Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса к УМК «Перспектива».
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературному чтению 3а класс
Горчаковой Татьяны Александровны
учителя первой квалификационной категории
МБОУ Столбищенской средней
общеобразовательной школы
2013-2014 учебный год
Пояснительная записка к рабочей программе по литературному чтению
Рабочая программа составлена на основе:
Федерального государственного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 6.10.2009 г. № 373;
Примерной программы основного общего образования по литературному чтению от 2011г. «О примерных программах по учебным предмета федерального базисного учебного плана»;
Программы курса литератургого чтения для 1-4 классов общеобразовательных учреждений Л.Ф Климанова, М.В Бойкина (М: Просвещение, 2011);
Учебного плана МБОУ Столбищенской СОШ, утвержденного приказом № 123-ОД от 29 августа 2013 г;
Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) для использования в образовательном процессе в 2013-2014 учебном году, утвержденного приказом МО и Н РТ от 19 декабря 2012 года № 1067.
Количество часов в неделю по программе 3
Количество часов в неделю по учебному плану 3
Количество часов в год 102
Курс «Литературное чтение» ставит следующие цели:
-целенаправленное формирование коммуникативно-речевых умений и навыка чтения как общеучебного умения; приобщение ребенка к литературе как искусству слова;
-духовно-нравственное совершенствование личности, формирование позитивного мировосприятия и расширение познавательных возможностей младших школьников.
Основные задачи:
- развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное, - учить чувствовать и понимать образный язык, развивать образное мышление, - формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое мышление, - развивать поэтический слух, - формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, - обогащать чувственный опыт ребёнка, - формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни, - расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, - обеспечить развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения.
Коммуникативно-речевые умения и навыки при работе с текстом произведения
1. Развитие навыка чтения.
— Способ чтения: плавное, неторопливое чтение целыми словами с элементами слогового чтения многосложных и трудных слов.
— Качества навыка чтения, обеспечивающие взаимосвязь чтения и понимания прочитанного: сознательное, правильное чтение слов, предложений, небольших текстов без пропусков и перестановок букв в словах.
2. Формирование речевых умений при работе с текстом произведения.
— Полные ответы на вопросы по содержанию текста.
— Нахождение в тексте предложений, подтверждающих устное высказывание (мнение) ребенка.
— Пересказ знакомой сказки без пропусков и повторов частей текста.
— Воспроизведение содержания небольшого рассказа с опорой на иллюстрации или вопросы.
— Формирование умения сосредоточиться на чтении текста.
3. Воспитание культуры речи и чтения.
— Формирование умения слушать собеседника.
— Развитие звуковой культуры речи: умение громко, четко, орфоэпически правильно произносить слова в устной речи и при чтении.
— Развитие умения делать паузу в конце предложения, соблюдая интонацию различных типов предложения.
— Развитие грамматически правильной речи, ее эмоциональности и содержательности.
— Воспитание доброжелательного отношения и внимания к собеседнику — сверстнику и взрослому.
— Увеличение «поля» чтения: от чтения односложных слов к чтению двусложных слов при выполнении упражнений на целостное восприятие слов.
Опыт эстетического восприятия и понимания художественных произведений. Его обогащение на основе знакомства с произведениями разных видов искусства и наблюдений за окружающим миром
1. Расширение опыта эстетического восприятия мира на основе наблюдений, использования произведений живописи и музыки.
— Формирование способности воспринимать красоту весенней природы; умение выразить свое отношение к ней. Отражение весеннего настроения в произведениях художников и музыкантов.
— Наблюдение за поведением и движениями животных, умение передать свои впечатления в устной речи и через рисунок.
— Сравнение художественных текстов о весне с произведениями живописцев.
2. Слушание художественных произведений.
— Слушание сказок, стихотворений и рассказов в исполнении мастеров художественного слова. Побуждение к обмену впечатлениями от услышанного. Слушание и заучивание наизусть небольших стихотворений о весне, детях, животных.
3. Перечитывание художественного произведения и его анализ.
— Высказывание собственного мнения о прочитанном, умение эмоционально откликаться на прочитанное.
— Соотнесение содержания произведения с иллюстрациями к нему.
— Нахождение в художественном произведении отрывков, созвучных иллюстрациям.
— Воспитание внимательного отношения к авторскому слову в художественном тексте.
— Наблюдение за языком художественного произведения (с помощью учителя). Нахождение слов, помогающих ярко точно изобразить природу.
— Понимание значения слов и выражений исходя из контекста. Сопоставление синонимов.
— Умение назвать героев (действующих лиц) произведения; найти в тексте слова, характеризующих их.
4. Опыт творческой деятельности. Практическое знакомство с литературными жанрами и терминами.
— Воспроизведение диалоговых сцен из прочитанных произведений.
— Сравнение сказок разных авторов с одним и тем же сюжетом.
— Придумывание своего варианта развития сюжета сказки (с помощью вопросов учителя).
— Умение различать сказку, рассказ и стихотворение (напрактическом уровне).
Содержание учебного материала
1. Книги—мои друзья - 4часа.
Знакомство с новой учебной книгой; книги, прочитанные летом; рукописные книги Древней Руси; Поучения Владимира Мономаха; первопечатник (друкарь) Иван Фёдоров; «Азбука»—главная книга первопечатника Ивана Фёдорова; поучительные наставления из Библии в «Азбуке»; музей книги.
2. Жизнь дана на добрые дела - 11 уроков.
Система нравственных ценностей: благородный поступок, честность, верность слову. Владимир Даль— собиратель мудрости народной («Пословицы и поговорки русского народа»). Работа с текстом повествовательного характера: определение главной мысли, деление текста на части, составление плана, подготовка выборочного пересказа, составление текста-отзыва.
3. Волшебные сказки - 13 уроков.
