Урок сказка по чувашскому языку Волшебный город ( 1 класс)

План конспект урока чувашского языка и литературы« Волшебный город»

.


Вид разработки: методическая разработка урока чувашского языка и литературы
Класс: 1 класс
Предмет: Чувашский язык и литература
Тип урока: нестандартный урок: урок-сказка.

Цель урока:
1. Активизировать употребление в речи лексико-грамматического материала предыдущих уроков.
2. Выработать у учащихся умение комбинировать усвоенный языковой материал в кратких диалогах и монологах.
3. Развивать фонематический слух.
4. Способствовать привитию стремления к победе добра и справедливости в жизни.

Используемое оборудование: мультимедийная презентация, игрушки животных, мяч, бумажные цветы, муляжи овощей и фруктов, подарочная новогодняя коробка.

Ход урока.
У.Сывлёх сунатёп ачасем
А.Сывлёх сунатпёр.
У. Шёппён ларёр.
А. Шёппён ларёр\2хут
Урок пырать ку класра
Эп. вулатёп, эп. =ыратёп
Кала=атёп чёвашла


I. Приветствие и объяснение целей урока.

Учитель: Добрый день, ребята. У нас сегодня не совсем обычный урок, а урок-сказка. Я приглашаю вас в сказочную страну, царство, тридесятое государство чувашского языка. (Слайд №1 с изображением сказочного города)

II. Речевая зарядка.
1. Игра «Мозговой штурм». (Отгадывание кроссворда).
Учитель: Как называется этот красивый город? Название города зашифровано в кроссворде. Вопросы, на которые нужно дать быстрые и точные ответы. (Слайд №2)
А Васька слушает да ест. (Кошка - кушак)
По горам, по долам
Ходит шуба и кафтан. (Овца - сур
·х)
Вместо носа - пятачок,
Вместо хвостика – крючок. (Свинья - сысна)
Пассажир без билета. (Заяц - мулкач)
Он всегда в лес смотрит. (Волк - кашк
·р)
Ее Отчество Патрикеевна. (Лиса - тил
·)
Читаем сверху вниз и смотрим, какое слово у нас получилось, АСАМАТ. Значит, наш сказочный город называется РАДУГА.

III. Фонетическая разминка.
Учитель: Вот мы у ворот сказочного города. (Слайд №3) Злая фея заколдовала их. Чтобы открыть ворота и зайти в город, нужно правильно и дружно произнести за мной.
- Жи-жи – ку ш
·ши, ку п
·ч
·к ш
·ши.
- Ша-ша – ку пакша, ку илемл
· пакша.
- Ба-ба – ку упа, ку пыс
·к упа.
- Каш-каш – кашк
·р, ку усал кашк
·р.

IV. Активизация лексическо-грамматических навыков.
Счет 1-10.
Учитель: Открываются ворота города. Мы в сказочном городе. Приглашаем и наших гостей вместе с нами осмотреть этот город. (Слайд №4) Первая улица на нашем пути – это улица Цветочная. (Слайд 5) Сколько домиков на этой улице? Считаем хором. (Счет по-чувашски от 1 до10).

Игра «Цветы».
Учитель: Эта улица называется Цветочная. Значит, здесь должны расти цветы. А где же они? Хотите посмотреть на них? Цветы в этом городе тоже волшебные. Чтобы они появились, надо выполнить мое задание. Я называю цвет по-чувашски, а вы должны найти и показать его среди разноцветных кружков. (Разноцветные кружки прикреплены к доске). Если покажете правильно, на улице волшебного города появится роза такого цвета. (Учитель называет цвета по-чувашски: розовый, белый, красный, синий, коричневый, зеленый, оранжевый, черный, желтый. (Слайд 5)

Игра с мячом. Тренировка навыков диалогической речи.
Дети стоят в кругу, передают мяч друг другу и спрашивает:
- Света, тебе какая роза нравится? (Света, сана м
·н т
·сл
· роза кил
·шет?)
- Мне желтая роза нравится. (Мана сар
· роза кил
·шет.)
Режим работы: учитель – ученик 1 – ученик 2 - .

Игра «В сетях паутины».
Учитель: Идем дальше. А кто же живет в этом прекрасном домике? (Слайд №6) Никого не видно и не слышно. Почему? Жители города запутались в сетях паутины - все буквы у них перемешались. Нужно сложить буквы правильно. И мы узнаем, кто живет в этих домиках (УПА, АВТАН, ПАКША,
·НЕ).
Учитель: Какой красивый дом на следующей улице! (Слайд №7) Здесь живут(показывает игрушки животных и спрашивает: это кто? (лошадь, осел, свинья, собака, заяц, овца , петух и др.)

