«Роль сказки в формировании социально — личностной позиции дошкольников»
Министерство образования Московской области
Региональная система повышения квалификации
ГАОУ СПО МО «ГП »
Итоговый практико - значимый проект
Тема: «Роль сказки в формировании социально - личностной позиции дошкольников»
по курсу кафедрального учебного модуля «Актуальные вопросы социально-личностного развития детей дошкольного возраста»
Выполнила: слушатель КПК Белова Галина Константиновна, воспитатель
МДБОУ д/с комбинированного вида №9 «Россиянка»
г.Протвино
Научный руководитель: к.п.н. Крылова Ольга Юрьевна
Серпухов, 2013
Содержание
ВВЕДЕНИЕ_____________________________________ __________3 стр.
I. Основная часть. Теоритическое обоснование проекта «Роли сказки в формировании социально-личностной позиции дошкольников»_____________________________________________ 4 стр.
1.1. Психологические особенности детей среднего дошкольного возраста ___________________________________________________________6 стр.
1.2. Роль сказки в формировании социально-личностной позиции дошкольника________________________________________________8 стр.
II. Практическая часть________________________________________10 стр.
2.1. Цель, задачи, объект, предмет
2.2. Этапы, направления проекта
2.3. Содержательная часть проекта
ЗАКЛЮЧЕНИЕ____________________________________________ 20 стр.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ_____________________________________ 22 стр.
ПРИЛОЖЕНИЕ______________________________________________23 стр.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Дошкольный возраст рассматривается как период, в течение которого личностное развитие ребенка как бы «дозревает» до того уровня, который позволит ему организованно перейти к систематическому школьному обучению.
Дошкольное детство, короткий период в жизни человека, всего первые шесть-семь лет, имеет для него очень большое значение. В этот период развитие идет как никогда более бурно и стремительно; из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец постепенно превращается в относительно самостоятельную, активную личность; развиваются все стороны психики ребенка, и тем самым закладывается фундамент для дальнейшего личностного роста.
Во все времена сказка способствовала развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир. При этом сказка остается одним из самых доступных средств для развития ребенка, которые во все времена использовали и педагоги, и родители.
Практическая значимость данного проекта основана на том, что сказка - это очень важный проводник жизни ребенка. Именно в дошкольном возрасте происходят глубокие изменения в социально – личностном развитии. Оно требует, чтобы ребенок как-то вошел внутрь изображаемых обстоятельств, мысленно принял участие в действиях героев, пережил их радости и печали. Такого рода активность чрезвычайно расширяет сферу духовной жизни ребенка, имеет немаловажное значение для его умственного и нравственного развития. У дошкольника начинают складываться реалистические критерии нравственных оценок.
На основе этого можно отметить, что сказки воспитывают в человеке высокое чувство любви к родной земле, понимание труда как основы жизни, они судят об исторических событиях, о социальных отношениях в обществе, о защите Отечества, о культуре.
Таким образом, слушание сказки наряду с творческими играми имеет важнейшее значение в развитии ребенка.
Исходя из вышесказанного, мною была выбрана тема проекта: «Роль сказки в формировании социально-личностной позиции дошкольников».
I. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ «РОЛИ СКАЗКИ В ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНО – ЛИЧНОСТНОЙ ПОЗИЦИИ ДОШКОЛЬНИКА»
Если вы хотите, чтобы ваши дети
были умными – читайте им сказки.
Если вы хотите, чтобы они ли еще
умнее – читайте им больше сказок.
Альберт Эйнштейн.
Актуальность данной темы связана с тем, что сегодня стали незаслуженно забываться наиболее эффективные и проверенные способы и средства воспитания детей. Сказки представляют собой одно из самых древних средств нравственного, этического воспитания, а также формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. В связи с этим, отказ от данного способа воспитания детей представляется, если не ошибкой, то заметным упущением со стороны образовательных учреждений и родителей.
Воспитывать – значит приобщать ребенка к миру человеческих ценностей; обучать – давать детям возможность приобретать знания, умения, навыки и использовать их в жизни.
