Готовность педагогов к реализации ФГОС нового поколения


Готовность педагогов к реализации ФГОС нового поколения
Заместитель директора МКОУАннинской СОШ №3 с УИОП по УВР
Филиппова Ольга Юрьевна, filippova231163@mail.ru
Каждый учитель и каждый администратор школы не раз задумывался над вопросом: ЧТО, ЗАЧЕМ и, главное, КАКИМ ОБРАЗОМ изменить в своей педагогической деятельности, чтобы его труд был эффективным, продуктивным, востребованным. Государство и педагогическая наука, обозначив современные цели образования, указали путь изменений. Этот путь в системно-деятельностном подходе к процессу преподавания. Мы не в начале этого пути. Уже несколько лет отдельные учителя выбирают темы самообразования так или иначе связанные с системно-деятельностным подходом, каждый из нас попытался примерить на себя принципы данного подхода, провести анализ своей деятельности, своих уроков, применительно к критериям и показателям системно-деятельностного подхода.
Для оценки своей деятельности на уроке были использованы диагностические карты, обработав которые мы увидели, что уровень работы учителей по различным критериям системно-деятельностного подхода колеблется от 4-х до 63%. Составленные по результатам диагностики диаграммы наглядно показывают проблемные места в освоении системно-деятельностного подхода.
Результаты диагностики дают пищу для размышления не только администрации, но и в первую очередь работающим учителям. Ведь, если учитель начальных классов честно про себя пишет, что на его уроках преобладают вербальные методы, в частности монолог учителя, то совершенно непонятно как можно реализовывать новые ФГОС НОО, введение которых основано именно на системно-деятельностном подходе, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.
Сегодня уже понятно каждому, что введение деятельностных технологий не укладывается в привычную схему «знаю - не знаю», «умею – не умею», оно сменяется параметрами «ищу и нахожу», «думаю и узнаю», «пробую и делаю». Учитель должен так организовать деятельность детей, чтобы они сами приняли участие в решении ключевой проблемы урока и сами могли объяснить, как действовать в новых условиях. Именно таким образом организованный урок будет результативным.
Пройдёт совсем немного времени, и новые стандарты придут в основную школу. Уже сегодня нужно пытаться оценить результативность своих уроков и критерии, разработанные для построения урока в рамках ФГОС, подойдут для этой цели в любом классе и для любого предмета. Результаты анкетирования и диагностики показали, что учителя начальных классов действительно перестроили свою деятельность. Этому способствовала реализация программы повышения квалификации, которая сочетала в себе и курсовую подготовку на курсах в Московской академии и Воронежском педагогическом университете, и обучающие семинары в Российской академии образования, и «Круглые столы» и мастер-классы, организованные в школе. Современные возможности дистанционного обучения, обилие доступной и качественной информационной продукции на образовательных сайтах в сети Интернет, публикации в официальных изданиях позволят каждому педагогическому работнику восполнить образовавшиеся в силу различных причин пробелы в нашей профессиональной подготовке. Ведь очень важно, чтобы преемственность в применении системно-деятельностного подхода сохранилась при переходе учащихся из начальной школы на новую образовательную ступень.
Составляя для себя программу методического самообразования каждому учителю необходимо включить в неё следующие пункты:
изучение деятельностной парадигмы образования как важнейшего условия реализации современных целей образования;
освоение типологии уроков при деятельностном подходе к обучению;
овладение новым типом методической продукции «Технологическая карта».
Совместные действия администрации школы и педагогических работников по совершенствованию средств реализации современных целей образования приведут к самому главному: повышению качества образования. Заполняя диагностические карты по критериям системно-деятельностного подхода, мы решили проследить, насколько зависит качество обучения от уровня работы учителя на уроке. Пока ещё мы не готовы провести соответствующие параллели, подтвердив свои наблюдения конкретными цифрами, в этом мы видим свою будущую задачу. Но уже сегодня можно смело провести зависимость между результативностью во внеурочной деятельности (достижения учеников в предметных олимпиадах, конкурсах, чемпионатах) и высоким уровнем работы учителя. Именно у тех учителей, которые при необходимости легко меняют сценарий урока, мотивируют своих учеников, создавая ситуации успеха, наиболее социализированные дети, обладающие необходимым набором учебных компетенций, способные к самообучению и самообразованию.