Рабочая программа Двигательно моторная стимуляция


ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ «АЗОВСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ШКОЛА №7»
Рассмотрена и рекомендована
Протокол№1 заседания МО
учителей-дефектологов
от « 29» августа 2016
Руководитель МО
_______________ /Ж.В. Бабенко/ Утверждена
Директор ГКОУ РО
Азовской школы №7
Приказ №134 от « 30 » августа 2016г.
__________________/И.П. Попова/
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Двигательно-моторной стимуляции»
7 класса для учащихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) основного общего образования
Учитель: Шабанова Юлия Игоревна2016/2017
учебный год
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по предмету «Двигательно-моторная стимуляция» составлена на основе образовательной программы «Сенсорная стимуляции детей и подростков с глубокой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой, в соответствии с ФЗ « Об образовании в РФ», на основании следующих документов:
приказа Минобразования РО «О примерном порядке утверждения и примерной структуре рабочих программ» от 08.08.2014 г. № 24/4.1.1-4851/м;
адаптированной основной образовательной программы образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ГКОУ РО Азовской школы № 7;
учебного плана ГКОУ РО Азовской школы № 7;
годового календарного плана графика ГКОУ РО Азовской школы № 7;
положения о рабочей программе учебных курсов , предметов, дисциплин( модулей ) педагогов ГКОУ РО Азовской школы № 7.
Предлагаемая программа по курсу «двигательно-моторная стимуляция» ориентирована на практическую направленность умений и навыков детей школьного возраста, имеющих трудности в формировании эмоциональной и коммуникативной сферах; способствует поиску эффективных путей преодоления возникающих трудностей в совместной учебно-познавательной деятельности.
Цель программы учебного курса, предмета и дисциплины (модуля) Формирование элементарных ощущений собственного тела
Задачи программы •диагностика;
•создать условия для формирования элементарных общих учебных умений и навыков;
•создать условия для формирования и стимулирования общего физического развития учащихся и проводить коррекцию нарушенных двигательных функций;
•создать условия для формирования и поддерживания зрительно-моторной координации жизненных функций учащихся;
•создать условия для формирования и развития общей моторики; •создать условия для формирования коррекции и развития эмоционально-волевой сферы детей.
Объём программы (суммарно в год) и количество часов в неделю Программа рассчитана на учащихся 7 классов в возрасте от 13 до 18 лет. Согласно учебному плану Азовской школы №7 для предмета «Двигательная моторная стимуляция» 3 час в неделю,105 учебных занятий. Продолжительность одного урока – 35 минут. В соответствии с календарным планом графика предусмотрена 105 часов для группы №13, 102 часов группе 15, по причине праздничных дней.
Место и роль учебного курса, предмета в достижении учащимися планируемых результатов освоения адаптированной основной образовательной программы школы
Для овладения двигательно-моторной стимуляции большое значение имеет развитие сенсорных представлений, которые являются базой для детей с глубокой умственной отсталостью, именно поэтому двигательная стимуляция представлена в одном блоке и разделены на темы в каждой четверти с учетом принципа концентричности. Учитывая возрастные и психофизические особенности развития учащихся, материал распределен с постепенным усложнением и увеличением объема.
Уроки строятся на основе следующих принципов: •интегрирования (включение элементов игровой деятельности); •системности; •преемственности.
Формы работы определяются целями уроков, для которых характерно сочетание как традиционных методов и приемов. Основной формой организации остается урок, обогащенный игровыми ситуациями. В программу включены практические уроки, что предоставляет возможность для развития двигательно-моторных навыков и умений, необходимых для установления дружественных контактов с взрослыми. Каждый урок двигательно-моторной стимуляции оснащается необходимыми наглядными пособиями. Таким образом, программа в целом определяет оптимальный объем знаний и умений по курсу «Двигательно-моторная стимуляция», который доступен большинству учащихся 7 класса
Содержание программы учебного предмета
Двигательно-моторная стимуляция учит развивать восприятие окружающего мира и служит предпосылкой для усвоения сенсорных эталонов. Развитие понимания свойств исследуемых предметов и совершаемых с ними действий на основе речи:
мягкий – твердый, пушистый – гладкий, горячий – холодный, мокрый – сухой, маленький – большой;
возьми-положи, сложи, брось, достань, дай, передай, поставь, кати и др.
