МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Тахмазова К.А., преподавательСредней специальной музыкальной имени Бюльбюля,
Баку, Азербайджан
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Образовательные учреждения переходят на работу по стандартам нового поколения в условиях глобализации и применения национального курикулума. Поэтому необходим широкий обмен опытом, ибо только в дискуссиях, семинарах и конференциях заложены большие резервы укрепления и развития педагогической мысли для тех, кому дороги и небезразличны проблемы образования, кто не равнодушно относится к состоянию дел в преподавании естественных наук в образовательных учреждения [1]. Ранее было отмечено, что мы являемся не просто свидетелями, но и активными участниками очередного кризиса содержания образования, интегрированного социальным кризисом конца 80-х годов. Излишняя гуманитаризация образования, чрезмерное увеличение нагрузки по иностранному языку, недостаток учебного времени для закрепления знаний и формирований умений, ориентация учителя лишь на подготовку к экзамену, ибо по нему судят о работе учителя [2]. Это лишь некоторые видимые тёмные пятна этого кризиса, который продолжается.
Сегодня от системы образования требуется увеличение темпов включения новых идей и технологий в педагогический процесс. Педагогические технологии – это всё, что находится между целью и результатом образовательного процесса. Ныне существуют многочисленные технологии интенсивного обучения, которые охватывают многие стороны образовательного процесса. Необходимость совершенствования качества образовательного процесса привела к активизации работы по конструированию и применению инновационных педагогических технологий, которые способствуют дифференциации процесса обучения, создают условия для творческого развития личности. В условиях модернизации образовательного процесса наиболее комфортной и приемлемой является технология модульного обучения. Модульная технология ориентирована на активную познавательную деятельность школьников, что способствует быстрому и качественному усвоению учебного материала [3, 4]. Модульная технология объединила в себе преимущества различных педагогических технологий и её роль сейчас крайне высока. Модульное обучение относится к числу самых интерактивных, так как направлено на активизацию деятельности самих субъектов образовательного процесса и их развитие. Вообще включение новой технологии в учебный процесс требует пропедевтики, то есть постепенного, поэтапного внедрения с учётом интеллектуального уровня и психического развития слушателей. Целесообразно включать модульные уроки в традиционную систему обучения, постоянно оценивая развивающий эффект и динамику качества знаний, прорабатывая его пошаговую алгоритмизацию. С точки зрения педагогики и методики преподавания, предметы естественных наук – являются одними из самых сложных дисциплин, которые изучаются в школах и даются с огромным трудом к осмыслению. Кроме того, чтобы успешно овладеть даже основным школьным курсом естественных наук, необходима систематическая работа детей с учебным и дидактическими материалами на уроке и дома, а также диагностика обучения и грамотно построенный учителем мыслительный процесс. Необходимы соответствующие условия по принципу «шаг за шагом» для успешного результата учебно-познавательной деятельности слушателей, а также для интеллектуального развития учащихся. Следовало бы сделать основной упор на следующие шаги пропедевтики: а) оптимизировать организованный образовательный процесс в комплексе, исключив из неё излишнюю и чрезмерную математизацию; в) сформировать интегрированные эффективные технологии модульного обучения с применением всех видов медиообразования и медиосредств, включая все инновативные технические средства ИКТ; c) создать системы организации виртуального интерактивного взаимодействия участников образовательного процесса на основе технологии витагеннго обучения, включая все возможные виды межпредметных интеграций; д) создание мобильной и чрезвычайно гибкой, вариативно продуманной системы самостоятельной учебно-познавательной деятельности. Необходимый уровень теоретических знаний и практических умений учащихся можно достичь различными многокомпонентными дифференцированными, модульными, индивидуальными заданиями.
Учитель должен помогать, но оставлять учащимся разумную долю самостоятельности, ибо это может негативно повлиять на развитие волевых качеств обучаемых. Не следует исключать и вариант работы когда ученики помогают друг другу. Это формирует культуру взаимоотношений и способствует их социализации в коллективе. Тщательный вариативный тренинг контрольных заданий обеспечивает повышение активности, заинтересованности и сознательности учащихся, облегчает работу учителя, создаёт деловой климат и комфортную обстановку. В качестве опоры целесообразно использовать опыт учащихся, который строится на самонаблюдении человека, следованию здравому смыслу, на знаниях.
