Урок математики 4 класс «Письменные приёмы умножения многозначных чисел на однозначные»


МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №19»
Тема:
«Письменные приёмы умножения многозначных чисел на однозначные»
математика
4 класс
Зайнуллина Раушания Ризаевна,
учитель I квалификационной категории
г.Нижнекамск2009г.
Цели: Познакомить с приёмом письменного умножения многозначных чисел на однозначные.
Закрепить умение решать задачи и совершенствовать вычислительные навыки. Обогащать знания учащихся, расширять кругозор.
Воспитывать интерес к уроку математики; бережное отношение к хлебу.
Наглядность: «Злаки в картинках», «Хлеб в картинках», плакат «Хлеб всему голова», рисунок «пчела», карточки с цифрами 0,8, карточки с буквами р, и, с.
Оборудование: интерактивная доска, музыкальное сопровождение при проведении физминутки.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Сегодня на уроке математики мы будем говорить о злаках. Злак – это растение со стеблем в виде полой соломинки, заканчивающейся колосками или метёлками. К злакам относятся пшеница и рожь, ячмень и просо, овёс и гречиха, кукуруза и рис.
Слайд №1 рисунки злаков
2. Чистописание.
- Посчитайте, сколько злаков получилось? (8)
Зёрнышки злаков в большинстве продолговатые, похожи на ноль. Какие цифры будем прописывать? (8 и 0)
Слайд №2 карточки с цифрами 0 и 8.
- Запишите число и вид работы: Классная работа.
3. Устный счёт.
1) Разложение чисел на сумму разрядных слагаемых.
- Вы, знаете, какой злак больше всего выращивают в мире? Сейчас узнаем.
Разложите числа на сумму разрядных слагаемых.
Слайд №3
352806039370рр0рр378 – (3 сот. 7 ед. 8 дес.)
352806045720и
р0и
р4 682 – (4 ед.тыс. 6 сот. 8 дес. 2 ед.)
352806052070С
р0С
р67 495 – ( 6 дес.тыс. 7 ед.тыс. 4 сот. 9 дес. 5 ед.)
- Какое слово получилось? (Рис)
- Половина населения земного шара питается рисом. Это растение любит влагу и его сеют на затопляемых водой полях.
2) повторение таблицы умножения.
Слайд №4 примеры-зёрнышки
468058514503408 * 3
8 * 3
46139107264409 * 4
9 * 4
4613910501654 * 8
4 * 8
334708514503404 * 7
04 * 7
32804106692906 * 8
6 * 8
3280410501657 * 5
7 * 5
223266014503402 * 9
2 * 9
21659857264407 * 2
7 * 2
21659851073156 * 7
6 * 7
107061014503408 * 5
8 * 5
10229857264404 * 6
4 * 6
10229851073159 * 6
9 * 6
-8191514503403 * 9
3 * 9
-819157264408 * 2
8 * 2
-819151073155 * 4
5 * 4

- Сколько зёрнышек рассыпано! Это зёрна кукурузы. Они собираются в початок, а у остальных злаков в колосья. Решим примеры на умножение.
3) Преобразование именованных чисел.
- Прочитайте слова и найдите лишнее слово.
Слайд №5
Малина, черника, просо, клубника.
(Лишнее слово просо – злак, остальные слова – ягоды.)
Слайд №6
4 ц 86 кг 5 м 96 см
7 т 204 кг 3 км 297 м
- Из проса готовят муку, которой кормят кур, уток, гусей, свиней. Это их любимое лакомство.
4) Решение задачи.
- Отгадайте загадку:
Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком.
Слайд № Пчела