Народные сказки: сказки о животных, бытовые сказки, волшебные сказки. Особенности построения волшебной сказки. Язык волшебной сказки. Сказочные предметы. Сказочные превращения. Герои волшебной сказки. Библиотека: тематический каталог, алфавитный каталог, библиографическая карточка, каталожная карточка.
4.Люби всё живое - 17 уроков.
Художественный рассказ. Автор — рассказчик. Характеристика героя произведения. Научно познавательный рассказ. Энциклопедия. Периодическая литература. Журнал.
5. Картины русской природы - 8 уроков.
Лирическое стихотворение. Наблюдение. Пейзаж. Средства художественной выразительности: сравнения, олицетворения, эпитеты. Выразительное чтение лирического стихотворения.
6. Великие русские писатели - 21 уроков.
Литературная сказка; сказка в стихах; мотивы народной сказки; особенности построения сказки. Басня; особенности построения басни; характеристика героев. Иллюстрация; иллюстратор.
7. Литературная сказка - 15 уроков.
Сказки народные; сказители; собиратели сказок; обработка сказок. Литературные сказки; авторские сказки; особенности литературных сказок (развитие действия, характеристика героя); предисловие. Полный и краткий пересказ. Составление плана.
8. Картины родной природы - 13 уроков.
Творчество. Стихотворение; лирическое стихотворение; настроение; картины природы. Рассказ; лирический рассказ; настроение; картины природы.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Сформировать основные универсальные учебные действия.
Регулятивные:
*принимать и сохранять учебную задачу (цель чтения: ради чего и зачем читать);
*планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации (составление плана урока на основе цели чтения и определённой темы); *осуществлять итоговый и пошаговый контроль (соотносить результат действия с образцом).
Познавательные:
*осуществлять поиск информации, необходимой для выполнения учебных заданий (находить нужную информацию в библиотеке, в справочной и энциклопедической литературе, в периодической печати);
*подробно, кратко пересказывать произведение, создавать тексты по аналогии; *интерпретировать различные тексты;
*устанавливать причинно-следственные связи (определять элементы сюжета).
Коммуникативные:
*допускать возможность существования у людей разных точек зрения на поступки героя, на изображаемое событие;
*формулировать собственное аргументированное мнение;
*самостоятельно задавать вопросы по прочитанному произведению;
*строить монологическое высказывание, участвовать в диалоге.
Научить:
*полноценно воспринимать художественное произведение;
*эмоционально откликаться на прочитанное, аргументировано высказывать свою позицию по поводу прочитанного произведения;
*определять главную мысль (идею) произведения, называть героев произведения, характеризовать их на основе коллективно составленного плана, передавать прочитанное с разной степенью подробности.
Календарно-тематическое планирование по русскому языку
3 «В» класс
Автор учебника: Л.Ф.Климанова, Л.А.Виноградская, В.Г.Горецкий (УМК «Перспектива»)
№ Раздел Планируемые результаты Виды деятельности
учащихся Учебно-методическое обеспечение Дата
МетапредметныеПредметные Личностные Книги - мои друзья 1. Книги прочитанные летом Представлять прочитанную книгу. Оформлять отзыв о прочитанной книге. Проявлять желание рассказывать о прочитанной книге Работа в группе.
Контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Выставка книг 2. Книги Древней Руси. Сравнивать современные книги и книги Древней Руси и обосновывать свой ответ. Выполнять учебные задания используя алгоритм или план Проявлять интерес к изучению темы Работа в паре.
Выполнять взаимопроверку учебного задания. Презентация «Книги Древней Руси» 3. Первопечатник Иван Фёдоров. Определять значимость печатного дела на Руси и обосновывать своё мнение.
Определять смысл библейского наставления и обосновывать своё мнение
Рассказывать о человеке, используя план и изображение памятника. Осознавать ценность библейских мудростей. Работа в паре.
Выполнять взаимопроверку учебного задания Презентация «Первопечатник Иван Фёдоров». 4. Мы идём в Музей книги.
(урок проект) Определять экспонаты, которые можно использовать в жизни. Рассказывать об экспонатах музея Книги, используя план. Составлять текст экскурсии по залу Музея книги и представлять его. Осознавать значение Музея для человека Работа в парах ЖИЗНЬ ДАНА НА ДОБРЫЕ ДЕЛА 5. «Жизнь дана на добрые дела». Владимир Даль собиратель народной мудрости. Пословицы и поговорки русского народа. Строить понятные для партнёра высказывания. Выразительно читать стихотворение, выделять его главную мысль. Раскрывать смысл пословиц. Распределять пословицы на группы по содержанию. Проявлять желание делать добрые дела для других. Работа в группе. Диагностические задания.
Учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. Определение темы урока, которая представлена различными объектами; осмысление правил взаимодействия в группе. Презентация «Владимир Иванович Даль». 6. Н.Носов «Огурцы». Определять главную мысль текста, выражать её словом и обосновывать своё мнение. Сопоставлять характер и поступки разных героев и обосновывать своё мнение. Выразительно читать текст по ролям. Работать с содержанием текста. Составлять и писать план пересказа. Проявлять эмоционально-ценностное отношение к герою художественного произведения, проявлять желание составлять правила добрых взаимоотношений. Подбирают пословицы к тексту, описывают характер героев произведения, составляют план текста. ИКТ презентация о
Н.Носове7. Н.Носов «Огурцы». Работать с текстом рассказа, используя алгоритм. Выполнять взаимопроверку и взаимооценку учебного задания. Пересказывать текст от лица главного героя. Проявлять эмоционально-ценностное отношение к герою художественного произведения, проявлять желание составлять правила добрых взаимоотношений. Писать текст на тему «Моё доброе дело». 8. М. Зощенко «Не надо врать» Раскрывать смысл названия рассказа М. Зощенко «Не надо врать» Выразительно читать текст по ролям, работать с содержанием текста, делить текст на части. Проявлять эмоционально-ценностное отношение к герою произведения
М. Зощенко Делить текст на части по плану. Выполнять взаимопроверку и взаимооценку учебного задания. Выставка книг «Рассказы М. Зощенко» 9. Л. Каминский «Сочинение». Определять главную мысль текста, обосновывать своё мнение, выполнять учебное задание по алгоритму. Читать текст осознанно, выразительно и без ошибок. Проявлять эмоционально-ценностное отношение к героине произведения Л. Каминского «Сочинение» Составляют план текста(работа в парах).Оценивают результат выполнения учебного задания. 10. Л. Каминский «Сочинение» (Отзыв на книгу) Адекватно оценивать результат выполнения учебного задания. Составлять и оформлять отзыв о прочитанном произведении. Проявлять эмоционально-ценностное отношение к героям произведения. Самостоятельно составляют отзыв о прочитанном произведении. Алгоритм работы над текстом. 11. «Надо любить и жалеть людей...».
М. Зощенко «Через тридцать лет» Определять главную мысль текста, обосновывать своё мнение, оценивать справедливые поступки человека и обосновывать своё мнение. Читать текст выразительно по ролям, составлять простой план текста. Проявлять желание читать поучительные произведения для детей. Самостоятельно составляют отзыв о прочитанном произведении.
Сформулировать и записать правила добрых взаимоотношений
(работа в группе) Алгоритм работы над текстом. 12. «Мы идём в библиотеку».
Н. Носов «Трудная задача» Определять способы нахождения книги и обосновывать своё суждение.
Определить главную мысль текста, обосновывать своё мнение. Составлять поучительный рассказ, представлять диалог героев рассказа. Делить текст на части, составлять план. Проявлять эмоционально-ценностное отношение к героям произведения. Выберите книгу из предложенных на выставке и представьте её(работа в группе) Выставка книг. 13. «Наш театр».
В. Драгунский «Где это видано, где это слыхано...» Определить главную мысль произведения В. Драгунского «Где это видано, где это слыхано...»;
распределять роли; коллективно обсуждать прочитанное; договариваться друг с другом; Читать текст по ролям, передавая особенности характера героя при помощи мимики, жестов и интонации. Инсценирование произведения. Проявлять эмоционально-ценностное отношение к героям произведения. Работа в группе. Алгоритм работы над текстом. 14. «Маленькие и большие секреты
страны Литературии». Повторение раздела Понимание текстов, извлечение необходимой информации Составлять план текста, подробно, кратко, выборочно пересказывать текст; составлять монологическое высказывание на тему. Проявлять эмоционально-ценностное отношение к героям произведения. Учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. Формирование умения коллективно обсуждать прочитанное;
формирование умения принимать участие в драматизации. Алгоритм работы над текстом. 15. Тестовая работа по литературному чтению. Выполнять учебные задания в соответствии с целью, выполнять самопроверку. Выполнять учебные задания в соответствии с целью, выполнять самопроверку Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
Работа в группе.
Выполнять взаимопроверку и взаимооценку учебного задания.
Волшебная сказка 16. Волшебные сказки.
Урок работы с книгой Определять конкретный смысл понятий: народная сказка, присказка, сказочные предметы. Уметь обосновывать свои мысли. Читать вслух и про себя.
Определять отличительные особенности волшебной сказки. Проявлять интерес к изучению темы. ИКТ 17. «Герои волшебной сказки». Определять признаки волшебной сказки. Взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога. Определять структуру волшебной сказки. Давать характеристику героям сказки .Проявлять интерес к героям волшебных сказок
Осмысление особенностей волшебной сказки, характеристика героев волшебной сказки 18. Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк» Определять признаки волшебной сказки. Взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога. Определять структуру волшебной сказки. Выделять в тексте сказки опорные слова и выражения
Проявлять интерес к героям волшебных сказок Осмысление особенностей волшебной сказки, характеристика героев волшебной сказки
Уметь выявлять причинно-следственные связи, составление плана, подготовка подробного пересказа Карточки с учебными заданиями.
19. Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк» Работа с текстом сказки, используя алгоритм. Делить текст сказки на части
Проявлять интерес к героям волшебных сказок Диагностические задания(самостоятельная работа)
Алгоритм работы над сказкой.
20. Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк» Выполнять самопроверку и взаимопроверку учебного задания. Восстанавливать композицию сказки и оформлять результаты в таблице
Проявлять интерес к героям волшебных сказок
Работа в паре (дать характеристику герою сказки)
Определить правильный ход событий в сказке(работа в группе)
Составление подробного плана сказки,пересказ.
Иллюстрации к сказке «Иван –царевич и Серый волк».
21. «Дерево держится корнями, а человек друзьями».
Исследовательская работа.
Выявление особенностей волшебной сказки Соотносить пословицу и основную мысль сказки.
Поиск необходимой информации. Алгоритм работы над пословицей. 22. Русская народная сказка «Летучий корабль». Работать с текстом сказки, используя алгоритм
Пересказывать сказку близко к тексту
Проявлять интерес к героям волшебных сказок Пересказать эпизод постройки корабля(работа в паре)
23. Русская народная сказка «Летучий корабль». Исправлять ошибки в тексте сказки и обосновывать своё мнение, выполнять взаимопроверку взаимооценку учебного задания Пересказывать сказку близко к тексту
Проявлять интерес к героям волшебных сказок
Пересказ сказки близко к тексту 24. «Мы идём в библиотеку». «Морозко» и «Белая уточка»
Определять тему книги, представленной на выставке
и обосновывать своё мнение. Подбирать пословицу, смысл которой соответствует тексту сказки и обосновывать своё мнение.
