Урок литературы в 8 классе (по рассказу К.Г. Паустовского Снег)
Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя образовательная школа №10» г. Кунгур Пермский край
Урок литературы в 8 классе
(по рассказу К.Г.Паустовского «Снег»)
Учитель русского языка и
литературы Т.В.Попова
Тема урока. Свидание с красотой
Цель мероприятия предметная: совершенствование умения анализа произведения.
Метапредметная: создание этюда.
Задачи:
1.способствовать развитию навыков работы с текстом;
2.формировать умение анализировать информацию и оперировать ею;
3.развивать умение работы в группах.
4.научить создавать продукт групповой деятельности.
Тип урока: интегрированный урок (русский язык и литература)
Оборудование:
1.тексты произведения;
2.карточки с заданием;
3.презентация.
Учебные универсальные действия, формируемые на уроке:
проблемно – ориентированная дискуссия учащихся, в результате которой изучаемый материал был связан с жизнью.
коллективное целеполагание, в результате которого была сформирована тема урока.
самостоятельная работа в группах, анализ произведения.
создание продукта групповой деятельности – этюда
рефлексия: выбор понравившегося этюда.
оценивание работы в группе.
Ход урока
1.Организационный этап.
Создание мотивации.
К.Г.Паустовский сказал однажды: «Смерть – вещь необратимая, и излечиваются от нее только любовью».
- Согласны ли вы с этим высказыванием?
- Как эта мысль писателя связана с рассказом?
2.Изучение нового материала.
Анализ произведения.
1). Работа в группах. Учитель предлагает задания группам.
1 группа.
Начало действия рассказа сконцентрировано в 4 – х эпизодах:
1.образ дома;
2.осенний пейзаж;
3.размышление героини;
4.начало зимы.
- Понаблюдайте, как меняется настроение героини.
- Что помогает его передать?
2 группа.
«Пейзаж очищает человека во всех его проявлениях»,- говорил Паустовский..
- Докажите, что в рассказе «Снег» самые значительные моменты жизни героев происходят на фоне природы.
3 группа.
Письма Потапова к отцу.
- Какие отношения существовали между отцом и сыном?
- Только ли родственные чувства диктуют Потапову эти нежные и проникновенные слова?
- Почему в письмах Потапова с фронта почти нет деталей военного быта?
- О чем он вспоминает?
4 группа.
Синтаксические конструкции писем.
- Понаблюдайте за синтаксическим построением предложений в письмах.
- Случайно ли это?
5 группа.
Поведение Татьяны Петровны.
- Проследите за поведением героини в момент приготовления дома к встрече с Потаповым.
- Сопоставьте этот эпизод с поведением героини в начале рассказа.
- Найдите глаголы, передающие сосредоточенность героини на главном.
3. Обсуждение рассказа. Во время ответов групп демонстрируются слайды.
4. Обобщение.
- Узнав о смерти отца, Потапов принимает решение сразу уехать на фронт, но идет к дому, где все ему кажется чужим. Почему?
- Почему его не покидает ощущение, что он живет в легком, но очень прочном сне? Как называется это выразительное средство?
- Провожая наутро Потапова, Татьяна Петровна скажет: «Пишите. Мы теперь как родственники. Правда»? Почему родственники?
- Почему рассказ называется «Снег»?
- А какую бы тему сегодняшнего урока вы предложили?
5.Итог урока.
- Каждая группа напишет небольшой этюд о том, какое впечатление произвел на вас этот рассказ.
- Заслушивание этюдов.
7. Рефлексия: выбор понравившегося этюда.
8.Оценивание. Оцените по пятибалльной шкале работу каждого ученика в группе.
9. Домашнее задание: сочинение – рассуждение «Смерть – вещь необратимая, и излечиваются от нее только любовью».
15