Образовательный материал

И.П. Неверова
МАУ ДО ЦДТ «Радуга» муниципального района Бирский район Республики Башкортостан

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЛЕПКИ
ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКИ КОНСТРУКТИВНЫМ МЕТОДОМ

Формирование у детей практических навыков лепки из глины является основной задачей педагога. Здесь все имеет значение. Записался ребенок в объединение, приходит на первое занятие, и его глаза разбегаются. Он видит хорошо оборудованный кабинет, где чисто, красиво, уютно! А сколько здесь игрушек: разных по форме, размеру и материалу, а главное – их можно потрогать, подержать в руках, рассмотреть. Это первый воспитательный момент. У ребенка появляется желание придти сюда снова и сделать самому что-нибудь подобное. А как?
В кабинете есть большое количество наглядных пособий по лепке из глины, бумаги, соленого теста, лежат книги, журналы, подборки вырезок из разных журналов, различные учебные материалы, которые дети могут использовать в работе. Есть специальный постоянно обновляющийся уголок «Сегодня на занятии», где дети могут увидеть эскизы изделий и технологический процесс изготовления игрушек. Определенным образом оборудованы рабочие места: инструменты для лепки, необходимый материал, краски, кисточки.
Дальнейшие занятия полностью посвящены практическим упражнениям. Дети учатся вымешивать глину, так, чтобы она была без комочков, пластична, как пластилин. Возникает вопрос: каким методом лепить? По частям собирать готовое изделие или же пытаться вылепить композицию из цельного куска?
Дети предпочитают конструктивный метод лепки, как наиболее удобный и легкий в исполнении, который позволяет детям самостоятельно творить. Конструктивный метод лепки представляет собой сборку готового изделия из отдельно вылепленных частей. Ребенок лепит игрушку из частей, а не наоборот, как принято в профессиональной практике. Постигать азы лепки дети начинают с геометрических фигур, из которых в основном и лепятся части любой игрушки – скульптуры: шарик, кубик, овоид, конус, цилиндр.
Прежде, чем лепить ту или иную фигуру, обучающиеся рассматривают ее эскиз на бумаге. Но это не дает полного представления о форме изделия, поэтому показывается готовая фигура, чтобы дети могли рассмотреть ее со всех сторон, понять и применить в работе главные переходы одной формы в другую. Процесс лепки требует тончайшего анализа и синтеза объемных свойств предмета. Самостоятельно овладеть этим дети не могут. Обследование предмета перед лепкой – это педагогический способ организации чувственного опыта детей. Для этого используются специальные упражнения по сенсорике.
При этом нужно тщательно подходить к отбору предмета для лепки. Он должен вызывать у детей интерес, желание его изобразить, быть нарядным, красивым, радовать детей, а так же быть четким по строению, состоять из небольшого количества деталей. Предмет, используемый в качестве образца должен отвечать гигиеническим требованиям, быть безопасным для детей, окрашенным экологически чистыми красками.
По технологии лепки дымковская игрушка как предмет делится на части: голова – шар, туловище – цилиндр, руки – валики, юбка – колокол. Например, по теме «Дымковская кукла» ребенок, обследовав изделие посредством упражнений, описывает внешний вид, форму частей изделия: «Юбка дымковской куклы широкая, пышная, округлой формы, напоминает колокол или конус. Туловище – цилиндрической формы, голова, как мяч или шар, руки – колбаски, похожи на морковку и конус, изогнуты в форме буквы «С». Ребенок рассматривает куколку, рассуждает и играет одновременно.
Далее обучающиеся обследуют мелкие детали одежды: на голове корона, кокошник или что-то другое. Они прикреплены в верхней части головы. Перед кокошником волосы – глиняная колбаска, перекрученная в виде косы. На рукавах рюшечки с небольшой волной. По низу юбки – складки, воланы. Дети рассматривают народную игрушку и называют детали одежды. Так дети знакомятся с элементами костюма.
Общее заключительное движение руки и взгляда сверху вниз позволяет объединить данные, полученные чувственным путем в целостный образ. Ребенок учится рассуждать вслух, у него расширяется словарный запас, он узнает много новых слов-терминов, здесь прослеживается связь с предметами общеобразовательного цикла, запоминаются названия геометрических фигур, дети быстрее их запоминают и узнают.
Организуя трудовую деятельность детей на занятиях по лепке дымковской игрушки, следует постоянно поддерживать творческую активность обучающихся. Необходимо точно знать какие навыки и знания должны получить дети в процессе предстоящей работы. Педагог должен конкретно ознакомить детей с предстоящей работой и пробудить у них желание активно заниматься. Сам педагог должен уметь выполнять любые виды лепки из глины.
Если ребёнок не может справиться с задачей, ему можно помочь. Но как только ребёнок преодолел с помощью педагога очередную техническую трудность, нужно оставить его одного, дав ему возможность закрепить это умение и самостоятельно выбрать направление дальнейшей работы. Нельзя сразу давать детям решения конструктивных задач. Гораздо лучше, если ребенок в процессе работы сам выйдет на некую проблему. Вполне возможно, что он сам ее и решит или подсмотрит решение у соседа. Педагогу не придется ничего показывать или объяснять. Достаточно только похвалить и отметить, что так нужно делать и впредь. Если ребенок не может справиться с задачей, ему стоит помочь.
В процессе конструирования у обучающихся формируется сосредоточенность, внимание, настойчивость в достижении поставленной цели, точность наглядного восприятия и анализа. Конструирование – это созидание. Оно способствует эстетическому развитию ребенка, воспитывает его художественный вкус, учит соблюдению симметричности, усвоению профессиональных и геометрических названий.
Используются те виды лепки, которые позволяет материально-техническая база объединения. В основном это работа руками с помощью стек. Лепим мы из красной глины, когда есть серая, смешиваем эти два вида глин и добавляем шамот – битый кирпич. Экспериментируем, добавляя в глину опилки, пух растений – тополь, рогоз, растительное масло. Все это укрепляет работы из глины, изделия с такими добавками не дают большую усадку, меньше трещин при высыхании, не отваливаются мелкие части глиняных игрушек. Используя технологию обжига керамики, предложенную Федотовым Г.Я., экспериментировали с обжигом работ в русской печи. Игрушки, слепленные без примесей, давали трещины, разваливались. Пытались обжигать в кузнечном горне в открытом состоянии. Изделия оплавлялись. Для данного вида обжига необходимы капсулы.
В ходе занятий обучающиеся получают основные знания по истории возникновения глиняного промысла, о характерных видах художественного ремесла, распространенного в разных регионах нашей страны (дымковская, филимоновская, каргопольская игрушки, русская, башкирская керамика и др.), знания о круглой и рельефной, монументальной, декоративной и станковой скульптуре, о скульптуре малых форм. Важно привить детям любовь к материалу, с которым они работают – глине, научить их владеть этим удивительным пластичным податливым материалом. На занятиях у обучающихся развивается наблюдательность, воображение, эстетическое отношение к предметам и явлениям деятельности, формируется объемное видение особенности их формы, развивается чувство цельности композиции. Все это в итоге развивает художественно-творческие способности детей, их личные качества.
Результатом деятельности педагога и обучающихся являются выставки работ декоративно-прикладного творчества, которые дают стимул для дальнейшей работы. Обучающиеся объединения «Теремок» постоянно участвуют в городских, республиканских и российских выставках декоративно-прикладного искусства