Песня «Автан!».
Учитель: Теперь, ребята, поздороваемся с жителями города. Для этого споем песню-приветствие. (Исполняется песня «Автан!».)
+атан =инче сар автан
+унат =апса авётать;
Кук-ку-рек-кук! Кук –ку-рек-кук!
Кук-ку-рек-кук! Кук-ку-рек-кук!

Сарайенче сар чёххи
Сар =ёмарта тавасшён.
Кёт-кёт-кёт-ктак! Кёт-кёт-кёт-ктак!
Кёт-кёт-кёт-ктак! Кёт-кёт-кёт-ктак!


Чёххи ларнё йёвана,
Автан уншён савёнать,
Кук-ку-рек-кук! Кук –ку-рек-кук!
Кук –ку-рек-кук! Кук –ку-рек-кук!

Игра «Ручеек». Тренировка навыков диалогической речи.
(Повторение речевых образцов: Как тебя зовут? Меня зовут Таня. Сколько тебе лет? Мне 7 лет.)
Учитель: Один из жителей города у нас в гостях. (Учитель показывает игрушечную собаку.) Как ее зовут, спросите по-чувашски. (Ответ: Меня зовут Кампур.) Кампур хочет с вами играть в игру «Ручеек».

Игра «Подарки друзьям». Тренировка навыков монологической речи.
Учитель: Кампур хочет подарить своим друзьям на Новый год подарки. Давайте поможем нашему другу. Назовите эти продукты, скажите, какие они, и положите их в подарочную коробку Кампура. ( Дети выходят к доске, берут муляжи овощей и фруктов, показывают и говорят: Это огурец. Он зеленый вкусный и полезный.)

VI. Подведение итогов урока.
Обобщение по теме урока.
Учитель: Понравилось вам в сказочном городе? Но пришло время возвращаться домой. Скажем дружно нашим друзьям до свидания.
Оценка деятельности учащихся на уроке с развернутым комментированием.
Учитель: От жителей этого города вам подарки. (Учитель раздает бумажные розы).
Эти розы тоже волшебные. Рассмотрите внимательно их и увидите, какую оценку вы получаете сегодня за работу на уроке.
















Список использованных источников

Абрамова Г.В. Методические указания к учебнику чувашского языка для 1 класса русской школы: книга для учителя. – Чебоксары: Издательство Чувашского республиканского института образования, 2007. – 217 с.
Абрамова Г.В., Голанцева Р.А. Программа по чувашскому языку для I-IV классов русской школы. – Чебоксары: Издательство Чувашского республиканского института образования, 2008. – 107 с.
Акимова М.К. «Учёт психологических особенностей учащегося» журнал «Вопросы психологии» № 6, 1988 г. стр. 71.
Гуляков Е.Н. Новые педагогические технологии.// М.: Дрофа, 2009.
Гутников А., Пронькин В., Элиасберг Н. «Живое право» - Санкт –Петербург - 2001 год.
Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. Популярное пособие «Академия развития», Ярославль, 1997г.

Стрезикозин В.П. «Актуальные проблемы начального обучения» ст. «Обеспечение доступности начального обучения» стр. 163.
Хоцкая С.Ю. «ИКТ в начальной школе. Требования сегодняшнего дня».












 План-конспект
урока чувашского языка в 1-х классах с использованием здоровьесберегающих технологий
Урок-игра «Лепестки ромашки»
(Повторение изученного)
Цели урока:
  
Активизировать лексические навыки.
 Выработать у учащихся умение комбинировать усвоенный языковой материал в кратких диалогах и монологах.
 Тренировать учащихся в аудировании короткого текста.
Оборудование: предметные картинки, игрушечные зверушки, на доске ромашка с заданиями. 
 
 
 
Ход урока:
 
I.  Приветствие и объяснение целей.
 II.  Сообщение целей урока.
– Ребята! Сегодня к нам на урок пришёл тигрёнок Тигра. Он принес нам такую ромашку. Каждый лепесток этой ромашки содержит задание. Тигра хочет проверить наши знания. Давайте покажем, чему мы научились. Но сначала Вы поздоровайтесь с ним и напомните ему, как Вас зовут и сколько Вам лет.
  III.  Фонетическая разминка. 
– Сначала разомнем наши язычки. Поработаем с рифмовками Тигры.
 
