Авторская концепция на тему Какой я вижу школу будущего?
Какой я вижу школу будущего?
Школа будущего. Какой я ее вижу? Если говорить о школьном здании, то, несомненно, все должно быть оформлено в стиле новейших архитектурных технологий, с гармоничным, создающим положительный настрой и благоприятную психологическую атмосферу процесса обучения, дизайном. Оснащение школы будущего должно соответствовать последнему слову техники.
Однако школа – это не только красивое здание, но и конструктивная образовательная программа, которая лежит в основе ее развития и становления.
XXI век - век инновационных технологий, век новых образовательных программ и авторских концепций, захлестнувших весь мир. Каждый год, выбирая школу для своего обожаемого почемучки, родители ломают голову, какая из них лучше, перспективнее, какая даст такой уровень знаний, чтобы не было проблем с поступлением в вуз. Возможно, в будущем все изменится в преподавании каждого предмета, появится совершенная программа, сочетающая в себе самые действенные принципы, самые продуктивные методы и самые актуальные ориентиры. Возможно, произойдет и другое, наименее вероятное: будут внесены кардинальные изменения в саму систему образования: в силу вступит профильная ориентация. В начальной школе будет определяться степень одаренности ребенка, круг его интересов. Закончив обучение в средних классах, дети будут поступать в специализированные учебные заведения с обязательной практикой на производстве, что позволит им более четко осознать конечную цель их обучения, развиваться согласно их интересам, приобретать бесценный практический опыт.
В каком направлении будут развиваться образовательные технологии дальше, какие из них станут ведущими, мы можем только предполагать. Но даже если представить, что из многообразия инновационных программ одна будет признана приоритетной, то, на мой взгляд, в ее основу лягут все те же неизменные принципы: ориентация на всестороннее развитие личности ребенка, создание оптимальных условий, способствующих раскрытию его творческого потенциала, подготовка к дальнейшему саморазвитию, самообразованию и самоопределению.
Однако, как бы ни развивалась в дальнейшем система образования, ни компьютер, ни дистанционное обучение не заменят живое слово, одобрительный взгляд, готовность прийти на помощь, душевный отклик и участие. Все это под силу только учителю. Школа и сегодня, и завтра, и всегда будет нуждаться в его энтузиазме, в его творчестве, упорстве и беспокойстве. Беспокойстве за будущее подрастающего поколения, а значит, за будущее страны. Именно поэтому, говоря о школе будущего, в первую очередь нужно говорить об учителе.
Для меня учитель будущего – это учитель-новатор, учитель-исследователь, учитель-практик, учитель-творец, учитель-энтузиаст. Его главная задача - помочь ученику стать свободной, творческой и ответственной личностью. Замечу, что «не воспитывать», не «формировать», а именно помочь ученику стать таковым. Осуществив таким образом переход от педагогики действий к педагогике отношений, мы сможем достигнуть более качественных результатов в учебно-воспитательном процессе. Образование - процесс обоюдный. Без сотрудничества учителя и ученика он невозможен.
Не секрет, что вызвать и поддержать у учащихся желание учиться – задача неимоверной сложности, поскольку не имеет она однозначного решения, поскольку в каждом классе ее приходится решать заново, ведь дети такие разные. С другой стороны, именно эта трудность в сочетании с творческой личностью учителя является мощным стимулом для апробации инновационных технологий и разработки своих авторских методик.
Технология личностной ориентации, разноуровневое и дифференцированное обучение, индивидуальная поддержка, развивающее обучение, метод проектов, использование ИКТ технологий, педагогика сотрудничества, технология развития критического мышления и гендерный подход. Все это находится в поле зрения современного учителя. И все же каждый учитель должен быть яркой индивидуальностью, творческой личностью, должен уметь предвидеть.
Нельзя недооценить роли иностранного языка в процессе формирования коммуникативной личности учителя будущего, поскольку язык и языковое образование является одним из инструментов в формировании социальной и интеллектуальной активности любого человека, готового к жизни в поликультурном мире. Возможности филологического профиля достаточно широки. Это связано с его способностью интегрироваться с другими предметными областями. К примеру, иностранный язык может быть не только основной целью обучения, но и средством овладения другой предметной областью (в физико-математическом, естественно-научном, технологическом профиле…), ведь иноязычный текст, как и текст на родном языке, будучи основной единицей обучения, может передавать любую информацию и служить основой для дальнейшей специализации обучения с ориентацией на более разнообразные и, возможно, более востребованные специальности: журналиста-международника, редактора иноязычных газет, журналов, теле- и радиопередач, специалиста в области международных отношений, таможенного дела, внешней торговли, социально-культурного сервиса и туризма, в области информационной безопасности и т.п. Кроме того, изучение иностранных языков дает возможность развивать такие качества, как коммуникабельность, аккуратность, критическое мышление, точность в изложении своих мыслей, систематичность в работе, активность, ответственность и, конечно же, толерантность.
Расширение межкультурных границ, позволяет предположить, что в будущем владение иностранными языками будет одним из основных требований, предъявляемых при устройстве на любую работу.
Вот такой я вижу школу будущего.
Что касается настоящего, то я стараюсь аналитически подходить к своей педагогической деятельности, стараюсь предвидеть, чтобы помочь детям избежать трудностей и неудач. Для того, чтобы состояться как педагог, чтобы добиться уважения своих учеников, я стараюсь следовать педагогическим принципам:
школа должна стать для детей родным домом, а моя задача – сделать для этого всё необходимое;
в основу отношений ученика и учителя должно быть положено взаимоуважение;
у обучающихся есть право на ошибку;
учитель не только учит, но и учится сам, часто у своих обучающихся;
учитель должен научиться смотреть на мир глазами обучающихся;
входя в класс, учитель обязан увидеть и почувствовать каждого ребенка;
учить и воспитывать – звенья одной цепи.