Тематическое занятие: «Чудо, имя которому — книга»

Тема; « Чудо, имя которому - книга»
Цель: создание условий для формирования целостного представления как появились книги.
Задачи:
Расширять знания учащихся об истории происхождения книг;
Развивать интерес к чтению познавательной литературы;
Воспитывать бережное отношение к книгам.
Коррекция зрительного, слухового восприятия, речи.

Оборудование: презентация, выставка книг, клей, ножницы.

Ход занятия:
Организационный момент. Эмоциональный настрой.
О чем мы сегодня будем вести речь? Отгадайте загадку.
Пока на полочке лежит,
Молчит мой верный друг.
Но если в руку взять его,
Заговорит он вдруг. (книга).
- Как вы думаете, зачем нужны книги людям? Какие бывают книги?

Вступительное слово учителя.
Как и у людей, у книг есть своя судьба и своя история. Сегодня мы попытаемся заглянуть в далекое прошлое книг. В самом виде котором мы привыкли их видеть в наше время, книги существуют уже более 500 лет. Но это не значит, что до этого времени человечество не знало книг вообще. Только книги имели другой, часто не привычный вид для нас. (слайды)
Жителей Крайнего севера, писали на костях животных и моржовых клыках.
Древние египтяне писали на глиняных табличках специальной палочкой буквы в виде клинышков. Поэтому такая письменность и носит название «клинопись». К тому же книги эти были тяжелые и некрасивые.
История книги тесно связана с развитием письменности. В стародавние времена на земле не было книг, т.к люди еще не умели их делать. Но необходимость записывать, передавать другим какие – то сведения, опыт, знания возникла у людей очень давно. Поэтому «страницами» древних книг становились камни, стены пещер, щиты воинов. Писали на всем.
Поэтому люди продолжали искать материал, из которого можно было изготовить книги.
И нашли.А случилось это в далекой Африке, где на берегах полноводных рек растут в изобилии заросли папируса. Однажды древние египтяне обнаружили, что волокна этого растения превращаются в сухие узенькие ленточки, которые, к тому же, хорошо впитывают краску. Вот так появились книги из папируса. Отдельные листы папируса склеивали в длинную полосу - свиток. На таких свитках, достигавших в длину до 100 метров, записывали различные тексты Позже книги делали, из обработанных особых способов кож молодых животных - телят, ягнят, козлов, ослов. По имени города этот материал стал называться - пергамент. В отличие от папируса пергамент был значительно прочнее, эластичнее, долговечнее, на нем было легче писать, причем с обеих сторон, а в случае необходимости текст можно было легко смыть и нанести новый. Но, несмотря на эти преимущества пергамента, изготовление его трудоемко и он был дорогим материалом.
Китайские летописи сообщают, что бумага была изобретена в 105 г. н.э. Цай Лунем. До Цай Луня бумагу в Китае изготавливали из пеньки, а еще раньше из шелка, который делался из бракованных коконов шелкопряда. Цай Лунь растолок волокна шелковицы, древесную золу, тряпки и пеньку. Все это Цай Лунь смешал с водой и получившуюся массу выложил на форму (деревянная рама и сито из бамбука). После сушки на солнце, Цай Лунь разгладил эту массу с помощью камней. В результате получились прочные листы бумаги. После изобретения Цай Луня, процесс производства бумаги стал быстро совершенствоваться. Со временем в бумагу стали добавлять для повышения прочности крахмал, клей, естественные красители и т.д.
С 13 столетия в Европе основным материалом стала бумага.
Работа по теме занятия.
Книга – источник знаний. Они развивают нашу речь, открывают нам то, что мы не знаем. С их помощью мы учимся читать и писать, узнаем много интересного.
Работа над пословицами и загадками о книге.
Какие пословицы вы знаете?
Какие загадки знаете? Дети рассказывают.
Назовите, пожалуйста, ваши любимые книги.
Вы назвали много книг. Но их огромное множество. Перечитать все - жизни не хватит. Но есть книги, которые живут много веков, и которые читают во многих странах мира на разных языках. И мы должны гордиться тем, что наших классиков читает весь мир. (Выставка книг).
Желаю вам обрести много хороших друзей - прочитать много хороших книг. И пусть книги станут вашими спутниками, которые принесут пользу обязательно.
Практическая работа.
Вспомним правила пользования книг.
Работать с книгами нужно чистыми руками;
Нельзя выгибать страницы, пользоваться закладками;
Если нечаянно порвали книгу, то нужно попросить взрослых, чтобы вам помогли ее подклеить.
Книга нужна всем, поэтому обращаться с ней нужно бережно.
К нам пришли книжки за которыми не ухаживали дети.
Как вы думаете, можно их читать? Как можно помочь книжке? (ответы детей).
Заболела эта книжка,
Изорвал ее мальчишка
А мы книжку пожалеем,
Мы возьмем ее и склеим.
Вы, поможете мне ее подклеить?
«Книжкина больничка»
Прошу не драться, не кидаться.
И с книгой в ванне не купаться.
И вам сейчас сказать спешу:
Все книги, я любить прошу.
Эскурсия в школьную библиотеку.
Ребята, а ведь книги тоже живут в своем доме. Чтобы узнать, что это за дом, отгадайте загадку:
Снаружи смотришь – дом как дом,
Но нет жильцов обычных в нем.
В нем книги интересные
Стоят рядами тесными:
И Черномор, И царь Гвидон,
И добрый дед Мазай,
А как зовется этот дом? Попробуй отгадай!
Правильно библиотека. А вы знаете библиотеки бывают разные. Домашними, общественными. Но каждая – это целый дом книг. У вас дома есть библиотека? Кто там хозяин? Ответы детей.
У нас в школе тоже есть библиотека. Там хозяйка – Мариям Аукеновна.
Беседа с библиотекарем.
Книгам очень плохо, когда с ними обращаются не так как надо. Книги – наши учителя, они помогают нам познавать мир. Книга любит порядок, чистоту. В книгу вложен большой труд человека.
Подведение итогов.
Что мы узнали нового о книгах?