Рабочая программа Литературное чтение 1класс Начальная школа 21 века
Автономная некоммерческая организацияСредняя общеобразовательная школа «Феникс»с группами дошкольного образования
Рассмотрено СогласованоУТВЕРЖДАЮ:
на заседании ШМО Зам. директора по УВРДиректор школы
________Астапова Н.О. ________Козаченко Е.В._________Козин С.В.
Дата ______________ Дата _________________Дата ______________
Рабочая учебная программа
Литературное чтение
1 класс
2012 – 2013 учебный год
Составлена на основе
программы Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова «Литературное чтение»
Учитель: Астапова Нина ОлеговнаМосква
2012
Пояснительная записка
Общая характеристика учебного предмета
Курс литературного чтения является одним из основных предметов в системе начального общего образования, закладывающим основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития младших школьников, их умения пользоваться устным и письменным литературным языком. Данный курс обеспечивает достижение необходимых личностных, предметных и метапредметных результатов освоения программы литературного чтения, а также успешность изучения других предметов в начальной школе.
Данный курс литературного чтения построен с учётом следующих концептуальных положений:
изучение должно обеспечивать развитие личности ребёнка, формирование его интеллекта и основных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма);
в результате обучения формируется читательская деятельность школьников, компоненты учебной деятельности, а также универсальные учебные действия;
дифференцированное обучение обеспечивает учёт индивидуальных возможностей каждого ребёнка.
Характерной чертой данной программы является «нерасчленённость» и «переплетённость» обучения работе с произведением и книгой. При изучении произведений постоянно идёт обучение работе с учебной, художественной и справочной детской книгой, развивается интерес к самостоятельному чтению. В программе не выделяются отдельно уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых комплексно решаются все задачи литературного образования младших школьников: формируются читательские умения, решаются задачи эмоционального, эстетического и литературного развития, а также нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Принципы построения курса
Использование системно-деятельностного подхода предполагает преемственность с дошкольными образовательными учреждениями, постепенное формирование у детей основных видов речевой деятельности (слушание, говорение, чтение и письмо).
В основу построения курса «Литературное чтение» в системе учебников «Начальная школа XXI век» были положены следующие принципы:
системности — обеспечивает комплексное решение задач обучения, воспитания и развития младшего школьника, а также создания литературного пространства на основе взаимодействия и интеграции различных форм дополнительного образования (кружки, факультативы, библиотечные часы, а также самостоятельная работа с книгой в группе продлённого дня);
эстетический — обусловливает требования к произведениям, вошедшим в курс литературного чтения. Постоянное общение младших школьников с лучшими образцами детской литературы создаёт условия для формирования их эстетического вкуса и читательских предпочтений;
эмоциональности — учитывает воздействие литературного произведения и книги на эмоционально-чувственную сферу начинающего читателя (развитие его эмоциональной отзывчивости, способности воспринимать художественный мир автора, сопереживание чувствам героев);
преемственности — обеспечивает связь разных уровней (этапов) литературного образования и уроков литературного чтения с уроками русского языка, окружающего мира, музыки, изобразительного искусства.
При конструировании курса литературного чтения с учётом принципа системности были сформулированы следующие требования к его содержанию:
содержание учебников представлено блоками (разделами), построенными по жанрово-тематическому, жанровому и авторскому принципам. Объём и содержание произведений каждого блока отобраны с учётом возрастных и психологических особенностей учащихся начальной школы, произведения способствуют приобщению младших школьников к культурному опыту своего и других народов;
развитие основных видов речевой деятельности (слушание, чтение, устная и письменная литературная речь) входит содержательной линией в каждый изучаемый раздел и носит практико-ориентированный характер;
введение в каждый раздел и последовательное знакомство с литературоведческими понятиями на пропедевтическом уровне служит литературному развитию и формированию читательской компетентности;
системная работа по формированию самостоятельной читательской деятельности проходит в каждом разделе каждого класса и усложняется от класса к классу;
система творческих заданий, представленная в каждом блоке (разделе), позволяет учитывать уровень обученности и индивидуальные возможности учащихся;
умение работать с информацией (находить информацию в тексте произведения, в справочниках, энциклопедиях и доступных интернет-ресурсах) формируется последовательно во всех классах начальной школы.
