Доклад «Создание развивающей среды для полноценного межанализаторного взаимодействия через систему специальных игр и упражнений».
МБДОУ «Детский сад №1»
Доклад
«Создание развивающей среды для полноценного межанализаторного взаимодействия через систему специальных игр и упражнений».
Учитель-логопед
Рыженкова Н.В.
Обоянь 2014 г.
Думаю, что многие педагоги-дошкольники поймут меня. Листая журнал и внимательно рассматривая публикуемые на его страницах рекламные проспекты и оборудования игрового материала для дошкольных учреждений, я радуюсь и огорчаюсь одновременно. Радуюсь тому, что многие фирмы проявляют интерес к нашим проблемам и выпускают необходимые для создания развивающей среды товары. Огорчаюсь, потому что нашему детскому саду все эти «чудеса» не доступны: нет денег. Что делать? Ждать у моря погоды? Нет, мы сами создаем условия для развития, образования и воспитания детей на соответствующем современным требованиям уровне.
Создавая «среду обитания» для своих воспитанников, мы становимся
дизайнерами, декораторами, портными, художниками. Используются все
подручные средства для создания современной среды дошкольного
коррекционного обучения.
У нас имеется:
Многофункциональный развивающий тренажер (автор Е. В. Полозова )
изготовлен из деревянного каркаса, в котором вырезаны отверстия для винтовой
части пластиковой бутылки.
Используется для развития у детей сенсорных способностей, зрительно
пространственного восприятия, зрительно-моторных координаций, внимания,
речи, памяти, мыслительной деятельности.
Настенный модуль с мешочками для организации тактильных игр.
Способствует развитию навыка тактильного различения и когнитивных умений
распознавать и сортировать предметы на ощупь. В ходе индивидуальных и
подгрупповых занятий дети ,ощупывая пальцами мешочки, в которые можно
спрятать самые разные предметы, пытаются угадать их содержимое.
Настольный модуль - ящик из фанеры с отверстиями для рук.
Представляет широкие возможности для организации игр на тактильное
распознавание и описание словами предметов, которые спрятаны в ящике.
Сенсомоторный куб (автор Е.П.Кольцова), мешочек-искалочка – совершенствуют связную речь, развивают тактильные ощущения, мелкую моторику рук.
Тренажеры с прищепками, для развития тонкой моторики пальцев рук.
Математический планшет (автор Б.Б.Финкельштейн) – учебно-игровое
пособие, для развития сенсорных, мыслительных умений, творческих
способностей, речи.
В своей работе широко использую физкультминутки, где движения детей сочетаются с речью. Такие физкультминутки способствуют переключению на другой вид деятельности, повышению работоспособности, снятию нагрузки, тренируют психические процессы (память, внимание).
Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук способствуют освоению детьми элементов самомассажа, оказывают оздоровительное воздействие на организм ребенка, улучшают функции рецепторов проводящих путей.
Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой стимулируют умственную деятельность, способствуют хорошему эмоциональному настрою, улучшению произношения многих звуков, а значит - развивают речь.
Игры (дидактические, театрализованные, «театр в руке», сюжетно-ролевые) позволяют повысить общий тонус, развивают внимание, память, снижают психоэмоциональное напряжение, развивают воображение.
Чтение художественной литературы, потешек расширяет горизонты познания, стимулирует речевое и интеллектуальное развитие, расширяет словарный запас.
Использование графических упражнений учит ориентироваться на ограниченной плоскости, развивает мыслительную деятельность, внимание, память ребенка, приучает руку к письму.
15