Находить в библиотечном каталоге информацию о книге. Подбирать к иллюстрации соответствующий текст. Проявлять интерес к героям волшебных сказок
Подобрать пословицу к сказке(работа в паре)
25. Русские и зарубежные сказки Подбирать пословицу, смысл которой соответствует тексту сказки и обосновывать своё мнение. Подбирать текст зачина для соответствующей сказке. Читать текст по ролям, используя соответствующую интонацию.
Проявлять интерес к русским и зарубежным сказкам
Диагностические задания(самостоятельная работа)
26. «Наш театр».
Русская народная
сказка «По щучьему велению» Определять слова автора и слова героев для инсценирования сказки и обосновывать своё мнение
Инсценировать сказку «По щучьему велению»
Проявлять эмоционально-ценностное отношение к роли при чтении по ролям
Выполнять учебное задание по алгоритму. Работа в группе. ИКТ элементы костюмов к сказке «По щучьему велению»
27. «Наш театр».
Русская народная
сказка «По щучьему велению» Определять устаревшие и устойчивые выражения в тексте сказки и обосновывать своё мнение. Формулировать собственное мнение и позицию.
Ориентироваться в содержании энциклопедий и справочников.
Проявлять желание совершать чудеса.
Инсценируют эпизоды из сказки(работа в группе)
28. Обобщающий урок по разделу «Волшебная сказка»
Использовать приобретённые знания для корректировки сказки.
Составлять краткий план текста, кратко пересказывать текст Проявлять интерес к сочинению волшебной сказки.
Сочинить сказку(самостоятельная работа). Люби все живое
29. «Я познаю мир». Энциклопедии и справочники
Определять значимость энциклопедий и справочников, уметь обосновывать своё мнение. Учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках диалога.
Создавать собственные познавательный и художественный тексты. Оформлять результаты исследования текстов в таблице. Проявлять интерес к изучении темы. Составлять рассказ о значимости познавательной литературы(работа в группе) Выставка книг. 30. К. Паустовский «Барсучий нос». Проводить исследование художественно-познавательного текста. Выразительно читать юмористические произведения. Оформлять результаты исследования содержания юмористического текста в таблице. Проявлять интерес к героям рассказов о животных.
Составляют краткий план текста, пересказывают текст.
ИКТ презентация «К, Паустовский» 31. Герой художественного и научно-популярного текста.
Текст «Барсук» из справочника.
Определять значимость художественного и познавательного текстов и обосновывать своё мнение. Выполнять взаимооценку и взаимопроверку при выполнении учебного задания, взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога. Описывать героя произведения, составлять подробный план текста. Проявлять желание создавать собственные тексты о животных. Проводят исследование содержания статьи оформляют результаты в таблицу(работа в парах)
Алгоритм работы над текстом. 32. Весёлые стихи для детей. Характер героя
в поэтическом тексте. Средства создания образа героев. Берестов и ЗаходерОпределять главную мысль юмористического произведения и обосновывать своё мнение. Проводить исследование текста юмористического произведения.
Пересказывать текст от лица главного героя.
Проявлять интерес к юмористическому произведению. Проводят исследование содержания статьи оформляют результаты в таблицу(работа в парах) Алгоритм работы над текстом. 33. В.. Бианки «Приключения Муравьишки» Определять тип текста и обосновывать своё мнение. Выполнять учебное задание, используя план, алгоритм. Пересказывать текст от лица главного героя.
Проявлять желание читать произведения о насекомых.
Составляют план, работая по алгоритму(работа в парах)
Алгоритм составления плана текста.
34. Сравнение художественного и научно-познавательного текста. Проводить исследование художественного и научно-познавательного текстов. Выполнять взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания. Выразительно читать произведение. Проявлять желание читать произведения о насекомых.
Проводят исследования текстов и оформляют результаты(работа в парах) Алгоритм работы с текстом.
35. О.Полонский
«Муравьиное царство» Выделять особенности юмористического произведения, обосновывать своё мнение. Составлять сложный план произведения и пересказывать его близко к тексту. Проявлять желание читать произведения о насекомых. Пересказывают текст от лица главного героя(работа в парах) Алгоритм работы с текстом. 36. Творчество Тима Собакина. Проявлять интерес к юмористическим произведениям ИКТ презентация «Творчество Тима Собаки на».
37. Тим Собакин «Пусть летают бегемоты» Выделять особенности юмористического произведения, обосновывать своё мнение. Уметь находить в художественном тексте средства художественной выразительности, позволяющие увидеть созданный автором образ; уметь работать с текстом поэтического характера (определять тему, настроение, средства выразительностиПроявлять интерес к юмористическим произведениям.
Формирование умения определять главную мысль произведения, определять последовательность событий в тексте. 38. «Мы идём в библиотеку». Журналы для детей
Выделять особенности юмористического произведения, обосновывать своё мнение Уметь находить в художественном тексте средства художественной выразительности, позволяющие увидеть созданный автором образ; уметь работать с текстом поэтического характера (определять тему, настроение, средства выразительностиПроявлять желание читать детские журналы. Проявлять эмоционально-ценностное отношение к героям инсценировки произведения. Работа в парах. Определить комическое в тексте и обосновывать своё мнение Выставка журналов для детей. 39. Стихи и рассказы о природе. Определять зависимость состояния животного от состояния природы и обосновывать своё мнение. Выполнять учебное задание, используя план, алгоритм Описывать героев произведения. Выразительное чтение по ролям Проявлять желание читать стихи и рассказы о природе Работа в парах. Определить комическое в тексте и обосновывать своё мнение. Карточки с учебным заданием. 40-41. Стихи и рассказы о природе (продолжение) Уметь формулировать тему урока на основе ключевых слов;
Уметь сравнивать разные произведения
формирование умения находить необходимую информацию в книге; умение ориентироваться в учебной и художественной книге;
Проявлять желание читать стихи и рассказы о природе
Работа в парах. Определить комическое в тексте и обосновывать своё мнение. выразительное чтение произведения.
