Выступление на педсовете по теме Физическая культура, где ключевое слово культура
МКОУ СОШ с. Голуметь,
Черемховский район,
Иркутская область
Выступление на педагогическом совете
По теме: «Физическая культура,
где ключевое слово «культура»
Подготовил:
учитель физической культуры
высшей квалификационной категории
Завозина Т. В.
2013 г.
Доклад на тему: «Урок физической культуры, где ключевое слово «культура».
Чтобы раскрыть содержание понятия физическая культура, следует, прежде всего, обратиться к фундаментальному понятию культуры вообще. Культура – это человеческая деятельность и её результаты. В более узком смысле под культурой понимают образованность, уровень духовного развития человека, соблюдение морально-эстетических принципов – определённых норм поведения. Физическая культура – часть общей культуры общества, представляющая собой совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых и используемых обществом для развития физических способностей человека, укрепления его здоровья и совершенствования двигательных возможностей. Таким образом, под физической культурой понимается определённый вид культуры общества и человека. Основные показатели состояние физической культуры в обществе:
- уровень здоровья и физического развития людей;
- степень использования физической культуры в сфере воспитания и образования, в производстве, быту, структуре свободного времени;
- характер системы физического воспитания, развития массового спорта, спортивные высшие достижения и др.
Физическая культура – неотъемлемая часть жизни человека. Она занимает достаточно важное место в учёбе, работе людей. Занятия физическими упражнениями играет значительную роль в работоспособности членов общества, именно поэтому знания и умения по физической культуре должны закладываться в образовательных учреждениях различных уровней поэтапно.
Наряду с понятием физическая культура общества существует понятие физическая культура личности, означающее конкретную деятельность и её результаты в области физической культуры, достигнутые отдельным человеком. Уровень физической культуры личности можно определить по ряду показателей: по ценностным ориентациям, интересам, мотивам и потребностям личности в области физкультурной деятельности, по физической подготовленности, состоянию здоровья, уровню развития физических качеств, по навыкам и привычкам ведения здорового образа жизни. Физическая культура человека неразрывно связана с его общей культурой, поскольку присущие физически культурной личности свойства формируются и развиваются на основе тех же психофизических (природных) задатков и психофизических процессов, что и эстетический, нравственный и другие виды культуры человека. Поэтому, занимаясь физическими упражнениями, человек не только развивает и совершенствует свои физические возможности, своё тело, но и формирует другие свойства личности – нравственные, эстетические, волевые и т. п. Благодаря физической культуре человек познаёт себя, других людей, окружающий мир. Формируются индивидуальные черты характера, собственное мировоззрение и способы мышления, критическое отношение к своим поступкам и действиям других людей. Все эти положительные свойства, приобретаемые в результате физкультурной деятельности, характеризуют человека не только как физически культурную личность, но и как целостную личность, всесторонне и гармонично развитую, отражающую высокий уровень общей культуры человека.
Есть понятие «культура и спорт». Слово «культура» часто используется как синоним слова «цивилизация» - совокупность достижений общества и его традиций в материальном и духовном развитии. Традиции, связанные со спортом, тоже ценятся в мире достаточно высоко. Национальные виды спорта – выражение национальных особенностей и отражение истории народа – составляют предмет национальной гордости. Например, в США наиболее популярны два национальных вида спорта – бейсбол и американский футбол, в Японии огромной популярностью пользуется сумо, во Франции – французский бокс, Россия может гордиться двумя национальными видами спорта, уверенно вошедшими на международную арену, - хоккей с мячом и самбо. С историей культуры неразрывно связана история спорта: сюда входят связь спорта с культом древних богов, развитие спорта как творчества, развитие спорта как зрелища и воплощение спорта в произведениях искусства. Изучая произведения древнего искусства, мы видим, что эстетика спорта, его красота и гармоничность были важнейшими элементами древней культуры. Наибольшее воплощение это получило в Древней Греции, где спортсмены и победители Олимпиад становились моделями для выдающихся художников и скульпторов. Копии статуй греческих атлетов и в наши дни украшают парки и стадионы и занимают почётные места в музеях.
Как выше уже говорилось «в более узком смысле под культурой понимают образованность, уровень духовного развития человека, соблюдение морально-эстетических принципов – определённых норм поведения». Но здесь мнения о роли спорта расходятся. С точки зрения философии спорта, его идеалов, принципов Олимпийского движения, спорт обладает огромным потенциалом как средство воспитания в человеке честности и благородства, как средство повышения духовной культуры и общественного сознания. С другой стороны, известно, что спорт в эпоху его коммерциализации может вызывать агрессивность, может быть связан с обманом, нечестной игрой, применением допинга и других способов «победы любой ценой». Нередки случаи перехода бывших спортсменов в криминальную среду. Древние греки не представляли себе образованного человека, который не занимается спортом и не следит за своим телом. Можно привести множество примеров известных спортсменов, которые были и незаурядными творческими личностями. Джим Корбет – чемпион мира по английскому боксу – был прекрасным актёром театра и обладал безупречными манерами настоящего джентльмена. Многие известные писатели и учёные России увлекались тяжёлой атлетикой, например, бытописатель Москвы Владимир Гиляровский занимался атлетизмом и выступал на соревнованиях. Спорт – неотъемлемая часть массовой культуры, т. е. современной индустрии развлечений. Спорт как зрелище демократичен и интересен представителям всех слоёв общества. Огромна роль спортивных соревнований в снятии у зрителей стрессов и эмоционального напряжения – проблем современного общества, причин многих серьёзных заболеваний. Увы, здесь тоже есть оборотная сторона и печальные примеры роста агрессивности – в первую очередь разрушительные действия футбольных фанатов. В современном спорте важное место занимают соревнования ветеранов и различные соревнования инвалидов – это проявление гуманизма, принципы заботы о человеке, отражающего высокий уровень культуры. Спорт в современном обществе – не просто неотъемлемая часть культуры. Это огромная сила, которую можно использовать и во зло. Борьба за чистоту спорта, за его морально-этические идеалы остаётся важнейшей задачей современного спорта и Олимпийского движения.