Программированное обучение на уроках физической культуры
Программированное обучение на уроках физической культуры
Применение идей кибернетики в педагогической области и, в частности, в физической подготовке основано на том, что процесс совершенствования воспитания можно рассматривать как определенный вид управления, а именно как управление формированием и развитием психических и физических свойств и качеств учащихся.
Сущность программированного обучения заключается в том, что весь объем информации разделяется на части, которые обучающийся обязан усвоить в строгой последовательности при непременном условии перехода к закреплению в соревновательно-игровой обстановке. Причем на всех этапах совершенствования должна быть обеспечена обратная связь между обучающим и обучающимся (см. рисунок ниже).
Программированное обучение и особенно алгоритмизация отдельных сторон физической подготовки привлекают все большее внимание специалистов физического воспитания. Под алгоритмом обычно понимают точное предписание о выполнении в строго установленном порядке операций, дающих решение некоторого класса задач.
В физическом воспитании алгоритм (алгоритмическое предписание) представляет собой точное описание выполнения в строго установленном порядке элементов определенного двигательного действия, обеспечивающего высокую эффективность овладения определенными двигательными навыками. Задача преподавателя при этом состоит в выработке алгоритмических предписаний и организации соревновательно-игровой деятельности, учащихся согласно этим предписаниям.
Алгоритмизация двигательных действий
В учебном процессе алгоритмизация соревновательно-игровых упражнений делится на четыре взаимосвязанных этапа: общее ознакомление с техникой выполнения двигательного действия или игрового приема; разучивание его в упрощенных, специально созданных условиях; разучивание в усложненных условиях; совершенствование приема в игре или соревновании, близких к официальным.
Общее ознакомление с соревновательно-игровым действием, игрой. На данном этапе создается четкое представление о технике двигательного действия. Для этого пользуются неоднократным объяснением и показом: вначале быстро, как в игровой обстановке, а затем медленно, обращая внимание на наиболее важные детали движения. Рассматривается техника выполнения, даются сведения о наличии данного приема в спорте. Далее учащиеся самостоятельно выполняют двигательное действие или игровой прием. Необходимо добиваться, чтобы первые пробные попытки выполнения приема содержали меньше ошибок, тогда формирование двигательного навыка будет проходить более успешно.
Разучивание приемов
Разучивание приемов соревновательно-игровой деятельности в упрощенных, специально созданных условиях. Здесь перед учащимися ставится задача овладеть правильной структурой движения. Прием выполняют в упрощенных условиях: например, в баскетболе ловлю и передачу мяча после набрасывания его капитаном; в волейболе — передачу мяча после подачи ведущим игроком в удобное для передачи положение и т. д.
Наиболее сложные приемы изучаются расчлененно (по частям). Только после этого упражнение выполняется полностью. Для каждой игры или двигательного действия разрабатывается методика последовательного разучивания игровых приемов на основе принципа «от простого к сложному»: упрощаются условия выполнения приема путем занятия наиболее удобного исходного положения; уменьшаются расстояния, сила передачи, быстрота передвижения и т. д.
При соревновательно-игровом выполнении движений учащихся необходимо выявлять и исправлять ошибки. Вначале исправляются основные (грубые) ошибки в технике выполнения, а затем второстепенные (мелкие). Для этого применяются повторный показ, объяснение, выполнение техники приема расчлененно, медленно и т. д.
Увеличение сложности
Разучивание приема соревновательно-игровой деятельности в усложненных условиях необходимо для доведения его до исполнения, близкого к реальному, без ошибок, на хорошей скорости, быстро и непринужденно. В усложненных условиях добиваются не только правильного взаимодействия со снарядом, тренажером, мячом, но и с партнером. Усложнение условий для разучивания достигается повышением скорости выполнения приема, увеличением расстояния, быстроты, силы, изменением направления полета мяча, усложнением его траектории, увеличением амплитуды движения.
Другой способ усложнения — выполнение приема на повышенной скорости, в сочетании с другими приемами, на уменьшенной площадке, увеличение количества выполнений за единицу времени, повышение требовательности к точности или скорости выполнения (в зависимости от специфики двигательного действия). Для усложнения условий в игровых заданиях даются варианты выполнения приема при пассивном, а затем и при активном противодействии партнера, а также с изменением количества взаимодействующих партнеров.
Объем усложнений зависит от степени владения учащимися техническим приемом. При хорошем владении можно вводить целый комплекс усложняющих условий.
Совершенствованием приема в игре или соревновании преподаватель добивается того, чтобы прием выполнялся правильно при внезапном изменении соревновательно-игровых ситуаций, а также рационально использовался учащимися в конкретной игровой обстановке. На данном этапе используются упражнения, учебные игры с определенной установкой на выполнение приема. Совершенствование приема в игре создает условия для творчества, инициативы, быстрого принятия решений.
Польза системного подхода
Умело используя в учебно-тренировочном процессе программированное обучение с алгоритмизацией его, преподаватель может без дополнительных затрат не только улучшить физическое развитие и подготовку учащихся, но и проводить занятия более разнообразно и интересно.
Карточки-задания, приведенные ниже, также можно отнести к элементам программированного обучения, поскольку они представляют собой схему, с помощью которой происходит совершенствование двигательных действий, учащихся в соревновательно-игровой обстановке. Под алгоритмическим предписанием в карточках выступают точные указания о выполнении в установленном порядке элементов (вариантов) определенного двигательного действия, используемого в игре или соревновании и обеспечивающего высокую эффективность овладением определенными двигательными навыками.
Сопоставив эпизодическое использование различных игр и соревновательных упражнений с алгоритмическим в соревновательно-игровом задании, можно сделать вывод о том, что обучение и совершенствование двигательных действий при помощи алгоритмических предписаний существенно улучшает процесс организации работы занимающихся, создаются конкретные условия для творческой самостоятельной работы как учащихся, так и преподавателя.
Одновременно с освоением подвижных игр или отдельной техники исполнения упражнений занимающиеся успешно овладевают методикой их обучения. При этом создается рабочая картотека — система методически подобранных заданий, позволяющая в дальнейшем работать творчески и разнообразно.