
__________________________
_____________________________________
_____________________________________________                                                      _____________________________________________________
- Достаньте содержимое конверта. Положите перед собой. Работаем в парах.
- Прочитайте слова на карточках и скажите, что их объединяет? (Это глаголы)
- Глаголы в повествовании играют ведущую роль. Поэтому они будут опорными словами в вашем изложении. 
-Найдите глаголы, которые говорят, что делала баба Яга  в начале сказки? Расположите ниже в правильном порядке.
- Найдите 3 глагола, передающие действия  девочки.
- Теперь 3 слова или словосочетания о действиях волшебных ягод.
- Прочитайте оставшиеся глаголы. Кто совершил эти действия?
- Расположите их ниже в том порядке, как развиваются события в  сказке.
- Молодцы, работали дружно. Эти слова помогут вам при работе.
Работа в парах.
1 – у доски.
Дети раскладывают слова, записанные на карточках друг под другом по вопросам учителя.
Предметные:
- знания о глаголе как части речи 
Личностные
-применять правила сотрудничества.
Коммуникативные: 
-Умение слушать и слышать.
-Понимание возможности различных точек зрения на предмет.
-Уважение к другой точке зрения.
-Учёт разных мнений и умение выразить своё.
Регулятивные:
- формирование умения преодолевать трудности.
Орфографическая подготовка.
- Продолжим работу со словами  текста и объясним написание некоторых слов.
- Прочитайте слова.
Ягодки, в трясине,  корзинка, избушка, болото, появилось, по краям, стоял, рассыпалась, сказка, платочек, конец.
- На какие 3 группы по орфограммам можно распределить эти слова? 
- Кто догадался?
-  Кто выйдет и определит в 1 столбик слова с проверяемой безударной гласной в корне. Прочитайте слово, подберите проверочное.
- Во 2 столбик- с непроверяемой безударной гласной.
-  В 3 столбик с парным согласным в корне.
- Какое слово «лишнее»? Объясните, почему удвоенная с? Докажите, подобрав однокоренные слова.
 - А сейчас хитрый вопрос для знатоков родного языка: в тексте встретились слова «видимо-невидимо», «оттуда», «много». К какой части речи они относятся? На что надо обратить внимание при написании? Прочитаем хором.
-При письме обращайтесь к опорным словам, они тоже помогут вам написать изложение грамотно.
По одному дети выходят к доске, распределяя слова по группам. Остальные на местах подбирают проверочные слова.
Познавательные:
- выделение орфограмм, доказательство,
-логические.
Коммуникативные:
- умение слушать и слышать.
Пересказ.
- Что мы уже сделали, чтобы подготовиться к изложению? 
- Теперь, глядя на картинный план и опорные слова, расскажем сказку.
- Я вижу, что сказку вы поняли и хорошо запомнили последовательность событий.  Молодцы!
Дети пересказывают текст по частям: 
1 ряд – 1 часть, 2 ряд – 2 часть, 3 ряд -  3 часть.
Познавательные
- Осознанное построение речевого высказывания в устной форме.
Регулятивные:
Контроль и оценка (осознание того, что усвоено).
Повторное целостное чтение текста.
- Сейчас вы приступите к записи:  1 часть – 1 ряд, 2 часть – 2 ряд, 3 часть – 3 ряд, но сначала я прочитаю текст ещё раз, а вы  обращайте внимание на опорные слова.
- Перечитайте про себя ещё раз свою часть.
Читают текст сначала про себя, затем слушают чтение учителя .
Коммуникативные:
- умение слушать и слышать.
Запись изложения
- От того, как будет работать каждый из вас, зависит результат, получится ли у нас текст.
-  Пользуйтесь  опорными словами, а также вам помогут картинки на конвертиках. 
- Следите за правильной посадкой при письме.
Записывают свою часть.
Познавательные:
-Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
Саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, к преодолению препятствий).
Самопроверка написанного.
- Итак, мы подходим к последнему этапу нашей работы. Не забудьте проверить свою работу.                                                                                                     
Дети проверяют работу.
Регулятивные: 
-Контроль.
-Саморегуляция.
Чтение работ. 
- Давайте послушаем сказку. 
(Вызвать от каждого ряда по одному человеку к доске).
- Какие недочёты заметили? А как у вас?
- Молодцы!
Дети прочитывают свои работы по очереди.
Коммуникативные:
- умение слушать и слышать
- умение критически относиться к услышанному
Рефлексия
- Чему учились на уроке?
- Что для этого сделали?
- Возьмите сигнальные карточки. Если согласны– зелёный, если нет – красный.
(На доске – таблица:
Да/нет
Своей работой на уроке я доволен
На уроке мне было интересно
  Учитель записывает в неё количество положительных ответов)
- Что было самым трудным?
- Спасибо за работу! 
Дети оценивают свою работу на уроке с помощью сигнальных карточек.
Личностные:
-Самооценка.
Домашнее задание
- Нарисуйте рисунок  к самому интересному эпизоду сказки. Подготовьтесь его пересказать.
15