Тема исследовательской работы: «Изучение влияния спортивных игр хантов и манси на нравственное и физическое развитие детей»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа № 31
Тема исследовательской работы:
«Изучение влияния спортивных игр хантов и манси
на нравственное и физическое развитие детей»
Номинация исследовательской работы:
Традиционная культура
Выполнили:
Ученицы 4 Г класса
Куликова Мария Алексеевна,
Плохих Анастасия Алексеевна,
Швачко Лика Владимировна
Руководитель:
Учитель начальных классов
Игнатова Алия Анатольевна
Сургут
2016 год
Оглавление
Введение...............3
Игра как средство воспитания...5
Спортивные детские игры хантов и манси...8
Вывод.9
Приложение.11
Список литературы.12
Введение
Коренные жители Западной Сибири - ханты, манси. Ханты, манси - выносливый народ. Видимо выносливость веками вырабатывалась у них благодаря особому способу жизни и суровому климату.
От степени физической подготовленности, от умения разумно использовать физические качества организма в далеком прошлом во многом зависело само существование людей. Осознание этого положения привело народы Севера, например, к необходимости постоянного развития в каждом человеке жизненно важных физических качеств: силы, выносливости, ловкости, подвижности. Исходя из того, что каждому охотнику, особенно морскому, каждому оленеводу нужны сила, мужество, ловкость, здоровье, эти качества в детях вырабатывались с раннего возраста. Об этом говорят и пословицы и поговорки: "Смелому никакая беда не помеха" (нивхская), "Хорошо, когда у человека сила есть, да только надо знать, куда ее употреблять" (удэгейская). Физически сильные, закаленные и волевые люди пользовались у них огромной любовью.
Все эти качества воспитывались у детей повседневной физической нагрузкой, поучениями, спортивными состязаниями. С малых лет детей включали в посильный труд, игры, национальную борьбу и т.д. Особое место в жизни подрастающего поколения занимают игры, которые способствуют нме только физическому, но и всестороннему развитию личности ребенка: более интенсивно формируется воображение, психические процессы; активнее усваиваются общественные функции, нормы поведения. Поэтому детской игре придавали огромное воспитательное значение и классики педагогики, и писатели: К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, А. М. Горький, В. А. Сухомлинский и др. [1]
Нам, современным детям, стало интересно знать, действительно ли игры, которые с малого возраста сопровождают детей народов ханты и манси, оказывают влияние на их нравственное и физическое развитие. Поэтому мы решили провести проектно-исследовательскую работу, которую назвали «Изучение влияния спортивных игр хантов и манси на нравственное и физическое развитие детей».
Для нас эта тема является очень актуальной, так как часто можно встретить детей на улице или даже в школе, которые проводят свое свободное время за играми в телефонах. Мы надеемся, что, проведя данное исследование, мы сможем показать одноклассникам, что есть множество интересных и полезных игр.
Цель нашей проектно-исследовательской работы: изучить влияние спортивных игр хантов и манси на нравственное и физическое развитие детей.
Перед собой мы поставили следующие задачи:
1. Изучив специальную литературу, узнать, какие спортивные игры организуют для детей младшего школьного возраста народы хатов и манси;
2. Провести на уроках физической культуры и переменах игры, которые организуют для детей младшего школьного возраста народы хатов и манси;
3. Провести анкетирование среди учащихся нашего класса, с целью определить влияние данных игры на нравственное и физическое развитие детей.
Гипотеза нашей проектно-исследовательской работы такова: «Если часто проводить среди учеников спортивные игры, которые организовывают народы хантов и манси для своих детей с малого возраста, то можно не только укрепить здоровье, но и развить интеллект, смекалку, творческое мышление и наблюдательность».
Методы исследования:
- прогнозирование;
- изучение и анализ литературы;
- мозговой штурм;
- эксперимент;
- анкетирование;
- структурирование полученной информации.