Главное средство воспитания – литература для детей, сказки, которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости. Личность ребенка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснется струн души ребенка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми.
Современные условия в обществе в век компьютирезации и телевидения заставляют человека возвращаться к истокам народной мудрости, формировать социально-личностную позицию дошкольников через ознакомление со сказкой, которая служит источником комбинированной способности ума, возможностью разрешения глобальных, нравственных противоречий, где всегда побеждает добро.
Конечно, в настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Этому способствовали современные книги и мультфильмы с упрощенным стилем пересказа известных сказок, часто искажающим ее первоначальный смысл, превращающим сказочное действие, из нравственно - поучительного, в чисто развлекательное. Поэтому такая трактовка навязывает детям определенные образы, которые лишают их глубокого и творческого восприятия сказки, тем самым и личностного развития. Сегодня вопрос воспитания личности молодого поколения стоит остро. Ситуация в этой сфере значительно ухудшилась. Причиной тому явилось резкое снижение морали и нравственности в обществе, исчезновение положительных жизненных установок, ориентиров, снижение культурной работы с детьми в свободное от занятий время.
Увеличилось количество дошкольников, у которых педагоги и родители отмечают нарушения поведения, в виде тревожности, агрессивности, гиперактивности и др. Поэтому первоочередной задачей для ученых является изучение психологических факторов, которые формируют развитие личности дошкольника.
Но наиболее часто в детском коллективе встречается такая проблема, как агрессивность. В той или иной форме она присуща большинству детей дошкольного возраста. Но по мере усвоения правил, малыши постепенно усваивают нормы поведения. Вместе с тем есть некоторое количество детей, у которых агрессия остается в качестве устойчивой формы поведения, кроме того, она развивается и трансформируется в устойчивое качество личности. В результате у ребенка снижается возможность полноценного общения, личностное развитие деформируется. У агрессивного ребенка не только постоянные проблемы с окружающими, прежде всего он сам себе создает проблемы. Вот чем вызван интерес к данному вопросу.
Дети, как и взрослые, все разные. К каждому нужно подобрать свой ключик. Один ребенок более склонен сочинять и рассказывать, другой не может усидеть на месте, и с ним необходимо двигаться. Комбинируя различные приемы сказкотерапии, которые я использую в своей работе, позволяют помочь ребенку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни. Можно выделить важнейшие тезисы: глубинный смысл сказки и ее мораль; сказка – источник жизненного опыта, традиций; психологическая защищенность (счастливый конец); ореол тайны и волшебства.
Таким образом, целью моего проекта является рассмотрение роли сказки в формировании социально-личностной позиции дошкольников.
1.1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Детство - детский возраст – период жизни человека, в котором ребенок проходит величайший путь в своем индивидуальном развитии от беспомощного существа, не способного к самостоятельной жизни, до вполне адаптированной к природе и обществу детской личности, уже способной взять ответственность за себя, своих близких и сверстников.
Возраст от четырех до пяти лет - период относительного затишья. Ребенок вышел из кризиса и в целом стал спокойнее, послушнее, покладистее. Все более сильной становится потребность в друзьях, резко возрастает интерес к окружающему миру. Формируются различные грани представления ребенка о себе: чувство Я, управление своим телом и знание его, мальчик или девочка, чувство протяженности жизни («когда я буду большим»), понимание социальных правил поведения.
В этом возрасте у детей активно проявляются: стремление к самостоятельности, важно многое делать самому, он уже больше способен позаботиться о себе и меньше нуждается в опеке взрослых. Обратная сторона самостоятельности – заявление о своих правах, потребностях, попытки устанавливать свои правила в окружающем мире. Ребенок расширяет палитру осознаваемых эмоций, он начинает понимать чувства других людей, сопереживать.
В этом возрасте начинают формироваться основные этические понятия, воспринимаемые ребенком не через то, что говорят ему взрослые, а исходя из того, как они поступают. Развитие воображения входит в очень активную фазу. Ребенок живет в мире сказок, фантазий, он способен создавать целые миры на бумаге или в своей голове. В мечтах, разнообразных фантазиях ребенок получает возможность стать главным действующим лицом, добиться недостающего ему признания.
