Конспект урока русской словесности на тему Виды драматического рода словесности
Конспект урока русской словесности в 7 классе
Учитель: Краснова Н.Н., МКОУ СОШ №1
Тема: Виды драматического рода словесности (п.97-98)
Цели:1.Познакомить с видами драматического рода словесности в сравнении с эпикой и лирикой.
2.Развивать навыки определения видов драматического рода словесности.
3.Воспитывать неприятие порока алчности в любом его проявлении.
Оборудование: учебник «Русская словесность.7 класс» Р.И.Альбетковой, фрагмент презентации Гизатулиной О.И., наглядно-иллюстративный материал для работы в парах, интерактивная игра «Мешки со словами», видеоролик монолога скупого рыцаря в исполнении И.Смоктуновского.
План и ход урока:
1.Оргмомент.
2.АОЗ.
А) проверка д.з.(упр.10)-1,2ряд; интерактивная игра-3 ряд;
Б) беседа по вопросам:
-Какие три рода литературы вы знаете?
-Охарактеризуйте эпический род, лирический род словесности.
3.ФНЗ.
А) проблемная ситуация (разведение понятий «род», «вид» и «жанр»);
Примеры родо-видовых отношений в литературе (запись на доске):
Род: драматический; вид: комедия; жанр: комедия положений.
Род: эпический; вид: повесть; жанр: фантастическая повесть и т.д.
Рассмотрите следующую таблицу, в которой представлены виды и жанры, относящиеся к различным родам искусства слова:
Роды, виды и жанры художественной словесности
ЭПОС ДРАМА ЛИРИКА
Народный Авторский Народная Авторская Народная Авторская
Миф Поэма (эпос): Героическая Строговоинская Сказочно- легендарная Историческая... Сказка Былина Дума Легенда Предание Баллада Притча Малые жанры: пословицы поговорки загадки потешки... ЭпопеяРоман: Историческ. Фантастич. Авантюрный Психологич. Р.-притча Утопический Социальный... Малые жанры: Повесть Рассказ Новелла Басня Притча Баллада Лит. сказка... Игра Обряд Народная драма Раек Вертеп... Трагедия Комедия: положений, характеров, масок... Драма: философская социальная историческая соц.-филос. Водевиль Фарс Трагифарс... Песня Ода Гимн Элегия Сонет Послание Мадригал Романс Рондо Эпиграмма...
Б) практическая работа (форма драмы);
Прочитаем фрагменты первых страниц текста драмы А.Островского "Гроза":
ГРОЗА Драма в пяти действиях Лица:
С а в е л П р о к о ф ь и ч Д и к о й, купец, значительное лицо в городе. Б о р и с Г р и г о р ь е в и ч, племянник его, молодой человек порядочно образованный. М а р ф а И г н а т ь е в н а К а б а н о в а (К а б а н и х а), богатая купчиха, вдова. Т и х о н И в а н ы ч К а б а н о в, ее сын. К а т е р и н а, жена его. В а р в а р а, сестра Тихона. К у л и г и н, мещанин, часовщик-самоучка, отыскивающий вечный двигатель. (…)
Действие происходит в городе Калинове, на берегу Волги, летом. Между 3-м и 4-м действиями проходит 10 дней. Все лица, кроме Бориса, одеты по-русски.
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ Общественный сад на высоком берегу Волги; за Волгой сельский вид. На сцене две скамейки и несколько кустов. Явление первое
Кулигин сидит на скамье и смотрит за реку. Кудряш и Шапкин прогуливаются. К у л и г и н (поет). "Среди долины ровныя, на гладкой высоте…" (Перестает петь.) Чудеса, истинно надобно сказать, что чудеса! Кудряш! Вот, братец ты мой, пятьдесят лет я каждый день гляжу на Волгу и все наглядеться не могу. К у д р я ш. А что? К у л и г и н. Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется! (…) Б о р и с. Праздник; что дома-то делать! Д и к о й. Найдешь дело, коль захочешь. Раз тебе сказал, два тебе сказал: "Не смей мне навстречу попадаться"; тебе все неймется! Мало тебе места-то? Куда ни пойди, тут ты и есть! Тьфу ты, проклятый! Что ты, как столб стоишь-то! Тебе говорят, аль нет? Б о р и с. Я и слушаю, что ж мне делать еще! Д и к о й (посмотрев на Бориса). Провались ты! Я с тобой и говорить-то не хочу, с езуитом. (Уходя.) Вот навязался! (Плюет и уходит.)
-Что наблюдали?
