Рабочая программа по музыке для 1 класса Т.В. Челышева


I. Пояснительная записка
1.1. Рабочая программа предназначена для начальной школы, 1 класс, базовый уровень.
Программа разработана на основе:
Федерального Закона № 273 от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации»;
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован 22 декабря 2009 г. № 17785);
Приказа Минобрнауки РФ от 31.03.2014 №253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования";
Регионального учебного плана для общеобразовательных учреждений Иркутской области, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) образования, на 2011-2012, 2012-2013 учебный годы, утверждённого распоряжением министерства образования Иркутской области №920 от 12.08.2011г. «О региональном плане общеобразовательных учреждений Иркутской области»;
Письма министерства образования Иркутской области № 55-37-5064/14 от 04.06.2014г. «Об использовании регионального учебного плана образовательными организациями Иркутской области»;
Учебного плана МКОУ «Вихоревская СОШ №2», утвержденного приказом МКОУ «Вихоревская СОШ №2» № 64-а от 29.08.2014 года;
Основной образовательной программы НОО МКОУ «Вихоревская СОШ №2», утверждённой приказом МКОУ «Вихоревская СОШ №2» №54-а от 05.09.2012.
Программы по учебному предмету «Музыка» (1-4 класс). Т.В. Челышева – М., Академкнига.
1.2. Общие цели учебного предмета для ступени обучения.
Жизнеспособность программы «Музыка» обусловлена необходимостью приобщения младших школьников к музыкальному искусству, что направлено на достижение следующих целей:
• формирование основ музыкальной культуры посредством эмоционального восприятия музыки;
• воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения музыкального искусства Отечества, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре своего народа и других народов мира;
• развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
• обогащение знаний о музыке, других видах искусства и художественного творчества;
• овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).
Данные цели достигаются путём следующих задач: отражающих личностное, познавательное, коммуникативное, социальное и эстетическое развитие школьников.
- Личностное развитие обучающихся направлено на: реализацию их творческого потенциала; выработку готовности выражать свое отношение к искусству; формирование мотивации к художественному познанию окружающей действительности; проявление ценностно-смысловых ориентаций и духовно-нравственных оснований; становление самосознания, самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма.
- Познавательное развитие обучающихся связано с: активизацией творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии; формированием целостного представления о музыке, ее истоках и образной природе; познанием языка музыки, многообразия ее форм и жанров; осознанием роли музыкального искусства в жизни человека.
- Коммуникативное развитие школьников определяет: умение слушать, уважение к мнению других; способность встать на позицию другого человека; готовность вести диалог; участие в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства; продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
- Социальное развитие растущего человека проявляется: в формировании у него целостной художественной картины мира; в воспитание его патриотических чувств; в сформированности основ гражданской идентичности; в выработке готовности к толерантным отношениям в поликультурном обществе; в овладении социальными компетенциями.
- Эстетическое развитие учащихся направлено на: приобщение к эстетическим ценностям; формирование эстетического отношения к действительности; развитие эстетических чувств; развитие потребности жить по законам красоты; формирование эстетических идеалов и потребностей; воспитание художественного вкуса; выработку стремления быть прекрасным во всем – в мыслях, делах, поступках, внешнем виде.
Образовательные, развивающие и воспитательные задачи при обучении музыке решаются целостно. Учитель самостоятельно осуществляет выбор методов обучения, придавая особое значение сбалансированному сочетанию традиционных и инновационных технологий, в том числе информационных и коммуникационных.
1.3. Общая характеристика учебного предмета.
Актуальность предмета обусловлена принципиальным значением интеграции школьного образования в современную культуру. Музыка играет важную роль в развитии младших школьников, так как (наряду с другими видами искусства) организует познание ими окружающего мира путем проживания художественных образов, способствует формированию их собственного отношения к жизни.
