Рабочая программа по учебному курсу «Литературное чтение»
МБОУ «Староюмралинская средняяя общеобразовательная школа»
Апастовского муниципального района Республики Татарстан
РАССМОТРЕНО:
Руководитель МО учителей нач.кл.
Тимергалиева Ф.А.____________
Протокол №1 от «27» августа 2014 г.
«СОГЛАСОВАНО»
Зам.директора по УВР
__________ /З.З.Самигуллина/
«УТВЕРЖДЕНО»
Директор
_________ / Р.Р.Газизов /
Приказ № 47 от «27» августа 2014г.
Рабочая программа
по учебному курсу «Литературное чтение»
(4 класс,68ч.)
Составитель:
Галимзянова Гульнара Рафаэловна
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
2014 – 2015 уч. год
Пояснительная записка к рабочей программе по предмету
«Литературное чтение».
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для 4 класса составлена в соответствии с нормативными документами:
- Закона Российской Федерации «Об образовании» (в действующей редакции);
- Закона Республики Татарстан «Об образовании» (в действующей редакции);
- Закона Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации» №126-ФЗ от 24.07.1998г. (в действующей редакции);
- Закона Республики Татарстан «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан» №443РТ от 18.07.2004г.
- Типового положения об общеобразовательном учреждении (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001г. №196);
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009г. №373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009г., регистрационный номер 17785);
- приказа Минобрнауки России от 26 ноября 2010 года №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. №373» (зарегистрирован в Минюсте России 4 февраля 2011г., регистрационный номер 19707);
- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.09.2011 №2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. №373»;
- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 января 2012 года №69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего среднего (полного) общего образования»;
- Федерального компонента государственного Стандарта начального, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 5 марта 2004г. №1089) (для 4-11 кл),
- письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.05.2012 года №МД-583/19 «О методических рекомендациях «Медико-педагогический контроль за организацией занятий физической культурой обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья»;
- федеральных перечней учебников, рекомендованных и допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию;
- Федерального базисного учебного плана. Утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации Приказ № 11312 от 9 марта, 2004г.
- письма МОиН РТ от 23.06.2012г. №7699/12 «Об учебных планах для I-IX классов школ Республики Татарстан, реализующих основные образовательные программы начального общего образования и основного общего образования в соответствии с ФГОС общего образования;
- письма МОиН РТ от 08.07.2014 г. №11005/14 «Об учебных планах в 2014-2015 учебном году»;
- Учебного плана МБОУ «Староюмралинская СОШ» Апастовского муниципального района Республики Татарстан на 2014-2015 учебный год (утвержденного решением педагогического совета (Протокол № 1 от 27 августа 2014года).
- Пояснительная записка к завершенной предметной линии учебников «Литературное чтение» разработана на основе учебно-методического комплекта «Школа России», а именно авторской программы Л.Ф.Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение».
Программа является авторской.
Место и роль учебного курса в учебном плане.
В соответствии с базисным учебным планом и примерной программой на предмет «Литературное чтение» в 4 классе отводится 2 часа в неделю при 34 недельной работе. За год на изучение программного материала отводится 68 часов.
Общая характеристика учебного предмета
Курс литературного чтения призван продолжить обучение детей чтению, ввести в мир художественной литературы и помочь осмыслять образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности. Литературное чтение пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений.
Литературное чтение это один из важных и ответственных этапов большого пути ребенка в литературу. От качества обучения в этот период во многом зависит полноценное приобщение ребенка к книге, развитие у него умения интуитивно чувствовать красоту поэтического слова, свойственную дошкольникам, формирование у него в дальнейшем потребности в систематическом чтении произведений подлинно художественной литературы.
Изучение литературного чтения на ступени начального общего образования в образовательных учреждениях с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:
- овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;
-развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова;
-воспитание интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.
Задачи обучения :
- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
- учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, ассоциативное мышление;
- развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
- формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
- обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
- формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
- обеспечить достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка;
- обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навыки чтения и речевые умения;
- работать с различными типами текстов;
- создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.
Курс литературного чтения для 14 классов является первой ступенью единого непрерывного курса литературы средней общеобразовательной школы.
Важной особенностью начального этапа обучения является то, что ребенок переходит с позиции слушателя в категорию читателя, который начинает постепенно постигать огромный мир литературы одного из сложнейших видов искусства.
Программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно-эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого.
Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности. Этот принцип предполагает активное установление связей между всеми другими видами искусства.
Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи.
Литературоведческий принцип идет на смену лингвистическому анализу текста, имевшему место в начале обучения, когда предметом рассмотрения становились лишь отдельные средства художественной выразительности, «выпадавшие» из образной ткани произведения.
Работа над художественным произведением не должна сводиться к разбору отдельных эпитетов, сравнений и других средств художественной выразительности. В начальной школе анализ образных средств языка должен помочь детям почувствовать целостность художественного образа и адекватно сопереживать герою.
Литературоведческий принцип находит свое выражение и в том, что программа охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения (в отрывках). При анализе произведения этот принцип нацеливает на обогащение учеников первыми представлениями о проблематике, нравственно-эстетической идее, художественной форме, композиции.
Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача уроков литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы чтения до чтения про себя, осуществляемого как умственное действие, протекающее во внутреннем плане.