Весь арсенал знаний, умений, навыков обучающихся в ходе образовательного процесса необходимо тщательно проверять и подвергать системе контроля, для чего применяется диагностика и коррекция результатов обучения. Этот контроль устанавливает степень достижения целей обучения, уровень развития учащихся, сформированность их личностных качеств. Систематическая проверка знаний, умений и навыков имеет диагностическое, обучающее и воспитательное значение, личностное социально-познавательное и коммуникативное развитие, мобилизацию и готовность к познанию мира, обучению, сотрудничеству, саморазвитию. В этом проявляется тенденция универсализации и интеграции знаний.
Процесс формирования у школьников самостоятельности в учебной деятельности включает в себя решение двух задач, как минимум: а) учить школьников самостоятельно овладевать знаниями, формировать своё мировоззрение; б) научить применять имеющиеся знания, умения и навыки в обучении и практической деятельностиЗакрепительные умения обеспечивают самостоятельную организацию учебной деятельности, осмысления, осознания и объективную самооценку своих достижений, поведения, физического и эмоционального состояния.
Проблема контроля усвоения знаний и умений всегда была весьма актуальной. Она непосредственно связана с качеством образования, с компетентностью тех, кто его получает. Необходимо сочетание как традиционных, так и новых нетрадиционных методов контроля. На наш взгляд модульное обучение поможет в этом. Модульное обучение - это современная образовательная технология, при котором путём разделения процесса на системы функциональных узлов, профессионально значимых действий и операций, благодаря чёткой структуризации, слушатель достигает запланированный результат. Средством обучения служат модули. Модульная технология позволяет обучающимся самостоятельно достигать конкретных целей учебно-познавательной деятельности. Модульная технология даёт шанс на субъектную основу обучения и обеспечивает развитие мотивационной сферы обучаемых, их интеллекта, осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью, самоорганизацию, самоактуализацию, саморегуляцию, саморазвитие обучающихся. Она позволяет дифференцировать и индивидуализировать процесс обучения, создавать условия для творческого развития личности. Содержание обучения при данной технологии представлено в законченных самостоятельных информационных блоках и их усвоение осуществляется в соответствии с дидактической целью, которая содержит в себе указания не только на объём изучаемого содержания, но и на способ и уровень его усвоения. Содержание обучения при данной технологии представлено в законченных самостоятельных информационных блоках, и их усвоение осуществляется в соответствии с дидактической целью, которая содержит в себе указания не только на объём изучаемого содержания, но и на способ и уровень его усвоения. Здесь роль модульного обучения просто крайне ценна. К сожалению приходится констатировать, что ныне модульная технология в Азербайджане используется недостаточно широко, хотя преимущества её как средства повышения качества образования не вызывают сомнений. Данная технология как технология критического мышления универсальна, так как направлена на формирование и развитие ключевых компетенций школьников, которые имеют наибольшее значение для успешной жизни человека в социуме. Модульная технология органично сочетает в себе как минимум три фазы: 1) активизации, вызова, возбуждения интереса, мотивации к дальнейшей работе; 2) реализации смысла, осмысление, получение и адаптация информации; 3) размышления или рефлексия, анализ, обобщение информации на основе обмена мнениями. Внедрение её уже идёт и повсеместное применение лишь фактор времени.
В последнее время наметился определённый разрыв между достаточно хорошим арсеналом знаний и предметными умениями. Однако, подавляющее большинство знаний не востребованы, то есть знания якобы прочные в школах, колледжах, вузах не находят применения на практике. Только активное использование модульно-компетентностной технологии на основе интеграции знаний, умений, навыков, ценностных установок может привести к готовности решить проблемы различной сложности. В процессе обучения искусственный компонент доминирует над естественным и образование нового поколения является областью много профессионально-мыслительной, которая связана с явлениями природы. Только интеграция всех типов педагогических технологий приведёт к качественному скачку в деле контрольной оценке учебно-познавательного процесса. А ключ к этому в широком использовании модульных уроков для предметов естественных наук.
Литература1. Журин А.А., «Химия в структуре общего образования» // «Химия в школе», 2011, № 2, с. 8-12.
2. Заир-Бек С.И., «Критическое мышление», М., 2004.
3. Юцявичене П.А., «Теория и практика модульного обучения»- Каунас, 1989.
4. Третьяков П.И., Сенниковский И.Б., «Технология модульного обучения в школе»- М. Педагогика, 1997.