Особый ребенок организация деятельности для детей с ОВЗ
ПРОЕКТ
«Особый ребенок»
Содержание
1. Введение
Анализ внешней среды: развитие и образование детей с ограниченными возможностями здоровья
Анализ внутренней среды
Проблема
Цель
Задачи
Ожидаемый результат
2. Реализация проекта
Подготовительный этап
Основной этап
3. Заключительный этап
Мониторинг
Заключительная часть
Литература
Введение:
«Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом»
Дэвид Бланкет
Дошкольное детство является одним из главных образовательных ресурсов, по своей содержательной потенциальной ёмкости, не уступающей ни одной из последующих ступеней образования. Особенностями дошкольного детства, обладающего самоценностью и собственной логикой развития, являются: интенсивное созревание организма и формирование психики; сензитивность для становления всех базовых компонентов культуры, обусловливающих дальнейшее личностное развитие в онтогенезе, и от того, в каких условиях будет развиваться ребенок, насколько ему помогут взрослые, зависит его будущее.
Все чаще и чаще мы слышим и сталкиваемся с «особыми детьми», данные за последние годы констатируют тенденцию увеличения количества детей дошкольного и раннего возраста с различными отклонениями в развитии. Чем раньше будет предоставлена комплексная помощь со стороны различных социальных институтов, специально организовывать образовательное пространство, которое может обеспечить и такому ребенку все необходимые условия для «врастания в культуру», реализации своего права на наследование социального и культурного опыта человечества. Ребенок с особыми образовательными потребностями должен иметь возможность реализовать свои возможности и свое право на образование в любом типе образовательного учреждения и получить при этом необходимую ему специализированную помощь в специально созданных для него условиях.
В соответствии с требованиями ФГОС, с целью создания системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекции недостатков в психо-физическом развитии и их социальной адаптации.
Инклюзивное образование следует рассматривать лишь как одну из форм, которая призвана существовать наряду с другими традиционными и инновационными. Таким образом должно быть снято противопоставление инклюзивного – специальному образованию. Посредством инклюзивной формы образования фактически сближаются две образовательные системы общая и специальная, взаимообогащая одна другую.
Ребенок с особыми образовательными потребностями должен иметь возможность реализовать свои возможности и свое право на образование в любом типе образовательного учреждения и получить при этом необходимую ему специализированную помощь в специально созданных для него условиях.
Решение этих проблем возможно только при условии взаимодействия всех взрослых участников образовательного процесса, работающих с ребенком с особыми образовательными потребностями.
Анализ внешней среды
Развитие и образование детей с ограниченными возможностями здоровья
В настоящее время отмечается значительное ухудшение психофизического здоровья детского населения из-за экономических, экологических, социальных и других причин. По данным научного Центра здоровья РАМН, 85% детей рождаются с недостатками развития. Увеличивается число детей с пограничными нарушениями развития, которые нельзя с достаточной определённостью отнести к одному из традиционно выделяемых видов психического дизонтогенеза (3. М. Дунаева, Л. В. Кузнецова, И. Ю. Левченко). Проводимые исследования показывают, что около 60% детей относятся к «группе риска» и нуждаются в коррекционно-педагогической помощи в связи с минимальными нарушениями психического развития. Они могут успешно развиваться при создании им условий в обычных, массовых образовательных учреждениях. Несмотря на то, что для этих детей не требуется коррекционно-педагогическая работа в условиях специализированного учреждения (Т. В. Ахутина, Т.Н. Доронова и др.), отсутствие своевременной помощи может привести к такому варианту развития, когда у ребенка появляется множество нарушений, сопутствующих ведущему: учебной деятельности, поведения, общения и др. Имеющиеся у детей особенности развития требуют от педагога применения в воспитании и обучении коррекционного подхода. Для этого, кроме общепедагогических знаний и умений, ему необходимо владеть специальным технологическим инструментарием, позволяющим выстраивать и осуществлять педагогический процесс с учётом психофизиологических особенностей ребёнка.