У ребенка появляется большой интерес к ровесникам, и он от внутрисемейных отношений все больше переходит к более широким отношениям с миром. Совместная игра становится сложнее, у нее появляется разнообразное сюжетно-ролевое наполнение (игры в больницу, магазин, разыгрывание любимых сказок). Дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу. Общение со сверстниками занимает все большее место в жизни ребенка, все более выраженной становится потребность в признании и уважении со стороны ровесников.
Появляется активная любознательность, которая заставляет детей постоянно задавать вопросы обо всем, что они видят. Они готовы все время говорить, обсуждать различные вопросы. Но у них еще недостаточно развита произвольность, то есть способность заниматься тем, что им неинтересно, и поэтому их познавательный интерес лучше всего утоляется в увлекательном разговоре или занимательной игре.
Ведущая потребность этого возраста – познавательная активность.
Ведущая деятельность – сюжетно-ролевая игра.
Ведущая функция – наглядно-образное мышление.
Таким образом, особенности среднего возраста детей - дошкольников:
- речь начинает выполнять контролирующую функцию;
- усложняются волевые проявления (умение подчинять свое поведение правилам в игре);
- повышенная познавательная активность;
- продолжает сохраняться ситуативно-деловая форма общения со сверстником;
- интерес к другому ребенку как к своему отражению. Чаще видит вдругом отрицательные черты. Происходит рефлексия своих поступков через реакцию другого ребенка;
- усложнение сюжетно-ролевой игры;
- появление осознанности собственных действий.
Итак, можно отметить, новообразования у детей среднего дошкольного возраста:
- контролирующая функция речи;
- появление элементов творческого воображения в сюжетно-ролевой игре;
- появление элементов произвольности;
- появление внеситуативно - личностной формы общения со взрослым.
1.2. РОЛЬ СКАЗКИ В ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНО - ЛИЧНОСТНОЙ ПОЗИЦИИ ДОШКОЛЬНИКА
Сказка - повествовательное, обычно народно - поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил, - говорится в словаре С.И. Ожегова.
Сказки - наиболее любимый ребенком литературный жанр, имеющий большое значение в развитии ребенка. Герои сказок просты и типичны, они лишены индивидуальности. Часто они даже не имеют имен. Их характеристики исчерпываются двумя-тремя качествами, понятными детскому восприятию.
Сказка должна завладеть вниманием ребенка, возбудить его любопытство, обогатить жизнь, стимулировать его воображение, развивать интеллект, помочь понять самого себя, свои желания и эмоции, тем самым способствовать повышению уверенности в себе и своем будущем.
Особенно важна народная сказка, передающаяся из поколения в поколение. Она претерпевает изменения, вносимые народом. Над сказкой трудятся миллионы людей, отбрасывая ненужные детали, что делает ее сгустком человеческой мудрости, опыта, результатом работы человеческого сознания и подсознания. Сказка является элементом культуры народа, отражая его жизненную философию. Исследователи русских народных сказок отмечают их особенности: поэтичность, остроумие, задушевность, правдивость, сочетание детской наивности с глубокой мудростью, реалистичным взглядом на жизнь.
Ребенок – существо активное от природы, он любит не только слушать сказки, но действовать и творить, опираясь на них.
А язык сказки доступен ребенку. Сказка проста и в то же время загадочна. Она способствует развитию воображения, а это необходимо для решения ребенком его собственных проблем. Через сказочный сюжет ребенок знакомится с новыми явлениями жизни, новыми понятиями и т.д.
Сказка обогащает предметный и социальный опыт детей, служит источником комбинированной способности ума. Сказке мы обязаны возможностью разрешения глобальных, нравственных противоречий, где всегда побеждает добро. Трудно отрицать роль сказок в развитии детей. Грамотная работа с текстом сказки расширяет словарный запас, помогает правильно строить диалоги, а значит выстраивать грамотные отношения с ровесниками, со взрослыми.
Но с развитием массового телевидения, конечно, читать дети стали значительно меньше. Телевизор в поединке с книгой без труда вышел победителем: смотреть зрелища легче и интереснее. Ребенок чаще сидит у телевизора, чем с книгой. А ведь сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.
Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника, - все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.
Наконец, можно отметить, что сказка - это сгусток человеческой мудрости, опыта, результатом работы человеческого сознания и подсознания. Именно поэтому в сказках отображены осознаваемые и неосознаваемые проблемы человека на протяжении всей его жизни, а также показан процесс разрешения этих проблем.
Таким образом, сказка является одним из самых доступных средств, для полноценного развития ребёнка. Не нужно преуменьшать роль детских сказок в воспитании детей. И если правильно подобрать сказки с возрастными особенностями детей, то можно положительно влиять на развитие детей. Корректировать и улучшать их поведение.
II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1. ЦЕЛЬ моего проекта - раскрыть роль сказки в формировании социально-личностной позиции дошкольников.
ОБЪЕКТ - дети среднего дошкольного возраста.
ПРЕДМЕТ - формирование социально-личностной позиции дошкольников через сказку.
Цель, предмет и объект моего проекта обусловили постановку следующих задач.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
- изучить методическую литературу по теме проекта;
- развивать игровую, трудовую деятельность детей;
- приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
- формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности и окружающих;
-развить у детей интерес к сказкам;
- развить коммуникативный и социальный опыт дошкольников (учить регулировать свое поведение нравственной нормой; способствовать повышению уверенности в себе и самостоятельности; формировать понимание добра и зла; развивать отзывчивость, внимание к людям, терпимость, взаимопомощь).
При разработке проекта мною учитывались:
1) личностная и деятельностная направленность дошкольного образования;
2) необходимость практической направленности образовательного процесса;
3) интегративный подход к отбору и организации содержания образования.
4) возрастные особенности детей дошкольного возраста.
При внедрении этого проекта в МБДОУ с детьми работали: воспитатель, психолог, музыкальный работник, при тесном взаимодействии с семьями воспитанников.
2.2. ЭТАПЫ ПРОЕКТА
Научить ребенка быть счастливым - задача взрослых. Всё начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности. С дошкольного возраста закладывается фундамент будущей личности, гражданина своей страны.
Вот поэтому, социально – личностное развитие детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Эти чувства, из которых может вырасти патриотизм, формируется в условиях семьи, в коллективе сверстников, группе детского сада.
Одной из целей деятельности Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №9 «Россиянка» по реализации основной общеобразовательной программы является формирование основ базовой культуры личности, позволяющих личности ребёнка развиваться в гармонии с общечеловеческой культурой и приобретать социальную устойчивость, эффективно самоопределяться и самореализовываться в жизни; всестороннее гармоничное развитие детей, а именно овладение всем спектром душевных, социальных, физических, интеллектуальных и моральных качеств в полной мере и без акцентирования на какой-либо одной части.
Для достижения данной цели в детском саду созданы условия для разностороннего развития и саморазвития ребенка, становления его личности, приобщения к общечеловеческим ценностям с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, обеспечены условия для активного включения и родителей в воспитательно - образовательный процесс ДОУ.
Этапы реализации проекта
Этапы Содержание Сроки
1этап – организационный
Выбор темы проекта. Сбор информации и планирование воспитательно - образовательной работы в рамках проекта, формирование цели, задач;
подбор методической литературы;
разработка проекта. Определение сроков реализации и создание условий для реализации проекта. сентябрь 2013
2 этап - содержательный
Выполнение проекта: практическая деятельность
Вовлечение детей в игровую, творческую, экспериментальную, продуктивную деятельность. Совместная работа детей, родителей и педагогов по созданию условий по теме проекта октябрь 2013 – апрель 2014
3 этап – результативный
В результате работы над проектом планируется сформировать в детях следующие интегративные качества:
- любознательность, активность
- способность решать личностные, творческие и интеллектуальные задачи адекватные возрасту
- овладеть необходимыми умениями и навыками апрель 2014
4 этап – итоговый
обсуждение результатов; систематизация информации; Проведение итогового мероприятия - спектакля по сказке, презентация результатов проектной деятельности для родителей Май 2014
План работы над проектом
№ Мероприятия Ответственный Сроки
1. Изучение методической и психолого-педаго-гической литературы по данной теме.