Специфические особенности курса литературного чтения в начальной школе:
сочетание работы над собственно чтением: техническими навыками и читательскими умениями;
работа с текстом как речеведческой единицей, а с литературным произведением как искусством слова с учётом специфики его структуры и жанровых особенностей;
одновременная работа над языком произведения и речью детей;
сочетание работы над художественным произведением и детской книгой как особым объектом изучения;
различение художественных и научно-популярных произведений;
формирование литературоведческих понятий, обеспечивающих полноценное восприятие произведения;
освоение литературных произведений в сочетании с творческой деятельностью учащихся, развитием их эмоциональной сферы, обогащением духовного мира ученика.
Основная цель курса литературного чтения — помочь ребёнку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы, обогатить читательский опыт. Развитие читательских умений предполагает овладение основными видами устной и письменной литературной речи: способностью воспринимать текст произведения, слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча, понимать читаемое на уровне не только фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональное отношение); воссоздавать в своём воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и уметь рассказывать текст произведения в разных вариантах — подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации.
Задачи курса «Литературное чтение»:
обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы;
научить учащихся понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать свою точку зрения (позицию читателя);
систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно; пользоваться основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым);
включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах;
формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания литературы как искусства слова;
расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для овладения смысловым чтением и формирования универсальных учебных действий. Читательское пространство в нашей программе формируется произведениями для изучения на уроке (даны в учебнике), для дополнительного чтения (в учебной хрестоматии), для самостоятельного чтения по изучаемым теме или разделу (в рубрике «Книжная полка» в конце изучаемого раздела или нескольких разделов).
Место предмета в учебном плане
Изучение литературного чтения в 1 классе начинается в курсе «Обучение грамоте», продолжительность которого зависит от уровня готовности класса, темпа обучения, профессиональной подготовки учителя и средств обучения, соответствующих программе. В этот период объединяются часы учебного плана по русскому языку и литературному чтению, всего 9 ч в неделю, из которых 1 ч отводится на литературное слушание. После периода обучения грамоте идёт раздельное изучение литературного чтения и русского языка, которые входят в образовательную область «Филология». На изучение литературного чтения со 2 по 4 класс отводится по 4 ч еженедельно.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Специфика литературного чтения заключается в том, что предметом изучения является художественная литература, которая благодаря своей нравственной сущности оказывает огромное влияние на становление личности учащегося: духовно-нравственное развитие, формирование основ гражданской идентичности, понимание и усвоение моральных норм и нравственных ценностей, принятых в семье, в народе, в обществе (любовь к семье, к своему народу, Родине, уважительное отношение к другой культуре и мнению и т. п.).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Литературное чтение»
Курс литературного чтения в начальной школе закладывает фундамнт всего последующего образования, в котором чтение является важным элементом всех учебных действий, носит универсальный метапредметный характер.
Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапред-метных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО1:
Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности ксэмо-ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определение наиболее эффективных способов достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдение нормы информационной избирательности, этики и этикета;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составление текстов в устной и письменной формах;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; изложение своего мнения и аргументация своей точки зрения и оценки событий;
определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществление взаимного контроля в совместной деятельности, адекватное оценивание собственного поведения и поведения окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержавшем конкретного учебного предмета;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования по литературному чтению с учётом специфики содержания предметной области „Филология", должны отражать:
понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; осознание значимости чтения для личного развития;
формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении и успешности обучения по всем учебным предметам;
понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий^
умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации».
Достижение вышеперечисленных результатов освоения образовательной программы характеризуется сформированностью у выпускника начальной школы умения учиться — овладение им универсальными учебными действиями (УУД), которые необходимы для постановки и решения любой учебной задачи.
Тематическое планирование курса литературного чтения
Раздел программы Программное содержание Характеристика деятельности учащихся
1 класс
Виды речевой и читательской деятельности Аудирование (слушание)
Восприятие на слух произведений фольклорных и авторских. Умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения. Чтение небольших произведений и понимание их содержания.
Понятия: писатель, автор произведения, заглавие, жанр, тема, герой
Чтение вслух и молча (про себя)
Чтение вслух слогов и целых слов в соответствии с индивидуальными возможностями; переход от слогового к плавному осмысленному чтению целыми словами.