Обогащение и развитие сенсорного опыта с помощью игровых действий и разнообразных видов. Учащиеся с глубокой умственной отсталостью неподвижны и ограничены в движениях. Двигательно-моторная стимуляция неразрывно связана с тактильной стимуляцией. При выполнении любых упражнений необходима подготовка.
Развитие положительных эмоций на прикосновения, поглаживания, ласковые щекотания и другие игры. Обучение удерживанию, захватыванию предметов различной фактуры.
Учебно-тематический план
№ п/п Содержательные линии Кол-во часов Коррекционно-развивающие задачи. Основные виды учебной деятельности.
1 2 3 4 5
1 Раздел 1.Обследование двигательной сферы 3 Диагностика двигательных функций учащихся.
Развивать восприятие окружающего мира. Называть предметы, устанавливать дружеские контакты с взрослыми и сверстниками
2 Раздел 2. Повороты головы в разные стороны из положения лежа на животе 3 Создать условия для формирования элементарных двигательных умений и навыков Выполнять повороты головы
3 Раздел 3. Переворачивания в разные позиции с помощью взрослого 4 Создать условия для формирования коррекции и развития эмоционально-волевой сферы детей Выполнять переворачивания
4 Раздел 4.Удержание и отпускание вложенного в руку предмета (Погремушка, игрушки резиновые) 4 Обогащать и развивать двигательно-моторную деятельность с помощью игровых действий и разнообразных видов Удерживать и отпускать предметы
5 Раздел 5. Пассивные движения и изменения положения тела 6 Создать условия для формирования поддерживать зрительно-моторную координацию жизненных функций обучающегося Выполнять движения
6 Раздел 6. Пороты головы в разные стороны из положения лежа на животе 2 Обогащать и развивать двигательно-моторную деятельность с помощью игровых действий и разнообразных видов. Выполнять повороты
7 Раздел 7. Переворачивания в разные позиции с помощью 2 Развивать восприятие окружающего мира Выполнять переворачивания
8 Раздел 8. Удержание и отпускание вложенного в руку предмета (массажные мячи) 3 Развивать понимания свойств исследуемых предметов и совершаемых с ними действий на основе речи Удерживать и отпускать предмет
9 Раздел 9. Захват предметов разной формы(мяч ,кубик) 6 Создать условия для формирования коррекции и развития эмоционально-волевой сферы детей Выполнять захват предмета
10 Раздел 10. Массаж кистей рук и стоп 4 Обогащать и развивать двигательно-моторную деятельность с помощью игровых действий и разнообразных видов Массажировать кисти рук и стоп
11 Раздел 11. Пассивные движения и изменения положения тела 4 Обогащать и развивать двигательно-моторную деятельность с помощью игровых действий и разнообразных видов Выполнять упражнения
12 Раздел 12. Формирование элементарных ощущений собственного тела 5 Развивать восприятие окружающего мира Выполнять упражнения
13 Раздел 13. Переворачивания в разные позиции с помощью (метод пассивной техники кинезитерапии) 3 Создать условия для формирования коррекции и развития эмоционально-волевой сферы детей Выполнять перевороты с помощью
14 Раздел 14. Удержание и отпускание вложенного в руку предмета (Погремушка, игрушки резиновые) 7 Развивать восприятие окружающего мира Выполнять упражнения
15 Раздел 15. Обучение держать предметы, фиксировать их (кубики) 4 Развивать понимания свойств исследуемых предметов и совершаемых с ними действий на основе речи Выполнять упражнения
16 Раздел 16. Пороты головы в разные стороны из положения лежа на животе 3 Развивать восприятие окружающего мира Выполнять упражнения