Составляют план текста, пересказывают близко к тексту.
Карточки с учебным заданием. 42. М. Горький «Воробьишко» Уметь формулировать тему урока. Выполнять самопроверку и взаимопроверку учебного задания.
.Распределять роли и обязанности при подготовке к инсценированию рассказа. Формирование умения определять главную мысль произведения, определять последовательность событий в тексте. Проявлять желание читать рассказы о животных
Проводят исследования текстов и оформляют результаты(работа в парах ИКТ презентация «М.Горький». 43. «Маленькие и большие секреты страны Литературии».
«Серая шейка» Уметь формулировать тему урока. Выполнять самопроверку и взаимопроверку учебного задания.
.Распределять роли и обязанности при подготовке к инсценированию рассказа. Писать сценарий, используя содержание произведения.
Раскрывать значение слов «биеннале», «пейзаж» и использовать их в активном словаре. Проявлять желание читать рассказы о животных
Сравнивают произведения, выразительно читают.
Работают над выразительностью чтения стихотворений(работа в парах Карточки с учебным заданием.
44. Н.Носов «Карасик» Уметь работать с текстом (определять главную мысль, последовательность событий в тексте и устанавливать их взаимосвязь.Работать с текстом лирического произведения, выразительно читать поэтический текст. Определять сравнения, подбирать синонимы и записывать их. Определять свою позицию по отношению к героям произведения.
Работа с текстом по алгоритму. Инсценирование произведения.
Участвовать в работе группы; договариваться друг с другом.
Алгоритм работы с текстом. 45. Практическая работа по разделу «Люби всё живое»
Выполнять учебное задание в соответствии с целью. Определять автора и жанр произведения. Использовать приобретённые знания для выполнения задания.
Проводить исследование поэтического и прозаического текстов и оформлять результаты в виде таблицы. Оценивать результат собственной деятельности. Работа в парах. Выразительное чтение. Деление текста на части.
Алгоритм работы с текстом. КАРТИНЫ РУССКОЙ ПРИРОДЫ 46. Картины русской природы.
И. Шишкин «Зима в лесу Определять жанр, сюжет произведения изобразительного искусства и обосновывать своё мнение.
Осмысленное чтение лирических текстов; понимание настроения стихотворения; определение своего собственного отношения.
Проявлять интерес к произведениям изобразительного и поэтического искусства.
Описывают картину Шишкина «Зима в лесу», используя сложный план (самостоятельная работа)
ИКТ презентация «Творчество И.Шишкина» 47. Н. Некрасов «Славная осень!..».
Семейный фотоальбом. Определять особенности лирического произведения и обосновывать своё мнение
Определять автора по фрагменту текста, определять средства выразительности в тексте лирического произведения, составлять предложения о лирическом произведении. Проявлять желание составлять художественный текст на тему «Славная осень». Подбирают синонимы(работа в группе).Выразительно читают произведение, отвечают на вопросы, обосновывают своё мнение.
Алгоритм работы с текстом.
48. М. Пришвин «Осинкам холодно...».
Ф. Тютчев «Листья». Сравнение прозаического и поэтического текстов. Учить сравнивать поэтические и прозаические произведения,
художественные произведения и фотографии. Поиск необходимой информации в книге; умение ориентироваться в учебной и художественной книге;
узнавание книги по обложке;
сравнение разных книг; классификация их.
Развивать интерес к чтению лирических текстов.
Подбирают синонимы(работа в группе).Выразительно читают произведение, отвечают на вопросы, обосновывают своё мнение. 49.. «Мы простились с запоздалой вереницею гусей...».
И. Бунин, А. Фет, В. Поленов. Самостоятельно формулировать тему и цели урока; систему вопросов, рассматриваемую на уроке,
высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Читать вслух и про себя. Находить слова, которые помогают представить изображённую автором картину. Определять сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения. Наблюдать картины в художественном тексте; находить слова, которые помогают увидеть эти картины. Развивать интерес к чтению лирических текстов. Работа в группе.
Учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций ИКТ 50.
3ч. «Ах, какая снежная, белая метель». Урок развития речи.
Самостоятельно формулировать тему и цели урока; систему вопросов, рассматриваемую на уроке,
высказывать и обосновывать свою точку зрения. Определять сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения. Наблюдать картины в художественном тексте; находить слова, которые помогают увидеть эти картины. Проявлять желание писать лирический текст и оформлять иллюстрации к нему. Работают с текстом стихотворений (работа в паре)
51. «Мы идём в библиотеку». Природа в произведениях русских писателей.
Самостоятельно формулировать тему и цели урока; систему вопросов, рассматриваемую на уроке,
высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Определять сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения. Наблюдать картины в художественном тексте; находить слова, которые помогают увидеть эти картины Развивать интерес к чтению лирических текстов.
Работают с текстом стихотворений (работа в паре)
Выставка книг.
52. К. Паустовский «В саду уже поселилась осень» Самостоятельно формулировать тему и цели урока; систему вопросов, рассматриваемую на уроке,
высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Определять сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения. Наблюдать картины в художественном тексте; находить слова, которые помогают увидеть эти картины.
Определять свою позицию по отношению к героям произведения. Составляют лирический текст, оформляют иллюстрацию к тексту. ИКТ презентация «Творчество К. Паустовского»
53. «Маленькие и большие секреты страны Литературии» Повторение раздела «Картины русской природы» Самостоятельно формулировать тему и цели урока; систему вопросов, рассматриваемую на уроке,
высказывать и обосновывать свою точку зрения. Определять сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения.