Школьный предмет «Музыка» обладает широкими возможностями в индивидуально-личностном развитии ребенка как субъекта культуры. Это обусловлено полифункциональностью музыкального искусства, которое одновременно, как и любой другой вид искусства, выполняет познавательную, преобразовательную, коммуникативную, оценочную и эстетическую функции в жизни людей.
Наиболее совершенный способ реализации функций музыкального искусства в школьном образовании был разработан и внедрен в педагогическую практику академиком АПН, композитором Д.Б. Кабалевским. Его концепция музыкального воспитания школьников полностью созвучна ведущим идеям УМК «Перспективная начальная школа», которые, в свою очередь, отражают основные положения концепции модернизации российского образования.
Принципиальное созвучие двух образовательных подходов обусловило интерпретацию музыкально-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского в УМК «Перспективная начальная школа» по музыке. Это проявилось:
• в реализации сверхзадачи музыкального образования (связи музыки с жизнью) как художественно-педагогического замысла программы 1 класса «Мир музыки в мире детства» и последующего его воплощения во 2–4 классах;
• в опоре на методические основы преподавания предмета «Музыка», предложенные Д.Б. Кабалевским – автором нетрадиционной музыкально-педагогической концепции.
1.4. Место учебного предмета в учебном плане.
В учебном плане на изучение музыки в каждом классе начальной школы отводится 1 час в неделю, всего 135 час (1 класс – 33 часа, 2 класс – 34 часа, 3 класс – 34 часа, 4 класс – 34 часа). Согласно ФГОС, предмет «Музыка» располагается в учебном плане в предметной области «Искусство». Общий объем учебного времени в 1 классе составляет 33 часа.
1.5. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Музыка» соответствуют основным требованиям Стандарта:
- патриотизм — любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;
- социальная солидарность — свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, равноправие, милосердие, честь, достоинство;
- гражданственность — долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания, забота о благосостоянии общества;
- семья — любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
- личность — саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самоприятие и самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, способность к личностному и нравственному выбору;
- труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие;
- наука — ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира;
- традиционные религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
- искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие;
- природа — родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
- человечество — мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
1.6. Содержание учебного предмета «Музыка» 1 класс (33 часа)

«Мир музыки в мире детства»
Содержание курса направлено на реализацию задачи музыкального образования: связи музыки с жизнью и, прежде всего, с жизнью самого ребенка. Это – звуки, окружающие его. Это – музыка природы и дома. Это – музыкальные встречи с героями, любимыми и понятными для детей младшего школьного возраста. Это – звучащий образ Родины и народные напевы.
Программа 1 класса нацелена на развитие у младших школьников способности вслушиваться в звучащую вокруг них музыку, на выработку положительной мотивации и потребности в «общении» с музыкой в разных жизненных ситуациях: в будни и праздники, в связи с календарными датами, в процессе встреч со сказкой, с героями фильмов или мультфильмов и т. д. – в тех ситуациях, с которыми дети сталкиваются в своей повседневной жизни.
Учебную программу пронизывают идея детскости и ее естественной связи с музыкой, которая сопровождает жизнь ребенка, мысль о том, что разную музыку можно научиться распознавать, вслушиваясь в окружающий мир.
Реализуя главную идею концепции УМК «Перспективная начальная школа», выраженную фразой «познаю мир», а также сверхзадачу музыкального образования (связь музыки с жизнью), программа 1 класса задумана как своего рода азбука музыкальной грамотности. Ее главный художественно-педагогический замысел – «Мир музыки в мире детства» – является темой данного года музыкального образования.
В соответствии с азбучным характером учебная программа включает музыкальные произведения, которые отличаются житейскими истинами и отражают детский взгляд на мир. В ней представлены 34 песни и попевки, как народные, так и авторские. Среди них незаслуженно забытые авторские песни прошлых лет: А. Киселёва, З. Компанейца, Н. Метлова, А. Островского, Т. Попатенко, Е. Тиличеевой, А. Филиппенко и др. Немало и новых песен современных авторов: Г. Гладкова, А. Зарубы, И. Красильникова, Е. Крылатова, В. Павленко, В. Семенова, Г. Струве, С. Соснина и др.
