Воздействие музыки на эмоциональное состояние человека


«ВОЗДЕЙСТВИЕ МУЗЫКИ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА»
М.В. Аристова, педагог-психолог учебного отдела
Федеральное государственное казённое общеобразовательное учреждение
«Севастопольское президентское кадетское училище», г. Севастополь
Довольно часто от преподавателей, воспитателей и родителей кадет приходится слышать об агрессивности современных подростков. Но также часто мы забываем прописную истину: дети – наше зеркало. В их личности, как в зеркале отражается все наша действительность, которую как бы нам ни хотелось, но изменить пока не удается. По этому поводу написано множество педагогических и психологических трудов: выявлены причины, созданы диагностические методики и коррекционные программы, но проблема и по сей день продолжает нас волновать.
Безусловно, нужны и исследования, и коррекционная работа, и различные другие психолого-педагогические воздействия. Только известно, что мы слышим, то забываем быстро, то, что видим - остается в памяти более продолжительное время, а то, что делаем – мы начинаем понимать. В копилке каждого педагога-психолога найдется немало различных методик, используемых им в тех или иных случаях. Мне также хочется поделиться опытом своей работы по профилактике агрессивности, связанной с негативным воздействием окружающей среды.
Имеются отечественные и зарубежные публикации о влиянии музыки на психику человека, но, во-первых, наши дети и даже их родителя редко читают подобную литературу, во-вторых, долго наш ум информацию, как мы выяснили, не держит. Размышления об этом навели меня на мысль об эксперименте, который наглядно показал бы кадетам, какое воздействие может оказывать музыка на человека.
Подготовив бумагу, карандаши и записи музыкальных композиций, пришла к своим семиклассникам на занятие «Часа психолога». Чтобы ввести кадет в тему занятия рассказала им о результатах различных исследований в этой сфере, которые проводились как с животными, так и с людьми. Сейчас нам достоверно известно, что во время звучания громкой музыки животные начинают испытывать беспокойство, а негромкая, спокойная, к примеру, увеличивает надои у коров. Автомобилисты, слушающие громкую ритмичную музыку, незаметно для себя начинают увеличивать скорость автомобиля, меньше обращают внимания на знаки. А если сравнить поведение людей по время концертов рок-музыкантов и прослушивания симфонической или органной музыки? СМИ часто демонстрируют неадекватное поведение как зрителей, так и исполнителей «тяжелого рока», чьи концерты порой заканчиваются для некоторых больничной койкой или проводом в полицию. И, с другой стороны, никогда не слышала, чтобы зрители бросали банки из-под пива в исполнителей классической музыки.
Исследования влияния музыки на человека проводились и в интеллектуальной сфере. Ученые Центра нейробиологии Калифорнийского университета протестировали студентов из разных колледжей, пытаясь определить уровень их интеллектуального развития. В течении десяти минут после проведения теста студенты прослушивали сонату Моцарта. Повторное тестирование сразу же после прослушивания показало увеличение IQ на 8-9 баллов. Правда, затем показатели вернулись на прежний уровень, но этот факт позволил ученым предположить, что именно творение Моцарта явилось причиной временного интеллектуального подъема. Другие ученые, занимающиеся подобными исследованиями, также убеждены в волшебной силе музыки, способной при «регулярном употреблении» вызвать устойчивое повышение IQ.
В ходе эксперимента с кадетами мы решили выяснить, какое влияние оказывает различная музыка на эмоциональное состояние человека. Кадеты- семиклассники поочередно прослушали композицию немецкой рок-группы «Рамштайн» и сонаты Моцарта, при этом им нужно было зарисовывать свои ассоциации.
Мотивированные тем, что являются участниками психологического эксперимента и необычность самого занятия, воодушевила ребят – работали они с интересом. Результаты работы для участников эксперимента оказались еще более интересными: рисунки разных кадет были очень схожими. Проведя подобные занятия на всем курсе, а это сто двадцать подростков, мы получили повторяющиеся работы, что говорит о том, что результаты нашего эксперимента можно считать достоверными – музыка оказывает на разных людей одинаковое воздействие. «Тяжелый рок» вызывает негативные эмоциональные переживания: рисунки получаются довольно агрессивные, частые изображения грозы, военных действий. Многие кадеты не использовали цветные карандаши, хотя такая возможность у них была.
Рисунок, полученный при прослушивании композиции
немецкой рок-группы «Рамштайн»

И совсем другие изображения получаются при прослушивании классического произведения. В большинстве своем это изображения природы: пейзажи, цветы и романтические картинки.
Некоторые ребята к своим рисункам добавляли комментарии, к примеру, на музыку группы «Рамштайн»: «на Землю наступает тьма». Музыку Моцарта прокомментировали так: «Поднимает настроение. Становится легко и очень хорошо».
Рисунок, полученный при прослушивании сонаты Моцарта

В начале занятия мы договаривались, что свои работы кадеты не будут подписывать, чтобы не возникало переживаний, как потом может отразиться на них их искренность, поэтому подводя итоги эксперимента, мы открыто анализировали полученные результаты. Выводы напрашивались сами: «тяжелый рок» приводит нас в состояние тревожности, агрессивности; классическая – вносит покой в душу, радует ее.
Что происходит с нами во время прослушивания различной музыки и почему, ученые объясняют с разных точек зрения. Одну из них представляет французский профессор Алфред Томатис, который считает, когда электрический потенциал мозга начинает ослабевать, мы «испытываем усталость и тупеем на глазах». Как и батарейки, клетки мозга должны время от времени подзаряжаться. Томатис открыл, что одним из способов подзарядки является прослушивание высокочастотных звуков 5000-8000 Гц. Согласно мнения ученого, вибрация клеток Карти – волосковых сенсорных клеток внутреннего уха – действуют как своеобразный генератор мозга. Музыка Моцарта содержит наибольшее число звуков нужного частотного диапазона, ну а «тяжелый рок» - наименьшее. Также он рекомендует в целях подзарядки мозга слушать музыку барокко и григорианские песнопения.
Другая точка зрения также интересна: многие ученые разных стран мира, в том числе Нобелевские лауреаты, поддерживают гипотезу о том, что вода имеет эмоциональную память и ее структура изменяется под воздействием различных эмоций. Так как мы с вами в основном состоим из воды, то сами себя структурируем, находясь в различных эмоциональных состояниях.
Никогда не ставила целью занятий навязывание своего взгляда на музыкальные пристрастия, но хочу, чтобы дети знали о том, что происходит с ними при прослушивании различной музыки и могли осознанно делать свой выбор. Подростки, ставшие участниками такого эксперимента, уходят озадаченными, а это верный признак того, что в их душе он нашел отклик.