Статья, посвященная ИКТ в начальной школе в свете ФГОС нового поколения
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В КОНТЕКСТЕ НОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
Кистерева Екатерина Павловна
учитель начальных классов МБОУ СОШ №38
С УИОП им. Е.А. Болховитинова
Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы актуальности и необходимости использования информационно-коммуникационных технологий в начальной школе, способствующих повышению эффективности и качества обучения младших школьников.
В условиях качественного обновления системы образования меняется сущность и основные составляющие результатов образования: современные образовательные результаты рассматриваются как система, включающая личностные, метапредметные и предметные компоненты, выступающие факторами развития мотивационных, инструментальных и когнитивных ресурсов учащихся; интегральным образовательным результатом становится «приращение» в личностных ресурсах учащихся. При этом особую значимость приобретает развитие универсальных учебных действий, в широком смысле трактуемых как умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта (Асмолов А. Г. и др.).
Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов разных стратегий обучения младших школьников и, в первую очередь, использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебно-воспитательном процессе.
ИКТ можно определить как совокупность разнообразных технологических инструментов и ресурсов, используемых для обеспечения процесса коммуникации, создания, распространения, хранения и управления информацией. Под этими технологиями подразумевают компьютеры, сеть Интернет, радио- и телепередачи, а также телефонную связь.
Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. Ученики младших классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение.
Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором школьник становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.
Применение ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
Однако использование современных средств ИКТ может привести и к ряду негативных последствий, в числе которых можно отметить ряд негативных факторов психолого-педагогического характера и спектр факторов негативного влияния средств ИКТ на физиологическое состояние и здоровье обучаемого.
Таким образом, возникает серьезная, многоаспектная проблема выбора стратегии применения средств ИКТ в образовании, особенно в начальной школе, которая бы позволила использовать все преимущества ИКТ и избежать потерь, которые неизбежно скажутся на здоровье и качестве формирования личности ребенка. Важно отметить, что ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. Учитывая психологические особенности младшего школьника, работа с использованием ИКТ должна быть четко продумана и дозирована. Таким образом, применение ИКТ на уроках должно носить щадящий характер.
Грамотное использование возможностей современных ИКТ в начальной школе способствует:
- рациональной организации учебного процесса, повышению эффективности урока;
- обеспечению положительной мотивации обучения;
- повышению качества обучения и воспитания, что повысит информационную культуру учащихся (при использовании ИКТ задействованы все каналы восприятия учащегося – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный);
- развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников, повышению уровня комфортности обучения;
- обеспечению доступа к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
Таким образом, применение ИКТ в начальной школе позволяет решать одну из важных задач обучения – повышение уровня знаний. Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал как учителя, так и учащихся. Использование ИКТ в начальной школе – это не просто новое веяние времени, а необходимость нового смысла урока.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Бурлакова А. А. Компьютер на уроках в начальных классах. //Начальная школа плюс Дои После. - 2007. - №7. - С. 32 - 34.
Горячев А. В. Информатика в играх и задачах // М.: «Баласс», "Экспресс",1997.7. Ковалёва Кутугина Е. С., Тутубалин Д. К. Информационные технологии: Учебное пособие. - Томск, 2005.
Захарова Н.И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс. – Журнал «Начальная школа» №1, 2008.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. и др.]; под ред. Асмолова А. Г. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с.
Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. //Москва, НИИ школьных технологий. - 2005. - С. 54 - 112..