Развитие навыка чтения предполагает: на четвертом году обучения наращивание скорости чтения и овладение рациональными приемами чтения.
Литература относится к наиболее сложному, интеллектуальному виду искусства, восприятие произведений которого носит опосредованный характер: при чтении человек получает тем большее наслаждение художественными образами, чем ярче оказываются представления, которые возникают у него в процессе чтения. Характер и полнота восприятия литературного произведения во многом определяются конкретно-чувственным опытом и умением воссоздать словесные образы в соответствии с авторским текстом.
Неотъемлемой частью уроков литературного чтения является внеклассное чтение. Урок внеклассного чтения в 4 классе это основа педагогической организации самостоятельного детского чтения, это такой час занятий, в течение которого проводится беседа с детьми о прочитанных ими книгах. Хорошая книга - это окошко, через которое дети видят и познают окружающий мир. И очень важно ЧТО дети будут читать. Значение внеклассного чтения в начальной школе трудно переоценить. С помощью чтения книг решается одна из важнейших задач - социально-личностного развития ребёнка. Проживание вместе с героями любимых детских книг проблемных ситуаций, жизненных коллизий ведёт к самоформированию осознанной системы представлений об окружающих людях, о себе, о нравственно-этических нормах. На этой основе ребёнок строит взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, близкими и чужими людьми.
Важной составляющей программ литературного чтения является самостоятельное, дополнительное чтение и работа с детской книгой. Работа с детской книгой может быть включена отдельным фрагментом на любом уроке литературного чтения. Кроме этого, постоянно проводятся специальные уроки, на которых идёт обучение работе с детскими книгами (художественными, научно-познавательными, справочными), а также знакомство с детскими журналами и газетами. При шестидневной учебной неделе в рамках образовательной программы «Школа России» проводится урок внеклассного чтения один раз в две недели и фиксируется в классном журнале. Всего 14 часа. Тематика уроков внеклассного чтения составлена на основе печатного издания «Внеклассное чтение в начальной школе» Сост. Семененко Л.А., Курск: ООО «Учитель», 2008.
Особенности учебно-методического комплекта «Школа России»
Авторы проекта «Школа России» видят свою цель в том, чтобы средствами учебно-методического комплекта обеспечить современное образование младшего школьника. Главная идея комплекта - это стать школой духовно-нравственного и обстоятельного образовательного развития. Учебно-методический комплект «Школа России» сориентирован на личностно-развивающее образование младших школьников.
При организации работы комплекта «Школа России» предпочтение отдается проблемно-поисковому подходу. Он предусматривает создание проблемных ситуаций, выдвижение предположений, поиск доказательств, формулирование выводов, сопоставление результатов с эталоном. При этом подходе возникает естественная мотивация учения, успешно развивается способность ребенок понимать смысл поставленной задачи, планировать учебную работу, контролировать и оценивать ее результат. Проблемно-поисковый подход позволяет выстраивать гибкую методику обучения, хорошо адаптированную к специфике учебного содержания и конкретной педагогической ситуации, учитывать индивидуальные особенности детей, их интересы и склонности.
Программы и учебники комплекта обеспечивают граждански-ориентированное образование младших школьников. Средствами разных учебных предметов в детях воспитывается любовь к Отечеству, своему народу, его языку, духовным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации. УМК «Школа России» знакомит детей с образцами благородного служения Отечеству, стремится показать причастность каждого человека, каждой семьи к жизни России. Комплект обеспечивает глобально-ориентированное образование младших школьников.
Материал учебников этого комплекта изложен в доступной форме для учеников с различными индивидуальными способностями. Эта традиционная система направлена на интеллектуальное и нравственное развитие учащихся.
Тематический план.
№
п/п
Тема (раздел) программы
Количество часов
Количество контрольных работ
Количество уроков внеклассного чтения
1
Былины. Летописи. Жития
4
2
Чудесный мир классики
12
1
3
Поэтическая тетрадь
5
4
Литературные сказки
8
Проверка техники чтения
1
5
Делу время – потехе час
6
6
Страна детства
6
7
Поэтическая тетрадь
3
8
Природа и мы
9
1
9
Поэтическая тетрадь
4
10
Родина
2
11
Страна «Фантазия»
2
12
Зарубежная литература
7
Тестирование
1
13
ИТОГО
68
2
4
Основные содержательные линии
В рабочей программе по литературному чтению 4 класс представлено 5 основных содержательных линий. Круг чтения и опыт читательской деятельности дает перечень авторов, произведения которых рекомендуются для детского чтения в начальной школе: П. П. Ершов, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, Е. А. Баратынский, А. Н. Плещеев, И. С. Никитин, Н. А. Некрасов, И. А. Бунин, В. Ф. Одоевский, В. М. Гаршин, П. П. Бажов, С. Т. Аксаков, Е. Л. Шварц, В. Ю. Драгунский, В. В. Голявкин, В. Я Брюсов, Д. Н. Мамин-Сибиряк, Д. Б. Кедрин, Б. А.Слуцкий, К. Булычев, Д. Свифт, Г. Х. Андерсен, М.Твен, С. Лагерлеф и др.
