Роль самообразования в реализации профессионального стандарта педагога


Вершинин Д.А., учитель физкультуры
МОУ «Сернурская СОШ №2 им.Н.А.Заболоцкого»
Роль самообразования в реализации профессионального стандарта педагога
Для профессиональной деятельности педагога сегодня недостаточно просто работать в образовательном учреждении и знать свой предмет.
Для педагогической деятельности на современном уровне требований общества необходимо постоянно обновлять и обогащать свой профессиональный потенциал.
Чтобы оставаться профессионалом, требуется непрерывный процесс самообразования. Профессиональное самосовершенствование и самовоспитание педагога в принципе невозможно, если он сам не увидит пробелы в общепедагогических знаниях, в знаниях по преподаваемым основам науки. Ведущим компонентом профессионального самосовершенствования и самовоспитания педагог является самообразование,
Совершенствование качества обучения и воспитания в образовании  напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования педагога.
Самообразование есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к нам самые высокие требования. Для того чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Педагог должен знать не только свой предмет, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др., об этом говорится в «Профессиональном стандарте педагога».
Педагог должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его учеников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире.
Самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога. Определим составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие   к самообразованию:
Ежедневная работа с информацией. Готовясь к занятию, выступлению, родительскому собранию,  воспитательному мероприятию и др.  возникает необходимость поиска и анализа новой информации
Желание творчества. Педагог – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему календарно-тематическому плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.
Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках,  формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ педагога как «несовременного человека»
Общественное мнение. Педагогу не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим   быть обидно.
Материальное стимулирование.  Категория педагога, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.
Интерес. Учиться просто интересно. Если представить деятельность педагога в области самообразования списком глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать и писать.

Изучив стандарт педагога, я решил проанализировать свою педагогическую деятельность.
«Стандарт» гласит:
Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной образовательной программы ( Я разработал и реализовывал рабочие программы по физкультуре в 3-4 классах, сейчас разрабатываю программу для 5 класса)
Планирование и проведение учебных занятий. (Я работаю с детьми 4,5,8-х классов, что требует знаний по ФГОС, поэтому приходится изучать литературу по данной теме, сейчас прошёл электронное тестирование по теме «Реализация ФГОС ООО». )Формирование УУД (Уроки стараюсь строить в соответствии новым требованиям ФГОС, для формирования и личностных, регулятивных и коммуникативных УУД)
Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения (Я участвую в методических семинарах и педсоветах школы, в прошлом году ездил на курсы повышения квалификации по теме: «Современный урок в соответствии с требованиями ФГОС», так же посетил семинар на тему «Формирование этнодуховности и гражданской идентичности обучающихся в условиях поликультурной среды», был на стажировке по теме «Реализация всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО» в лицее им Ломоносова )Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.
(Мы ездим на МО в Марисолу, Казанский, Кукнур, Зашижимье, и т.д где я набираюсь опыта по проведению уроков. Так же посещаю уроки у своих коллег и сам провожу открытые уроки на семинарах. Так, в январе 2014 года в рамках районного семинара учителей физкультуры провел открытый урок в 6 классе по теме «Совершенствование техники приёма мяча снизу и передача мяча сверху», 28 января 2015 года в рамках республиканского семинара «Модель образовательного пространства как основополагающее условие формирования успешной личности обучающегося» провел открытый урок в 7 классе плавания по теме «Совершенствование техники плавания кролем на груди и на спине»)
Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности. (В конце каждого года я составляю информационную карту, в ней сразу видно чего я добился за прошедший год)
Формирование мотивации к урокам физкультуры. (Миронов Максим занявший 2 место во Всероссийском дне бега «Кросс нации – 2014» в Сернурском районе, Яшкин Антон занявший 3 место во Всероссийском дне бега «Кросс нации – 2014» в Сернурском районе, Яшкин Антон за 2 место в школьном легкоатлетическом кроссе «Осенний марафон», Миронов Максим за 1 место в школьном легкоатлетическом кроссе «Осенний марафон», Миронов Максим за 1 место в легкоатлетическом кроссе, посвященному памяти воина-интернационалиста Завойских О.В, Пакеев Алексей за 3 место в легкоатлетическом кроссе, посвященному памяти воина-интернационалиста Завойских О.В, Гусева Анна за 2 место во Всероссийском дне бега «Кросс нации – 2014» в Сернурском районе.)
Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики – http://www.fizkult-ura.ru/, fizkultura-na5.ru
Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни
  Самообразование педагога – целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью, с целью приобретения систематических знаний в области педагогики. В этом учебном году тоже планирую повышать свою квалификацию на курсах, вебинарах. Собираюсь пройти аттестацию на первую категорию.