Знакомство с правилами чтения (что — [што], чтобы — [штобы], -ого — -о[ва]).
Интонация конца предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки), интонация перечисления (по образцу).
Чтение молча (про себя) отрывков и небольших произведений.
Виды чтения: ознакомительное, изучающее, просмотровое, поисковое
Работа с текстом
Текст и набор предложений.
Выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя.
Структура текста: абзац, начало и концовка текста.
Чтение и выделение особенностей сказок, рассказов, стихотворений. Определение темы произведения.
Деление текста на части. Пересказ по готовому плану подробно, сжато.
Понятия: текст произведения, фамилия автора, заглавие, абзац, часть текста, тема (о чём произведение?), жанр (что это?)
Иллюстрация к тексту произведения: рассматривание и отбор отрывка или слов, соответствующих иллюстрации
Работа с текстом художественного произведения
Понимание заглавия, нравственного содержания, поступков героев. Пересказ содержания.
Выявление отношения автора к героям и их поступкам
Работа с текстом научно-популярного произведения
Знакомство (практическое) с научно-популярным произведением: наличие в тексте фактической информации о предмете или явлении
Библиографическая культура
Знакомство с книгой и её аппаратом: обложка, страницы обложки, иллюстрация, название книги (фамилия автора и заголовок), тема и жанр книги (если таковые обозначены).
Выбор книг по авторской принадлежности, жанру, теме
Говорение (культура речевого общения)
Диалог (понятие, поиск диалога в тексте, выразительное чтение диалога, инсценирование и чтение по ролям диалогов и полилогов героев произведений).
Монолог (понятие, поиск монолога в тексте, построение монолога (высказывания) о произведении или героях и их поступках (1–3 предложения))
Письмо (культура письменной речи)
Произведение как пример письменной речи.
Практическое знакомство с текстом-повествованием, текстом-описанием, текстом-рассуждением Воспринимать на слух сказку, рассказ, стихотворение.
Различать на слух произведения разных жанров (стихотворение, рассказ, сказка).
Сравнивать произведения по теме, жанру, авторской принадлежности.
Группировать изученные произведения по теме и жанру, жанру и авторской принадлежности, по теме и авторской принадлежности.
Моделировать обложку (указывать фамилию автора, заглавие, жанр и тему).
Сравнивать модели обложек
Читать вслух по слогам и целыми словами (правильно, с выделением ударного слога).
Читать выразительно скороговорки, загадки, потешки, сказки и рассказы по образцу (выразительное чтение учителя).
Читать по ролям небольшие сказки, рассказы, шутки.
Осваивать умение читать молча (про себя) под руководством учителя
Отличать текст от набора предложений.
Определять абзацы и части текста.
Характеризовать текст с точки зрения структуры: абзацы, наличие диалога в тексте.
Сравнивать произведения разных тем и жанров.
Учиться пересказывать подробно и сжато по готовому плану
Соотносить иллюстрации с эпизодами произведения
Объяснять соответствие заглавия содержанию произведения.
Оценивать поступки героев произведений с нравственно-этической точки зрения.
Высказывать своё суждение о героях и их поступках.
«Вычитывать» из текста авторскую точку зрения, объяснять свою
Перечитывать текст и находить информацию о предметах, явлениях
Характеризовать книгу: называть книгу (фамилию автора и заглавие), рассматривать иллюстрацию на обложке.
Определять жанр и тему.
Сравнивать модели обложек книг.
Классифицировать книги по жанру, теме, авторской принадлежности
Находить в тексте произведения диалоги героев.
Инсценировать и читать по ролям произведения с диалогической речью.
Конструировать высказывание: (ответ) на вопрос о произведении и его содержании, о героях и их поступках.
Создавать небольшие рассказы или истории о героях изученных произведений
Высказывать своё отношение к литературному произведению (Что нравится? Почему?) и обосновывать его.
Находить в произведении описания героев, предметов или явлений
Круг чтения Малые жанры фольклора. Народные сказки. Произведения писателей-классиков XIX–XX вв. Произведения отечественных детских писателей XX в. и современных детских писателей.