Развивать интерес к чтению лирических текстов. Объяснять используемые в тексте выражения. Работа в парах. Выразительное чтение Отвечать на вопросы, обосновывать своё мнение .ВЕЛИКИЕ РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ 54. А. С. Пушкин «Мороз и солнце!
День чудесный...» Учить формулировать тему урока на основе ключевых слов Учить работать с лирическим текстом. Определять сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения. Наблюдать картины в художественном тексте; находить слова, которые помогают увидеть эти картины Развивать интерес к чтению лирических текстов.
Объяснять используемые в тексте выражения. Работа в парах. Выразительное чтение Отвечать на вопросы, обосновывать своё мнение .ИКТ презентация «творчество А.Пушкина» 55. А. С. Пушкин «Зимний вечер», «Опрятней модного паркета…» Учить формулировать тему урока на основе ключевых слов Учить работать с лирическим текстом. Определять сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения. Наблюдать картины в художественном тексте; находить слова, которые помогают увидеть эти картины Развивать интерес к чтению лирических текстов.
Объяснять используемые в тексте выражения. Работа в парах. Выразительное чтение Отвечать на вопросы, обосновывать своё мнение .56. Репродукции картин
П. Брейгеля и И. Сурикова. Выполнять учебное задание в соответствии с целью, Определять жанр, сюжет произведения изобразительного искусства и обосновывать своё мнение.
Умение осуществлять поиск необходимой информации в произведении живописи Проявлять интерес к произведениям изобразительного и поэтического искусства. Анализируют произведение живописи, осуществляют поиск необходимой информации в произведении живописи
Репродукции картин П.Брейгеля и Сурикова.
57. Обобщающий урок. Определять жанр и сюжет произведения и обосновывать своё мнение. Умение осуществлять поиск необходимой информации Проявлять интерес к произведениям изобразительного и поэтического искусства. Работа в группе.
Учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций Карточки с учебным заданием. 58. А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...» Наблюдать, как построена сказка. Характеризовать героев произведения. Умение осуществлять поиск необходимой информации
Проявлять интерес к сказкам Пушкина Работа в группе.
Планирование учебного сотрудничества ИКТ презентация «Великий сказочник» 59. А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...» Наблюдать языковые особенности произведения, передающие настроение, отношение автора к герою произведения, и обосновывать своё мнение.
Рассказывать алгоритм работы с текстом.
Проявлять интерес к сказкам Пушкина Выразительное чтение сказки.
Алгоритм характеристики героев произведения.
60. А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...» Провести исследование языка сказки, обосновывать своё мнение. Рассказывать алгоритм работы с текстом. Проявлять интерес к сказкам Пушкина Составлять план сказки. Находить слова, которые помогают услышать звуки моря, полёта комара, мухи, шмеля.(работа в парах)
Алгоритм работы с текстом. 61. А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»
Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Оформить результаты исследования в таблице. Проявлять интерес к сказкам Пушкина
Работа в группе
Учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций
Иллюстрации к сказке А.Пушкина «Сказка о царе Салтане…» 62. А.С.Пушкин»Сказка о царе Салтане…» Достижение договорённостей и согласование общего решения Соотносить текст
сказки с произведением живописи;
определять тему и главную
мысль;
характеризовать героев картины. Проявлять интерес к сказкам Пушкина Составить план для подробного пересказа(работа в группах)
63. Урок театр. Достижение договорённостей и согласование общего решения
Учить создавать мизансцены, используя различные средства.
Проявлять интерес к героям басен Крылова. Групповая работа
64. «А вы, друзья, как ни садитесь,
всё в музыканты не годитесь...».
Басни И. Крылова. Раскрыть значение слов «иносказание», «жанр», «басня», «мораль» и использовать эти слова в активном словаре. Определять жанр произведения и обосновывать своё мнение. Работать с текстом басни, используя алгоритм. Читать текст басни выразительно.
Проявлять интерес к героям басен Крылова.
Работают с текстом басни, читают выразительно текст.
ИКТ презентация «Творчество И.А.Крылова» 65. «Слон и Моська» И. Крылов Определение основной и второстепенной информации Читать текст басни по ролям выразительно. Проявлять желание читать басни Крылова Работа в группе. Чтение басни по ролям.
66. «Чиж и голубь»
И. Крылов Следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям Выявление структурных особенностей басни, характеристика героев басни;
определение морали.
Проявлять желание читать басни Крылова
Делают иллюстрации к басне
67. «Любовь моя ко Льву Николаевичу Толстому как бы всосалась в кровь и кости мои...». Определять жанр произведения и обосновывать своё мнение Формировать нравственные позиции на основе чтения высоко-художественных текстов. Проявлять желание читать произведения Л.Н.Толстого
Осмысление базовых ценностей: благородство, дружба,
понимание, сочувствие.
ИКТ презентация «Творчество Л.Н.Толстого». 68. Л.Н.Толстой
«Лев и собачка». Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Поиск и выделение необходимой информации.
Описывать героя, его характер и поступки. Проявлять желание читать произведения Л.Н.Толстого Оформить иллюстрации к тексту
69. Л.Н.Толстой
«Лебеди» Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Поиск и выделение необходимой информации. Учить работать с прозаическим текстом.
Проявлять желание читать произведения Л.Н.Толстого
Работа в парах. Составление подробного плана текста. Иллюстрации к произведению Л.Н.Толстого»Лебеди». 70. Л.Н.Толстой
«Акула». Соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями, делать свой нравственный выбор. Обсуждать в паре, в группе поступки героев, определять свою позицию по отношению к героям произведения. Делать выводы на основе анализа героев, как нужно поступить в той или иной ситуации.
Проявлять желание читать произведения Л.Н.Толстого
Оформить иллюстрации к тексту
Алгоритм составления подробного плана текста.
