Разработка урока по географии на тему Озера-голубые глаза планеты

Разработка урока по географии в 6-м классе по теме "Озера"
Реутовой Элеонорой Юрьевной, учителя географии МБВ(С)ОУ «ВСОШ № 3»
города Ижевска Удмуртской Республики

Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление новых знаний.
Задачи урока:
Образовательные задачи: рассмотреть с учащимися новые понятия и термины; сформировать у учащихся представления об озёрах, их видах, особенностях, происхождении, месторасположении крупнейших озер мира.
Развивающие задачи: продолжить развитие логического мышления на основе взаимосвязи внешнего вида озёр от происхождения котловин; формировать умение давать описание озёр по типовому плану; продолжить формирование умении навыков работы с картами атласа.
Воспитательные задачи: воспитывать у учащихся чувство любви к своей Родине, гордости за свой край.
Ведущие понятия урока: озеро, озерная котловина, карст, старица, сточное и бессточное озеро.
Оборудование: физическая карта полушарий, учебник “Начальный курс географии” Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова, “Дрофа”, М- 2015 г. атласы, маршрутные листы, мультимедиакомплекс (компьютер, проектор, экран).
Технологии: урок с использованием ИКТ и элементами проблемного обучения.
Географическая номенклатура: озёра: Байкал, Каспийское, Виктория, Верхнее, Чад, Мёртвое, Эйр - Норт.
По завершению урока учащийся должен:
Знать: что такое озеро; типы озерных котловин; сточные и бессточные, соленые и пресные озера;
Уметь: находить озера на карте, составлять описание озера по типовому плану.

Ход урока
1. Организационный.

2. Проверка домашнего задания.
- На этом уроке мы продолжим знакомство с многообразием вод суши.
Записи сегодня на уроке мы будем вести не в тетрадях, а в Маршрутных листах, которые лежат у вас на парте. Подпишите свою фамилию.

Тест по теме «Реки». ( ответы СЛАЙД № 2)
3. Изучение нового материала.
- Тема нашего урока «Озера - голубые глаза планеты». (СЛАЙД № 3)


На протяжении урока мы с вами рассмотрим следующие вопросы:
Что такое озеро?
Какие бывают озёра?
Происхождение озёр и их типы. (СЛАЙД № 4)
- Наша учебная дорога длинна и поэтому без промедления мы отправляемся в путь.
Ребята, а кто из вас видел озеро? Поднимите руки.

Я предлагаю вам на несколько секунд закрыть глаза и представить себе озеро. А теперь откроем глаза и расскажем, что мы увидели. У меня перед глазами озеро было круглое и мелкое. А с какими словами у вас оно ассоциируется? (маленькие и большие, глубокие и мелкие и т.д.). (Ответы детей) (СЛАЙД № 5, 6)
Задание. Попытайтесь сформулировать определение понятия «озеро». (Дети отвечают).

- Давайте сравним с тем определением, которое нам предлагают авторы учебника. стр. 95. Кто первым нашел определение?

Озеро – это замкнутый водоем, образовавшийся на поверхности суши в природном углублении. Это углубление называется – озерная котловина.

- Записываем определение в Маршрутный лист. (СЛАЙД № 7)

- Это углубление называется – озерная котловина.

Давайте рассмотрим, в чем различия между уже известными нам понятиями.
(СЛАЙД № 8)

13 EMBED PowerPoint.Template.12 1415

Какие природные процессы и явления могут привести к образованию озерных котловин? Да, вопрос сложный, но мы сейчас постараемся на него ответить.

- Для дальнейшей работы нам понадобятся атласы на странице 16 «Физическая карта полушарий».
В Маршрутных листах имеется таблица № 2 «Типы озерных котловин». Вам нужно будет заполнить ее в ходе моего рассказа. Не забываем записывать примеры озер. Таблица оценивается.


Таблица № 2 Типы озер.


По происхождению
Примеры озер

1
Тектоническое в прогибе
Каспийское море-озеро

2
Тектонические в разломах
Байкал, Танганьика ,Ньяса

3
Ледниковые
Онежское, Верхнее

4
Вулканические
Курильское

5
Запрудные
Сарезское

6
Старицы


7
Карстовые



Итак, внимание на экран.