2. Разработка проекта «Роль сказки в формировании социально-личностной позиции дошкольников».
3. Консультации:
«Создание сказочно–игровой среды»
«Формы и методы работы со сказками в рамках арт-терапии»
«Сказка как опыт работы мышления детей дошкольного возраста»
«Роль театрализации в оздоровлении и развитии творческого потенциала дошкольников»
«Метод куклотерпии в работе с детьми среднего дошкольного возраста»
4. Разработка подпроектов:
«Музыкотерапия»
«Песочная терапия»
«Игровая терапия»
«Репка»
«Теремок»
«Колобок»
5. Семинар-практикум «Сказкатерапия в работе с детьми»
Воспитатель
Воспитатель
Воспитатель
Психолог
Старший воспитатель
Воспитатель
Психолог
Психолог
Воспитатель
Психолог сентябрь
сентябрь
в течение года
в течение года
В течение года
2. Работа с детьми
1. Диагностика детей по социально-личностному развитию детей с использованием методик:
«Закончи историю» (Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А.)
«Сюжетные картинки» (Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А.)
«Раскрась рисунок» (Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А.)
«Наблюдение»
2. Игры-занятия:
Занятия по русско-народной сказке «Репка»
«Посадил дед репку»
Занятие на развитие познавательных способностей и речи
«Сказка на новый лад» - занятие по сказке «Репка»
Модификация русской народной сказки «Репка»
Игры на развитие мелкой моторики рук по сказке «Репка»
«Пересказ русской народной сказки «Репка с применением условных заместителей»
Занятия по русско-народной сказке «Колобок»
Постановка игры – драматизации по сказке «Колобок»
Игровое занятие "Встреча с Колобком"
Музыкально-театрализованное представление по сказке «Колобок»
Драматизация сказки на новый лад «Снежный колобок» в средней группе
Интегрированные занятия по русской народной сказке «Теремок»
Занятие по математике для средней группы на материале русской народной сказки "Теремок"
Постановка пальчиковой сказки «Рукавичка»
Занятия по русско-народной сказке «Заюшкина избушка»
Театрализованное занятие по русской народной сказке «Заюшкина избушка» (отрывок) с детьми средней группы
Тема: «Пересказ сказки Волк и семеро козлят»
Занятия по русской народной сказке «3 медведя».
Конспект занятия по математике в средней группе по мотивам русской народной сказки «Три медведя»
Цикл занятий «В гостях у трех медведей»
"Что за прелесть эти сказки" Конспект занятия по развитию речи для детей средней группы с участием родителей.
Презентация работы
4. Свободная деятельность
1. Изотерапия
2. Песочная терапия
3. Игровая терапия
4. Дидактические игры:
«Рассказываем сны»
«Интервьюирование»
«Сочиняем сказки»
«Слушаем и сочиняем стихи»
«Воображение и интерес»
«Из какой сказки герой»
«Одень сказочного героя»
«Угадай сказку»
«Назови сказку»
«Расскажи сказку»
5. Беседы: «Моя любимая любимая сказка», «Мой любимый сказочный герой».
6. Сюжетно – ролевые игры по сказкам
7.Чтение художественной литературы
8.Продуктивная деятельность детей
9. Прослушивание русских народных сказок в аудиозаписи, просмотр диафильмов
10.Домашнее задание: подбор иллюстраций к сказкам, конструирование сказок из бумаги, природного материала
11.Ручной труд «Изготовление игрушек для настольного театра»
12.Досуг «Сказка в гости к нам пришла»
13.Выставка детских работ «Моя любимая сказка» для родителей и сотрудников детского сада
Воспитатель
психолог
Воспитатель
Воспитатель
Воспитатель
Воспитатель
Воспитатель
Воспитатель
Воспитатель
Воспитатель
Воспитатель
Воспитатель
Муз. руководитель
Психолог
Воспитатель
Воспитатель
Воспитатель
Воспитатель
Воспитатель
Воспитатель
Воспитатели, музыкальный работник
Воспитатель
Воспитатели
Воспитатель
Психолог
Психолог
Воспитатель
Воспитатель
Воспитатель
Воспитатель
Воспитатель
Воспитатель
Воспитатель
Воспитатель
Воспитатель сентябрь, апрель
В течение года
В течение года
Май
Май
3. Работа с родителями
1. Разработка и подбор методического материала, практических рекомендаций по социально-нравственному воспитанию детей.