Виды детских книг: художественные и научно-популярные.
Основные жанры: стихотворение, рассказ, сказка.
Темы чтения: о Родине, о природе, о детях, о животных; юмористические произведения Сравнивать произведения разных жанров.
Классифицировать произведения по жанру, теме, авторской принадлежности
Сравнивать книги с художественными произведениями, с книгами с научно-популярными произведениями.
Определять жанры и темы книг (если таковые обозначены).
Классифицировать книги по темам и жанрам
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение) Понятия: произведение, жанр, тема, сказка (народная и литературная), рассказ, стихотворение, пословица, скороговорка, песня, песенка-закличка, загадка, потешка, комикс, литературный герой, фамилия автора, заголовок, абзац, диалог Осваивать литературоведческие понятия: жанр, тема, произведение, текст, заглавие, фамилия автора.
Кратко характеризовать жанры (сказка, рассказ, стихотворение).
Использовать в речи литературоведческие понятия
Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений) Чтение по ролям и инсценирование
Выбор роли и выразительное чтение произведения с передачей особенностей героя (речь, тон, мимика, жесты).
«Живые картины» к отдельным эпизодам произведения (устное словесное рисование отдельных картин из изученного произведения).
Пересказ от лица одного из героев произведения.
Рассуждение о героях изученного произведения.
Создание небольших историй о героях или с героями изученных произведений Анализировать текст и распределять роли, читать выразительно роль выбранного героя (голос, мимика, жесты).
Моделировать «живые картины» к изучаемым произведениям.
Конструировать содержание описания картин к произведению или отдельным эпизодам.
Интерпретировать текст произведения: пересказ от лица одного из героев произведения.
Высказывать свою точку зрения о героях изученного произведения.
Создавать небольшие истории о героях или с героями изученных произведений
Чтение: работа с информацией Представление об информации
и сбор информации
Сбор информации о книге с опорой на внешние показатели и иллюстративный материал.
Таблица и схема. Чтение данных в таблице, заполнение несложных таблиц информацией о произведении и книге Характеризовать произведение или книгу по информации, представленной в форме таблицы.
Находить необходимую информацию о предметах или явлениях в учебной, научно-популярной и справочной книге.
Заполнять таблицы, схемы, переводить табличную информацию в текстовую, делать выводы (суждение, аргументация, вывод)
Календарно-тематическое планирование
по предмету Литературное чтение
1 класс (42 часа), 4 часа в неделю
Учебник: «Литературное чтение» Ефросинина Л.А.
IV четверть, 42 часа
1 Литературные сказки. А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане...» (отрывок) 2 Народные сказки. Русская народная сказка «Пузырь, Соломинка и Лапоть» 3 Скороговорки. Кир Булычёв «Скороговорка» Литературные (авторские) сказки. В. Бианки. «Лис и Мышонок» Народные загадки. 4 Рубрика «Книжная полка». Сказки народные и авторские 5 Рассказы для детей. К. Ушинский. «Играющие собаки» 6 Рассказы о детях и для детей. Л. Толстой. «Косточка» 7 В. Осеева. «Кто наказал его?». Стихотворения и рассказы о детях.