Вторая содержательная линия – техника чтения – определяет основное содержание формирования процесса чтения (способ, скорость, правильность, выразительность).
Первоначальное литературное образование – третья содержательная линия. Она раскрывает основные литературоведческие термины и понятия, которые усваивает младший школьник за время обучения: метафора, сравнение, олицетворение, эпитет, ритмичность и музыкальность стихотворной речи, жанры.
Формирование умений читательской деятельности – содержательная линия, которая характеризует содержание, обеспечивающее формирование читательской деятельности школьника: умений работать с книгой, осуществлять ее выбор для самостоятельного чтения.
Виды речевой деятельности – важнейшая содержательная линия, которая обеспечивает аудирование, говорение, чтение и письмо в их единстве и взаимодействии.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
В процессе освоения предметного содержания литературного чтения обучающиеся должны приобрести общие учебные умения, навыки и способы деятельности:
· правильно, осознанно, достаточно бегло читать целыми словами, соотносить интонации с содержанием читаемого текста;
· строить диалогическое и монологическое высказывание на основе литературного произведения и личного опыта;
· описывать и сопоставлять различные объекты;
· самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника;
· развивать умение от чтения вслух к чтению про себя;
· совершенствовать звуковую культуру речи;
· обучать правильному (орфоэпическому) произношению слов при чтении;
· обучать чтению художественных произведений по ролям;
· развивать умение планировать, а затем анализировать свое выступление, корректировать его в соответствии с целью высказывания;
· уметь пересказывать подробно, выборочно с использованием приемов устного рисования и иллюстрации; самостоятельно делить текст на законченные по смыслу части и выделять в них главное;
· самостоятельно находить в тексте слова и выражения, которые использует автор для изображения действующих лиц, природы и описания событий; сопоставлять и осмысливать поступки героев, мотивов их поведения, чувств и мыслей действующих лиц;
· развивать умение воспринимать на слух произведения различных жанров, эмоционально откликаться на них и передавать свое настроение в рисунках, совместном обсуждении услышанного;
· уметь узнавать и различать жанры литературных произведений: сказка и рассказ, стихотворение и басня, загадка, пословица, небылица, считалка, песня и прибаутка;
· уметь выполнять творческие задания по придумыванию своего варианта развития сюжета, сказок, рассказов, переработка их по предложенному варианту, по составлению миниатюрных произведений в стиле какого-либо писателя;
· развивать умение воссоздавать художественные образы во время чтения литературно- художественных произведения на основе постоянного сопоставления, реалистического и образного описания предметов или явлений;
· развивать умение чувствовать настроение героя произведения, улавливать отношения автора к нему и к описываемым событиям;
· размышлять над содержанием произведения, уметь выразить свое отношение к прослушиваемому, сравнивать стихотворные произведения, написанные на одну тему разными поэтами, и ряда стихотворений одного и того же автора;
· коллективно или индивидуально создавать свой вариант сюжета известных сказок;
· развивать умение сравнивать красоту природы в разное время года, эмоционально отзываться на ее красоту, формировать свое видение окружающего мира, уметь находить необычное в обычных предметах.
Результаты обучения
Предметные :
В конце 4 класса обучающиеся должны знать:
наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;
названия, темы и сюжеты 2 – 3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений классических писателей;
не менее 6 – 7 народных сказок (уметь их пересказать), знать более 10 пословиц, 2 – 3 крылатых выражения (усвоить их смысл и уметь сказать, в какой жизненной ситуации можно, кстати, употребить их).
Обучающиеся должны уметь:
осознанно, бегло, правильно и выразительно читать целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту;
понимать содержание текста и подтекст более сложных по художественному и смысловому уровню произведений, выявлять отношение автора к тому, о чем ведется речь, и осознавать собственное отношение к тому, что и как написано;
передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение или завершение;
использовать в речи средства интонационной выразительности (логическое ударение, сила и эмоциональная окраска голоса, темпоритм, логические и психологические паузы);
составлять план к прочитанному;
делать подробную характеристику персонажей и их взаимоотношений, ссылаясь на текст;
определять тему и главную мысль произведения;
озаглавливать иллюстрации и тексты;
вводить в пересказы – повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;
выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;
полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать о чем идет речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;
ставить вопросы к прочитанному;
самостоятельно делать подборку книг на заданную учителем тему;
оценивать выполнение любой проделанной работы, учебного задания.
Учащиеся должны:
освоить формы драматизации: чтение по ролям, произнесение реплики героя с использованием мимики, живые картины (индивидуальные и групповые);
принимать участие в конкурсах чтецов;
владеть навыками сознательного, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 80 слов в минуту;
понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему.
Метапредметные ( универсальные учебные действия)
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
вычитывать все виды текстовой информации: актуальную, подтекстовую, концептуальную;
пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения и качества:
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;
ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;
этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.
Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты – диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.
Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу:
Знать/ понимать:
· названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;
Уметь:
· различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);
· читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);
· определять тему и главную мысль произведения;
· пересказывать текст (объем не более 1, 5 стр.);
· делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
· составлять небольшой монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения;
· читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
· создавать небольшой устный текст на заданную тему;
· приводить примеры произведений фольклора (пословицы, поговорки, загадки, сказки);
· различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;
· приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· самостоятельного чтения книг;
· высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;
· самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;
· работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
IV КЛАСС (68ч.)