Данная работа будет полезна не только детям, но и взрослым: родителям, воспитателям в детских садах, учителям начальных классов и физической культуры. Так как содержит много полезной информации о физическом и нравственном воспитании детей.
Игра как средство воспитания
После того, как мы выдвинули гипотезу нашего исследования, мы начали искать ее подтверждение или опровержение в книгах, посвященных народам севера. Мы посещали школьную библиотеку и, с помощью родителей, искали необходимую информацию в интернете. Нами был частично изучен электронный учебник по энопедагогике, а именно раздел физическое воспитание и игры, а также статья «Традиции семейного воспитания у Хантов» педагога дополнительного образования МБУОШИ «Русскинская СОШ И» Ореховой А. Н.
Изучив данный материал, мы узнали, что детские народные игры являются отражением действительной жизни родителей, старших. Дети стремятся повторять действия взрослых; сочетание труда и развлечения, заключающееся в играх, наиболее благоприятно способствует развитию у детей необходимых для жизни качеств. Игра вошла в практику малочисленных народов Севера как разумная форма ускоренного приближения к уровню умственного, нравственного, трудового и физического совершенства старших поколений. В процессе исторического развития северные народы выработали свои игры, которые исходили из их традиций и быта. Игры помогают не только укреплению здоровья и развитию интеллекта, но и учат коллективизму, дисциплинированности, прививают организаторские способности; в процессе игры у детей развиваются смекалка, творческое мышление, наблюдательность. Для укрепления навыков для подростков устраивали спортивные состязания; стрельба из лука, гонки на оленях, прыжки через парты, метание топора и чаата (маута, танзая) на точность и дальность. На этих и других соревнованиях молодежь показывала силу, ловкость, сноровку, умение управлять оленями, запряженными в нарты и т.д. Во всех этих соревнованиях, праздниках принимали участие не только дети и подростки, но и их родители, и пожилые люди в качестве зрителей. Национальные виды спорта и игры способствовали выработке у подрастающего поколения таких качеств, как выносливость, смелость, решительность; они рано учились пользоваться "чаатом-арканом, ходить на лыжах, рано становились профессиональными охотниками. И это все правомерно, ибо чтобы стать, например, хорошим охотником, рыбаком, оленеводом, человек должен обладать большой физической выносливостью и ловкостью, так как он должен пройти пешком по глубокому снегу десятки километров в день, пробираться по дрейфующим льдам, перепрыгивать через трещины, сторожить целый день на ветру и морозе у лунки. Ребята могли выполнять функции взрослых по той причине, что они с раннего возраста в играх копировали многие трудовые операции взрослых. Так, нередко они с помощью игрушечных орудий труда выполняли те же операции, что и их родители в процессе трудовой деятельности, так как им с раннего детства внушалась мысль об уважении труда взрослых, о важности и необходимости труда в жизни". [13 LINK \l "954"14115]
Традиционными играми для детей 7–8-летнего возраста были: "Невод", "Чаат", "Ворон", "Олень и пастух", которые имели производственно-промысловое направление и способствовали формированию первоначального представления о деятельности родителей, и в то же время развивали необходимые жизненные качества – ловкость, глазомер, сноровку. Эти качества дети закрепляли конкретной помощью родителям во всех практических делах.
Необходимо подчеркнуть, что игры детей малочисленных народов Севера разнообразны по своему содержанию и по организационным формам их проведения. Основным отличительным их признаком является разнообразие движений: игры в своей совокупности включают в себя все свойственные северянину естественные движения и являются универсальным средством физического развития детей. Интерес народов Севера к подвижным играм и спорту объясняется, прежде всего, тем, что промысловая деятельность, которой они занимаются, как уже отметили, требует от них хорошей физической подготовки, своеобразных спортивных качеств. Так, в погоне за зверем охотнику приходится зимой быстро двигаться на лыжах по пересеченной местности, по глубокому снегу в тайге десятки километров за диким оленем или лосем. Большая выносливость, сила и ловкость требуются оленеводу, когда он бежит по заболоченной тундре и сгоняет отбившихся оленей в стадо. Нужно иметь сноровку, ловкость движений и другие физические качества при езде на собаках. Поэтому можно уверенно сказать, что охотник и оленевод не могут не быть спортсменами.