Принятие Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года подтвердило изменения, начавшиеся в начале XXI века, - «дети с ограниченными возможностями здоровья должны обеспечиваться медико-социальным сопровождением и специальными условиями для обучения в общеобразовательной школе по месту жительства». «Построение эффективной системы психолого-медико-педагогического сопровождения позволит решать проблемы развития и обучения детей внутри образовательной среды учреждения, избежать необоснованной переадресации проблем ребенка внешним службам, сократить число детей, направляемых в специальные (коррекционные) образовательные учреждения», говорится в Приложении к письму Минобразования России от 27.06.03 № 28-51-513/16. «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования». При этом важно отметить, что основной задачей сопровождения ребенка с ОВЗ является создание условий, при которых он получит адресную специальную (коррекционно-педагогическую) помощь в любом типе и виде образовательного учреждения – массовом или специальном. Окончательный выбор того или иного варианта обучения и воспитания ребенка остается за его родителями или лицами, их заменяющими.
В современных условиях возникает необходимость создания новой модели специального образования, отвечающего нормам действующего международного права, требованиями российского законодательства и запросам общества – модели взаимодействия с общим образованием.
Реализация основных положений международных документов, подписанных РФ, нарастающая активность родителей детей с ограниченными возможностями здоровья (термин введен с 2007 года) привели к пересмотру возможностей получения образования детей с ОВЗ в интегративной и инклюзивной форме, что вызвало необходимость расширения спектра учреждений, оказывающих специальную (коррекционно-педагогическую) поддержку.
В Чувашской Республике насчитывается 17226 детей с ограниченными возможностями здоровья (в 2010 г.-15914), в том числе 4900 детей-инвалидов (в 2010 г.- 4840). Для предоставления образования детям с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детям-инвалидам, в республике функционирует сеть специальных (коррекционных) образовательных учреждений, в них обучается 1817 школьников, в том числе 408- индивидуально на дому, из них 243- по дистанционной форме.
Специальное (коррекционное) образование в республике представлено 15 специальными (коррекционными) образовательными учреждениями и 1 школой-интернатом саноторного типа:
-8 школ-интернатов, из них 6-для детей с легкой умственной отсталостью, 1 –для слепых и слабоаидящих детей, 1-для глухих и слабослышащих детей;
-4 специальные(коррекционные) школы, из них 2-для детей с легкой умственной отсталостью, 1-для глухих и слабослышащих детей, 1-для детей с тяжелой речевой патологией и нарушениями опорно-двигательного аппарата (СКОШ № 2- функционирует с 1 сентября 2010 года); кроме того, в целях совершенствования системы общего и специального (коррекционного) образования и расширения спектра, оказываемых образовательных, в том числе специальных (коррекционных), услуг, в структуре школы открыты два республиканских центра – центр дистанционного образования и ресурсный центр сопровождения инклюзивного образования.
3 –начальных школы – детских сада для детей в возрасте от 2 до 12 лет, из них 2 –для детей с тяжелой речевой патологией, 1-для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
1 детский дом для детей с ограниченными возможностями.
В системе дошкольного образования республики функционируют 40 учреждений оказывающие специализированные услуги, детские сады компенсирующего вида функционируют только в гг. Чебоксары и Новочебоксарске, в которых воспитывается 1964 ребенка (в т.ч. 315 детей-инвалидов). Еще 3015 дошкольников с ограниченными возможностями здоровья интегрированы в образовательную среду и получают образование в дошкольных образовательных учреждениях общеразвивающей направленности, очередность на устройство ребенка с ограниченными возможностями здоровья в детский сад составляет в республике 1,5 тыс.детей.
Наряду с дифференцированной сетью специальных (коррекционных) образовательных учреждений, непосредственно предназначенных для организации обучения детей с различными нарушениями в развитии, развиваются процессы интеграции и инклюзии этих детей в общеобразовательную среду.
С 2007 года Чувашская Республика учувствует в реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 годы по организации дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся на дому. (Приказ министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики от 01.10 2009 г. № 1591). В настоящий момент дистанционно обучается 243 ребенка-инвалида. Сформированна республиканская сеть дистанционных муниципальных центров, включающих 84 общеобразовательных учреждения республики.
Анализ внутренней среды
Воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве требует деликатного и гибкого подхода, так как известно, что не все дети, имеющие нарушения в развитии, могут успешно интегрироваться в среду здоровых сверстников. Индивидуальный образовательный маршрут предполагает постепенное включение таких детей в коллектив сверстников с помощью взрослого, что требует от педагога новых психологических установок на формирование у детей с нарушениями развития, умения взаимодействовать в едином детском коллективе. Дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного процесса воспитания и обучения, удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития (Н.Н. Малофеев, О.И. Кукушкина, Е.Л. Гончарова, О.С. Никольская).
