Социальный проект Тактильная книга
Проект по теме
«Тактильная книга – «Мир цифр и фигур»»
Руководитель: Николаенко Елена Владимировна, учитель-дефектолог
Образовательное учреждение: КУ «Сургутская коррекционная общеобразовательная школа VIII вида»
Основной предмет: математика
Участники проекта: руководитель проекта (Николаенко Е.), учителя трудового обучения, родители, учащиеся с легкой, умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
Кем применяется результат проекта (тактильная книга): родителями, воспитателями, учителями.
Время реализации проекта: 1 год – реализация 1, 2, 3 этапов работы;
2 год – реализация 4, 5 этапов работы.
Описание проекта. Проект «Тактильная книга – «Мир цифр и фигур»» содержит в себе практический материал для работы на уроках и занятиях, направленный на развитие высших психических функций и мелкой моторики учащихся с легкой, умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
Актуальность. Современный мир – это мир цифр и фигур. Цифры и фигуры в нашей жизни встречаются на каждом шагу: дома, на улице, в школе, в транспорте. Поэтому работа по изучению цифр и фигур должна начинаться еще в детском саду.
К сожалению, в нашем городе мало специализированных учреждений для детей и они не способны охватить их всех. Многие лишены возможности дошкольной подготовки. Это затрудняет их дальнейшую адаптацию к жизни и учебе в школе. И чтобы помочь родителям таких детей, учителям и самим детям в сжатые сроки овладеть элементарными представлениями о свойствах предметов, необходимых для начала обучения в школе и их дальнейшего развития, а так же для детей старшего звена, которые хотят реализовать себя творчески и помогать другим мною был разработан проект «Тактильная книга – «Мир цифр и фигур»».Что же такое тактильная книга?
По своей сути, тактильная книга является заменой плоскопечатной книги с цветными рисунками, графическими изображениями, различными деталями, например, пуговицами, шнурками, молниями. Наличие в книге таких деталей в первую очередь мотивирует ребенка к познавательной деятельности, что является важным аспектом в работе с такими детьми.
Для чего предназначена тактильная книга?
Работа с тактильной книгой помогает развивать:
мелкую моторику рук через отстегивание, застегивание, зашнуровывание;
мыслительную деятельность (операции анализа и синтеза) через соотнесение зрительного образа с тактильным ощущением и детального описания ощупываемого предмета и т.д.;
связную речь через описание своих действий;
память через припоминание и запоминание;
тактильное восприятие через ощупывание, поглаживание;
внимание через акцентирование на частях деталей.
Как это работает?
Например, нащупывая предмет, состоящий из двух горизонтальных линий, сделанных из шуршащего материала, ребенку предлагается рассказать, что он видит, что он чувствует, что он слышит, после чего ребенок может записать (выложить нитками, пластилином) предложенный знак и проговорить зачем он нужен. Таким образом, ребенок ассоциативно связывает предложенный тактильный рисунок (равно) с настоящим знаком. Этот ассоциативный ряд поддерживается словесно. Так же, в тактильных книгах многие объекты могут издавать звуки: шуршать, звенеть, шелестеть, что привлекает внимание детей к тому, что они держат в руках.
Главная функция этой книги – помочь ребенку в обследовании и восприятии мира цифр и фигур и расширении круга представлений и социального опыта. Тактильная книга поможет детям лучше запомнить графический рисунок цифры или фигуры, и соотносить ее графический образ со словом.
Гипотеза. Через тактильную книгу дети с ограниченным интеллектуальным ресурсом будут развивать мелкую моторику, получать первые представления о цифрах и геометрических фигурах, развивать и совершенствовать эти знания.
Цель проекта – применение в работе с детьми с легкой, умеренной и тяжелой умственной отсталости тактильной книги для развития высших психических функций и мелкой моторики, а так же вовлечение в работу по созданию тактильной книги учащихся среднего звена и родителей.
Задачи:
Изучение литературы по созданию тактильной книги и методической литературы по преподаванию математике в школе VIII вида;
Вовлечение в процесс создания тактильной книги учителей трудового обучения, родителей и учащихся (разъяснение значимости и важности проекта);
Создание тактильной книги «Мир цифр и фигур» и методических рекомендаций по ее применению;
Внедрение тактильной книги «Мир цифр и фигур» на уроках и занятиях с детьми с легкой, умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
Работа над проектом:
1 этап – Организационный
- выбрала тему;
- определила цели и задачи;
- составила план работы.
2 этап – поисково-исследовательский
- изучение литературы по созданию тактильной книги;
- изучение методики преподавания математики;
- вовлечение в проект учителей трудового обучения, родителей и учащихся.
3 этап – создание продукта проектной деятельности
- тактильная книга «Мир цифр и фигур»;
- методические рекомендации по работе с тактильной книгой.
4 этап – предъявление проекта и его продукта
- представление макета проекта на конкурсе «Молодой специалист»;
- представление готовой тактильной книги и методических рекомендаций по работе с ней на методическом объединении.
5 этап – внедрение тактильной книги в работу учащимися:
- с легкой степенью умственной отсталости (начальное звено);
- с умеренной и тяжелой степенями умственной отсталости.
План проекта:
Изучение литературы.
Изучение общественного мнения (учителей, воспитателей, родителей).
Вовлечение учителей трудового обучения, родителей и учащихся.
Подбор материала по изготовлению тактильных рисунков.
Создание тактильной книги и методических рекомендаций по работе с ней.
Презентация тактильной книги на методическом объединении.
Внедрение тактильной книги «Мир цифр и фигур» в работу на уроках и занятиях.
Выводы по проделанной работе.