- Летит эта пчёлка на поле собирать нектар. Чем же засеяно поле? (Гречихой)
Пчёлы собирают душистый гречишный нектар и опыляют гречиху.
- Прочитайте задачу и решите.
Слайд №7 текст задачи
Комбайнер в первый день собрал 360 центнеров гречихи, а во второй день в 2 раза больше, чем в первый. Сколько центнеров гречихи собрал комбайнер во второй день?
Проверка: 360 · 2 = 720 (ц)
Ответ: 720 центнеров гречихи собрал комбайнер со второго поля.
- Почему умножали? (Потому что сказано, что со второго поля собрал в 2 раза больше.)
4. Работа над новым материалом.
1) Работа по учебнику.
- А сейчас вам нужно узнать что-то новое. Давайте вспомним, какой злак больше всего собирают в мире? (Рис)
Хотите узнать, какой злак стоит на втором месте?
Слайд №8
- Представьте, что мы зашли в булочную. Как чудесно пахнет свежим хлебушком! На полках аккуратно разложены батоны, булки, буханки белого хлеба, бублики, слойки. И всё это выпекается из белой муки. Пожалуй, нет ничего лучше мягкого пшеничного хлеба. Пшеница стоит на втором месте после риса.
- Вы умеете выполнять письменное умножение трёхзначного числа на однозначное. А сегодня научитесь выполнять умножение многозначного числа на однозначное.
- Откройте учебники на с.80 прочитайте сообщение.
- Умножение именованного многозначного числа выполняется так же, как и неименованное число.
Чтение объяснения.
Физминутка.
- Вы хорошо потрудились, ребята. Теперь нужно отдохнуть, набраться сил. Если будете есть овсяную кашу, то непременно вырастите сильными и здоровыми, как Геркулес – могучий герой древних греческих легенд и мифов. Ведь не зря овсяную кашу называют геркулесовой.
Слайд №9 овсяные хлопья
Слайд №10
2) Решение №430
- Русский народ всегда с огромным уважением относился к хлебу. Самых достойных гостей встречали с хлебом и солью.
Слайд №11 «Хлеб да соль»
- Какие пословицы о хлебе знаете?
Слайд №12 пословицы
Без хлеба и воды худо жить.
Если хлеба ни куска, так и в тереме тоска.
И пёс перед хлебом смиряется.
Слайд № 13 «Хлеб – всему голова»
Каждый решёный пример – это хлебушек на нашем столе.
2 примера решаются на доске, 2 – самостоятельно с проверкой.
5 124 · 2 = 10 248 23 452 · 7 = 164 164
274 · 6 = 1 644 56 492 · 9 = 508 428
- А теперь выполним умножение с именованными числами.
2 примера решаются на доске, 2 – самостоятельно с проверкой.
2 км 425 м · 8 = 19 км 400м 26 м 85 см · 7 = 187 м 95 см
18 ц 02 кг ·4 = 72 ц 08 кг 1 т 250 кг · 8 = 10 т (или 10 000 кг)
- Какие числа учились умножать? (Учились умножать многозначные числа на однозначные.)
- Вот какой богатый стол у нас получился. Молодцы!
- Как нужно относиться к хлебу? (Бережно, с уважением, не бросать хлеб. Если он высох, лучше измельчить и накормить голодающих зимой птиц.)Слайд №14 пословица
Хлеб бросать – труд не уважать.
Слайд№15 зарядка для глаз
5. Закрепление пройденного материала.
1) Самостоятельная работа по карточкам.
- Мы все очень любим выпечку из пшеничной муки. А вот к ржаному хлебу на Руси испытывали особое уважение. Простой ржаной хлеб нередко называли «голодным». Знаете, почему? Потому что он спасал людей от голода, когда был плохой урожай пшеницы и овощей. А вот рожь, оказывается, стоит на шестом месте по выращиванию злаков.
Задачи на карточках по вариантам.
I вариант
Пекарь испёк в день 2 864 кг пшеничного хлеба, в ржаного хлеба в 3 раза больше.1 вопрос: Сколько кг ржаного хлеба испёк пекарь?
2 вопрос: Сколько кг пшеничного и ржаного хлеба испёк пекарь?
II вариант
Пекарь испёк в день 3 217 кг пшеничного хлеба, в ржаного хлеба в 2 раза больше.1 вопрос: Сколько кг ржаного хлеба испёк пекарь?
2 вопрос: Сколько кг пшеничного и ржаного хлеба испёк пекарь?

6. Итог.
- Хотите узнать, какой самый скороспелый злак? Ответьте на мой вопрос.
- Чему учились на уроке? (Учились умножать многозначные числа на однозначные.)
- Самый скороспелый злак – ячмень.
Слайд № 16 ячмень
7. Домашнее задание.
- А вот и пчёлка вернулась.
Слайд № пчёлка

- На этот раз она принесла домашнее задание: стр.80, №34
- Я думаю, что вам урок понравился, и вы узнали много полезного и интересного