71. «Мы идём в библиотеку». Произведения великих русских писателей. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Поиск и выделение необходимой информации.
Учить работать с прозаическими текстоми.
Проявлять желание читать произведения великих русских писателей.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
Выставка книг.
72. «Наш театр».
И. Крылов «Квартет» Осмысление произведения И. Крылова «Квартет»;
формирование умения коллективно обсуждать прочитанное. Инсценировать басни; распределять роли. Соотносить отрывки басен И. Крылова с книгами басен. Проявлять желание читать басни Крылова
Обсуждать в паре, в группе поступки героев, определять свою позицию по отношению к героям произведения. 73. «Маленькие и большие секреты страны
Литератургии». Обобщающий урок. Понимание текстов, извлечение необходимой информации.
Инсценировать басни; распределять роли. Соотносить отрывки басен И .Крылова с книгами басен.
Проявлять желание читать басни Крылова Уметь выслушивать друг друга, договариваться. Инсценпрование басни.
Выставка книг 74. Тестовая работа по литературному чтению.
Уметь соотносить автора и название героев, знать характеристики героев изученных произведений. Формировать систему нравственно-этических ценностей на основе совместного обсуждения проблем, представленных в текстах.
Создание текста «Зачем нужно читать произведения великих русских писателей и поэтов
Проявлять желание читать произведения великих русских писателей.
Самостоятельная работа. Карточки с учебным заданием.
ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ 75. «Спи, моя Снегурочка...».
В. Даль Исследовательская работа.
Выявление особенностей литературной и народной сказок.
Познакомить с авторской сказкой В. Даля «Девочка Снегурочка»;
учить работать с повествовательным текстом. Формировать понятие «литературная сказка»; сравнивать литературную и народную сказку. Проявлять желание читать литературные сказки Осмысление литературоведческих понятий );
осмысление авторской сказки, её основных особенностей.
Иллюстрации к сказке В. Даля «Девочка Снегурочка». 76. В. Даль
«Девочка Снегурочка»
Поиск необходимой информации в книге; умение ориентироваться в учебной и художественной книге;
самостоятельный и целенаправленный выбор книги.
Понимание текстов, извлечение необходимой информации. Проявлять желание читать литературные сказки
Выразительное чтение сказки.
Иллюстрации к сказке В.Даля»Девочка Снегурочка».
77. «Нам даром, без труда ничего не даётся…»
В. Одоевский Распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях.
Уметь работать с повествовательным текстом.
Осмысление литературоведческих понятий
Проявлять желание читать литературные сказки
Полный и краткий пересказ. Составление плана.
ИКТ презентация «творчество В,Одоевского».
78. В. Одоевский «Мороз Иванович» Формировать понятие «литературная сказка»
Познакомить с авторской сказкой В. Одоевского «Мороз Иванович Проявлять желание читать авторские сказки
Работа в парах. Составление плана текста. 79. «Не делай другому того, чего себе не пожелаешь...». Из сборника «Алёнушкины сказки». Определять вид сказки и обосновывать своё мнение.
Осмысление литературоведческих; осмысление основных особенностей текста; понимание главноймысли. Проявлять желание читать авторские сказки
Выразительное чтение сказки по ролям (работа в группах) Алгоритм работы над пословицей 80. Д.Мамин-Сибиряк«Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу» Поиск необходимой информации в книге; умение ориентироваться в учебной и художественной книге; самостоятельный и целенаправленный выбор книги. Работать с текстом сказки, используя алгоритм. Проявлять интерес к героям сказок, проявлять желание писать собственные сказки о животных и волшебные сказки. Читать текст сказки выразительно. ИКТ презентация «Творчество Д.Мамина-Сибиряка». 81. Переводная литература для детей.
А. Милн «Винни-Пух и все-все-все» Извлечение из текстов необходимой информации. определять жанр произведения и обосновывать свое мнение. Осмысление литературоведческих понятий;
характеристика героев произведения. Проявлять интерес к героям сказок.
Составляют план текста(работа в парах) 82. «Законы джунглей».
Р. Киплинг Распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях. Учить работать с повествовательным текстом.
Проявлять интерес к творчеству Киплинга. Создание иллюстраций к произведению «Законы джунглей». ИКТ презентация «Творчество Р.Киплинга». 83. Р. Киплинг «Маугли» Распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях. Знать понятие «человек»; обсудить, какие человеческие качества были присущи Маугли.
Характеристика героев произведения
Проявлять интерес к творчеству Киплинга и героям его произведений Инсценирование отрывков из произведения(работа в группе).
84. Дж. Родари «Волшебный барабан» Классифицировать книги по разным основаниям, антиципировать произведение по обложке книги, находить нужное произведение в книге. Формировать понятие «переводная литература»;
познакомить с литературной сказкой Проявлять интерес к творчеству Дж.Родари. Работа с текстом произведения Дж.Родари(работа в паре) ИКТ презентация Творчество Д.Родари». 85. Дж. Родари «Волшебный барабан». Распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях. Учить работать с повествовательным текстом. Характеристика героев произведения;
поиск необходимой информации в тексте Проявлять интерес к творчеству Дж.Родари и героям его произведений.
Пересказ текста по совместно составленному плану
Алгоритм составления характеристики героев.
86. «Мы идём в библиотеку». Зарубежные сказки.
Понимание текстов, извлечение нужной информации.
Учить работать с текстом зарубежных сказок. Проявлять интерес к зарубежным сказкам.
Определение главной мысли в тексте, последовательности событий(работа в группе)
Выставка книг.
87. «Мы идём в библиотеку»
Русские сказки.
Понимание текстов, извлечение нужной информации Обобщить знания о русских сказках Проявлять интерес к русским сказкам,
-проявлять желание сочинять собственную сказку.