В программу 1 класса включены произведения русских и зарубежных композиторов-классиков: А.К. Лядова, М.И. Глинки, Н.А. Римского-Корсакова, М.П. Мусоргского, П.И. Чайковского, С.С. Прокофьева, Д.Б. Кабалевского, С.М. Слонимского, Э. Грига, К. Сен-Санса, К. Дебюсси, М. Равеля и др. Широко используются в обучении музыкально-ритмичные движения, игра на элементарных музыкальных инструментах и музыкальная игра. В процессе проведения занятий возможна замена музыкального материала в соответствии с интересами и пристрастиями школьников и учителя.
Содержание курса обеспечивает возможность разностороннего развития обучающихся благодаря:
-наблюдению, восприятию музыки и размышлению о ней;
-воплощению музыкальных образов при создании театрализованных композиций;
-разучиванию и исполнению вокально-хоровых произведений;
-импровизации в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности.
Обучающиеся знакомятся с различными видами музыки (вокальная,инструментальная,сольная, хоровая, оркестровая) и основными средствами музыкальной выразительности (мелодия. Ритм, темп, динамика, тембр, лад).
Обучающие получают представление о музыкальной жизни страны, государственной музыкальной символике, о народных музыкальных традициях родного края, о сочинениях профессиональных композиторов, о музыкальном фольклоре народов России и мира.
В ходе обучения музыке школьники приобретают навыки коллективной музыкально-творческой деятельности (хоровое пение, инсценирование песен и танцев, музыкально-пластические композиции, танцевальные импровизации), учатся действовать самостоятельно при выполнении учебных и творческих задач.
Слушание музыки. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, различной по содержанию, характеру и средствам музыкальной выразительности. Обогащение музыкально-слуховых представлений об интонационной природе музыки во всем многообразии ее видов, жанров и форм.
Пение. Самовыражение ребенка в пении. Воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении произведений. Освоение вокально-хоровых умений и навыков для передачи музыкально-исполнительского замысла, импровизации.
Музыкально-пластическое движение. Общее представление о пластических средствах выразительности. Индивидуально-личностное выражение образного содержания музыки через пластику. Коллективные формы деятельности при создании музыкально-пластических композиций. Танцевальные импровизации.
Драматизация музыкальных произведений. Театрализованные формы музыкально-творческой деятельности. Музыкальные игры, инсценирование песен, танцев, игры-драматизации. Выражение образного содержание музыкальных произведений с помощью средств выразительности различных искусств.
В 1 классе выстроена система накопления общих музыкально-художественных представлений и прикладных понятий, связанных со средствами музыкальной выразительности (языком музыки, ее жанрами и формами) и имеющих преемственность с программой 2 класса.

Звуки вокруг нас (9 часов)
Звуки в доме Маши и Миши (1 час). Образ - это изображение, отображение. Художественный образ создаётся художником в процессе творческой деятельности. Создание в изобразительном искусстве визуальных образов реального и вымышленного мира. Создание художественного образа в изобразительном искусстве (на примере образа дерева): замысел – сбор и изучение материала - зарисовки - отбор рисунков, которые наиболее полно передают идею – воплощение замысла. Соответствие (сходство и отличия) художественного образа первоначальному замыслу. Передача художником с помощью художественного образа мыслей и чувств. Образ Древа Жизни и его художественные воплощения. Образ дерева в искусстве разных художников. Разница между фотографией и произведением изобразительного искусства. Художественная деятельность: Создать образ лета - фигуративный (нарисовать деревья, поляну, речку) или абстрактный, символический (передать ощущение лета с помощью цвета). Цветные карандаши или фломастеры.