В играх детей у северных народов ярко отражается промысловая деятельность родителей, старших. Например, северяне таежной полосы (ханты, манси, нанайцы) занимаются охотой и рыбной ловлей, поэтому наиболее распространенным видом соревнования является попадание в цель, вырабатывающее у них меткость; широко распространены игры в "медведя" и в "рыбный промысел".
На Севере к числу наиболее популярных видов спорта относятся ходьба и бег на определенное расстояние, ходьба и бег с препятствиями, прыжки в длину и высоту, различные виды борьбы, стрельба, лыжные соревнования, гонки на собаках и оленях. Поздней осенью, когда выпадает снег, дети делали из снега куропаток, расставляли их в тундре около кустарника, а затем стреляли в них из луков. С давних пор проводились состязания на меткость попадания в олений рог. Эти и другие виды соревнований проводились детьми и в обычные дни, когда они освобождались от домашних дел. Одни соревновались в бросании тынзея, другие делали разнообразные упражнения с хореем в руках, упражнялись в бросании топора на дальность. Народы Севера выработали целую систему физического развития детей, направленную на воспитание у них не только любви к труду взрослых, но и на привитие им навыков пользования орудиями труда (нож, аркан), умения общаться с домашними животными (олени, собаки). При этом особое внимание уделялось физической закалке детей, особенно мальчиков. Многие виды соревнований в районах Севера сохранились и до настоящего времени: метание топора на дальность, метание чаата (тынзана, маута) на хорей, тройной национальный прыжок, прыжки через нарты, метание чаата (аркана) на дальность и др. Широко развиты состязания: гонки на оленях, например, на Европейском Севере они проводятся каждый год.
Игры и состязания приучают ребенка с малых лет жить в подвижном режиме; они помогают ему приблизиться к физическому совершенству. В результате детский организм становится устойчивым к воздействию экстремальных факторов окружающей среды.
Игры и игровые средства для детей ханты и манси выполняют также функцию экологического воспитания. Они открывают красоту и богатство природы. Дети, играя на свежем воздухе, обращают внимание на зелень леса, красоту неба и реки. В детском сознании закладывается понимание, что ко всему окружающему миру нужно относиться бережно. В поселениях, в лесу и на угодьях не услышишь дикого хохота, крика, визга. Дети приучаются не причинять беспокойства птицам, зверям, рыбам, знают, что в лесу надо ходить тихо и осторожно. Игровая деятельность детей направлена на то, чтобы познать окружающую действительность, усвоить обычаи, традиции своего народа и, конечно, овладеть ими. [[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Спортивные детские игры хантов и манси
После того, как изучили роль игр в жизни и воспитании детей народов ханты и манси, мы проанализировали сами игры. Обнаружилось, что для многих игр нужны специальные атрибуты и не все можно организовать в школе. Поэтому следующим этапом в нашей работе стал «мозговой штурм», в результате которого мы поняли, как изменить содержание игры, не поменяв её смыла и цели.
После того, как мы организовали эти игры на перемене и на уроке физической культуры, мы провели небольшое анкетирование среди наших одноклассников. Целью данного анкетирования было узнать у детей, какие, по их мнению, физические и нравственные качества развиваются в процессе той или иной игры.
Проанализировав результаты анкетирования, мы смогли составить небольшую брошюру-методичку «Спортивные детские игры народов ханты и манси». В данной брошюре-методичке отображается название игры, её цель, правила и то, как можно провести данную игру в школе или дома.
