Сообщение на тему: Опасности для духовного развития детей в современном мире и пути их преодоления


ОПАСНОСТИ ДЛЯ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯС.А.Перминова, учитель ОРКСЭ
Муниципальное образовательное учреждение
Сосново-Борская средняя общеобразовательная школа.

«В воспитании нет главного и второстепенного, как нет главного лепестка среди .многих лепестков, создающих красоту цветка».
В. Сухомлинский
Всё начинается с детства. Формируется характер, выбираются друзья, складываются отношения с окружающими, вырабатываются нормы поведения, закладываются традиции семейного воспитания. Душа каждого человека - зародыш прекрасного цветка, но расцветёт ли она, зависит от духовности воспитания и образования, полученного человеком в семье, в детском саду, школе. «Миссия взрослых людей по отношению к ребенку состоит в том, чтобы через культуру, образование поднимать ребенка к духовным знаниям, взращивать в нем духовные помыслы и дать ему способ спасения себя в этом мире и мира вокруг себя», - утверждал Николай Рерих.
В современных социальных условиях, когда происходит интенсивное расслоение общества по имущественному признаку, когда родители в большинстве случаев отчуждены от своих детей и полностью поглощены социально-бытовыми проблемами, когда дети предоставлены самим себе и улице, проблема духовного развития приобретает особую значимость.
Ситуация обновления общества привела к появлению множества опасностей, которые прежде всего разрушающе действуют на хрупкие податливые души детей.
Для ребенка мир огромен - каждый день несет с собой новые открытия и новых друзей, маленькие достижения и победы. Но этот огромный мир таит в себе множество опасностей. Где ребенка подстерегает больше всего опасностей, а где он полностью защищен? Кто угрожает сегодня жизни и благополучию наших детей - распространители наркотиков? Или, может, невнимательные водители на дорогах? От чего мы должны защищать детей в первую очередь?
Каковы же главные опасности, негативно влияющие на духовное развитие детей в современном мире?
Главные опасности:
жажда впечатлений
жажда общения
безудержное стремление к другому полу
пагубные пристрастия в виде курения, токсикомании, наркомании
снисходительность в требованиях к себе самому, склонность ксамопрощению, потакание своим слабостям, оправдание склонности кбездумному времяпрепровождению потоки информационного мусора
через телевидение, Интернет
телемания, Интернетмания, виртаманияперегруженность или минимальная занятость
интеллектуальное иждивенчество
Всё это в конце концов ведет к духовному недоразвитию, к разрушению
нравственного самосознания, деградации личности. Поэтому проблема
духовного развития личности не узко педагогическая. Это мировоззренческая
проблема, проблема социально-этическая, философская.
Процесс совершенствования в индивидуальном развитии личности
неизбежно начинается в период подросткового возраста. Именно в этом
возрасте у человека обостряется внимание к своему духовному миру,
возникает стремление и активизируются поиски возможностей к
самовыражению и самоутверждению, проявляется особый интерес ксамопознанию, самоиспытанию. Собственно, начинается бурный процесс ,который охватывает все стороны духовной жизни личности. Это накладывает
печать на отношения подростка к другим людям и к себе самому. Учеба,
чтение, труд, дружба, самообразование, отношение к родителям, учителям,
сверстникам - все протекает под влиянием этого процесса. Процесс
самоутверждения, самовоспитания должен стать для подростка самой сутью
его жизни.
По мнению ученых и экономистов-аналитиков, дети - будущий«человеческий капитал», который является одним из ключевых слагаемых не
только индивидуального благосостояния страны, но и ее общего социально-
экономического роста и развития. Дети в любой стране мира
представляют собой наиболее ценный ресурс страны, залог ее будущего
развития.
Каково состояние этого «ресурса» в России? Анализ социальной ситуации
развития детства в современной России открывает негативные изменения помногим параметрам психологического статуса ребенка, его здоровья в контексте проблемы информационной безопасности.
Известно, что, по данным Всемирной Организации здравоохранения, Россия с 2004 года занимает первое место в мире по детскому табакокурению, выбирается на 1 место по алкоголизму, прежде всего пивному, а также наркотической и другим зависимостям, включая все виды так называемой «экранной зависимости» - телеманию, виртаманию, интернетманию.К сожалению, сегодня оказались практически утрачены традиции организации и проведения зрелищных мероприятий, не наносящих вред духовно-нравственному развитию и здоровью детей. Отсюда закономерно появление инокультурных, чужеродных нововведений, подобных: «дню святого Валентина» и «дню всех святых, Хеллоуину», не имеющим, как показал анализ, ничего общего ни с нравственностью Христианства, ни со святыми, ни с моральными представлениями и традициями народов России.