Рассказ учителя.
Тектонические в прогибах (остаточные). Они образовались за счет медленного опускания обширных участков земной коры, которые заполнялись водой. (Самое большое в мире озеро - Каспийское). (СЛАЙД № 9,10)
13 EMBED PowerPoint.Template.12 1415

2. Тектонические в разломах. При движении участков земной коры образовывались разломы, которые заполнялись водой. Как правило, такие озера очень глубокие. (Танганьика, Ньяса на материке Африка. А как вы думаете, а в России есть такие озера). (СЛАЙД №11 )
- Самое глубокое озеро – Байкал. Оно уникально. В известности и славе не знает себе равных. Наибольшая глубина – 1620м. Байкал содержит одну десятую часть пресных вод всей Земли. По прозрачности воды Байкал занимает первое место в мире. В озеро впадает 336 рек и речушек, а вытекает одна Ангара.

3. Ледникового происхождения озера образовались на месте впадин, углубленных ледником. (Онежское. Ладожское). (СЛАЙД № 12,13)

Запрудные образовались в результате обвала или осыпания горных пород в долину реки, Примером является Сарезское озеро на Памире. (СЛАЙД №14,15)

(Рассказ учащегося). Февральской ночью 1911 г. жители Бартанга проснулись от неимоверного гула, идущего из недр земли. Гул сопровождался оглушительным каменным грохотом. Казалось, что где-то вверху разбушевался невидимый джинн, ломающий памирского исполина. С вершин летели гигантские обломки скал. Перепуганные люди чувствовали себя, как на зыбких волнах; под ногами ходила почва. Происходило сильное землетрясение. И над кишлаком Усой несколько дней кружились клубы большой пыли. А когда пыль рассеялась, в русле реки люди увидели нерукотворную каменную стену полукилометровой высоты. Образовавшаяся из обломков скал стена перегородила бурную реку. Так родилось на Памире Сарезское озеро».

5. Вулканические. Их озерные котловины расположены в кратере потухших вулканов. (Кроноцкое, Курильское.) (СЛАЙД №16,17 )

6. Озера-старицы часто встречаются в поймах рек, они представляют собой остатки прежних речных русел. Эти озера маленькие, поэтому на карте не обозначаются. Имеют дугообразную форму.
(СЛАЙД № 18,19)
13 EMBED Powe
·rPoint.Template.12 1415

7. Карстовые. В земной коре и на ее поверхности встречаются легко растворимые горные породы (известняк, соль и др.) При их растворении образуются пустоты, пещеры, а на земной поверхности котловины, которые и заполняются водой. Маленькие на картах не обозначаются. (Много на Урале, Кавказе). (СЛАЙД № 20 )

Озеро - это углубление, заполненное водой. А как вы думаете, откуда берется вода в этих углублениях? Чем же питаются озера? (осадками атмосферными, подземными водами, водами втекающих рек).

Все озера по приходу и расходу воды можно разделить на 2 группы. (СЛАЙД №22 )

13 EMBED PowerPoint.Template.12 1415

- На рисунке-схеме вы видите озера и реки. О чем говорит первая схема, вторая?
Обратите внимания, что реки могут впадать в озера и вытекать. (Ответы детей.)
- У нас появляются два новых понятия: сточные и бессточные озера. Давайте попробуем сформулировать определения.

Сточные озеро – это озеро, в которое реки впадают и вытекают (или только вытекают).
Бессточные озера – озера, в которые реки только впадают.
Запишите эти понятия в маршрутный лист.

Задание: Как вы думаете, к какому типу озер относится озеро Байкал? (ответы детей)
Почему? (ответы детей)
- Примерами сточных озер являются также Онежское и Ладожское озера.
К какому типу озер относится Каспийское море-озеро? (ответы детей)
Почему? (ответы детей)
Примерами бессточных озер являются также Аральское, Эйр - Норт.
Впишите примеры озер в таблицу №3.