Характеристика деятельности учащихся. Осознавать, что художественный образ – основа любого искусства. Понимать, что с помощью художественного образа можно передавать мысли и чувства. Понимать специфику создания художественного образа. Осознавать разницу между фотографией и произведением искусства. Создавать художественный образ изобразительными средствами.
Звуки вокруг нас (9 часов)
Рождение песни (1 час). Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Звуки шумовые и музыкальные. Истоки возникновения музыки, песни. Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Показать, что каждое жизненное обстоятельство находит отклик в музыке. Песня сопровождает человека всю жизнь.
Звуки вокруг нас (9 часов)
Колыбельная песня (2 часа). Рождение колыбельной песни, почему она так называется? Вспомнить - какие известны колыбельные песни. Разучивание: «Колыбельная» Е. Тиличеевой. Знакомство с характером музыки. Слушание симфонической картины «Кикимора» А. Лядова.
Звуки вокруг нас (9 часов)
Поющие часы (1 час). «Три чуда». Известнейший оркестровый номер из оперы «Сказка о царе Салтане…» (вступление ко 2 картине) Н.Римского-Корсакова – первое соприкосновение с этим жанром на уроках музыки, поэтому очень важно, представляя для показа фрагмент спектакля (видео), выдержать меру продолжительности данного отрывка. Удачным может быть сопоставление фрагментов оперного спектакля и кинофильма, снятого по этой же сказке. Причём, чтобы ярче показать возможности музыки, фильм демонстрировать без звука, тогда дети, сами способны сделать вывод о том, что оркестр «показал» то, что люди бы и не показали. Создание своего оркестра – исполнение часов (разных по размеру). Для чего нужны часы? Пение: «Тик-так» З. Петровой, А. Островского.
Звуки вокруг нас (9 часов)
«Кошкины» песни» (2 часа). В гостях у королевы кошки. Разучивание: «Ученый кот» В. Орлова, И. Кирилиной. Слушание музыки о кошках, в том числе знакомство с балетом «Спящая красавица» П. Чайковского.
Звуки вокруг нас (9 часов)
О чём «поёт» природа (2 часа). «Музыка осени». Осень – «золотая», «урожайная», «унылая пора» - в песнях, инструментальных и оркестровых произведениях:
«Прогулка» С. Покофьева; «Кукушка» - швейцарская народная песня; «Кукушка в глубине леса» из цикла «Карнавал животных» К. Сен-Санса, «Полет шмеля» из оперы сказка о царе Салтане» Н. Рмского-Корсакова и разучивание песни «Сарафан надела осень» Т. Попатенко.
Музыкальные встречи Маши и Миши (7 часов)
Музыка про разное (3 часа). Знакомство с обозначениями нотной записи, основы нотной грамоты – «До, ре, ми» Р.Роджерса. Слушание: «Баба-Яга» П. Чайковского и «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила» М. Глинки.
Музыкальные встречи Маши и Миши (7 часов)
Звучащий образ Родины (2 часа). При изучении темы «Наша Родина» перед учениками раскрывается духовный мир, традиционный уклад жизни русского человека в предыдущие века. При воссоздании атмосферы бытования таких жанров как: частушка, хоровод, былина, колокольный звон - обязательно проводятся исторические аналогии для образцов, изменившихся по каким-либо причинам (переход от деревенского уклада к городскому; развитие бытовой техники; государственные катаклизмы и др.). Причём опять-таки важно соблюдать меру практического действия (проживания ситуации через музицирование) и совместных с классом размышлений на тему «Что изменилось?», «Если что-то нужное потеряно, как ты и твои одноклассники могут это вернуть?». То есть, необходимо переводить разговор в область практики (не просто получение знания, а развитие компетенций; в данном случае наиболее акцентируемыми явятся компетенция досуговой деятельности и коммуникативная компетенция. Например, такие ситуации «Хоровод сменила дискотека», «Колокольный звон – сигнал, который раньше понимали все, а сейчас?». Образ богатырей, «Богатырские ворота» М.П. Мусоргского».