Важнейшей составной частью культурной и образовательной среды для ребенка является игра и игрушка. Ежегодно в России распространяется около 10 тысяч различных игрушек, мультфильмов, прежде всего иностранного производства, среди них есть значительная доля предметов, наносящих физический, психологический и духовный вред ребенку, являясь проводниками разрушительных процессов в психическом и духовно- нравственном развитии ребенка.
Игрушка - первый культурный предмет, который формирует многие смысложизненные установки ребенка, в том числе демографические установки. Игрушка способна породить чудовищ в душе маленького человека. С этим, к сожалению, приходится сталкиваться все чаще не только психологам, но и детским психиатрам, врачам. Игрушка полезная ставит перед собой благородную воспитательную задачу - учить добру и красоте, мудрости и радости.
Ученые подсчитали, что около 90% современной литературы и кинофильмов воспевают «детский бунт» детей против взрослых и прежде всего - родителей. Растет поколение, для которого семья не является убежищем от невзгод жизни, супружество и особенно родительство (материнство и отцовство) не являются жизненной необходимостью.
Каковы же пути преодоления опасностей, ведущих к деградации личности? Что можем сделать мы для того, чтобы помочь ребёнку спасти себя в этом жёстком мире и научить его спасать других?
Во-первых, следует помнить следующие правила :•В воспитании ребёнка не должно быть мелочей.
•Духовное развитие и Нравственное воспитание должны строиться не на порицании качеств личности, а на поддержке тех положительных черт и качеств характера, которые ему присущи.
•Нельзя оставлять ребёнка наедине в мирской суете, в пространстве, которое он не постиг ещё, которое опасно для него множеством соблазнов.
В свое время JI. Толстой озвучил такую формулу - «Пустыня отрочества». Вы только вдумайтесь в это словосочетание! Отрок (наш подросток) оказывается и проходит сквозь пустыню. Через какую пустыню? - Смысловую и ценностную.
Психологически эту формулу можно прочитать следующим образом. Подросток как бы спрашивает у себя: «А что у меня есть свое собственное? Не навязанное извне, а мое собственное?». Все, что он знает, умеет - извне пришло, от взрослых, это не его самостоятельные достижения и промахи. Его всему научили взрослые. Возникшее противоречие приводит к душевной пустоте. И если рядом не оказывается умелый наставник, случается непоправимое. Здесь кроется источник подростково-юношеских суицидов - от полной пустыни, от смысловой пустоты.
Во-вторых, воспитание должно быть направлено на то, чтобы ребенок жил реальной духовной жизнью, чтобы он постоянно пребывал в Церкви Христовой, то есть важно, чтобы ребенок не только знал что-то о вере, но и жил религиозной жизнью. В тысячу раз полезнее для ребенка ежедневно играть в футбол, нежели знать все о футболе. Так же и в духовном воспитании важны не только евангельские знания, но и благодать Божия, которая дается только в реальной религиозной жизни. Духовное развитие дает возможность нравственного развития человека, потому что нравственные законы сохраняют свое действенное живое функционирование только в духовном пространстве. При этом очень важно сформировать в детях не только нравственный иммунитет, но и, что еще важнее, положительный нравственный идеал - идеал, который на все времена и для всего человечества дан нам в образе Спасителя. Самое страшное сегодня - это отсутствие положительного нравственного идеала у многих людей. Поэтому и важнейшая задача нравственного воспитания состоит не только в том, чтобы приучить детей к нравственному запрету, но прежде всего сформировать в нем доброе нравственное чувство, познание и поведение как повседневную норму. Отсутствие веры в Бога - как Источника абсолютного Добра, в Его заповеди - как единственной основы нравственности и «собственно человеческого в человеке» привело к тому, что после снятия идеологического прессинга, наше сознание, особенно у молодежи, оказалось практически беззащитным перед постмодернистскими идеологиями, перед опасностью массового растления, разврата, порнографии, наркотиков.
Святитель Николай Сербский писал, что существует пять основных импульсов, движущих людьми:
•личное благосостояние собственные удовольствия
•семейные и кровные узы
•общественные законы
•совесть и чувство присутствия Бога живого.
Четвертый импульс - это первая линия обороны; если человек не удерживает бастионы совести, он отступает на вторую линию - пытается защититься общественными законами; не удержав вторую, отступает на третью, и так - до последней. Именно в такой последовательности происходит деградация человека, деградация и гибель, «ибо и последнюю линию обороны может потерять человек, приходя в состояние одиночества, уныния, потери смысла жизни и полного отчаяния».
Чтобы процесс воспитания проходил успешно, безболезненно для ребенка, вокруг него должна быть создана такая атмосфера, чтобы ребенок, чувствовал, что нужен в этом мире, что его ждут в саду, в школе, в храме, дома ждут.