Продолжается работа с произведениями фольклора, с былинами, дети читают отрывки из древнерусских повестей и «Начальной русской летописи». Расширяется круг произведений отечественной, зарубежной классики и современной детской литературы, усложняется структура курса и содержание произведений.
Летописи. Былины. Жития /4ч./
А.С. Пушкин "И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда"? "И вспомнил Олег коня своего".
Былина. «Ильины три поездочки»
Древнерусская литература. «Житие Сергия Радонежского».
Чудесный мир классики /12ч./
П.П. Ершов «Конёк-Горбунок».
А.С. Пушкин. Стихи «Няне», «Туча», «Унылая пора!..».
А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
М.Ю. Лермонтов «Дары Терека». «Ашик-Кериб».
Л.Н. Толстой «Детство».
Л.Н. Толстой «Как мужик убрал камень».
А.П. Чехов «Мальчики».
Поэтическая тетрадь /5ч./
Ф.И. Тютчев «Ещё земли печален вид», «Как неожиданно и ярко».
А. Фет. «Бабочка», «Весенний дождь».
Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..», «Где сладкий шепот».
А.Н. Плещеев «Дети и птичка».
И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями».
Н.А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки».
И.А. Бунин «Листопад».
Литературные сказки /8ч./
В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке».
В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе».
П.П. Бажов «Серебряное копытце».
С.Т. Аксаков «Аленький цветочек».
Делу время – потехе час /6ч./
Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени».
В.Ю. Драгунский «Главные реки».
В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка».
В.В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел».
Страна детства /6 ч./
Б.С. Житков «Как я ловил человечков».
К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».
М.М. Зощенко «Ёлка».
В.Я. Брюсов «Опять сон», «Детская».
С.А. Есенин «Бабушкины сказки».
М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства».
Поэтическая тетрадь /3ч./
В.Я. Брюсов «Опять сон», «Детская»
С.А. Есенин «Бабушкины сказки»
М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства».
Природа и мы /9 ч./
Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш».
А.И. Куприн «Барбос и Жулька».
М.М. Пришвин «Выскочка».
Е.И. Чарушин «Кабан».
В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип».
Поэтическая тетрадь /4ч./
Б.Л. Пастернак «Золотая осень».
Д.Б. Кедрин «Бабье лето».
С.А. Клычкова «Весна в лесу».
Н.М. Рубцов «Сентябрь».
С.А. Есенин «Лебёдушка».
Родина /2ч./
И.С. Никитин «Русь».
С.Д. Дрожжин «Родине».
А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске».
Б.А. Слуцкий «Лошади в океане».
Страна Фантазия /2ч. /
Е.С. Велтистов «Приключения Электроника».
Кир Булычёв «Путешествие Алисы».
Зарубежная литература /7ч./
Д. Свифт «Путешествие Гулливера».
Г.-Х. Андерсен «Русалочка».
М. Твен «Приключения Тома Сойера».
С. Лагерлёф «Святая ночь». Сказания о Христе. «В Назарете».
Из них внеклассного чтения 4 часовКалендарно – тематическое планирование.
№№
п/п
Тема урока
Кол – во
час
Планируемые результаты:
Дата
предметные
метапредметные
личностные
план
факт
I
Летописи. Былины. Жития /4ч./
1
Летописи. "И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда". "И вспомнил Олег коня своего".
1
Знать жанр "летопись".
Уметь проводить сравнительный анализ летописи и стихотворения А.С. Пушкина; читать осознанно текст художественного произведения; высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении.
Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока.
Познавательные: строить рассуждения.
Коммуникативные: ставить вопросы к тексту учебника, рассказу учителя. Кратко передавать свои впечатления о прочитанном материале.
Чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории.
2
Былина «Ильины три поездочки».
1
Знать жанр устного народного творчества "былина". Уметь определять тему и главную мысль произведения, пересказывать текст, использовать приобретенные умения для самостоятельного чтения книг. Составлять план текста. Относить прочитанное произведение к определённому периоду.
Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока. Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.
Познавательные: ставить вопросы к тексту учебника, рассказу учителя.
Коммуникативные: ставить вопросы к тексту учебника. Кратко передавать свои впечатления о прочитанном.
Чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории.
3
«Житие Сергия Радонежского»
1
Знать произведение "Житие Сергия Радонежского".
Уметь анализировать язык произведения, оценивать мотивы поведения героев, пересказывать доступный по объему текст, делить текст на смысловые части, составлять его простой план.
Регулятивные: составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.
Познавательные: ставить вопросы к тексту учебника, рассказу учителя.
Коммуникативные: ставить вопросы к тексту учебника. Кратко передавать свои впечатления о прочитанном.
Чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории.
4
Обобщение по разделу «Летописи, былины, жития».
1
Знать произведения: летописи, былины, жития. Уметь анализировать язык произведения, оценивать мотивы поведения героев, пересказывать доступный по объему текст, делить текст на смысловые части, составлять его простой план.
Регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.
Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения
Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.
II
Чудесный мир классики /12ч./
5
П.П. Ершов «Конёк-Горбунок».
1
Знать название и основное содержание изученного произведения. Уметь читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка.