Музыкальные встречи Маши и Миши (7 часов)
Здравствуй, гостья-зима (2 часа). «Здравствуй, гостья-зима» сл. И. Никитина, музыка народная - разучивание; «Зимушка-зима» М. Пляцковского, Е. Ботярова; «Новогодний хоровод» н. Соловьёвой, Г. Струве.
Так и льются сами звуки из души! (10 часов)
Зимние забавы (2 часа). Зимние забавы». «Снег танцует» из цикла Детский уголок» К. Дебюсси; «Вальс снежных хлопьев» П. Чайковского; «Котенок» В. Семенова; «Хоккеисты» И. Красильникова; «Как на тоненький ледок» русская народная песня; «Пятнашки» из фортепианного альбома «Детская музыка» С. Прокофьева. Подготовка к празднику «Новый год».
Так и льются сами звуки из души! (10 часов)
Музыкальные картинки (2 часа). Карнавал животных». Цикл К.Сен-Санса запомнится детям ещё ярче, если в кабинете (в разных местах) будут помещены картинки, фотографии, карикатуры с изображением персонажей: Льва, Куриц и Петуха, Антилоп, Черепах, Слонов, Кенгуру, Рыб в аквариуме, Осла, Кукушки (и других птиц в вольере). 11 и 12 номера могут быть пропущены.. «Лебедя» можно представить видеозаписью балетного номера (М.Плисецкой, Г.Уланой, др.). Знакомство с композитором Д. Кабалевским – «Ежик», «Клоуны», «Хромой козлик».
Так и льются сами звуки из души! (10 часов)
Мелодии жизни (2 часа). «Детский альбом» П.Чайковского как пример одного из обычных дней ребёнка – прослушивание-отгадывание, пение, инсценирование, танцы (лучше – с игрушками) «Болезнь куклы». Симфония №2 П. Чайковского – слушание. Разучивание песни «Бравые солдаты» А. Филиппенко.
Так и льются сами звуки из души! (10 часов)
Весенние напевы (2 часа). «Пробуждение природы». Музыкальный эпиграф темы - «Перед весной» и «Весной» Э.Грига . Особое внимание детей к средствам музыкальной выразительности –интонациям мелодии, аккомпанементу и др. – можно привлечь, дополнительно демонстрируя слайды картин весенней природы. Разучивание песни «Самая, самая» Г. Левкодимова.
Так и льются сами звуки из души! (10 часов)
«Поговорим» на музыкальном языке (2 часа). Что такое «выразительность» в музыке? - главный вопрос данной темы. Рисуем «выразительность» музыки на примере музыкального произведения «Последний снег» З. Компанейца. Учимся петь мелодию из музыкального произведения «Сладкая греза» П. Чайковского. Знакомимся и разучиваем фрагменты оперы-сказки К. Чуковского «Муха-Цокотуха» музыка М. Красева.
Волшебная сила музыки (7 часов)
Композитор - исполнитель - слушатель (2 часа). Кто нужен для того, чтобы возникла музыка? Ознакомление с тремя составляющими музыки: композитор – исполнитель – слушатель – без них музыка перестанет существовать. Что делают композитор, исполнитель и слушатель? Знакомство с понятием «дирижер».
Волшебная сила музыки (7 часов)
Музыка в стране «Мульти-пульти» (2 часа). Слушание и пение любимых песен из мультиков, знакомство с их авторами. «Колыбельная Медведицы» из мультфильма «Умка»,»Песенка Львенка и Черепахи» из мультфильма «Как Львенок и Черепаха пели песню» Г. Гладкова,. Слушание фортепианной пьесы С. Слонимского «Дюймовочка».
Волшебная сила музыки (7 часов)
Всюду музыка живет (3 часа). Обобщение темы года. Музыка родного края. Мой край – Приангарье, Иркутская область». Караоке-презентация «Наш край» (песня Д. Кабалевского).