Определяющую роль в процессе нравственного становления личности занимает семья. Именно в семье закладываются основы нравственности. Основы духовного развития ребенка закладываются в семье. С самого раннего возраста у детей создаются представления о природе, об отношениях между людьми, об окружающем мире. Насколько широки эти представления, как быстро они развиваются - это зависит от родителей, их поведения и общения с детьми. Известно, что духовный облик ребенка складывается под влиянием духовного облика родителей. Идеальная семья живет большими духовными интересами. Стремление взрослых быть в курсе всего того, что происходит в стране и во всем мире, что волнует людей в политике, народном хозяйстве, науке, технике, искусстве, спорте,- это стремление непременно передается детям, становится источником детской пытливости и любознательности. Повседневная забота родителей - следить за тем, как учатся дети, что читают, насколько они любознательны, поддерживать всякую инициативу детей, направленную на обогащение ума и души растущего человека.
В настоящее время приходится часто сталкиваться с проблемой безнравственности среди родителей. Много асоциальных семей. Поэтому процесс воспитания ребёнка должен быть сопряжён с процессом перевоспитания беспардонного папы или мамы. В работе с наиболее ретивыми родителями можно использовать подход, который помогает направить энергию папы или мамы в нужное русло, - убедительно попросить родителей помочь на родительском собрании или найти материал по определённой теме, или выступить с готовым сообщением, или уговорить сделать это кого-то из родителей. Следует ненавязчиво убеждать родителей в том, что суть взаимодействия учителя и семьи заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в обучении ребёнка, раскрытии и развитии в нём лучших качеств и свойств. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Основная задача педагога в организации взаимодействия с родителями - активизировать воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер. Для этого с помощью родительского комитета, энергичных родителей организуются лектории по нравственному воспитанию. Какие же формы работы наиболее приемлемы в решении проблемы опасностей? В школе - это уроки, разноплановые классные часы различные конкурсы и мероприятия. И, конечно же, новая дисциплина ОРКСЭ.
Во все времена ценны нравственные понятия гуманности, доброты, милосердия, чуткости. В наше же время особенно недостаёт человеку умения прощать, проявлять терпение по отношению к окружающим, к разным точкам зрения. Стремление к наживе одних и к выживанию - других затмило многие ценности, перед которыми преклонялись люди издавна. Исходя из этого, весь комплекс проводимых мероприятий, должен быть направлен на формирование таких качеств, как ответственность, отзывчивость, толерантность, гражданственность, решительность, убеждённость в необходимости уметь сотрудничать, договариваться, на воспитание личности, умеющей и желающей проявлять заботу о близких, духовно богатой, способной строить жизнь на основе общепринятых норм, умеющей любить свою родину, жить в согласии с собой и окружающими.Преображение человека начинается с его духовного совершенствования. И на этой основе идет формирование других сфер. Вне этого все труды по развитию человека будут направлены на обслуживание его страстей. Конечно, духовное бытие и развитие человека в современном технократическом, духовно деградирующем российском обществе невероятно трудно. Но нельзя забывать, что духовная жизнь подобна закваске в тесте или живому растению - она развивается. И сегодня духовная жизнь России возрождается, напоминая весеннюю траву, еще покрытую прошлогодней. Прорастет ли она или же окажется такой слабой, что сама собой завянет, или прошлогодняя трава (наше атеистическое прошлое) не даст ей возможности расти, или морозы (внешние можно добиться таких результатов, которые позволят молодому поколению уверенно войти в мир взрослых, состояться в нём, стать гражданином своей страны не на словах, а на деле. Как воспитать ребёнка, чтобы ежедневно можно было отмечать положительные изменения? Это возможно только в том случае, когда педагог неформально относится к своему делу, когда процесс воспитания носит системный характер.
Замечательный мыслитель и педагог Феофан Затворник в своё время сказал: «Воспитатель должен пройти все степени христианского совершенства, чтобы впоследствии в деятельности уметь держать себя, быть способным замечать направления воспитываемых и потом действовать на них терпением, успешно, сильно, плодотворно. Это должно быть сословие, вид чистейших, Богоизбранных и святых. Воспитание из всех святых дел - самое святое».
Литература:
Абраменкова В.В. Духовно-нравственное развитие современного ребёнка в различных общностях и социальных группах, www.pokrov-forum.ru
. Духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи России. М.,2002.
.Житие святителя Феофана Затворника.www.ic-xc-nika.ru
.Святитель Феофан Затворник. Путь ко спасению. М.,1994.
Святитель Николай Сербский.www.psaltyr.ru/nikolai-serbskii