Регулятивные: составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.
Познавательные: строить рассуждения.
Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.
6
П.П. Ершов «Конёк-Горбунок»
1
Знать название и основное содержание изученного произведения. Уметь читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка
Регулятивные: работать в заданном темпе. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные: вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.
Коммуникативные: слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.
Иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других.
7
А.С. Пушкин. Стихи «Няне», «Туча», «Унылая пора!..».
1
Уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), определять средства выразительности, отвечать на вопросы по тексту.
Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока. Работать в заданном темпе.
Познавательные: строить рассуждения.
Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
Чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре. Чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы.
8
А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
1
Знать название и основное содержание изученного произведения. Уметь анализировать поведение героев
Развивать внимание к авторскому слову, к точности употребления слов в поэтической речи.
Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока.
Работать в заданном темпе.
Познавательные: строить рассуждения.
Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
Чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре. Чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы.
9
А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
1
Знать название и основное содержание изученного произведения. Уметь анализировать поведение героев
Регулятивные: учиться пооперационному контролю учебной работы как своей, так и других.
Познавательные: обобщение и систематизация.
Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
Чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре. Чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы.
10
М.Ю. Лермонтов «Дары Терека».
1
Знать название и основное содержание изученного произведения, творчество М.Ю. Лермонтова. Уметь различать жанры произведений, видеть языковые средства, использованные автором.
Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока.
Познавательные: строить рассуждения.
Коммуникативные: учиться связно отвечать по плану.
Чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре. Чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы.
11
«Ашик-Кериб». Турецкая сказка.
1
Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения; делить текст на составные части, составлять его простой план. Иметь представление о классической литературе
Регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями
Познавательные: строить рассуждения.
Коммуникативные: учиться связно отвечать по плану
Чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре. Чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы.
12
Главы из автобиографической повести Л.Н. Толстого «Детство».
1
Уметь самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения); формулировать основную мысль текста.
Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока. Работать по плану, сверяя свои действия с целью ур
·ока.
Познавательные: вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную
Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей.
13
Л.Н. Толстой «Как мужик убрал камень».
1
Уметь создавать небольшой устный текст на заданную тему, читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка
Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока. Работать по плану, сверяя свои действия с целью урока.
Познавательные: вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.
Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей. Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей
14
А.П. Чехов «Мальчики».
Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении. Аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, к героям.
Регулятивные: составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.
Познавательные: владеть основами смыслового восприятия художественных текстов, выделять существенную информацию.
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию. Строить понятные для партнёра высказывания.
Эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции.
15 В1
А.П. Чехов «Мальчики». Составление плана. Внеклассное чтение: «В мире приключений».
1
Знать отличие рассказа от сказки. Уметь различать жанры художественной литературы, анализировать характеры героев
Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные: владеть основами смыслового восприятия художественных текстов, выделять существенную информацию.
Коммуникативные: самостоятельно выбирать и читать детские книги
Иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других.
16
Обобщение по разделу «Чудесный мир классики».
1
Знать произведения разных авторов, их содержание.
Иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других
Регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.
Познавательные: сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников.
Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации.
Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.
III
Поэтическая тетрадь /5ч./
17
Лирика Ф.И. Тютчева. «Ещё земли печален вид», «Как неожиданно и ярко». А. Фет. «Бабочка», «Весенний дождь».
1
Знать произведения Ф. Тютчева, А. Фета, Уметь выразительно читать, участвовать в обсуждении текста. Уметь видеть языковые средства, использованные автором.
Регулятивные: составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. Самостоятельно формулировать тему и цели урока. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями
Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию.
Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
Чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому. Чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории.
18
Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..», «Где сладкий шепот». А.Н. Плещеев «Дети и птичка»
1
Знать название, основное содержание изученных литературных произведений о ребятах-сверстниках. Уметь читать осознанно текст художественного произведения "про себя", высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении
Регулятивные: составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. Самостоятельно формулировать тему и цели урока. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями
Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию.
Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
Чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому. Чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории.
19
И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями»
1
Знать произведения о Родине. Уметь читать, соблюдая логическое ударение, отвечать на вопросы , высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении, отвечать на вопросы
Регулятивные: Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. Самостоятельно формулировать тему и цели урока. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями
Познавательные: Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию.
Коммуникативные: Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
Этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, любовь к Родине
20
Н.А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки»
1
Знать произведения о детстве и дружбе.
Уметь читать, соблюдая логическое ударение, отвечать на вопросы , высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении, отвечать на вопросы.
Регулятивные: В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные: строить рассуждения.
Коммуникативные: самостоятельно выбирать и читать детские книги.
Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей.
21
И.А. Бунин «Листопад». Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь».
1
Уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), анализировать образные языковые средства
Регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные: смысловое чтение, выбирать вид чтения в зависимости от цели.
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию. Строить понятные для партнёра высказывания.
Чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории.
IV
Литературные сказки /8ч./
22
В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке».
1
Знать отличительные особенности литературной сказки.
Уметь делить текст на смысловые части, составлять его простой план, анализировать характер героя, составлять простой и сложный план текста.
Регулятивные: составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.
