Конспект урока на тему «Нижегородский край в первой половине XVIII века»
Конспект урока.
Тема урока: «Нижегородский край в первой половине XVIII века».
Класс: 8.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Форма урока: лекция с элементами практической работы.
Цель урока: способствовать формированию у обучающихся знаний и умений по теме «Нижегородский край в первой половине XVIII века».
Задачи:
1. Образовательные.
Дети должны знать:
- административно-территориальное деление Нижегородского края в первой половине XVIII века;
- социально-экономическое положение нижегородцев в данной эпохе;
- события восстания Г.Старченко в заволжских лесах в ходе восстания К.Булавина;
- даты (1707-1708 гг – восстание на Дону под предводительством К.Булавина и Г.Старченко в заволжских лесах; 1714-1719 гг – образование Нижегородской губернии; 1722 гг – строительство судов в Нижнем Новгороде для персидского похода, приезд Петра I в Нижний Новгород);
- понятия: губерния, мануфактура, посад, старообрядцы, раскол, крепостное право, бургомистр, ратуша, черносошные крестьяне, помещичьи крестьяне.2. Развивающие.
Дети должны уметь:
1- работать с фактами;
2- работать с историческими источниками;
3- описывать, объяснять, анализировать и работать с версиями;
4- применять знания и умения в социальной среде.
3. Воспитательные.
Дети должны понимать ценность:
1- чувства патриотизма;
2- требовательного отношения к себе;
3- уважительного отношения к одноклассникам;
4- интереса к предмету «Краеведение»;
5- добросовестного отношения к труду.
Средства обучения: карта «Россия при Петре I», документы, ПК, мультимедийный проектор, экран, презентация.
Ход урока.
Этапы, УВЗ, УВМ, время Деятельность учителя Деятельность учеников
1. Организационный. 2-3 мин. Психологическая задача: обеспечить нормальную обстановку для работы на уроке; психологически подготовить детей к общению. 1. Приветствие.
2. Определение отсутствующих.
3. Проверка готовности к уроку.
4. Организация внимания. 1. Приветствие.
2. Подготовка к уроку.
2. Этап подготовки к усвоению новых знаний. 2-3 мин.
УВЗ:
1. Познакомить с темой нового материала;
2. сформулировать цели предстоящей работы. Учитель объявляет тему урока.
Учитель вместе с учениками ставит цель урока.
План.
1. Административно-территориальное деление Нижегородской губернии.
2.Петр I в Нижнем Новгороде.
3. Социально-экономическое положение нижегородцев.
4. Восстание на Дону К.Булавина. Отряд Г.Старченко в заволжских лесах.
Знакомство с темой. Формулировка целей и задач урока
3.Этап усвоения новых знаний. 15-20 мин.
УВЗ:
1. Дать обучающимся конкретные представления по теме;
2. добиться восприятия нового материала;
3. сформулировать нравственное отношение по теме.
УВМ1УВМ2УВМ3
УВМ41. Административно-территориальное деление Нижегородской губернии.
Учитель: «Давайте вспомним из курса Истории России : что вы знаете о реформах Петра I? Предположите, как проведение реформ в области центрального управления, армии и хозяйстве страны могло отразиться на состоянии Нижегородской губернии?».
Учитель рассказывает материал по вопросу.
Вопросы учащимся (учащиеся делятся на 3 варианта): « Что такое губерния? Что такое ратуша? Кто такой бургомистр?»
Общий вопрос: «С какой целью проводилась административно-территориальная реформа?»
2.Петр I в Нижнем Новгороде.
Учитель: «На прошлом уроке я давала задание для одного ученика подготовить сообщение о пребывании Петра I в Нижегородской губернии. Давайте его заслушаем и в конце обсудим.»Вопросы для обсуждения:
1. В каком году Петр I приехал в Нижний Новгород?
2. С какой целью Петр I посетил Нижний Новгород?
3. В палатах каких знаменитых купцов остановился Петр I при приезде в Нижний Новгород в 15 мая 1722 года?
3. Социально-экономическое положение нижегородцев.
Ученики делятся на 4 группы. Каждая группа получает по документу.
1 группа: документ №114 (приложение 1). Вопросы: сравните численность крестьян и посадских людей в XVII- начале XVIII вв. Какие изменения произошли в численности населения? Как вы можете это объяснить?
2 группа: документы №113-15, 45, 46 (приложение 2).