Вывод
По результатам нашей проектно-исследовательской работы «Изучение влияния спортивных игр хантов и манси на нравственное и физическое развитие детей», мы пришли к выводу, что выдвинутая гипотеза была верна. Традиционные спортивные игры детей хантов не только развивают ум ребенка, но и закаляют его нравственно и физически, укрепляют здоровье. Детям с малых лет внушается, что в лесу нельзя быть никому обузой.
Весь уклад хантыйской или мансийской семьи определялся основным занятием отца – охотой, рыболовством и оленеводством. Одним из главных средств воспитания детей является игра, она отражает действительность. Игры детей ханты и манси, направлены на познание окружающей действительности, усвоения обычаев, традиций и обрядов. А также на овладение необходимыми для жизни умениями и навыками. Игры детям открывают красоту и богатство природы, воспитывают бережное отношение к лесам, водоемам, живым существам. Игры детей в основном проходят в лесу. Игра практически всегда имитирует промысловую и бытовую деятельность взрослых. Прежде всего, это стрельба в цель из лука. Для игры в охотников используются также старые ловушки, капканы, черканы, небольшие слопцы, петли. Эти игры направлены на развитие физических качеств.
Младшие дети играют в прятки. Зимой дети роют ходы и прячутся в них. Такие игры развивают ловкость, находчивость, быстроту реакции. Прыгают через обласа, нарты, а также с шестом в высоту. Дети принимали участие в состязаниях с взрослыми: в беге на лыжах, скоростной езде на обласах, разных видах борьбы, перетягивание веревки или палки, стрельбы из лука и ружья.
Брошюра-методичка «Спортивные детские игры народов ханты и манси» хранится в нашем классе, а также один экземпляр был передан учителям физической культуры.
Приложени1
Стрельба из лука
Прыжки на одной ноге
Цель: развивать силу рук, ловкость, глазомер, воспитывала выдержку и настойчивость.
Правила игры. Дерево с широкой кроной (сосна). Один из игроков стрелял в крону дерева так, чтобы стрела застряла в ветвях. После этого участники игры по очереди старались выстрелами сбить эту стрелу на землю. Побеждал тот игрок, который первым сбивал стрелу.
Школьный вариант: дартс
Цель: способствовать выработке прыгучести, прыжковой выносливости, ловкости.
Правила игры. Все участники становились на лини и старта, принимали исходное положении – стоя на одной ноге. По команде судьи игроки начинали скакать, стараясь как можно скорее преодолеть дистанцию. Кому удавалось это сделать первым, тот и становился победителем. Смена ног во время прыжков запрещалась.
Школьный вариант: тот же самый
Заячьи следы
Игра с кольцами – Кусанг юх
Цель: способствовать развитию силы ног, прыгучести, координации движений, ловкости.
Правила игры. Летом – на песке, зимой – на снегу.Перед игрой на снегу или на песке делали отметки, обозначающие следы зайца, расстояние между которыми зависело от пола, возраста и физической подготовки играющих.
Один из игроков становился в первый «след зайца», т.е. принимал исходное положение – стоя, ноги врозь. Затем он оттолкнувшись двумя ногами, должен был точно приземлиться в следующий след, но уже на одну ногу, далее надо было оттолкнуться этой ногой и приземлиться на обе ноги в следующий след и т.д. Победителем становился тот, кто точнее всех прыгал по «заячьим» следам.
Школьный вариант: следы рисуют мелом на полу или на земле.
Цель: вырабатывать глазомер, точность броска, ловкость.
Правила игры. Кол-во игроков – 6-8 человек. Для игры каждый ее участник из веток тальника толщиной примерно 1 см. делал 5-6 колец диаметров 15 см. и палку-кол длиной 90 см., толщиной 2-3 см (для нее использовались ветки сухостоя). Игроки вбивали свои колья на расстоянии 2-3 м. от общей линии броска.Затем они становились у линии напротив своих кольев, держа в руках кольца, и начинали набрасывать их по одному на колья. Кто больше набросил колец на свой кол, тот становился победителем и считался самым метким и ловким игроком.
Школьный вариант: использование гимнастических палок и колец.