Познавательные: вычитывать все виды текстовой информации. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников.
Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;
этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.
23
В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке».
1.
Знать отличительные особенности литературной сказки.
Уметь делить текст на смысловые части, составлять его простой план, анализировать характер героя.
Регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные: сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников.
Коммуникативные: учиться кратко передавать прочитанное
Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;
этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.
24
В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе».
1
Знать содержание сказки. Уметь делить текст на смысловые части, составлять его простой план, анализировать характер героя.
Регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные: сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников.
Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;
этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.
25
Сказ П.П. Бажова «Серебряное копытце.
1
Знать что такое сказ, его особенности.
Уметь работать с иллюстрациями, анализировать мотивы поведения героев, пересказывать по плану.
Регулятивные: анализ самостоятельной работы, планирование учебной задачи.
Познавательные: работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность
Коммуникативные: составлять устное сочинение
Оценивание поступков в соответствии с определенной ситуацией.
26
В2
П.П. Бажов «Серебряное копытце». Внеклассное чтение: Книги о событиях и людях, оставшихся в памяти народа на века.
1
Знать творчество П.П. Бажова. Уметь работать с иллюстрациями, анализировать мотивы поведения героев, пересказывать по плану.
Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результата.
Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию.
Коммуникативные: презентовать подготовленную информацию.
Ценить и принимать базовые ценности: «добро», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого».
27
С.Т. Аксаков «Аленький цветочек».
1
Уметь читать осознанно текст художественного произведения "про себя", анализировать особенности речи героев произведения.
Регулятивные: составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.
Познавательные: осуществлять анализ и синтез. Строить рассуждения.
Коммуникативные: учиться связно отвечать по плану.
Кратко передавать прочитанное.
Понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким.
28
С.Т. Аксаков «Аленький цветочек».
1
Уметь читать осознанно текст художественного произведения "про себя", анализировать особенности речи героев произведения, сравнивать народные волшебные сказки и сказки литературные.
Регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.
Познавательные: мыслительный эксперимент.
Коммуникативные: учиться связно отвечать по плану.
Кратко передавать прочитанное.
Понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким.
29
Обобщение по разделу: «Литературные сказки».
Проверка техники чтения
1
Уметь анализировать характер, мотивы поведения героев; выделять фантастические события, отвечать на вопросы.
Регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность
Познавательные: мыслительный эксперимент.
Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации.
Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.
V
Делу время – потехе час /6ч./
30
Литературная сказка Е.Л. Шварца «Сказка о потерянном времени».
1
Уметь различать сказки народные и литературные, отвечать на вопросы, высказывать оценочные суждения о прочитанном. Ориентироваться в жанрах по определенным признакам. Осознавать идею произведения, правильно оценивать ее и выражать свое отношение.
Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока. Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.
Познавательные: пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным Пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным.
Коммуникативные: учиться связно отвечать по плану. Кратко передавать прочитанное. Пользоваться монологической и диалогической речью.
Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей; этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.
31
Поучительный смысл «Сказки о потерянном времени» Е.Л. Шварца.
1
Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения
Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия.
Познавательные: смысловое чтение, выбирать вид чтения в зависимости от цели.
Коммуникативные: учиться связно отвечать по плану.
Кратко передавать прочитанное. Пользоваться монологической и диалогической речью.
Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;
этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.
32
В.Ю. Драгунский «Главные реки».
1
Уметь анализировать характер, мотивы поведения героев; отвечать на вопросы.
Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока.
Познавательные: осуществлять анализ и синтез. Строить рассуждения.
Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Принимать иную точку зрения.
Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;
этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.
33
В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка».
1
Уметь создавать небольшой устный текст на заданную тему, анализировать образные языковые средства. Самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою).
Чтение по ролям.
Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия.
Познавательные: осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме творческого характера.
Коммуникативные: критично относиться к своему мнению; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей.
34
В.В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел».
1
Уметь определять тему и главную мысль произведения, отвечать на вопросы по прочитанному,
Регулятивные: ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей; этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.
Познавательные: самостоятельно формулировать тему и цели урока. Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.
Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Принимать иную точку зрения.
Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей.
35
Обобщение по разделу «Делу время – потехе час».
1
Уметь воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся. Иметь собственные читательские приоритеты.
Регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.
Познавательные: сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников.
Коммуникативные: самостоятельно выбирать и читать детские книги. Задавать вопросы.
Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении. Интерес к географии.
VI
Страна детства /6 ч./
36
Б.С. Житков «Как я ловил человечков»
1
Уметь пересказывать текст, различать жанры литературных произведений, отвечать на вопросы.
Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока.
Познавательные: строить рассуждения
Коммуникативные: учиться связно отвечать по плану.
Кратко передавать прочитанное.
Эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей.
37
Б.С. Житков «Как я ловил человечков».
1
Самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою).
Регулятивные: составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.
Познавательные: осуществлять анализ и синтез.
Коммуникативные: пользоваться монологической и диалогической речью. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Сочувствовать другим людям, сопереживать.
38
К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».
1
Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения, последовательно воспроизводить содержание рассказа.
Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока. Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.
Познавательные: строить рассуждения.