Вопросы: о каких категориях крестьян идет речь в документах? Какие повинности несли крестьяне? Можно ли утверждать, что при Петре I усилился крепостной гнет?
3 группа: документы №16, 18 (приложение 3).
Вопросы: о развитии какой сферы экономики идет речь в документе? Какое сословие упомянуто в документах? Можно ли утверждать, что в Нижегородском крае развивались товарно-денежные отношения?
4 группа: документы №17, 20, 25,29 (приложение 4).
Вопросы: почему в первой половине XVIII века усиливается бегство крестьян? Как государство решало эту проблему?
Учитель: «Давайте выделим старые (феодальные) и новые (капиталистические) черты в хозяйственной жизни Нижегородской губернии в первой половине XVIII века».
4. Восстание на Дону К.Булавина. Отряд Г.Старченко в заволжских лесах.
Учитель: «Как вы думаете, как могли отреагировать крестьяне на усиление крепостного гнета? Давайте заслушаем доклад учащегося о восстании Г.Старченко».
Вопросы для обсуждения:
1. Дата восстания;
2. Социальный состав восставших;
3. Результаты восстания. УВМ1. Преобразования в государственной и общественной жизни, осуществлённые в период правления в России, например, реформа в области государственного управления и т.д.
Например, после военной реформы были проведены рекрутские наборы в армию – уменьшение численности мужского трудоспособного населения Нижегородского края.
Ученики слушают учителя и воспринимают информацию.
1 вариант: высшая единица административно-территориального деления в России.
2 вариант: орган городского или посадского управления и самоуправления, первоначально купеческая управа, позже городская дума; ее члены назывались ратманами.
3 вариант: должностное лицо, входившее в состав органов городского самоуправления.
Ученики выдвигают свои версии (например, сбор средств для ведения войны и мобилизация населения (не существовало четкой структуры)).
УВМ2. Ученики внимательно слушают доклад.
1. 16 мая 1695 года.
2. Организуя поход на Азов, он часть войск решил направить на судах по реке-Москве, Оке и Волге. В Нижнем Новгороде Петр решил пересадить войска с мелких судов на более крупные.
3. Строгановых.
УВМ3. 1 группа:
2 группа:
3 группа:
4 группа:
Общий вопрос:
Старые
Новые
Ученики: «Например, восстанием».
Ученики слушают доклад.
1.1773-75 гг.
2. крестьяне, рабочие и т.д.
3. Восстание было подавлено.
4. Этап закрепления. 7-10 мин.
УВЗ- закрепить в памяти учащихся новые знания, способствовать их осмысления, выработать необходимые умения.
УВМ1.
Решить кроссворд (приложение 5).
Ответы: 1- мануфактура; 2- губерния; 3- старообрядцы; 4- посад; 5- бургомистр; 6- крепостное; 7- черносошные; 8- помещичьи; 9- ратуша.5. Этап информирования о домашнем задании. 1-1.5 мин.
УВЗ- сообщить о домашнем задании, провести инструктаж, заинтересовать в домашнем задании. 1 часть: ст. 44-45.
2 часть: Что общего и различного было в социально-экономическом развитии Нижегородского края и России в целом в первой половине XVIII века?
3 часть*: написать ЭССЕ на тему: «Жизнь крестьян: сладость или муки?»
Внимательно слушать учителя.
Записать правильно домашнее задание. Задать вопросы учителю.
Приложение 5.
4 5 2 3 1 7 6 8
9 Вопросы:
1. Большое предприятие, где, в основном, применялся ручной труд наёмных рабочих и широко использовалось разделение труда
2. Высшая единица административно-территориального деления в России3. Общее название последователей религиозных течений в России, выделившихся в результате церковных реформ, проведенных патриархом Никоном
4. Первоначально населённая область за пределами кремля или детинца; та часть, которой город прирастал, где находилось торжище и ремесленные слободы.
5.Должностное лицо, входившее в состав органов городского самоуправления
6. Совокупность юридических норм, закрепляющих наиболее полную и суровую форму крестьянской зависимости
7. Категория тяглых людей в России в XV—XVII веках. В отличие от крепостных крестьян, эти крестьяне не были лично зависимыми, а потому несли тягло не в пользу помещиков, а в пользу Российского государства.
8. Крепостные крестьяне, принадлежащие на правах собственности дворянам-помещикам
9. Орган городского или посадского управления и самоуправления, первоначально купеческая управа, позже городская дума; ее члены назывались ратманами