2. Анкетирование родителей по данной теме.
3. Проведение родительского собрания на тему: «Роль сказки в жизни ребенка».
4. Консультации для родителей по данной теме:
«РОЛЬ СКАЗКИ В ВОСПИТАНИИ И РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ»
5«Сказка - это чудо!»
6. Творческая мастерская: «Кукла» (совместное творчество детей и родителей)
7. День открытых дверей.
8.Консультации для родителей.
-Творческая мастерская: «Кукла» (совместное творчество детей и родителей)
9.Экскурсии, наблюдения, чтение, досуги, праздники, труд в природе, конструирование, бытовая деятельность, развлечения
Педагоги
Воспитатель
Воспитатель
Психолог
Воспитатель
Воспитатель
Воспитатель
Педагоги октябрь
ноябрь
декабрь
январь, март
апрель
май
4. Развивающая среда
Оборудование и пополнение развивающей среды
1. Оформление театрализованного уголка
2. Создание и пополнение фонотеки.
3. Пополнение театральных уголков в группе: пальчиковый театр, театр теней, куклы-марионетки.
4.Оформление книжного уголка Воспитатель, родители в течение года
Практическая значимость проекта
Данный проект может быть использован в работе педагогов ДОУ:
- В непосредственно образовательной деятельности;
- В совместной деятельности педагога и детей;
- В интегрированных занятиях с включением музыкальной деятельности, изобразительной, проектной деятельности, конструирования, чтения художественной литературы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Роль сказок в развитии детей среднего возраста трудно переоценить. Сказка способствует становлению мировоззрения ребенка и знакомит детей с простейшей моделью мироустройства, обогащает предметный и социальный опыт малыша, способствует развитию комбинаторной способности ума. Одним словом, самое главное, сказки позволяют детям испытать себя на храбрость и стойкость, осознать добро и зло, выработать свой собственный стиль поведения в той или иной ситуации.
Сказка является неотъемлемым элементом в воспитании детей. Она на доступном языке учит детей жизни, рассказывает о добре и зле. Дети легче понимают сказку, чем пресную взрослую речь. Поэтому если взрослые хотят помочь объяснить что-то ребёнку, поддержать его, придётся вспомнить язык детства – сказку. Читая и рассказывая сказки, мы развиваем внутренний мир ребёнка. Дети, которым с раннего детства читались сказки, быстрее начинают говорить правильно выражаясь. Сказка помогает формировать основы поведения и общения. Роль детских сказок развивать фантазию и воображение ребёнка, а так же его творческий потенциал.
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.
Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.
Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника, - все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Большева,Т.В., Учимся по сказке [Текст]/Большева Т.В. - СПб., 2001.
2. Веракса,Н.Е., От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст]/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. - М,2010.
3. Зинкевич-Евстегнеева,Т.Д., Формы и методы работы со сказками[Текст]/ Т.Д.Зинкевич-Евстегнеева.- М.,2010.
4. Киселева,М.В., Арт-терапия в работе с детьми[Текст]/ Киселева М.В.- СПб.,2007.
5. Паршукова,Г., В сказочной стране[Текст]/ Паршукова Г., Дошкольное воспитание №3.- М.,-2008.
6. Пашина,Л., Сказка - ложь, да в ней намёк…[Текст]/ Пашина Л., Дошкольное воспитание №12.- М., - 2008.
7. Пропп, В.Я., Исторические корни волшебной сказки [Текст]/Пропп В.Я. -СПб.,1986.
8. Фирсова, А.М., Филиппова, Л. В., Филиппов, Ю.В., Кольцова, И.Н., Сказка как источник творчества детей [Текст]/А. М. Фирсова, Л. В. Филиппова, Ю. В. Филиппов, И. Н. Кольцова – М.,2001.
КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
№ 1. Сказка - это чудо!
В сказках дети черпают множество знаний об окружающем мире и собственном месте в нём. Сказка – это один из языков общения с детьми. К сожалению, часто мы к этому чуду лишь притрагиваемся. Да, читаем. Да, пересказываем. Да, рассматриваем картинки. По настроению можем устроить театр... Но если мы дружим со сказкой по-настоящему, то сказка откроет нам все свои секреты!
Сказка поможет вам:
научить ребёнка чему угодно (развитие речи и мышления, чтение, счёт, музыка, творчество и не только);
сгладить конфликт;
побороть страхи;
остановить истерику или каприз;
гармонизировать отношения в семье;
развивать самостоятельность;
решать проблемы с помощью домашней сказкотерапии;
даже делать утреннюю зарядку каждый день!
Что такое сказка?
Это не просто сказочные истории и персонажи, которые оживают, когда вы читаете книги со своим малышом.
Сказка - это чудо, которое поможет вам:
- гармонизировать отношения в семье;
- научить ребенка чему угодно (развитие речи и мышление, чтение, счет, музыка, творчество и не только);
- побороть страхи;
- сгладить конфликты;
- развивать самостоятельность...
Сказка - это универсальное средство от многих детских проблем.
P.S. Ведь проще обсудить с малышом сказку, чем читать нравоучения, не так ли?
№2. ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ: РОЛЬ СКАЗКИ В ВОСПИТАНИИ И РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ»
Роли детских сказок в развитии детей многогранны. От развития фантазии до развития правильной речи.
Сказка является неотъемлемым элементом в воспитании детей. Она на доступном языке учит детей жизни, рассказывает о добре и зле. Дети легче понимают сказку, чем пресную взрослую речь. Поэтому если взрослые хотят помочь объяснить что-то ребёнку, поддержать его, придётся вспомнить язык детства – сказку. Читая и рассказывая сказки, мы развиваем внутренний мир ребёнка. Дети, которым с раннего детства читались сказки, быстрее начинают говорить правильно выражаясь. Сказка помогает формировать основы поведения и общения. Роль детских сказок развивать фантазию и воображение ребёнка, а так же его творческий потенциал.
Для чтения сказок важно выбрать «правильное» время, когда ребёнок будет спокойным и в хорошем настроении. Можно делать это перед сном, когда есть время обсудить сказку. Читать нужно с удовольствием и не отвлекаться, это принесёт больше пользы и положительных эмоций. Сказки расширяют познания детей. Форма восприятия добра и зла у взрослых не является образной. Дети не могут воспринимать информацию в такой форме, им необходима образность, игра.
Роль детских сказок в воспитании детей не может быть не замечена. Ребёнок, представив образы, учится понимать внутренний мир героев, сопереживать им и верить в силы добра. Роль детских сказок не ограничивается только приятным времяпровождением. Сказки можно рассматривать как способ снятия тревоги у ребёнка.
С помощью сказок можно помогать преодолевать негативные стороны формирующейся личности. Выбирая сказку для ребёнка обязательно надо учитывать особенности психоэмоционального развития вашего малыша.
Детские сказки расширяют словарный запас малыша, помогают правильно строить диалог, развивают связную логическую речь. Не менее важно сделать речь ребёнка эмоциональной, красивой, образной. Формируется умение задавать вопросы.
Так же в воспитании кроме интуитивного формирования основ устной речи, необходимо специальное обучение. Большое значение надо уделить конструированию слов, предложений, словосочетаний. Очень важна связь между речевой и умственной деятельностью детей. Сказка ещё должна способствовать общению.
Задача воспитания детей сказками довольно сложная. Надо учитывать ряд моментов связанных с особенностями вашего ребенка. В сказках заложена многовековая народная мудрость. Очень часто сказки обвиняют в ужасной реалистичности. Жестокие действия, которые видит взрослый, ребёнок воспринимает образно. Если ребёнок, неоднократно, видел сцены насилия по телевизору, то он не сможет это образно воспринимать в сказках. Нужно разъяснить ребёнку, что плохое должно погибнуть.