Коммуникативные: учиться связно отвечать по плану.
Кратко передавать прочитанное.
Понимание чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким.
39
К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».
1
Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения.
Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока. Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.
Познавательные: осуществлять анализ и синтез.
Коммуникативные: учиться связно отвечать по плану.
Кратко передавать прочитанное.
Пользоваться монологической и диалогической речью. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.
40
М.М. Зощенко «Ёлка».
1
Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии), анализировать образные языковые средства.
Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока.
Познавательные: строить рассуждения.
Коммуникативные: принимать иную точку зрения.
Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков
41
Обобщение по разделу «Страна детства
1
Иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других.
Уметь приводить примеры произведений фольклора.
Регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.
Познавательные: сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников.
Коммуникативные: самостоятельно выбирать и читать детские книги.
Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.
VII
Поэтическая тетрадь /3ч./
42
В.Я. Брюсов «Опять сон», «Детская», С.А. Есенин «Бабушкины сказки»
1
Знать творчество В.Я.Брюсова.
Уметь читать осознанно текст художественного произведения, определять тему и главную мысль произведения.
Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока.
Познавательные: вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.
Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства. Пользоваться словарем
Умение воспринимать красоту природы. Чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи.
43
М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства».
1
Умение выразительно читать по книге стихи перед аудиторией.
Регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные: сопоставлять и отбирать информацию.
Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации.
Адекватно использовать речевые средства. Пользоваться словарем.
44
Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь
1
Уметь определять тему и главную мысль произведения, различать жанры литературных произведений, прогнозировать содержание произведения по заглавию.
Регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.
Познавательные: осуществлять анализ и синтез.
Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации.
Чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории. Потребность в чтении.
VIII
Природа и мы /9 ч./
45
Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш».
1
Знать творчество Д.Н. Мамина-Сибиряка.
Уметь определять тему и главную мысль произведения, отвечать на вопросы, различать жанры произведений.
Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах.
Коммуникативные: учиться связно отвечать по плану.
Кратко передавать прочитанное. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. Принимать иную точку зрения.
Чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству.
46
Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш».
1
Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения.
Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные: строить рассуждения.
Коммуникативные: учиться связно отвечать по плану.
Кратко передавать прочитанное. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. Принимать иную точку зрения.
Чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству.
47
А.И. Куприн «Барбос и Жулька».
1
Знать творчество А.И.Куприна.
Уметь создавать небольшой устный текст на заданную тему.
Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах. Строить рассуждения.
Коммуникативные: учиться связно отвечать по плану.
Кратко передавать прочитанное. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. Принимать иную точку зрения.
Чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству.
48
В3
А.И. Куприн «Барбос и Жулька». Внеклассное чтение: Рассказы-загадки про зверей и птиц.
1
Знать творчество А.И.Куприна
Уметь создавать небольшой устный текст на заданную тему.
Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах. Строить рассуждения.
Коммуникативные: учиться связно отвечать по плану.
Кратко передавать прочитанное. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. Принимать иную точку зрения.
Чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству.
49
М.М. Пришвин «Выскочка».
1.
Знать творчество М.М. Пришвина, Е.И.Чарушина.
Уметь определять тему и главную мысль произведения, составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения.
Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах. Строить рассуждения.
Коммуникативные: учиться связно отвечать по плану.
Кратко передавать прочитанное. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. Принимать иную точку зрения.
Чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству.
50
Рассказ о животных Е.И. Чарушина «Кабан».
1
Знать творчество М.М. Пришвина, Е.И.Чарушина.
Уметь определять тему и главную мысль произведения, составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения.
Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах. Строить рассуждения.
Коммуникативные: учиться связно отвечать по плану.
Кратко передавать прочитанное. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. Принимать иную точку зрения.
Чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству.
51
В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип».
1
Уметь различать жанры художественной литературы, работать с иллюстрациями, анализировать образные языковые средства.
Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах. Строить рассуждения.
Коммуникативные: учиться связно отвечать по плану.
Кратко передавать прочитанное. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. Принимать иную точку зрения.
Чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству.
52
В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип».
1
Уметь различать жанры художественной литературы, работать с иллюстрациями, анализировать образные языковые средства.
Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями
Познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах. Строить рассуждения.
Коммуникативные: учиться связно отвечать по плану.
Кратко передавать прочитанное. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. Принимать иную точку зрения.
Чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству.
53
Обобщение по разделу «Природа и мы».
1
Знать изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений о природе.
Регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.
Познавательные: осуществлять анализ и синтез.
Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации.
Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.
IX
Поэтическая тетрадь /4ч./
54
Б.Л. Пастернак «Золотая осень», Д.Б. Кедрин «Бабье лето». С.А. Клычков «Весна в лесу».
1
Уметь определять тему и главную мысль произведения, анализировать образные языковые средства.
Регулятивные: под руководством учителя планировать цель учебной задачи.
Познавательные: строить рассуждения.
Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства. Пользоваться словарем.
Чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; умение воспринимать красоту природы.
55
С.А. Клычков «Весна в лесу».
1
Уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), отвечать на вопросы, определять тему и главную мысль произведения, читать выразительно и осознанно стихотворения.
Регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные: строить рассуждения.