На современном этапе концепция интегрированного обучения и воспитания является ведущим направлением в развитии специального образования в нашей стране. Это означает равноправное включение личности, развивающейся в условиях недостаточности (психической, физической, интеллектуальной) во все возможные и необходимые сферы жизни социума, достойный социальный статус и самореализацию в обществе.
В районе 16 образовательных учреждениях (с охватом 44 ребенка) разработаны программно-методические материалы, раскрывающие содержание коррекционно-педагогического процесса для детей с названной категорией. Дистанционное обучение детей, а так же обучение на дому ведется образовательных организациях с охватом 11 детей. В некоторых ОУ разработаны адаптивные планы уроков физкультуры для этой категории детей. В районе функционирует 11 дошкольных образовательных учреждений и 16 групп кратковременного пребывания при школах района.
На территории района проживает 955 детей с ОВЗ из них 124 детей-инвалидов, 61 ребенок получает услуги в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях это всего 6,4 % от общей численности детей; 0,8 % детей дошкольного возраста получают коррекционно- развивиющее обучение, которые посещают ДОУ. Не все дети с ОВЗ охвачены коррекционно-образовательным обучением, что очевидно ведет к стойким нарушениям в развитии ребенка как личности, и не всегда возможна его социализация в общество сверстников. Особенностями дошкольного детства, обладающего самоценностью и собственной логикой развития, являются: интенсивное созревание организма и формирование психики; сензитивность для становления всех базовых компонентов культуры, обусловливающих дальнейшее личностное развитие в онтогенезе и готовность к дальнейшему обучению.
В соответствии с требованиями ФГОС, с целью создания системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекции недостатков в психо-физическом развитии и их социальной адаптации.
Решение этих проблем возможно только при условии взаимодействия всех взрослых участников образовательного процесса, работающих с ребенком с особыми образовательными потребностями.
ПРОБЛЕМА
В последние годы отмечается увеличение количества детей с ограниченными возможностями здоровья (на 7,62 % по сравнению с 2010 годом) в общеобразовательных учреждениях. Среди факторов, способствующих этому, выделяют: привлекательность идей интегрированного образования (при этом невозможность выполнения условий успешности его организации), стремление родителей обучать своего ребенка в массовом учреждении.
Обследования детей за последние годы констатируют тенденцию увеличения количества детей дошкольного и раннего возраста с различными отклонениями в развитии. По данным научного Центра здоровья РАМН, 85% детей рождаются с недостатками развития.
Проблема сопровождения детей раннего возраста заключается: 1) в отсутствии комплексного подхода со стороны различных социальных институтов; 2) недостаточной пропаганды элементарных медицинских, педагогических, психологических знаний, знаний физиологии ребенка среди родителей; 3) недостаточной освоенности периода жизни детей от рождения до 3 лет с педагогической точки зрения, с доминирующим приоритетом медицинских служб в этот период сопровождения.
В подтверждение актуальности данной проблемы можно привести данные уровня готовности детей к школьному обучению: наблюдается большое количество детей с незрелостью психических процессов, с отсутствием мотивационной готовности, что в свою очередь является следствием недостаточного сопровождения ребенка с раннего возраста. Предупреждение и выявление дизонтогенетических проявлений в раннем возрасте, и своевременное оказание комплексной медико-психолого-педагогической помощи детям способствует снижению численности дошкольников и младших школьников с ограниченными возможностями здоровья. Современные условия диктуют необходимость создания целостной системы интегрированного (инклюзивного) образования детей с ограниченными возможностями здоровья как перспективы общедоступного и качественного дошкольного образования.
Наиболее важными периодами предупреждения и выявления дизонтогенетических проявлений у детей, развития детей с ограниченными возможностями здоровья являются младенческий, ранний и дошкольный возрасты. Именно в это время имеется уникальная возможность преодолеть последствия того или иного сенсорного или интеллектуального нарушения.
Инклюзивное образование следует рассматривать лишь как одну из форм, которая призвана существовать наряду с другими традиционными и инновационными. Таким образом, должно быть снято противопоставление инклюзивного – специальному образованию. Посредством инклюзивной формы образования фактически сближаются две образовательные системы общая и специальная, взаимообогащая одна другую.