В сказках всегда побеждает добро – это очень важно в воспитании детей на сказках. Тогда ему легче будет справляться с жизненными трудностями. Жизнь внесёт свои коррективы, но в подсознании ничего не пропадает.
Важно и ваше отношение к сказке. Если вы тоже чувствуете, что это другой, сказочный мир, то и расскажите её интересней.
Книжки с картинками мешают слушать сказки. Ведь художник видит всё иначе, чем ваш ребёнок. Обязательно надо читать заключительную фразу, это разделит сказки друг от друга. Если читать сказки с хорошей дикцией, чётко выговаривая все звуки, вы обойдётесь без визитов к логопеду.
Одну и ту же сказку можно читать ребёнку много раз, это поможет ему понять её смысл. Когда он поймёт суть сказки, она станет ему не интересна. Каждый может найти в сказке то, что понятно и близко именно ему. Через сказку можно привить ребёнку любовь к чтению.
Сказка в полной мере должна использоваться в семье в воспитании ребёнка. Через сказку ребёнку легче понять, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Ребёнок представляет себя положительным сказочным героем.
Сказка является одним из самых доступных средств, для полноценного развития ребёнка. Не нужно преуменьшать роль детских сказок в воспитании детей.
Если правильно подобрать сказки с возрастными особенностями детей, можно положительно влиять на эмоциональное состояние ребёнка. Корректировать и улучшать его поведение.
Сказки должны входить в план воспитания детей как средство воспитания личности. Целью сказок должно быть развитие в ребёнке данных от природы эмоций. Действие таких книг должно быть направленно на развитие чувств детей, а не на их рассудок. Если обращать внимание на нелюбимых и любимых героев ребёнка, можно вовремя выявить и скорректировать возможные психологические проблемы ребёнка. Фантазию ребёнка легко направить как в положительное, так и в отрицательное русло развития. Начинать лучше с волшебных сказок имеющих простой сюжет. Воспитание сказкой должно способствовать воспитанию уверенности в себе и своих силах.
Анкета для родителей.
«Роль русской народной сказки в воспитании ребенка».
Уважаемые родители! Просим Вас ответить на вопросы анкеты.1. Кто в вашей семье занимается воспитанием детей?
мама
папа
дедушка, бабушка
няня
кто-то еще (укажите кто)___________________________________
2. Сколько времени вы проводите со своими детьми? -2 часа в день -4 часа в день -полдня
весь день
3.Читали вам в детстве сказки?
да
нет
очень мало
не помню
4. Читаете ли Вы своим детям сказки?
да
нет
иногда
5. С какого возраста на Ваш взгляд нужно читать детям сказки?
с трех месяцев
с одного года
с трех лет
Ваш вариант____________________________________________
6. В какой форме чаще всего вы излагаете сказки ребенку?
чтение
рассказ
рассказ выдуманной сказки
театрализация
7.Обсуждаете ли Вы сюжет, героев сказки с ребенком после ее изложения?
всегда
иногда
никогда
8. Чему Ваш ребенок отдает предпочтение?
телевидению
компьютерным играм
сказкам
мультфильмам
чему-то другому _________________________________________
9. Способствует ли русская народная сказка нравственному развитию ребенка? - да - нет - не знаю10. Какие функции на Ваш взгляд выполняет сказка при воспитании ребенка? - развлекательную - развивающую 11. Какие способности можно развивать у ребенка с помощью русской народной сказки? - интеллект - речь - творческие способности - что-либо другое
12. Знакомы ли вы с инновационными методами воспитания сказкой? - да - нет - хотели бы познакомиться13. Практикуете ли вы дома театрализацию русских народных сказок? - да - нет - иногда14. Играете ли вы со своим ребенком в игры, где задействованы герои русских народных сказок? - да - нет - иногда15. Как охотно вы купили бы билет в кукольный театр на постановку по мотивам русской народной сказки? - с удовольствием - неохотно - не купили бы16. Каким героям сказок чаще всего подражает ваш ребенок? - положительным - отрицательным - вообще не подражает