Коммуникативные: пользоваться словарем. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.
Чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; умение воспринимать красоту природы.
56
Н.М. Рубцов «Сентябрь». С.А. Есенин «Лебёдушка».
1
Уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), отвечать на вопросы, определять тему и главную мысль произведения, читать выразительно и осознанно стихотворения.
Регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные: строить рассуждения.
Коммуникативные: Пользоваться словарем. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.
Чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; умение воспринимать красоту природы.
57
Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь».
1
Знать/понимать: изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений.
Регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.
Познавательные: осуществлять анализ и синтез. Сопоставлять и отбирать информацию.
Коммуникативные: Самостоятельно выбирать и читать детские книги.
Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.
X
Родина /2ч./
58
И.С. Никитин «Русь». С.Д. Дрожжин «Родине А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске».
1
Уметь определять тему и главную мысль произведения, анализировать образные языковые средства, различать жанры произведений.
Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока. Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.
Познавательные: строить рассуждения. Сопоставлять и отбирать информацию.
Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства. Пользоваться словарем. Слушать и слышать других.
Чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории.
59
Б.А. Слуцкий «Лошади в океане». Обобщение по разделу «Родина».
1
Умение выразительно читать наизусть стихи перед аудиторией. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста.
Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока. Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.
Познавательные: строить рассуждения. Сопоставлять и отбирать информацию.
Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства. Пользоваться словарем. Слушать и слышать других.
Чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории.
XI
Страна Фантазия /2ч. /
60
Е.С. Велтистов «Приключения Электроника».
1.
Уметь определять тему и главную мысль произведения, различать жанры литературных произведений; читать по ролям, составлять вопросы по тексту, анализировать мотивы поведения героев.
Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем
Познавательные: осуществлять мыслительный эксперимент.
Коммуникативные: учиться связно отвечать по плану. Кратко передавать прочитанное.
Умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать.
61
Кир Булычёв «Путешествие Алисы».
1
Уметь составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения.
Регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные: сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников. Строить рассуждения.
Коммуникативные: самостоятельно выбирать и читать детские книги. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.
XII
Зарубежная литература /7ч./
62
Д. Свифт «Путешествие Гулливера».
1
Уметь составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения..
Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.
Познавательные: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план). Строить рассуждения.
Коммуникативные: учиться связно отвечать по плану. Кратко передавать прочитанное.
Умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать.
63
Г.-Х. Андерсен «Русалочка».
1
Знать творчество Г.-Х. Андерсена. Уметь определять тему и главную мысль произведения, работать с иллюстрациями, отвечать на вопросы.
Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.
Познавательные: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план). Строить рассуждения. Коммуникативные: учиться связно отвечать по плану. Кратко передавать прочитанное.
Умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать. Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков.
64
Г.-Х. Андерсен «Русалочка»
1
Уметь составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения.
Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.
Познавательные: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план). Строить рассуждения. Коммуникативные: учиться связно отвечать по плану. Кратко передавать прочитанное.
Умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать. Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков.
65
М. Твен «Приключения Тома Сойера».
1
Уметь пересказывать текст, анализировать мотивы поведения героев, отвечать на вопросы.
Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.
Познавательные: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план). Строить рассуждения. Коммуникативные: учиться связно отвечать по плану. Кратко передавать прочитанное.
Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков.
66
М. Твен «Приключения Тома Сойера».
1
Уметь составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения.
Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.
Познавательные: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план). Строить рассуждения. Коммуникативные: учиться связно отвечать по плану. Кратко передавать прочитанное.:
Умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать. Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков.
67
Библейские сказания. С. Лагерлёф «Святая ночь». Сказания о Христе. «В Назарете».
1
Уметь определять тему и главную мысль произведения, делить текст на части, составлять план.
Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.
Познавательные: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план). Строить рассуждения. Коммуникативные: учиться связно отвечать по плану. Кратко передавать прочитанное.
Умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать. Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков.
68
В4
Внеклассное чтение: «В стране литературных героев.» Урок-отчёт за год. Книги, рекомендуемые для прочтения летом
1.
Уметь использовать полученные знания для самостоятельного чтения книг.
Знать изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений.
Регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные: сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников. Строить рассуждения.
Коммуникативные: самостоятельно выбирать и читать детские книги. Слушать и слышать других.
Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении. Любовь и уважение к Родине, его языку, культуре, истории.
Учебно-методическое обеспечение
Для реализации программного содержания используются:
-Литературное чтение.: учеб. для 4 кл. нач. шк.: в 2 ч/ сост. Л.Ф. Климанова и др./.-М.: Просвещение, 2014.
-Климанова Л. Ф., Уроки литературного чтения: метод. Пособие к учебнику «Литературное чтение 4 класс»/ Л. Ф. Климанова.-М.:Просвещение, 2013.
-медиа-диск диск «Литературное чтение» для 4 класса, Л.Ф.Климанова
Интернет-ресурсы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – коллекция цифровых образовательных ресурсов.
Литературное чтение. Методические рекомендации . Л.Ф.Климанова. М.:Просвещение, 2013г.
Литературное чтение.4 класс. Поурочные планы, автор-составитель Н.Н.Дорогинина
15