Проблемы и перспективы развития дополнительного образования в РФ
Проблемы и перспективы развития дополнительного образования в РФ
Целик Наталья Васильевна
(naclik@yandex.ru),
педагог дополнительного образования
МБОУ ДО "ДДТ г. Ершова" Саратовской области»
Аннотация
в статье анализируются проблемы дополнительного образования в РФ. Актуальным становится такое образование, которое позволяет каждому включаться в общественные и экономические процессы. Проходя через дошкольное, общее, профессиональное образование, дополнительное образование выступает в качестве социокультурного стержня взрослеющего человека, реализующегося через познание в творчестве, игре, труде и исследовательской деятельности.
Дополнительное образование детей носит ярко выраженный инновационный характер, отрабатывая новые модели воспитания, образования, в целом являясь «навигатором» в образовательной системе.
В период становления представлений о дополнительном образовании детей имеет смысл уточнить ключевое понятие. Обычно термином "дополнительное образование детей" характеризуют сферу неформального образования, связанную с индивидуальным развитием ребенка в культуре, которое он выбирает сам (или с помощью значимого взрослого) в соответствии со своими желаниями и потребностями. В ней одновременно происходит его обучение, воспитание и личностное развитие. Дополнительное образование оказывается встроенным в структуру любой деятельности, в которую включен ребенок, создает "мостики" для перехода личности из одного образования в другое, оно может предшествовать стандартизированным видам деятельности, а может следовать за ними, создавая возможность для личности для перехода. Структурно дополнительное образование вписывается в систему общего и профессионального образования, а также в сферу образовательно-культурного досуга, сближает и дополняет эти системы: предметные области общего, профессионального образования и культурно-образовательного досуга пересекаются между собой (например, математикой или физкультурой можно заниматься в разных планах). Эта область пересечения и представляет собой область дополнительного образования.
Дополнительное образование может дополнять три обозначенные сферы по-разному: оно может расширять предметные знания, добавлять новые компоненты; оно может увеличивать "вооруженность" личности, оснащая человека новыми средствами познания, труда и общения; оно способно усиливать мотивацию образовательной деятельности, вызывая необходимость личности полнее проявить себя.
По своему «местоположению» в системе образования это - вся та область образовательной деятельности, которая находится за пределами государственного образовательного стандарта, включая изучение тех областей культуры и науки, которые не представлены в школьных программах.
Многообразие в определении дополнительного образования объясняется многоаспектностью этого педагогического явления, но парадокс заключается в том, что сам термин "дополнительное образование" до сих пор не имеет научного определения, не нашел он своего места и в новой "Российской педагогической энциклопедии", в то время как понятия «внеурочная работа», «внешкольная работа» и «досуг» раскрываются.
Почему-то данное определение вообще не содержит упоминания об основном назначении этого образования, никак не согласуется с Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей, в соответствии с которым цель дополнительного образования детей - развитие мотивации детей к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства. Это - вариативная цель в системе образования, которая определяется не столько государственным заказом, сколько индивидуальными потребностями, интересами детей, родителей, семьи и т.д.
Ценность дополнительного образования детей определяется его направленностью на создание условий, благоприятных для получения ребёнком образования по актуальных для него направлениям. Назначение дополнительного образования детей, созданного в структуре российской образовательной системы, определяется не приставкой «вне», а прилагательным «дополнительное».
С принятием ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», полномочия в сфере дополнительного образования детей переданы на муниципальный уровень. Однако на практике значительное число муниципальных образований не имеют достаточных ресурсов для финансирования учреждений дополнительного образования детей. Для органов местного самоуправления характерны недостаточность управления и выстраивания долгосрочной политики, механизмы учета заказа местного сообщества не выстроены. Остаточный принцип финансирования на местах не обеспечивает достаточных условий для развития, материально-технического оснащения учреждений. 50% зданий дополнительного образования требуют капитального ремонта.
Я думаю, что плюсы дополнительного образования:
расширяется кругозор;
полезные навыки;
организован досуг ребенка;
сплочение классного коллектива;
рациональное питание;
бесплатные кружки;
дополнительно приобретаемое для занятий оборудование универсально, его можно использовать и на уроках;
занятия начинаются чаще во второй половине дня;
мы занимаемся с классами, но не целыми;
доп.образование отличается большим разнообразием. Один педагог может вести различные предметы;
Ну и конечно не надо ставить оценки и проверять тетради.
Минусы дополнительного образования:
-у детей недостаточно свободного времени для общения с друзьями вне школы, чтобы побыть наедине с собой;
-санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования ---ограничивают группу для занятий до 15 человек
перегрузка детей;
уменьшилась воспитательная роль семьи;
оплата труда не соответствует затраченному на подготовку к занятиям времени;
не хватает специально оснащенных площадей, нет возможности разнообразить занятия;
недостаточно средств на оборудование, расходные материалы и канцелярские принадлежности.
Согласно Указу Президента Правительству Российской Федерации поручено обеспечить достижение следующих показателей в области образования: увеличение к 2020 году числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, в общей численности детей этого возраста до 70- 75%, предусмотрев, что 50% из них должны обучаться за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также подготовить предложения о передаче субъектам Российской Федерации полномочий по предоставлению дополнительного образования детям, предусмотрев при необходимости софинансирование реализации названных полномочий за счет средств федерального бюджета.