17 Раздел 17. Массаж кистей рук и стоп 5 Создать условия для формирования элементарных двигательных умений и навыков Массажировать кисти рук и стоп
18 Раздел 18. Обучение сидения без поддержки 5 Выполнять упражнения
19 Раздел 19. Пассивные движения и изменения положения тела(метод пассивной техники кинезитерапии) 3 Создать условия для формирования коррекции и развития эмоционально-волевой сферы детей Выполнять упражнения
20 Раздел 20. Пороты головы в разные стороны из положения лежа на животе 5 Обогащать и развивать двигательно-моторную деятельность с помощью игровых действий и разнообразных видов Выполнять упражнения
21 Раздел 21. Переворачивания в разные позиции с помощью (метод пассивной техники кинезитерапии) 3 Создать условия для формирования элементарных двигательных умений и навыков Выполнять перевороты
22 Раздел 22. Удержание и отпускание вложенного в руку предмета (массажные мячи) 3 Создать условия для формирования коррекции и развития эмоционально-волевой сферы детей Удерживать и отпускать предмет
23 Раздел 23. Захват предметов разной формы (мяч ,кубик) 3 Обогащать и развивать сенсорного опыта с помощью игровых действий и разнообразных видов Выполнять захват предмета
24 Раздел 24. Массаж кистей рук и стоп 3 Создать условия для формирования элементарных двигательных умений и навыков Массажировать кисти рук и стоп
25 Раздел 25. Пассивные движения и изменения положения тела(метод пассивной техники кинезитерапии) 5 Развивать восприятие окружающего мира Выполнять упражнения
26 Раздел 26. Закрепление пройденного материала 4 Обогащать и развивать сенсорного опыта с помощью игровых действий и разнообразных видов Выполнять упражнения
Календарно-тематическое планирование
по предмету «Двигательно-моторной стимуляции»
№ п/п Тема урока Дата урока Планируемый результат
Раздел 1.Обследование двигательной сферы  
1 Установление контакта Установить контакт с учителем
2 Установление контакта Установить контакт с учителем
3 Диагностика двигательной сферы Диагностика
Раздел 2. Повороты головы в разные стороны из положения лежа на животе  
4 Повороты головы в разные стороны, лежа на животе Выполнять повороты головы.
6 Повороты головы в разные стороны, лежа на животе Выполнять повороты головы
7 Повороты головы в разные стороны, лежа на животе Выполнять повороты головы
Раздел 3. Переворачивания в разные позиции с помощью  
8 Поворачивание на пол-оборота за игрушкой Выполнять повороты
9 Поворачивание на пол-оборота за игрушкой Выполнять повороты
10 Поворачивание на пол-оборота за игрушкой Выполнять повороты
11 Поворачивание на пол-оборота за игрушкой Выполнять повороты
Раздел 4.Удержание и отпускание вложенного в руку предмета (Погремушка, игрушки резиновые)  
12 Удержание вложенного в руку предмета Удержать и отпускать предметы
13 Удержание вложенного в руку предмета Удержать и отпускать предметы
14 Удержание вложенного в руку предмета Удержать и отпускать предметы
15 Удержание вложенного в руку предмета Удержать и отпускать предметы
Раздел 5. Пассивные движения и изменения положения тела  
16 Повороты тела в разные стороны (влево) Изменять положение тела
17 Повороты тела в разные стороны (влево) Изменять положение тела
18 Повороты тела в разные стороны (вправо) Изменять положение тела
19 Повороты тела в разные стороны (вправо) Изменять положение тела
20 Повороты тела в разные стороны (вправо) Изменять положение тела
21 Повороты тела в разные стороны (вправо) Изменять положение тела
Раздел 6. Пороты головы в разные стороны из положения лежа на животе  
22 Повороты головы в разные стороны Выполнять повороты головы
23 Повороты головы в разные стороны Выполнять повороты головы