В) словарная работа;
Организация текста драматического произведения и необходимые термины:
АФИША - это список действующих лиц с авторскими пояснениями;
РЕМАРКА - это внутритекстовые авторские пояснения к происходящему на сцене, декорациям, поведению героев; ремарка, по сути, единственный способ донести до читателя прямо, без театральных посредников, авторский голос;
РЕПЛИКА - это слова персонажей драматического произведения; реплики организуют сценические диалоги героев;
ЯВЛЕНИЕ (или картина, или сцена) - это сюжетно законченный фрагмент текста драматического произведения; каждое явление (или сцена, или картина) представляют собою отдельный законченный момент сценического действия, иначе говоря - эпизод.
Так как драма - это сценическое действие, театральное зрелище, то оно рассчитано не столько на общение одного читателя с авторским текстом (как романы, рассказы, поэмы, стихи, где читатель и произведение "общаются" тет-а-тет, наедине друг с другом), сколько на массовый контакт произведения со зрителями. В театры приходят сотни и тысячи людей. И удержать их внимание очень и очень трудно. Поэтому фундамент любого спектакля - авторское литературное произведение - должен основываться на зрительском интересе и цепко его "держать". В этом драматургу помогает драматическая интрига.
ИНТРИГА (от лат. Intricare, "запутывать") - 1) происки, скрытые действия, обычно неблаговидные, для достижения чего-либо; 2) соотношение персонажей и обстоятельств, обеспечивающее развитие действия в художественном произведении. (Словарь иностранных слов, 1988.)
Иначе говоря, интрига - это некая тайна, загадка, нередко организованная кем-то из персонажей в собственных целях, разгадывание которой и есть основа драматургического действия. Без интриги не обходится ни одна пьеса, так как иначе она не будет интересна читателям и зрителям.
В) работа с кадрами презентации и таблицей;
Теперь обратимся к содержанию драматургических произведений. Оно в первую очередь связано с видом и жанром драмы. Различают три вида драматических произведений: трагедию, комедию и драму (не запутайтесь, название вида совпадает с названием рода литературы, но это разные термины).
Трагедия Комедия Драма
Эпоха и культура появления: Античная Греция. Возникла из ритуальных жреческих празднеств, посвященных богам и героям мифов Античная Греция. Возникла из народных календарных праздничных шествий. Западная Европа, XVIII век. Стала своеобразным "промежуточным" жанром между трагедией и комедией.
Основа сюжета: Первоначально: мифологические и исторические сюжеты. Позже - поворотные, кульминационные, моменты истории и судьбы человека Бытовые истории, связанные с повседневной жизнью человека и отношениями в семье, с соседями, сослуживцами и т.д. Может использовать сюжетные основы, характерные и трагедии, и комедии
Главные герои: Первоначально: боги, герои мифов, исторические личности;Позже - сильные, нетривиальные личности, могучие характеры, несущие некую идею, во имя которой согласны жертвовать всем. Обычные люди, горожане, сельчане с их повседневными заботами, печалями и радостями, плутнями, удачами и неудачами. Любые герои.
Конфликт: Трагический, или неразрешимый. В основе лежат великие "вечные" вопросы бытия. Комический, или разрешимый в ходе правильных (с точки зрения автора) действий героев. Драматический: По глубине противоречий близок к трагическому, но герои не являются носителями идеи.
Творческие цели: Показать борьбу человека и обстоятельств, человека и судьбы, человека и общества в остроте противоречий, мощь человеческого духа в правоте или заблуждениях. Высмеять порок, показать его бессилие и проигрыш перед истинными жизненными ценностями простого человека. Показать сложность и противоречивость жизни человека, несовершенство общества, неидеальность человеческой натуры
Примеры: Софокл. Царь Эдип У.Шекспир. Гамлет В. Вишневский. Оптимистическая трагедия Аристофан. Облака Мольер. Тартюф Н.Гоголь. Ревизор А.Островский. Свои люди - сочтемся! М.Булгаков. Иван Васильевич Х.Ибсен. Кукольный дом А.Островский. Гроза М.Горький. На дне
4.ФПН.
А) аналитическое чтение параграфов учебника (сравнение с материалом таблицы);
Б) просмотр фрагмента маленькой трагедии и беседа по вопросам:
-Какие чувства вызвал главный герой?
-Какой порок олицетворяет собой Барон?
-В чём вы видите выход из сложившейся ситуации?
-Назовите элементы формы драмы в Маленькой трагедии А.С.Пушкина.
-Докажите, опираясь на материал таблицы, что перед вами трагедия.
5.Рефлексия.
-Что показалось самым сложным на уроке?
-Что понравилось и запомнилось?
6.Д.З. П.№ 97-98, №7.