И. Северянин. «Её питомцы» 8 Е. Пермяк. «Торопливый ножик». Пословицы 9 Рассказы о детях. В. Осеева. «Потерянный день», «Три товарища» 10 В. Осеева. «Печенье». Пословицы. Проверь себя 11 Произведения о природе. Л. Толстой. «Солнце и ветер» 12 В. Бианки. «Синичкин календарь» (отрывок) Э. Мошковская. «Лёд тронулся» 13 И. Соколов-Микитов «Русский лес». Русская народная песня «Берёзонька». 14 М. Пришвин «Лесная капель» 15 Книжная полка. Рассказы о родной природе. 16 Стихотворения о дружбе. И. Мазнин. «Давайте дружить». Ю. Коваль. «Бабочка» 17 Русская народная песня «Котик» Загадка. С.Михалков «Аисты и лягушки» 18 Е. Чарушин «Томкины сны». И.Жуков «Нападение на зоопарк» 19 М. Пришвин «Ёжик», «Норка и Жулька» 20 Э. Шим «Грухарь» 21 Г. Скребицкий «Самые быстрые крылья» 22 Проверь себя 23 М. Пляцковский. «Добрая лошадь», В. Голявкин. «Про то, для кого Вовка учится». 24 В. Осеева «Кто хозяин?», «На катке» 25 Е. Пермяк.. «Самое страшное», С. Востоков «Кто кого» 26 И. Бутман «Клоун» 27 Е. Пермяк «Бумажный змей» 28 В. Берестов «Серёжа и гвозди» Проверь себя 29 М. Пляцковский «Урок дружбы» 30 В. Орлов «Как Малышу нашли маму» 31 А. Усачёв «Грамотная мышка», В. Сутеев «Цыплёнок и Утёнок» 32 С. Прокофьева «Сказка о том, что надо дарить» 33 Д. Биссет «Дракон Комодо» 34 А. Барто «Жук», Н. Сладков «На одном бревне» 35 В. Орлов «Большие уши» 36 Е. Чарушин «Томка и корова», В. Берестов «Выводок» 37 Е. Трутнева «Эхо» 38 И. Соколов-Микитов «Май», С. Витвитцкий «Травка зеленеет» 39 Я. Тайц «Всё здесь», «По ягоды», К. Чуковский «Радость» 40 М. Есеновский «Моя небольшая родина», Ю. Коринец «Волшебное письмо» 41 Р. Валеева «Здравствуй, лето», В. Лунин «Я видела чудо» 42 Проверь себя
Учебная дисциплина Класс Программа Тип программы Количество часов в неделю, общее Базовый учебник Методическое обеспечение Дидактическое обеспечение
Литературное чтение 1 Ефросинина Л.А. Оморокова М.И.. Литературное чтение: программа: 1-4 класс – М.: Вентана-Граф, 2012. УМК «Начальная школа XXI век»
Соответствует ФГОС Государственная 4 часов в неделю,
42 часа в год Ефросинина Л.А. Литературное чтение, 1 класс: учебник для учащихся образовательных учреждений: -М.: Вентана-Граф, 2011. Ефросинина Л.А. Литературное чтение, 1 класс : методическое пособие – М.: Вентана-Граф, 2012. Ефросинина Л.А. Литературное чтение, 1 класс: рабочая тетрадь – М.: Вентана-Граф, 2011.
Ефросинина Л.А. Словарь-справочник по литературному чтению «Книгочей» 1-4 класс – М.: Вентана-Граф, 2011.
Программное и учебно-методическое обеспечение ГОСа
Литература, необходимая для освоения курса
Литература для учителя
Ефросинина Л.А. Оморокова М.И.. Литературное чтение: программа: 1-4 класс – М.: Вентана-Граф, 2012. УМК «Начальная школа XXI век».
Ефросинина Л.А. Литературное чтение, 1 класс: учебник для учащихся образовательных учреждений: -М.: Вентана-Граф, 2011.
Ефросинина Л.А. Литературное чтение, 1 класс: рабочая тетрадь – М.: Вентана-Граф, 2011.
Ефросинина Л.А. Словарь-справочник по литературному чтению «Книгочей» 1-4 класс – М.: Вентана-Граф, 2011.
Ефросинина Л.А. Литературное чтение, 1 класс : методическое пособие – М.: Вентана-Граф, 2012.
Литература для учеников
Ефросинина Л.А. Литературное чтение, 1 класс: учебник для учащихся образовательных учреждений: -М.: Вентана-Граф, 2011.
Ефросинина Л.А. Литературное чтение, 1 класс: рабочая тетрадь – М.: Вентана-Граф, 2011.
Ефросинина Л.А. Словарь-справочник по литературному чтению «Книгочей» 1-4 класс – М.: Вентана-Граф, 2011.
Технические средства обучения и оборудование
Компьютер.
DVD-проектор.
Магнитная доска.
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства обучения
Электронное учебное пособие
Ефросинина Л.А. Словарь-справочник по литературному чтению «Книгочей» 1-4 класс. CD-диск. – М.: Вентана-Граф, 2011
Интернет-ресурсы:
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. http://scool-collection.edu.ruПрезентации уроков «Начальная школа». - http://nachalka.infoЯ иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – www.festival.1september.ru