Раздел 7. Переворачивания в разные позиции с помощью  
24 Переворачивание с живота на спину с помощью Выполнять повороты с живота на спину
25 Переворачивание с живота на спину с помощью Выполнять повороты с живота на спину
Раздел 8. Удержание и отпускание вложенного в руку предмета (массажные мячи)  
26 Удержание и отпускание предмета Держать и отпускать предмета
27 Удержание и отпускание предмета Держать и отпускать предмета
28 Удержание и отпускание предмета Держать и отпускать предмета
Раздел 9. Захват предметов разной формы (мяч ,кубик)  
29 Захват и удержание предметов разной формы (с помощью и самостоятельно) Выполнять захват и удержание предмета
30 Захват и удержание предметов разной формы (с помощью и самостоятельно) Выполнять захват и удержание предмета
31 Захват и удержание предметов разной формы (с помощью и самостоятельно) Выполнять захват и удержание предмета
32 Захват и удержание предметов разной формы (с помощью и самостоятельно) Выполнять захват и удержание предмета
33 Захват и удержание предметов разной формы (с помощью и самостоятельно) Выполнять захват и удержание предмета
34 Захват и удержание предметов разной формы (с помощью и самостоятельно) Выполнять захват и удержание предмета
Раздел 10. Массаж кистей рук и стоп  
35 Массаж кистей рук и стоп Выполнять массаж
36 Массаж кистей рук и стоп Выполнять массаж
37 Массаж кистей рук и стоп Выполнять массаж
38 Массаж кистей рук и стоп Выполнять массаж
  Раздел 11. Пассивные движения и изменения положения тела  
39 Движения и изменения положения тела  Выполнять изменения положения тела
40 Движения и изменения положения тела  Выполнять изменения положения тела
41 Движения и изменения положения тела Выполнять изменения положения тела
42 Движения и изменения положения тела Выполнять изменения положения тела
  Раздел 12. Формирование элементарных ощущений собственного тела.  
43 Упражнения на ощущения собственного тела Выполнять упражнения
44 Упражнения на ощущения собственного тела Выполнять упражнения
45 Упражнения на ощущения собственного тела Выполнять упражнения
46 Упражнения на ощущения собственного тела Выполнять упражнения
47 Упражнения на ощущения собственного тела Выполнять упражнения
  Раздел 13. Переворачивания в разные позиции с помощью (метод пассивной техники кинезитерапии)  
48 Повороты в разные стороны Выполнять повороты
49 Повороты в разные стороны Выполнять упражнения
50 Повороты в разные стороны Выполнять повороты
  Раздел 14. Удержание и отпускание вложенного в руку предмета (Погремушка, игрушки резиновые)  
51 Удержание и отпускание предмета, находящегося перед ребенком Выполнять упражнения
52 Удержание и отпускание предмета, находящегося перед ребенком Выполнять упражнения
53 Удержание и отпускание предмета, находящегося перед ребенком Выполнять упражнения
54 Удержание и отпускание предмета, находящегося перед ребенком Выполнять упражнения
55 Удержание и отпускание предмета, находящегося перед ребенком Выполнять упражнения
56 Удержание и отпускание предмета, находящегося перед ребенком Выполнять упражнения
57 Удержание и отпускание предмета, находящегося перед ребенком Выполнять упражнения
  Раздел 15. Обучение держать предметы, фиксировать их (кубики)  
58 Удержание вложенного в руку предмета Выполнять упражнения
59 Удержание вложенного в руку предмета Выполнять упражнения
60 Удержание вложенного в руку предмета Выполнять упражнения
61 Удержание вложенного в руку предмета Выполнять упражнения
  Раздел 16. Пороты головы в разные стороны из положения, лежа на животе.  