1.7. Учебно-тематическое планирование
№п/п
Раздел , тема. Количество часов
Раздел 1.  «Звуки вокруг нас» (9 ч)
1. Звуки в доме Маши и Миши. 1
2. Рождение песни. 1
3,4. Колыбельная песня. 2
5. Поющие часы. 1
6,7. «Кошкины» песни. 2
8,9. О чём «поёт» природа. 2
Раздел 2.  «Музыкальные встречи Маши и Миши» (7 ч) 10-12 Музыка про разное. 3
13,14. Звучащий образ Родины. 2
15,16. Здравствуй, гостья-зима. 2
Раздел 3.   «Так и льются сами звуки из души!» (10 ч) 17,18. Зимние забавы. 2
19,20. Музыкальные картинки. 2
21,22. Мелодии жизни. 2
23,24. Весенние напевы. 2
25,26. «Поговорим» на музыкальном языке.
2
Раздел 4. «Волшебная сила музыки» (7 ч) 27,28 Композитор - исполнитель — слушатель. 2
29,30 Музыка в стране «Мульти-пульти». 2
31-33 Всюду музыка живет. 3
Итого 33
Музыкальный материал к темам учебной программы по курсу «Музыка» 1класс.
«Звуки вокруг нас»
«Колыбельная». Музыка Е.Тиличеевой.
«Колыбельная самим себе». Музыка В.Семенова, слова Г.Лебедевой.
«Кикимора». Симфоническая картинка. А.Лядов.
Вступление к первому действию оперы «Сказка о царе Салтане». Н.А.Римский-Корсаков.
«Часы». Музыка Н.Метлова.
«Тик-так». Музыка А.Островского, слова З.Петровой
«В гостях у королевы». Музыка Г.Брука, слова С.Маршака.
«Киска». музыкаГ.Курина, слова В.Стоянова.
«Ученый кот». Музыка И.Кирилиной, слова В.Орлова.
«Кот в сапогах и белая кошечка». Фрагмент балета «Спящая красавица». П.И.Чайковский
«Прогулка». Из фортепьянного цикла «Детская музыка». С.С.Прокофьев.
«Кукушка». Швейцарская народная песня.
«Кукушка в глубине леса». Из фортепьянного цикла «Карнавал животных».К.Сен-Санс.
«Сарафан надела осень». Музыка Т.Попатенко, слова И.Чернецкой.
«Полет шмеля». Фрагмент из оперы «Сказка о царе Салтане».Н.А.Римский Корсаков.
«Музыкальные встречи Маши и Миши»
«Звуки музыки». Музыка Р.Роджерса, руссий текст М, Цейтлиной.
«Баба-Яга». Из фортепьянного цикла «Детский альбом». П.И.Чайковский.
«Марш Черномора». Фрагмент из оперы «Руслан и Людмила». М.И.Глинка.
Ростовские колокольные звоны.
«Вечерний звон». Русская народная песня.
«Богатырские ворота». Из фортепьянного цикла «Картинки с выставки». М.П.Мусоргский.
«Родина-отчизна». Музыка А.Киселева, слова В.Татаринова.
«Здравствуй, гостья-зима». Музыка народная, слова И.Никитина
«Зимушка-Зима». Музыка Е.Ботярова, слова М.Пляцковского.
«Новогодний хоровод». Музыка Г.Струве, слова Н.Соловьевой.
«Так и льются сами звуки из души!»
«Снег танцует». Из фортепьянного цикла «Детский уголок» К.Дебюсси.
«Вальс снежных хлопьев». Фрагмент из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковский.
«Котенок». Музыка В.Семенова, слова В.Бараускаса.
«Хоккеисты». Музыка И.Красильникова, слова Е.Авдиенко.
«Как на тоненький ледок». Русская народная песня.
«Пятнашки». Из фортепьянного альбома «Детская музыка» С.С.Прокофьев.
