Интегрированный урок русского языка Заглавная буква в именах собственных (2класс)


Урок русского языка. 2 ресурсный класс.(по ФГОС с ОВЗ вариант обучения - 8.2, 8.3).
Учитель начальных классов: Белоусова Елена Валерьевна
Тема: 8.2 «Большая буква в именах собственных».
8.3 «Большая буква в именах, фамилиях, названиях городов и кличках животных. Закрепление».
Цель урока: закрепить знания учащихся о написании большой буквы в именах и фамилиях людей, кличках животных, названии городов.
Задачи:
Образовательные: систематизировать и уточнить представления детей об именах собственных, о правилах их правописания.
Коррекционно-развивающие: формировать каллиграфический навык и орфографическую зоркость путем выполнения письменных заданий.
Воспитательные: воспитывать самостоятельность и аккуратность.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Планируемые результаты:
Личностные:
- умение регулировать свое поведение на основе усвоенных норм и правил;
Познавательные:
- ориентироваться в учебнике;
Коммуникативные:
- слушать и понимать речь учителя, отвечать на вопросы;
- участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях;
Регулятивные:
- контролировать свою деятельность, определять последовательность действий;
- самостоятельно организовать свое рабочее место.
Межпредметные связи: математика (счет), окружающий мир(беседа о зиме, о закаливании).
Технологии: здоровьесберегающие.
Оборудование: карточки с заданием, фотографии детей класса, презентации, изображение героев мультфильма.
Этапы урока Деятельность учителя
I. Мотивационно-познавательная деятельность
Цель: включить обучающихся в деятельность.
Создать положительный и эмоциональный настрой Здравствуйте, ребята! Сегодня мы начнём урок с того, что вспомним, когда и почему пишется большая(заглавная) буква в словах.
Будем мы читать, писать
И «пятерки» получать!
II. Актуализация опорных знаний
Цель: актуализация знаний о правилах и случаях написания заглавной буквы.
Форма работы: фронтальная, индивидуальная.
Методы: словесный (просмотр обучающего фильма по русскому языку «Шишкина школа. Заглавная буква.» Во время просмотра, проговариваются все случаи написания большой буквы учащимся по варианту 8.2)- Подведем итог тому, что мы сейчас с вами увидели и услышали, когда пишется большая(заглавная) буква?
Минутка чистописания:
Правило в стихах: (читает учитель и ученик по варианту 8.2)
* Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв-подруг.
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
1. Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
(8.3-пишут предложение, 8.2-находит главные члены)
2. Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее.
(пишут на первой строчке своё имя, на второй-фамилию, отмечают большую букву)
* Буква большая – совсем не пустяк!
В букве большой уважения знак!
Пальчиковая гимнастика под музыку
III. Основной
Цель: вспомнить и закрепить правила написания большой(заглавной) буквы
Форма работы: фронтальная. индивидуальная
Методы: беседа, работа в тетради, работа по карточкам - Давайте вспомним у какой семьи в гостях мы были на прошлом уроке? (Фиксики)
- А сегодня мы с вами побываем в гостях у ещё одной семейки из мультфильма, а какой вы мне сейчас скажите(демонстрируется картинка с изображением Барбоскиных)
- Что же это за семья? (Барбоскины)
- Давайте разберёмся «Барбоскины» это что?
- Даю подсказку Барбоскины-это имя или фамилия?(вопрос к ученику по варианту 8.2)
- Правильно-это фамилия, значит мы её запишем с какой буквы? (с большой)
(дети записывают в тетрадь вместе с учителем)
- Вот какая большая семья Барбоскиных. А давайте вспомним как их зову.(дети называют имена и записывают вместе с учителем их в тетрадь)
- Посмотрите на начало каждого слова, что в них общего?(все пишутся с большой буквы)
- Выделите большую букву в фамилии и именах.
Работа по карточкам
IV. Физкультминутка А теперь, ребята, встали,
Быстро руки вверх подняли.
В стороны, вперед, назад,
Повернулись вправо, влево.
Тихо сели – вновь за дело!
V. Заключительный
Цель: организовать закрепление полученных знаний
Формы работы: фронтальная, дидактические игры, индивидуальная.
Методы: работа с учебником Дидактическая игра «Соотнеси свою фотографию со своим именем и фамилией»(устно)
Работа по учебнику (8.2 - читает задание и выполняет самостоятельно, 8.3 -читает задание учитель и разбирается задание совместно)
VI. Рефлексия
Цель: обобщение полученных знаний
Итог урока подводит учитель с частичной помощью говорящих учеников. (дети договаривают начатое учителем предложение)

Характеристика 2 ресурсного класса и особенности обучающихся.
В классе обучаются дети с аутизмом по вариантам 8.2-1 чел. и вариант 8.3-4 чел. с выраженными нарушениями речи, с моторными трудностями.
Категория детей очень разнородна по своим особенностям, способностям и возможностям. 3 чел. из 5 с выраженными нарушениями речи, 1 чел. с моторными нарушениями.
Построить и тем более провести урок с детьми с разными образовательными программами, тем более с аутизмом очень сложно.
Моя главная задача, как учителя ресурсного класса подготовить обучающихся работать на уроке так, как работают в общеобразовательном классе.
Мы продолжаем учиться:
работать фронтально(отвечать на вопросы поставленные учителем);
списывать с доски;
работать возле доски;
идентифицировать себя со своими именем и фамилией;
знать своих одноклассников;
вести себя на уроке так, как ведут себя сверстники в общеобразовательных классах.
Общая характеристика общеучебных трудностей обучения
неумение включиться в учебную работу; неспособность самостоятельно начать выполнение задания;
неготовность выполнять задание без пошаговой инструкции и помощи;
непонимание, неумение выполнить многокомпонентное задание (состоящее из нескольких простых);
недостаточная осознанность в усвоении и применении алгоритмов (правил);
неумение пользоваться полученными знаниями-умениями при решении стандартных учебных и практических задач;
неспособность учесть все условия и этапы решения задания в ходе его выполнения (неполное выполнение задания);
неспособность контролировать ход (процесс) и результат выполнения задания;
неумение понять и объяснить причину своей ошибки, исправить ее;
неумение применить знания;
Характеристика трудностей в проведении данного урока
По варианту 8.3 из-за того, что дети с выраженными нарушениями речи, то возникает проблема в чтении и понимании прочитанного. В связи с этим учителю приходится все задания читать и выполнять совместно с обучающимися.
Дети не идентифицируют себя со своими именем и фамилией.
Не умение вести диалога и понимать поставленный вопрос возникают трудности в ответе на поставленные вопросы.
Не умение применять изученные правила на практике(написание большой буквы в начале предложении, в именах и фамилиях и т.д.) не возможно научить обучающихся стандартным образом, поэтому требуются методы, способы и приёмы механического запоминания этого правила путём практических заданий на данное правило и регулярное (на данном этапе) напоминание о правильном написании, основываясь на методе глобального чтения и хорошей зрительной памяти данной категории обучающихся.