Получение образования для детей с ограниченными возможностями здоровья является одним из основных условий их дальнейшего устройства в жизни, поэтому очень важно найти такие формы работы, которые позволят детям получить такое же качественное образование, как и их сверстники. Ребенок с особыми образовательными потребностями должен иметь возможность реализовать свои возможности и свое право на образование в любом типе образовательного учреждения и получить при этом необходимую ему специализированную помощь в специально созданных для него условиях через создание семейной комнаты «особый ребенок» на базе центра мониторинга отдела образования Ядринской райадминистрации.
Проблема: Отсутствие образовательных учреждений комбинированной направленности для детей с ОВЗ. Недостаточный охват детей с ОВЗ коррекционно-развивающим обучением.
Цель проекта:
Обеспечение доступности и качества образования детей с ОВЗ, через организацию консультативно-просветительского пункта для родителей воспитывающих детей с ОВЗ «Особый ребенок».
Задачи:
Открыть консультационно-просветительский пункт для родителей имеющих детей с ОВЗ.
Разработать условия интеграции детей с ОВЗ в общение с нормально развивающимися детьми, способствовать эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции в общество.
Выявление и сопровождение одаренных детей с ОВЗ, оказание услуг совместно с дополнительным образованием.
Оказание индивидуально ориентированной психолого-педагогической и социальной помощи, с индивидуальной программой сопровождения, детям с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей.
Организация семейной комнаты «особый ребенок»
Действующее законодательство в настоящее время позволяет организовывать обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в обычных дошкольных образовательных учреждениях, общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального образования, других образовательных учреждениях, не являющихся коррекционными (далее – образовательные учреждения общего типа).
«Построение эффективной системы психолого-медико-педагогического сопровождения позволит решать проблемы развития и обучения детей внутри образовательной среды учреждения, избежать необоснованной переадресации проблем ребенка внешним службам, сократить число детей, направляемых в специальные (коррекционные) образовательные учреждения», говорится в Приложении к письму Минобразования России от 27.06.03 № 28-51-513/16. «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования». При этом важно отметить, что основной задачей сопровождения ребенка с ОВЗ является создание условий, при которых он получит адресную специальную (коррекционно-педагогическую) помощь в любом типе и виде образовательного учреждения – массовом или специальном. Окончательный выбор того или иного варианта обучения и воспитания ребенка остается за его родителями или лицами, их заменяющими.
Развитие интегрированного образования следует рассматривать как одно из наиболее важных и перспективных направлений совершенствования системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях общего типа, расположенных, как правило, по месту жительства ребенка и его родителей, позволяет избежать помещения детей на длительный срок в интернатное учреждение, создать условия для их проживания и воспитания в семье, обеспечить их постоянное общение с нормально развивающимися детьми и, таким образом, способствует эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции в общество.
Для создания новой формы дошкольного образования – для детей с ОВЗ, я решила проработать этот вопрос очень серьезно, так как действительно в районе нет комбинированных ДОУ для детей этой категории. А начали мы со сбора статистических данных детей с ОВЗ. Тактично провели опрос среди родителей детей с ОВЗ, нуждаются ли они в консультативной помощи и коррекционном сопровождении их детей. Рассмотрели документы, предоставляемые родителями (в том числе анкеты по выявлению образовательных запросов при организации образовательных и воспитательных услуг детям-инвалидам дошкольного возраста). Внесли поправки в локальные акты и разработали новые документы необходимые для работы: договор с родителями; анкетные данные о семье ребенка; личное дело ребенка. Договор родителей с ДОУ, где ребенок будет посещать интегрированную группу кратковременного пребывания. Затем разработали примерное положение работы семейной комнаты «особый ребенок».
Все это накладывает определенные условия и на структурную организацию системы психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования и на методическое обеспечение, в плане специфики определения образовательного маршрута в соответствии с возможностями и особенностями развития каждого ребенка, но также и с потребностями и ожиданиями его родителей.
Важный принцип научно-методического сопровождения детей с ОВЗ, в котором необходимо разработать систему критериев и показателей, позволяющих выявить возможности и специфику учебно-воспитательного процесса для «включенного» ребенка в соответствии с возможностями конкретного образовательного учреждения, и обеспечить эффективное сопровождение ребенка с ОВЗ на всем протяжении его существования в данном ОУ.