Таблица № 3


По сточности (приход и расход воды)
Примеры озер

1
Сточные
Байкал, Ладожское, Онежское

2
Бессточные
Каспийское, Эйр - Норт


Озера отличаются не только по стоку воды, но и по наличию солей. Давайте вспомним, а что такое соленость? (количество минеральных веществ в 1 литре воды). А в чем она выражается? (в промилле-тысячных долях числа).

- Все озера по солености можно разделить на две группы: пресные - до1%о; соленые -от 1%о до 35%о. (СЛАЙД № 23)

13 EMBED PowerPoint.Template.12 1415

Посмотрите по легенде карты – каким образом на ней показаны пресные озера, а каким – соленые. (Пресные на карте обозначены голубым цветом, соленые -розовым.)

- А озеро Байкал пресное или соленое? (Ответы детей)
Сообщения учащегося о Мертвом озере. (СЛАЙД № 24 )
Послушайте, что рассказывает об одном из самых соленых озер Мертвом озере человек, побывавший на его берегах: «Мы стояли на пустынном берегу, унылый вид которого навевал грусть: мертвый край – ни травы, ни птиц. На другой стороне озера из зеленой воды круто поднимались красноватые горы. Мы решили искупаться, но нас отговорили. Мы лишь умывались густой, как крутой рассол водой. Через несколько минут лицо и руки покрылись белым налетом соли, а на губах остался нестерпимо горький вкус. Иногда из реки Иордан в Мертвое озеро заплывает рыба. Она гибнет уже через минуту. Одну такую рыбешку, выброшенную на берег, мы нашли. Она была твердая, как палка, в крепком соленом панцире».

Как использует озера человек? (СЛАЙД № 25) (ловит рыбу, для судоходства, разводят водоплавающую птицу, добывают соль, побережье озер – благоприятная зона не только для жизни, но и отдыха, восстановления здоровья).
13 EMBED PowerPoint.Template.12 1415

4.Итоги урока.
- Озера с древних времен используются человеком. Но сегодня, как и остальные водоемы, многие озера загрязнены нефтепродуктами, промышленными и бытовыми отходами, ядохимикатами с полей. “Голубые глаза “ планеты просят помощи у людей, роняя чистые слезинки.

- Даже к самому крошечному озеру, наполненному “живой водой”, следует относиться как к ценнейшему дару, чтобы донести будущему поколению эту чашу бесценной живительной влаги.
Наш урок подходит к концу. Хотелось бы узнать, насколько он был плодотворным, усвоили ли вы эту тему. Заполните таблицу № 5. Работаем в парах, у вас три минуты.

Таблица № 5 Работа в парах. (СЛАЙД № 26)


Название озера
На каком материке
находится
Сточное
Бессточное
Соленое
Пресное

Образец
Верхнее
Северная Америка
+


+

1
Каспийское


+
+


2
Виктория

+


+

3
Эйр - Норт


+
+



5. Домашнее задание. (СЛАЙД №27 ) Теперь обратите внимание на домашнее задание. Прочитать 31 параграф, описать озеро Байкал по типовому плану. Приготовить сообщения о необычных озерах мира (по желанию).

- И еще, мне хотелось бы узнать отношение к уроку каждого из вас. Выберете тот смайлик, который наиболее ярко отражает ваше настроение. Зарисуйте его в нижний квадрат. (СЛАЙД №28 )






Маршрутный лист ученика 6 класса «___» ______________________________

Таблица № 1 Тест.


Ответ

1


2


3


4


5



Тема урока: ______________________________________________________________

Озеро- ___________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________

Озерная котловина ______________________________________________ ____________
________________________________________________________________________________

Таблица № 2 Типы озер. В свободных колонках записать примеры озер.

По происхождению
Примеры озер

1


2


3


4


5


6


7



Сточное озеро- ___________________________________________________________________________

Бессточное озеро - ___________________________________________________________________________

Таблица № 3 Работа в парах


Название озера
На каком материке
находится
Сточное
Бессточное
Соленое
Пресное

Образец
Верхнее
Северная Америка
+


+

1
Каспийское






2
Виктория






3
Эйр - Норт