Психологическая готовность к школе

Государственное Бюджетное Образовательное учреждение детский сад
комбинированного вида № 1481







Психолого-педагогическая гостиная
в подготовительной группе
на тему: «Психологическая готовность к школе».








подготовила и провела педагог-психолог Шеховская Т.Ю.
ноябрь 2013 год




Психолого-педагогическая гостиная в подготовительной группе на тему: «Психологическая готовность к школе».
Цели: формирование активной педагогической позиции родителей; вооружение родителей психолого-педагогическими знаниями и умениями по данному вопросу; вовлечение родителей в процесс воспитания своих детей.
 План проведения
Приветствие «Перекличка».
Вступительное слово психолога (актуальность проблемы).
Упражнение «Экзамен для родителей».
Раскрытие психологом компонентов готовности к школе.
 Совместный рисунок с родителями: «Как я представляю себя в школе».
Раздача материалов для родителей
Подведение итогов. Выводы.
- Здравствуйте, уважаемые родители, ребята! Очень приятно видеть вас на психолого-педагогической гостиной! Спасибо, что нашли время для встречи и интересного общения. Тема нашей гостиной посвящена обсуждению проблемы перехода детей из детского сада в школу. Мы, родители, заинтересованы в школьных успехах своего ребенка, поэтому как можно раньше начинаем готовить его к поступлению в школу. Что надо сделать, чтобы ребенок пошел в школу подготовленным и учился хорошо, получая при этом только положительные эмоции – цель сегодняшнего разговора. Но в начале, давайте поприветствуем друг друга.
- Ребята! На нашей встрече вы не одни! Рядом с вами сидит кто-то из вашей семьи – мама, папа, бабушка, дедушка. Сейчас вы расскажете нам всем про того, кто сидит рядом. Назовёте того, кто сидит рядом с вами, скажете, как его зовут. А взрослые пусть также представят своих детей.


Упражнение экзамен для родителей.
А теперь давайте проведем небольшой экзамен для родителей. Родителям предлагается сравнить, чем будет отличаться жизнь дошкольника от жизни первоклассника. Для этого нужно ответить на ряд вопросов, ответы на которые пишут на «билетиках».
«На ваших столах лежат листочки бумаги и ручки, просим вас на этих листочках написать ответы на следующие вопросы:
1. Какие занятия проводятся в детском саду, а какие предметы будет изучать ребенок в первом классе?
2. Сколько занятий в день проводится в детском саду? Сколько уроков в день будет в первом классе?
3. Длительность занятия в подготовительной группе детского сада? Длительность урока в школе?
- Большое спасибо! Теперь рассмотрим схему готовности ребенка к школе. На доске расположены карточки. Как Вы думаете, какие из перечисленных характеристик является основополагающим для готовности ребенка к школе:
Умение читать и писать
Умение считать
Умение логически мыслить
Психологическая готовность
Ответственность и самостоятельность
Умение общаться в коллективе сверстников и со взрослыми
Одна из основополагающих характеристик готовности детей к успешному обучению в школе является психологическая готовность к школе. Что же это такое?
Психологическая готовность ребенка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания обучения дошкольника в семье и в детском саду. ЕЕ содержание определяется системой требований, которые школа предъявляет к ребенку. Эти требования заключаются в необходимости ответственного отношения к школе и учебе, произвольного управления своим поведением, выполнения умственной работы. Обеспечивающее сознательное усвоение знаний, установление сов взрослыми и сверстниками взаимоотношений, определяемых совместной деятельностью.
Необходимо помнить, что под «готовностью к школе» понимают не отдельные знания и умения, но их определенный набор. В котором должны присутствовать все основные элементы, хотя их уровень развития может быть разным.
Психологическая готовность - это:
Интеллектуальная готовность;
Мотивационная готовность;
Эмоционально-волевая готовность;
Коммуникативная готовность.
Интеллектуальная готовность предполагает развитие внимания, памяти, речи, Сформированные мыслительные процессы анализа. Синтеза, обобщения, установление закономерностей, пространственного мышления, умение устанавливать связи между явлениями и событиями, делать простейшие умозаключения на основе аналогии. Например, морковь-огород, грибы – лес.
К 6-7 годам ребенок должен знать:
свой адрес и название города, в котором он живет;
название страны и ее столицы;
имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы;
времена года, их последовательность и основные признаки;
название месяцев, дней недели;
основные виды деревьев и цветов.

Мотивационная готовность – это наличие у детей желания учиться. Стремление ребенка стать школьником, выполнять определенные правила поведения школьника и иметь его права и обязанности и составляют «внутреннюю позицию» школьника.
Важно рассказывать детям о том, что именно значит быть школьником. Почему он становится более взрослым, поступив в школу, какие обязанности он там будет выполнять. На доступных примерах можно показать важность уроков, оценок, школьного распорядка.

Если Вы хотите помочь ребенку учиться в школе радостно, начните со следующего:
расскажите, что значит быть школьником, и какие обязанности появятся в школе;
на доступных примерах покажите важность уроков, оценок, школьного распорядка;
воспитывайте интерес к содержанию занятий, к получению новых знаний;
никогда не говорите о том, что в школе не интересно, что это напрасная трата времени и сил.
Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе, не следует запугивать детей предстоящими трудностями, строгой дисциплиной. Строгостью учителя. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу, дома его понимают, верят в его силу.
Достаточно дать понять ребенку, что учеба- это обязанность каждого человека, и от того насколько он будет успешен в учении, зависит его будущее, отношение к нему окружающих.
Волевая готовность предполагает наличие у ребенка волевого усилия, т. е. умение сосредотачиваться на объекте, слушать, вникать в содержание того, о чем говорит взрослый.
Волевая готовность предполагает наличие у ребенка:
способностей ставить перед собой цель;
принять решение о начале деятельности;
наметить план действий;
выполнить его, проявив определенные усилия;
оценить результат своей деятельности;
а также умения выполнять не очень привлекательную работу.
Развитию волевой готовности способствует изобразительная деятельность, конструирование. Для развития воли хороши настольные игры, где необходимо соблюдать правила игры и подвижные игры на внимание: «Запрещенное движение», «Да или нет».
Не ругайте ребенка за ошибку, а разберитесь в ее причине. Относитесь к ребенка так, как к себе, мы ценим себя по тому, что можем и умеем, так как все знать невозможно.
Коммуникативная готовность – проявляется в умении ребенка подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе.
Она предполагает включиться в детское сообщество, действовать совместно с другими ребятами, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить.
В целях развития коммуникативной компетентности следует поддержать доброжелательное отношение вашего ребенка к окружающим. Личный пример терпимости во взаимоотношениях с родными, близкими, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе.
- Я думаю, что эта информация поможет вам при подготовке ребенка к школе. А теперь давайте с Вами немного пофантазируем и представим, каким Вы видите своего первоклассника в школе: игривый, озорным, застенчивым, активным, любознательным. И нарисуем вместе с ребенком портрет своего будущего ученика».
Рисунок родителей и детей на тему: «Как я представляю своего ребенка в школе».
-Какие замечательные рисунки у нас получились. Надеюсь, что наша встреча оказалась интересной и плодотворной. Ждем Вас на следующих гостиных.
Раздача материала, подведение итогов.
Благодарю за внимание!

15