«Куры и петухи». Из фортепьянного цикла «Карнавал животных» К.Сен-Санс.
«До чего же грустно!». Музыка С.Соснина, слова П.Синявского.
«Ежик», «Клоуны», «Хромой козлик». Музыкальные картинки Д.Б.Кабалевский.
«Персонажи с длинными ушами». Из фортепьянного цикла «Карнавал животных» К.Сен-Санс.
«Болезнь куклы». Из фортепьянного цикла «Детский альбом» П.И.Чайковский.
«Журавель». Украинская народная песня.
Симфония №2. Фрагмент финала. П.И.Чайковский.
«Бравые солдаты». Музыка АФилиппенко, слова И.Михайлова.
«Азбука». Музыка А.Забуры, слова Б.Заходера.
«Рыжий пес». Музыка Г.Струве, слова В.Степанова.
«Перед весной». Русская народная песня в обработке П.И.Чайковского.
«Весной». Э.Григ.
«Самая, самая». Музыка Г.Левдокимова, слова В Степанова.
«Последний снег». Музыка З.Компанейца, слова А.Толстого.
«Сладкая греза». Из фортепьянного цикла «Детский альбом» П.И.Чайковский.
«Капельки». Музыка В.Павленко, слова Э.Богдановой.
«Муха-Цокотуха». Опера-игра по мотивам сказки К.Чуковского. музыка М.Красева.
«Волшебная сила музыки»
«Полька». Из фортепьянного цикла «Детский альбом» П.И.Чайковский.
«Дождь и радуга». Из фортепьянного альбома «Детская музыка» С.С.Прокофьев.
«Соловейка». Музыка А.Филиппенко, слова Г.Бойко.
«Дирижер». Музыка Д.Запольского, слова Е.Руженцева.
«Колыбельная медведицы». Из мультфильма «Умка». Музыка Е.Крылатова, слова Ю.Яковлева.
«Дюймовочка». Из цикла детских пьес для фортепьяно «Мультфильмы с приключениями» С.Слонимский.
«Песенка Львенка и Черепахи». Музыка Г.Гладкова, слова С.Козлова.
«Игра воды». М Равель.
«На лесной тропинке». Музыка А.Абрамова, слова Л.Дымовой.
«Наш край». Музыка Д.Кабалевского, слова А.Пришельца.
1.8. Планируемые результаты изучения учебного предмета.

Личностные результаты освоения музыки:
- наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;
- реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
- позитивная самооценка музыкально-творческих возможностей.
Предметные результаты освоения музыки:
- устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
- общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание основных закономерностей музыкального искусства, общее представление о музыкальной картине мира;
- элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.
Метапредметные результаты освоения музыки:
- развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусства;
- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности;
- участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие, работа в команде) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;
- наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности.
Обобщенный результат освоения обучающимися учебной программы выражается в следующих личностных характеристиках выпускника:
• любознательный, активно и заинтересованно познающий мир посредством музыкального искусства;
• владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной учебной и музыкально-творческой деятельности;
• любящий свой народ и его музыкальные традиции, свой край и свою Родину;
• уважающий и принимающий художественные ценности общества;
• готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
• стремящийся жить по законам красоты;
• доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
• обладающий развитым эстетическим чувством и художественным вкусом;
• использующий разные виды музыкально-творческой деятельности для охраны и укрепления своего психического, физического и духовного здоровья.
1.9. Система оценки планируемых результатов.
Форма организации занятий – урок, преимущественно комбинированного типа.