62
Пороты головы в разные стороны из положения, лежа на животе Выполнять повороты головы
63 Пороты головы в разные стороны из положения, лежа на животе  Выполнять повороты головы
64 Пороты головы в разные стороны из положения, лежа на животе  Выполнять повороты головы
  Раздел 17. Массаж кистей рук и стоп  
65 Массаж кистей рук и стоп Массажировать кисти рук и стоп
66 Массаж кистей рук и стоп Выполнять массаж
67 Массаж кистей рук и стоп Выполнять массаж
68 Массаж кистей рук и стоп Выполнять массаж
69 Массаж кистей рук и стоп Выполнять массаж
  Раздел 18. Обучение сидения без поддержки  
70 Упражнения на обучения сидения без поддержки Выполнять упражнения
71 Упражнения на обучения сидения без поддержки Выполнять упражнения
72 Упражнения на обучения сидения без поддержки Выполнять упражнения
73 Упражнения на обучения сидения без поддержки Выполнять упражнения
74 Упражнения на обучения сидения без поддержки Выполнять упражнения
  Раздел 19. Пассивные движения и изменения положения тела (метод пассивной техники кинезитерапии)  
75 Пассивные движения и изменения положения тела  Выполнять движения
76 Пассивные движения и изменения положения тела Выполнять движения
77 Пассивные движения и изменения положения тела Выполнять движения
Раздел 20. Пороты головы в разные стороны из положения лежа на животе  
78 Повороты головы в разные стороны из положения лёжа на животе  Выполнять повороты головы
79 Повороты головы в разные стороны из положения лёжа на животе Выполнять повороты головы
80 Повороты головы в разные стороны из положения лёжа на животе Выполнять повороты головы
81 Повороты головы в разные стороны из положения лёжа на животе Выполнять повороты головы
82 Повороты головы в разные стороны из положения лёжа на животе Выполнять повороты головы
Раздел 21. Переворачивания в разные позиции с помощью (метод пассивной техники кинезитерапии) 83 Переворачивание в разные стороны с помощью Выполнять упражнения
84 Переворачивание в разные стороны с помощью Выполнять упражнения
85 Переворачивание в разные стороны с помощью Выполнять упражнения
Раздел 22. Удержание и отпускание вложенного в руку предмета (массажные мячи) 86 Удержание и отпускание предметов разной формы (с помощью и самостоятельно) Выполнять упражнения
87 Удержание и отпускание предметов разной формы (с помощью и самостоятельно) Выполнять упражнения
88 Удержание и отпускание предметов разной формы (с помощью и самостоятельно) Выполнять упражнения
Раздел 23. Захват предметов разной формы (мяч ,кубик) 89 Захват и удержание предметов разной формы (с помощью и самостоятельно) Выполнять захват и удержание предмета.
90 Захват и удержание предметов разной формы (с помощью и самостоятельно) Выполнять захват и удержание предмета
91 Захват и удержание предметов разной формы (с помощью и самостоятельно) Выполнять захват и удержание предмета
Раздел 24. Массаж кистей рук и стоп 92 Массаж кистей рук и стоп Выполнять массаж
93 Массаж кистей рук и стоп Выполнять массаж
94 Массаж кистей рук и стоп Выполнять массаж
Раздел 25. Пассивные движения и изменения положения тела (метод пассивной техники кинезитерапии) 95 Движения и изменения положения тела Выполнять движения и изменения тела
96 Движения и изменения положения тела Выполнять движения и изменения тела
97 Движения и изменения положения тела Выполнять движения и изменения тела
98 Движения и изменения положения тела Выполнять движения и изменения тела
99 Движения и изменения положения тела Выполнять движения и изменения тела
Раздел 26. Закрепление пройденного материала 100 Манипулирование предметом (с помощью и самостоятельно) Выполнять манипулирование предметом
101 Манипулирование предметом (с помощью и самостоятельно) Выполнять манипулирование предметом
102 Манипулирование предметом (с помощью и самостоятельно) Выполнять манипулирование предметом
103 Манипулирование предметом (с помощью и самостоятельно) Выполнять манипулирование предметом
104 Манипулирование предметом (с помощью и самостоятельно) Выполнять манипулирование предметом
105 Манипулирование предметом (с помощью и самостоятельно) Выполнять манипулирование предметом
Перечень учебно-методического обеспечения.
‒ предметы различной формы