Манн хызз
·н кал
·р:
 
– Жи-жи – Ку ш
·ши, ша-ша – ку пакша.
 
– Ба-ба – ку упа, бе-бе – ку к
·пе.
 
– Гал-гал – к
·вакал, кач-кач – ку мулкач.
 
– Ки-ки – киш
·р, ч
·к-ч
·к – меч
·к.
 
– М
·-м
· – м
·й
·р, к
·м-к
·м – к
·мпа. 
 
 IV.  Игры. 
Ученик срывает лепесток и читает задание:
 
1. «Знаешь ли ты слова?»
 
– Посмотрите на картинки и назовите изображенных на ней животных, птиц, овощи и фрукты.
 
 2. «Художник».
 
– Ребята, художник рисовал очень красивую картинку. Но Клякса пришла и все краски раскидала. Давайте поможем художнику, соберем ему краски. Учитель называет цвет по-чувашски, дети его находят и приклеивают на палитру.
 
 3. «Запретное слово» (ученики повторяют слова за учителем, но одно слово «зарак»-запретное, не повторяют).
 
Слова для игры: – пакша, кушак, мулкач, зарак, тил
·, сур
·х,
·не, зарак, х
·рл
·, сим
·с, к
·вак, шур
·, зарак, анне, атте, з
·к
·р, пичче, асанне, пул
· зарак, куп
·ста, киш
·р, зарак, х
·яр, зарак, зарак, помидор, кав
·н, зарак, к
·шман, зарак, панулми, зырла, кук
·ль, зарак, какай, к
·мпа.
  
4. «Назови сказку» 
 
(Чтобы выполнить это задание нам нужно вспомнить числа.)
 – Давайте посчитаем до десяти.
 – Я даю опорные слова, а Вы определяете названия русских сказок и называете их на чувашском языке.
 – Кашк
·р, Ниф-Ниф, Нуф-Нуф, Наф-наф.
 
(«Виз
· сысна зури»)
 
– Упа зури, Маша, Михаил Иваныч, Настасия Петровна, Мишутка.
 («Виз
· упа»)
 – Асанне, асатте, йыта, кушак, ш
·ши, м
·нук. («Зарак»).

Физминутка «В
·з
·р»
 
Т
·р
·р, т
·р
·р – ш
·пп
·н т
·р
·р.
 
Ут
·р, ут
·р – ш
·пп
·н ут
·р,
 
Чуп
·р, чуп
·р – ш
·пп
·н чуп
·р,
 
Вул
·р, вул
·р – - х
·в
·рт вул
·р,
 
Зыр
·р, зыр
·р – хитрее зыр
·р,
 
В
·з
·р, в
·з
·р – кай
·ксем пек в
·з
·р.
 
(Исполняется песня «Путене») 

 
5. «Подарки друзьям».
 
(Зайчонок Тишка везёт своим друзьям подарки. В названии этих продуктов есть звук [
·]
 
Назовите эти продукты и положите их в кузов машины Тишки.
 
– к
·шман, куп
·ста, кук
·ль, зар
·к. 
 
 
6. «В магазине».
 
К доске выходят два ученика, один из них – продавец, другой – покупатель.
 
Составляют диалог:
 
– Сывл
·х сунат
·п.
 
– Ыр
· кун пулт
·р? Эсир м
·н туянасш
·н?
 
– Эп
· киш
·р (зар
·к, пан улми) туянасш
·н.
 
– Ака киш
·р. В
·л тутл
·, ус
·лл
·. Ил, тархасш
·н.
 
– Тавтапуз.
 
– Тархасш
·н.
 
– Сыв
· пул
·р!
 
– Сыв
· пул
·р!
 
 7. «Найди меня» (отгадывание загадок)
 
– В
·л в
·рманта пур
·нать. В
·л пыс
·к, х
·м
·р т
·сл
·, пыл юратать. (УПА)
 
– В
·л в
·рманта пур
·нать. Х
·в
·рт чупать. Киш
·р, куп
·ста юратать. (Мулкач)
 
– В
·л ялта пур
·нать. Ун
·н тиха пур. (ЛАША).
 
– В
·л пахчара ясет Заврака, сар
·, тутл
·, ус
·лл
· (ЗАР
·К)
  
 V.  Обобщение.
 
Ребята, вот и выполнили мы все задания тигрёнка.
 
Вы очень понравились тигрёнку.
– А знаете почему?
– Потому, что Вы много знаете и умеете работать дружно. За хорошую работу тигрёнок Тигра обязательно принесёт Вам удачу.
  

15