Методы обучения, используемые на уроках музыки:
• словесные (беседа, сообщение),
• наглядные (использование таблиц, схем и т.д.),
• практические,
• метод музыкально-педагогической драматургии (тематическое построение, выстроенное в системе от «простого к сложному», естественность и логичность «погружения» в искусство, драматургическая логика развития интриги, связанная со степенью «погруженности» главных героев в музыкальное искусство);
• метод забегания вперед и возвращения к пройденному (выстраивание воспитательных и образовательных линий – патриотической, поликультурной, традиционно-календарной, музыкально-теоретической, композиторской, исполнительской; неоднократное возвращение к произведениям одного и того же композитора по разным основаниям и с разными целями, к специальным прикладным понятиям и терминам, к разным жанрам песенного творчества и пр.);
• метод проблемно-поисковых ситуаций (создание условий для самостоятельного поиска ответа на поставленный вопрос, для поиска исполнительского плана произведения и конкретных приемов исполнения, для активного творческого участия в музыкальных играх и постановках музыкальных спектаклей).

II. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
2.1. Учебно-методическое обеспечение
Программа:
Авторская программа по учебному предмету «Музыка» (1-4 класс). Т.В. Челышева – М., Академкнига.
Базовый учебник:
Челышева Т.В., Кузнецова В.В. Музыка: Учебник: 1 класс. – М.: «Академкнига/Учебник», 2012.

2.2. Учебно-методические пособия для учителя:
В.О. Усачёва, Л.В. Школяр, В.А.Школяр, «Музыкальное искусство. 1- 2 классы. Методическое пособие», - М.: Вентана-Граф, 2009;
Челышева Т.В., Кузнецова В.В. Музыка: Методическое пособие для учителя. – М.: Академкнига/Учебник.
Музыка. Нотная хрестоматия: Методическое пособие для учителя: /Сост. Челышева Т.В., Кузнецова В.В. – М.: Академкнига/Учебник.
Фонохрестоматия к учебному пособию «Музыкальное искусство», 1-2 классы;
«Искусство слышать» под ред. Д. Б. Кабалевского. Составитель: Самигулина В.М., Издательство «Учитель» 2005 г.;
Поурочные планы по учебнику «Музыкальное искусство» В.О.Усачевой, Л.В.Школяр;
Поурочные планы под научным руководством Д.Б. Кабалевского Авт.-сост. Т.С.Максимова;
2.3. Интернет-ресурсы:
Википедия : свободная энциклопедия. – Режим доступа : http://ru.wikipedia.org/wiki
Педсовет. Всероссийский Интернет-педсовет. – Режим доступа : http://pedsovet.org
Клуб учителей начальной школы. – Режим доступа : http://www.4stupeni.ru
Фестиваль педагогических идей. – Режим доступа : http://festival.1september.ru
Российский общеобразовательный портал. – Режим доступа : http://www.school.edu.ru
2.4. Информационно-коммуникационные средства:
Портреты композиторов в электронном виде.
Аудиозаписи, аудиодиски, CD-R, CD- RW и фонохрестоматии по музыке.
Презентации, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов.
Видеоаппаратура.
Учебно-практическое оборудование.
2.5. Учебно-практическое оборудование:
Плакаты: расположение инструментов и оркестровых групп в различных видах оркестров, расположение партий в хоре.
Транспарант: поэтический текст гимна России.
видеоаппаратуру, наглядные пособия – презентации Microsoft Power Point, портреты композиторов, таблицы по нотной грамоте.
2.6. Список литературы:
Алиев Ю.Б. «Настольная книга учителя-музыканта» - М.: «Владос», 2000 – 336 с.
Киселева Г. « Песни для детей и не только…» сборник песен. Педобщество России. Саратов, 2006. – 186 с.
Малахова М. «Рождественские праздники в школе» Изд-во «Учитель» Волгоград, 2005. – 108 с.
«Музыка в школе» №4,5,6, Научно-методический журнал, Изд-во «Музыка в школе» М.: 2004. – 156 с.
Слободчиков В.И. «Инновационное образование» \ «Школьные технологии» №2-2005, с. 4–12
Цукерман Г.А. «Как младшие школьники учатся учиться?» - Москва-Рига: ПЦ «Эксперимент», 2000. – 223 с.