Борьба «Хон» (Ямгорт)«Кольм»
Борьба ногами лежа на спине
Цель: способствовать развитию силы, ловкости.
Правила игры. Две команды. Выбирали самого ловкого и сильного, которого называли хон.Борцы разбивались попарно и становились напротив друг друга. Первыми начинались бороться самые младшие и слабые. Чтобы победить соперника необходимо было припечатать его спиной к земле. Тот, кто выигрывал поединок, получал одно очко. Далее таким же образом боролись следующие пары, и в самую последнюю очередь – «князья». В конце подсчитывались очки. Во время борьбы запрещалось ставить подножки.
Школьный вариант: тот же самый. Чтобы избежать травму играют на матах.
Цель: способствовать развитию силы ног, координации движений, ловкости.
Правила игры. Соперники ложились рядом на спину головами в разные стороны, захватив друг друга соприкасающимися локтями, сцепляли пальцы рук на груда. Каждый поднимал одну ногу вверх ближайшей к сопернику стороны и выполнялся захват ногами. Вторая нога должна была лежать прямо на земле (на полу). Во время борьбы соперники старались выпрямленной вверх ногой перевернуть друг друга. При этом расцеплять пальцы рук запрещалось.
Школьный вариант: тот же самый
Перетягивание палки «Талты юх»
«Талты кел» (казымские ханты)
Цель: способствовать развитию силы, гибкости.
Правила игры. Два игрока садились на пол или землю напротив друг друга и, вытянув ноги вперед, упирались друг в друга ступнями ног, а руками брались за палку. По команде судьи игроки начинали тянуть на себя палку, стараясь оторвать соперника от земли (пола). При этом нельзя было сгибать ноги в коленях. Если кто-то из игроков не выдерживал борьбы и расцеплял пальцы, то он считался побежденным. Победитель состязался со следующим игроком. Состязание продолжалось до выявления победителя среди всех его участников.
Школьный вариант: тот же самый. Чтобы избежать травму играют на матах.
Цель: способствовать развитию силы ног, рук.
Правила игры. Два игрока садились на землю (пол) и упирались друг в друга ступнями прямых ног. Остальные игроки садились за ними на колени друг за дружкой. Затем все игроки обеих командир брались за веревку. По сигналу, игроки начинали тянуть веревку на себя. Состязание продолжалось до тех пор, пока кто-то из впереди сидящих игроков не вставал, потянув за собой остальных.
Школьный вариант: тот же самый
«Выдра» (Казым) перетягивание ремня, надетого на шею Перетягивание пальцами
Перетягивание пальцами
ПЦель: способствовать развитию силы, ловкости; учит работать командой.
Правила игры. Два соперника вставали друг против друга на четвереньки. Им на шею надевали ремень и они пытались сдвинуть друг друга с места.
Школьный вариант: перетягивание каната
Цель: способствовать развитию силы рук.
Правила игры. Доска длиной 1,5-2 метра, шириной 35-40 см., толщиной 2-3 см.Два игрока садились напротив друг друга, упирались ступнями выпрямленных ног в доску и сцеплялись большими пальцами рук. По команде они начинали тянуть друг на друга так, что соперник оторвался от пола (земли). Если кто-то из игроков не выдерживал и отцеплял палец, он считался побежденным. Затем победитель состязался со следующим из участников игры. (Можно поочередно всеми пальцами)
Школьный вариант: тот же самый
Список литературы:
Прокопенко В.И. Этнопедагогика народа ханты: физическое воспитание и игры [Электронный ресурс]: Учеб. пособие. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та. 2005. – 296 с.: ил.
13 LINK \l "954"14http://studme.org/1965032328498/pedagogika/fizicheskoe_vospitanie_igry#95415
2. Орехова А. Н. Традиции семейного воспитания у хантов // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XXIV междунар. науч.-практ. конф. Часть II. [Электронный ресурс]: – Новосибирск: СибАК, 2013. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Заголовок 215