Умение давать характеристику героям произведения(работа в парах)
Выставка книг.
88. Мы идём в библиотеку».
Зарубежные и русские сказки.
Исследовательская работа.
Выявление особенностей зарубежной и русской сказок.
Выведение следствий
Формировать мотивированный интерес к книге и чтению. Проявлять интерес к зарубежным и русским сказкам Узнавание книги по обложке;
сравнение разных книг, классификация их; обобщение представленного материала; составление
собственного текста по итогам исследования(работа в парах) Выставка книг.
89. «Маленькие и большие секреты страны Литературии». Обобщающий урок. Понимание текстов, извлечение необходимой информации.
Формировать систему нравственно-этических ценностей на основе совместного обсуждения проблем, представленных в текстах.
Проявлять желание читать книги. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения Самостоятельное чтение произведений русских писателей,
включение их в свой круг чтения. Картины родной природы 90. Картины родной природы. Формулировать тему урока на основе ключевых слов;
составлять план урока, проводить рефлексию на основе данного плана. Составлять рассказ о картине, используя простой и сложный план. проявлять интерес к изучению темы;
- проявлять желание писать лирический текст о весне
работают с текстом лирического произведения;
- составляют образные выражения отражающие звуки весеннего леса(работа в парах)
Икт презентация «Картины родной природы».
91. Б. Заходер «Что такое стихи? Осмысленное чтение лирических текстов.
Поиск необходимой информации по фотографии; осмысление объектов; понимание смыслов. Сравнение произведений литературы и живописи
Проявлять интерес к изучению темы.
Работа в группах Выставка книг. 92. И. Соколов – Микитов «Март в лесу» Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания
Учить анализировать лирический текст.
Учить анализировать произведение фотографического искусства.
Проявлять интерес к изучению темы Осмысление правил взаимодействия в группе.
Алгоритм анализа лирических текстов. 93. А. Майков «Весна»,Е. Волков «В конце зимы», Е. Пурвит «Последний снег» Раскрывать значение понятия «лирический текст», «никнут», «ходят в полосе», «шелковые травы», «одурманен» и использовать его в активном словаре;
- определять признаки лирического произведения и обосновывать свое.
Учить сравнивать поэтические и прозаические произведения,
художественные произведения и фотографии.
Проявлять интерес к лирическим стихотворениям о весне;
- проявлять желание составлять лирический текст на тему «Весна».
Умение сравнивать разные произведения;
осмысление правил взаимодействия в группе.
Икт
94. С. Есенин «Сыплет черёмуха», «С добрым утром» Определять признаки лирического произведения и обосновывать свое мнение;
- определять средства выразительности лирического текста и обосновывать свое мнение. Работать с текстом лирического произведения
- выразительно читать поэтический текст;
- определять в лирическом тексте олицетворения и писать их.
Проявлять интерес к лирическим стихотворениям о весне.
Выразительное чтение стихотворений. Работа в парах
ИКТ презентация «Творчество С.Есенина».
95. «Весенняя гроза».
Ф. Тютчев Определять средства художественной выразительности текста и обосновывать свое мнение;
- определять настроение автора и обосновывать свое мнение. Работать с текстом лирического произведения
- выразительно читать поэтический текст;
- определять в лирическом тексте олицетворения Проявлять интерес к лирическим стихотворениям Организация работы по составлению плана урока.
Иллюстрации к произведению Ф.Тютчева «Весенняя гроза». 96. О. Высотская,
З. Александрова «Одуванчик» Выполнять учебное задание в соответствии с целью. Определять автора по фрагменту текста.
Проявлять желание читать лирические произведения о русской природе. Осмысленное чтение лирических текстов; понимание настроения стихотворения; определение своего собственного отношения(работа в парах).
97. М. Пришвин «Золотой луг» Выполнять учебное действие в соответствии с целью. Выделять средства художественной выразительности текста.
Проявлять желание читать лирические произведения о русской природе. Определение главной мысли в тексте, последовательности событий(работа в группе) 98. А. Толстой «Колокольчики мои ,цветики степные…» Определять тип текста и обосновывать свое мнение.
Определять звуки природы, характерные для лета и обосновывать свое мнение;
- подбирать интонацию, передающую радостное настроение автора и обосновывать свое мнение Проявлять желание читать лирические произведения о русской природе. Диагностические задания(самостоятельная работа)
ИКТ презентация «Творчество А.Толстого».
99. Саша Чёрный «Летом». Ф. Тютчев «В небе тают облака» Определять тип текста и обосновывать свое мнение.
Извлечение из текстов необходимой информации.
Проявлять желание читать книги.
- Оценивать результат собственной деятельности.
Сравнение разных книг; их классификация; обобщение(работа в группе)
Алгоритм работы с текстом.
100. «Мы идём в библиотеку».
Обобщающий урок
Учить работать с книгой;
учить пользоваться тематическим каталогом.
Узнавание книги по обложке; сравнение разных книг; их классификация; обобщение представленного; составление собственного текста по итогам исследования на основе фактов. Проявлять желание читать книги.
Сравнение разных книг; их классификация; обобщение(работа в группе)
Выставка книг. 101. Итоговая контрольная работа по литературному чтению. Соотносить поставленную цель и полученный результат
деятельности.
Извлечение из текстов необходимой информации.
- Оценивать результат собственной деятельности.
Самостоятельная работа.
Карточки с учебным заданием. 102. «Мы идём в библиотеку».
Обобщающий урок Учить работать с книгой;
учить пользоваться тематическим каталогом.
Узнавание книги по обложке; сравнение разных книг; их классификация; обобщение представленного; составление собственного текста по итогам исследования на основе фактов. Проявлять желание читать книги.
Сделать к книге о природе каталожную карточку(работа в парах)
Выставка книг.