Другим методологическим принципом является разработка необходимых критериев и индикаторов эффективности нахождения ребенка с особыми образовательными потребностями в инклюзивном классе или группе. Специфической особенностью является то, что необходимо рассматривать подобную эффективность не только с позиции эффективности данной формы образования для ребенка с ООП (ОВЗ), но и оценивать эффективность получения образования других детей, находящихся рядом с включенным в общую деятельность ребенком. Подобная задача возникает в нашем образовании впервые. Ни в общеобразовательном учреждении, где, фактически, рассматривается «единый» среднестатистический ученик (с точки зрения взаимовлияния особенностей детей друг на друга, ресурсных возможностей учреждения и учителя), ни в специальном (коррекционном) учреждении, где подход более индивидуализированный, но, точно также, не рассматриваются процессы взаимовлияния обучающихся и степень распределения ресурса учителя, учреждения на каждого ученика. Именно инклюзивная форма образования требует более тщательного учета прав на получение образования всеми обучающимися, а не только учитывает приоритет отдельного ребенка.
Не менее важным аспектом научно-методических разработок является модификация имеющихся образовательных программ и воспитательных технологий с «выходом» на разноуровневое построение, позволяющие во фронтальном режиме обеспечивать полноценное образование (и воспитание) различных категорий детей, с различными стартовыми и ресурсными возможностями, но включенными к единое образовательное (инклюзивное) пространство. Это может потребовать расширения существующих определений методов обучения и воспитания. Подобные образовательные программы основаны на таком понимании процессов обучения и воспитания, при котором дети активно участвуют в процессе осмысления собственного опыта. Это подчеркивает роль педагога, который выступает скорее в качестве помощника, чем инструктора. Образовательная программа в этом случае должна быть достаточно гибкой, чтобы соответствовать потребностям всех включенных детей, в том числе и нормативно развивающихся, когда мы говорим об общеобразовательной, но инклюзивной школе, детском саде. Инклюзивные образовательные программы должны создаваться на гибкой основе, с тем, чтобы обеспечить не только адаптацию и развитие на образовательном уровне, но и адаптацию и модификацию, способные удовлетворить индивидуальные потребности детей.
Содержание работы с детьми данной категории определяется:
- примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой М., Мозаика-синтез, 2010
- методическими рекомендациями «Готовимся к школе» под редакцией С.Г. Шевченко, И.К. Беловой, Р.В. Былич
- «Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития» С-П, ЦДК проф. Л.Б.Баряевой, 2010
Организация семейной комнаты «особый ребенок»
1. Открыть семейную комнату «особый ребенок» выявить и уточнить количество детей с ОВЗ по городу и району
2. Семейная комната «особый ребенок» организуется для родителей и детей, не посещающих ДОУ по причинам заданных характером нарушения их психического развития.
Помощь семьям обращающимся за консультативно-просветительской помощью навыками воспитания и обучения для своих дети с ОВЗ.
Детям с ОВЗ оказывается индивидуально ориентированный психолого-педагогическая помощь с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей.
Ресурсы:
Человеческие: Привлечение социальных партнеров для эффективного продвижения идей и непосредственно инклюзивного образования.
Финансовые: муниципальные средства, спонсорские средства.
Ожидаемые результаты
В результате поведения проекта семейная комната «особый ребенок» создадутся условия интеграции детей с ОВЗ в общение с нормально развивающимися детьми.
Откроется консультационно-просветительский пункт и сетевого сообщества для родителей имеющих детей с ОВЗ.
Новую вариативную форму дошкольного образования можно использовать в дальнейшем.
Показатели достижения цели.
Достижение запланированных промежуточных и итоговых результатов
Контент-анализ опроса родителей и педагогов по эффективности деятельности.
Основной показатель успешности проекта, на данном этапе – подготовка к функционированию семейной комнаты «Особый ребенок». Консультирование родителей по обращающимся вопросам. Сбор данных по детям с ОВЗ, нуждающимся в ООП. По нашим оценкам, успешным проект можно считать, если будут охвачены воспитательно-образовательным процессом все дети с ОВЗ.
Эффекты реализации проекта:
максимальный охват детей с ОВЗ дошкольного возраста, с ООП.
поддержка и консультирование родителей детей с ОВЗ в возрасте от 1 года и старше.
Оказание детям с ОВЗ индивидуально ориентированного психолого-педагогической помощи с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей.
13PAGE 15
13PAGE 141015
Заголовок 1Заголовок 515